РАЗВИВАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА»
материал
РАЗВИВАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
РАЗВИТИЯ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_tehnologiya.doc | 177 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИВАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
РАЗВИТИЯ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА»
Воспитатель: Лисина К.Е.
Содержание
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ………………………………….………….….……...2
1/1. Пояснительная записка………………………………………………..3
Цели и задачи……………………………………………………...…...4
1/2. Планируемые результаты………………………..……….…………..5
Целевые ориентиры в старшем возрасте (возрастные и
индивидуальные особенности детей)…………………………..…5-6
Развивающее оценивание качества образовательной технологии..7
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2/1. Описание образовательной технологии в соответствии с направлениями развития ребенка, с использованием пяти образовательных областей…………………………………………………………………………13
2/2 . Взаимодействие взрослых с детьми……………………………...17
2/3. Взаимодействие педагога с семьями дошкольников……………19
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ……………………..……………….26
3/1. Организация развивающей предметно пространственной среды..26
3/2. Перечень литературных источников………………………………26
-2-
Пояснительная записка.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развития его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.
Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача - найти путь решения – реализуется средствами игры и игровых действий.
Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим играм, средствам. Особенной популярностью пользуются палочки Кюизенера.
Палочки представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки разной длинны. На каждого ребенка необходимо столько палочек, сколько указано в пункте «Оборудование» каждой из игр.
Палочки дают возможность выполнять различные упражнения на столе и на полу.
Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длинны палочек помогают освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны(цвета и размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов ( по цвету, длине, высоте, ширине).
От элементарной игры с цветными полосками дети постепенно продвигаются к понятию пространственно-количественных характеристик, которые осваиваются в совместной деятельности ребенка и взрослого. Важно не ограничиваться показом готовых построек. Нужно дать возможность выбирать действия ребенку самому, тогда игра станет радостным открытием нового.
Прежде чем начать занятия с детьми, дайте им возможность рассмотреть палочки. Возможно, в ходе игры детям удастся сделать собственные открытия. Затем можно приступать к обучающим задачам. В данной работе предлагается ряд игр и упражнений, задания предлагаются в определенном порядке. Важно не спешить, не приступать к следующей задаче или игре, если ребенок плохо усвоил материал.
-3-
ЦЕЛЬ:
Позитивная социализация, индивидуализация развития поддержки детской инициативы. Содействовать развитию способности видеть в окружающем мире свойства, отношения и зависимости ; умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.
ЗАДАЧИ:
1. Способствовать формированию познавательной мотивации обучения;
2.Способствовать проявлению у детей приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
3. Развивать речь, умение обосновывать свои суждения, строить простейшие
умозаключения;
4.Инициировать проявления у детей вариативного и образного мышления,
фантазии, творческого воображения;
5.Мотивировать развитие любознательности, самостоятельности, инициативности.
-4-
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Все виды деятельности дошкольника объединяет их моделирующий характер. Дети моделируют взаимоотношения людей, когда разыгрывают какой-либо сюжет в игре. Они создают модели, отражающие взаимосвязи между предметами, когда используют заместители вместо реальных предметов. Рисунок является наглядной моделью изображаемого объекта или ситуации. Создаваемые конструкции представляют объемные модели предметов. В то же время виды деятельности дошкольника различаются с точки зрения отношений, которые складываются между ребенком и взрослым. В игре взрослый, его общественные функции, отношения к вещам и другим людям присутствуют опосредованно, через роль. Благодаря роли, ее действенному воплощению дошкольник усваивает принятые в обществе отношения к людям и вещам. Близко к игре стоят продуктивные виды деятельности. В них окружающая действительность опосредуется в форме представления ребенка о предметах и ситуациях. В бытовой деятельности, связанной с выполнением режимных процессов, ребенок действует в реальной ситуации так же, как и взрослый. В различных видах труда, доступных дошкольнику, он становится непосредственным сотрудником взрослого, как и в бытовой деятельности. И в тоже время ребенок вступает в отношения со взрослым через социально значимый результат своего труда. В дошкольном возрасте происходит значительное расширение рамок общения со взрослым прежде всего за счет овладения речью, которая выводит коммуникативные контакты за пределы конкретной ситуации, расширяет их границы. Теперь общение происходит по поводу познавательных, нравственных, личностных проблем. К тому же ребенок общается не только с близкими людьми, педагогами, но и с посторонними, интенсивно развиваются формы и содержание общения со сверстниками, превращаясь в мощный фактор психического развития, который влечет за собой освоение соответствующих коммуникативных умений и навыков. Ведущим видом деятельности выступает сюжетно-ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции. Таким образом, дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них. Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Если ребенок в конце раннего детства говорит: «Я большой», - то дошкольник к 7 годам начинает считать себя маленьким. Такое понимание основано на осознании своих возможностей и способностей. Ребенок понимает, что для того, чтобы включиться в мир взрослых, необходимо долго учиться. Конец дошкольного детства знаменует собой стремление занять более взрослую позицию, то есть пойти в школу, выполнять более высоко оцениваемую обществом и более значимую для него деятельность - учебную.
-5-
Индивидуальные особенности детей.
Предоставляются по сведениям медицинской сестры (группа здоровья)
ФИО | Группа здоровья |
-6-
Задачи образовательной работы по образовательным областям, включая особенности возраста с использованием технологии.
Социально-коммуникативное развитие | Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками Развивать формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками Формировать основы безопасного поведения в быту, социуме, природе |
Познавательное развитие | Обеспечить интеллектуальное развитие детей в области ЭМП Формировать и поддерживать устойчивый интерес к получению знаний Развивать познавательные и исследовательские способности детей, их воображение Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность Расширить кругозор |
Художественно – эстетическое развитие | Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания Становление эстетического отношения к окружающему миру Реализация самостоятельной творческой активности детей |
Речевое развитие | Формировать пассивный и активный словарь Формировать звукопроизношение, четкую артикуляцию звуков, речевой слух, навыки звукового анализа слов |
Физкультурное развитие | Создание условий для развития, обучения, оздоровления детей Сохранение здоровья детей и повышения двигательной активности Создание положительного и эмоционального настроения и снятие психоэмоционального напряжения |
-7-
Планируемые результаты образовательной работы, мониторинг детского развития ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» по технологии
1 | Проявляет познавательный интерес в быту и в организованной деятельности, ищет способы определения свойств незнакомых предметов |
2 | Проявляет интерес к деятельности, планирование деятельности, вариативность поиска способов решения задачи в деятельности с цветными счётными палочками Кюизенера. |
3 | Выявить умения детей в принятии на себя ведущей роли в играх и упражнениях с цветными счётными палочками Кюизенера. |
4 | Выявить уровень развития творческой инициативы у детей в конструировании игровых упражнений. |
5 | Выявить уровень понятий «Высокий - низкий», «широкий – узкий», «длинный – короткий» с использованием палочек Кюизенера |
6 | |
7 | Знает количественный и порядковый счет в пределах 20, знает состав числа до 10 (20) из единиц и из двух меньших (до20) с помощью палочек Кюизенера |
8 | Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуется пособие палочки Кюизенера |
9 | Знает способы измерения величин: длины, массы. Пользуется условной меркой |
10 | Называет отрезок, угол, круг, овал, многоугольник, шар, куб, проводит их сравнение. Умеет делить фигуры, на несколько частей и составлять целые. |
11 | Знает временные понятия: день-неделя-месяц, минута-час (по часам), последовательность времен года и дней недели |
-8-
Результаты выполненных заданий анализировались по следующим показателям из таблицы.
По ходу эксперимента были выявлены 3 уровня освоения детьми позиции субъекта в деятельности с цветными счётными палочками Кюизенера.
В качестве критериев оценки уровня математического развития использовалась десятибалльная система.
8-10 баллов - высокий уровень – ребёнок сразу приступает к деятельности, активен. Принимает на себя ведущую роль в играх. Самостоятельно и вариативно придумывает игровые упражнения с палочками Кюизенера развивающей направленности и вовлекает в них детей. Проявляет творчество.
4-7 баллов - средний уровень – ребёнок сразу приступает к деятельности, активен. Принимает на себя ведущую роль в играх. Недостаточно самостоятелен, требуются советы, указания, подключение взрослого к процессу. Повторяет известные способы составления игровых упражнений.
1-3 балла - низкий уровень – ребёнок не сразу приступает к деятельности. Не принимает на себя ведущую роль в играх. Низкая самостоятельность, необходима прямая помощь взрослого. Творчество не проявляет.
Критерии мониторинга.
Высокий уровень- дети, проявляют высокую активность в деятельности с палочками Кюизенера. Прослеживается интерес к деятельности, целеполагание, планирование и вариативность выполнения упражнений, оценка собственного результата. Легко принимают на себя роль (роль взрослого). Аргументируют свои игровые замыслы. Дети проявляют высокую самостоятельность в выполнении упражнений, оригинальность и творчество, рационально используя имеющийся опыт.
Средний уровень – дети активны в поисковой деятельности. Прослеживается наличие интереса к деятельности, но по ходу выполнения упражнений не сохраняется. Планируют свою деятельность, оценивают свой результат. Принимают на себя роль (роль взрослого). Аргументируют свои игровые замыслы. Сниженная самостоятельность, требовалось подключение взрослого к процессу: повторное объяснение упражнения, советы, указания, наводящие вопросы. Сниженная творческая инициатива, дети в основном опираются на имеющийся опыт при выполнении заданного, не проявляя творчества.
Низкий уровень- сниженная активность в деятельности с палочками Кюизенера, заменяют заданное манипуляцией с палочками. Интерес к деятельности не проявляют. Не принимают на себя роль (роль взрослого).
-9-
На помощь педагога не всегда реагируют адекватно или вообще отказываются от выполнения упражнения, но при этом (в большинстве случаев) аргументируют свой отказ: «Я не знаю, как это делать. Ничего не понимаю», «У меня ничего не придумывается»
Проведённое исследование позволило нам отнести трех детей высокому уровню – 20%, восемь детей к среднему – 53,3% и четырех к сниженному уровню – 26,4% развития математических представлений в деятельности с цветными счётными палочками Кюизенера. К высокому уровню пять детей – 33,3%, к среднему – восемь детей – 53,3%, к сниженному уровню - двух детей 13,4% .
Анализ результатов эксперимента показал, что уровень освоения детьми математических представлений в деятельности с данным дидактическим материалом ниже возможного для детей среднего дошкольного возраста (преимущественно средний уровень). Это проявилось в активности детей в деятельности с палочками Кюизенера. Прослеживается наличие интереса к деятельности, но по ходу выполнения упражнений не сохраняется. Дети планируют деятельность, но нарушают ход поиска, также часто утрачивают цель, оперируют известными способами осуществления деятельности. Аргументируют свои игровые замыслы. Принимают на себя роль (роль взрослого). У многих детей понижена самостоятельность, требовалось подключение взрослого к процессу: повторное объяснение упражнения, советы, указания, наводящие вопросы. Сниженная творческая инициатива, дети в основном опираются на имеющийся опыт привыполнении заданного, не проявляя творчества.
У детей, отнесённых к сниженному уровню, были выявлены следующие недостатки:
- сниженная активность в деятельности с палочками Кюизенера, заменяют заданное манипуляцией с палочками.
- сниженная самостоятельность, требовалось подключение взрослого к процессу: повторное объяснение упражнения, советы, указания, наводящие вопросы.
- на помощь педагога не всегда реагируют или вообще отказываются от выполнения упражнения, но при этом (в большинстве случаев) аргументируют свой отказ: «Я не знаю, как это делать. Ничего не понимаю», «У меня ничего не придумывается. Я не знаю что составить». Творчество не проявляют, на слово «придумай», не реагируют.
-10-
Дети, отнесённые к высокому уровню, проявляют высокую активность в деятельности с палочками Кюизенера. Прослеживается интерес к деятельности (сохраняется на протяжении выполнения всего упражнения), целеполагание, планирование деятельности, вариативность выполнения упражнений, оценка собственного результата. Легко принимают на себя роль (роль взрослого). Аргументируют свои игровые замыслы.
Дети проявляют высокую самостоятельность в выполнении упражнений, оригинальность и творчество, рационально используя имеющийся опыт. У детей формируется умение выполнять задание, моделировать по условию (состав числа «10», «20»), формируется умение сопоставлять и сравнивать (соотношение длины, цвета палочки с определенным числом), дети упражняются в счете.
Дети всех уровней проявляли субъектную позицию, но по-разному. Резких различий в выполнении упражнений между группами замечено не было. По ходу диагностики было выявлено, что многие дети не достаточно владеют умением определять состав чисел, именно это вызывало трудности при выполнении упражнений.
Исходя из выводов, сделанных по данным эксперимента, в работе с детьми следует обратить внимание на:
- усиление детской мотивации в деятельности с цветными счётными палочками Кюизенера;
- стимуляцию проявления детских эмоций в играх с палочками Кюизенера;
- активизацию детей в творчестве;
- инициирование в деятельности;
- использование содержательных, игровых, образовательных ситуаций.
Данные, полученные в ходе мониторинга, позволили мне перейти к разработке методики, обеспечивающей дальнейшее развитие математических представлений у детей 6-7 лет в деятельности с палочками Кюизенера.
-11-
Результат мониторинга усвоения технологии.
-13-
Модель образовательного процесса с использованием технологии на год
Неделя Месяц | 1-неделя | 2-неделя | 3-неделя | 4-неделя | 5-неделя |
Сентябрь | Знакомство с палочками Кюизенера | Выявить начальные знания детей | |||
Октябрь | Обратить внимание на свойства палочек | Познакомить с эталоном цвета | Активизировать словарь детей | Приобщать к модели- рованию | Приобщать к моделированию |
Ноябрь | Развивать логическое мышление память | Дать представление о высоте, длине | Работа с картами- схемами | Сравнивать Палочк по высоте, длине | Измерять с помощью палочек |
Декабрь | Развивать количествен ные представления | Работа с картами- схемами | Активизировать словарь детей | Упражнять в количественных представлениях | Самостоятельная деятельность детей |
Январь | Закреплять количественные представления | Упражнять в эквивалентности длины и цвета | Работа с картами-схемами | ||
Февраль | Закреплять знания о геометрических фигурах | Работа с картами- схемами | Активизировать словарь детей Развивать ЭМП | Работа с картами- схемами | |
Март | Развивать творческих способностей к моделиро ванию | Развивать ЭМП | Закреплять знания о геометрических фигурах | Развивать понятия цвета Математические действия | Развивать ЭМП( математические действия |
Апрель | Развивать ЭМП Математичес кие действия | Развивать ЭМП Логические задачи | Развивать ЭМП Математические действия | Развивать ЭМП Логические задачи | Развивать ЭМП Математические действия |
Май | Развивать ЭМП Логические задачи | Развивать ЭМП Математические действия | Развивать ЭМП Логические задачи |
-14-
Модель технологии с указанием видов деятельности детей
Сентябрь | П РР Ф | Игра «Разноцветные палочки» И.упр. «Строим дорожки». Работа с альбомом «Волшебные дорожки». П.игра «Поезд». Дид.игра «Чудесный мешочек». |
Октябрь | П РР К Ф И | Игра «Найди и покажи». И.упр. «Построим заборчик».П. Игра «Спрячь игрушку». Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Игра «Построим мостик». Сюжетно – ролевая игра «Школа» И.упр. «Моделируем квадрат» ( прямоугольник) |
Ноябрь | П РР Ф ХТ К | Игра «Угадай-ка!» Работа с картами – схемами. Игра «Разложи по цвету». Игра-занятие «Высокий-низкий». И.упр. «Подбираем ленты к фартуку» Лепка «Мебель для кокол» И.К. «Дом и мебель для матрешки» Беседа «Профессии связанные с изготовлением мебели» |
Декабрь | П И РР Э ХТ Ф | Д.и «Один-много». И.упр. «Лесенки». Работа с картами – схемам. И.упр.«Башенки». Рисуем «Цветными палочками». И.упр. «Белочка и ежик идут на день рождение». Экспер. «Что тяжелее» П.и. «День рождения карася» |
Январь | К П Ф И | И.К. «Кошечка»,Построение лестницы. И.К. «Поезд»,, «Мосты через реку» П.И. «Кошки мышки» И.упр. «Цвет и число», «Какие лесенки может строить незнайка» С.р. «Шофер» |
Февраль | П И РР ХТ Ф | И.упр. «Путешествие на поезде».С.Р. « В кафе» Игра-занятие: «К нам приехали игрушки». Игра-инсценировка: «Ох, красивый теремок! Очень – очень он высок!» И.упр.»Какие еще растут дома» Рисование «Моя деревня» Беседа «Как узнать номер дома» И. н.п. «Танграм» |
Март | Э К ХТ Ф РР П | И.упр. «Помоги зайцу». Игровая деятельность в альбомах по выбору детей. .П.И «Вышибало» Экспер. «Измеряем разными мерками» П.упр. «Измерь дорожки шагами» Аппликация «Дом на моей улице» Математические действия |
Апрель | П Ф И РР | И.упр. «Палочки можно складывать», «Палочки можно вычитать». Логические задачи на цветовую последовательность. «Веселые старты» С.Р. «Школа» Разучивание отрывка из стих. «Веселый счет». |
Май | П К ХТ И В | И. упр.»Палочки можно делить», «Палочки можно умножать» Логические задачи на цветовую последовательность. Викторина « Знайка» Свободная игровая деятельность детей с палочками. Рисование «Мой любимый детский сад» |
П - познавательное развитие
К - конструирование
РР - речевое развитие
ХТ - художественное творчество (лепка, рисование, аппликация)
Ф - физическое развитие
И – игра (сюжетно ролевая игра, настольно печатная)
Э - экспериментирование
В - викторина
-16-
ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
Игра
Игровое упражнение
Чтение
Викторины и конкурсы
Проектная деятельность
Экспериментирование и исследование
Беседы, рассказы, загадки, разговор
Формы совместной музыкально-художественной деятельности
Игра. Игровые упражнения.
Дидактические игры и упражнения являются средством воспитания, с их помощью воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувство, волю, отношения, поступки , выполняют обучающую функцию, развитию творческой фантазии, умственной активности. Главная их особенность в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме.
Дидактическая игра «Найди заданный предмет на картинке» (всех котят, всех самолетов в небе, всех утят и т.д.) любая картинка с изображением заданных предметов.
Цель: развитие внимание, наблюдательности. Развивать ориентировку на плоскости ( понятия слева, справа, предлоги в, на ,под)
Д.и. «Угадай что нарисовано» на одной картинке изображено сразу несколько заданных предметов способом наложения.
Развитие зрительной памяти, мышления. Развивать умение узнавать разные предметы и называть их. Способствовать развитию разговорной речи, умение классифицировать предметы.
Д.и. «Сколько-столько» на картинке изображены разные предметы в разном количестве (на одном листе 10 бабочек, 5 пауков, 6 стрекоз, 8 улиток)
Цель: Развитие зрительной памяти, внимания, помочь усвоению чисел натурального ряда, повторять умения прямого и обратного счета.
Д.и. «Найти такой же» набор кар точек, панно с изображениями предметов в разных направлениях.
Цель: Учить детей сравнивать объекты по заданному признаку.
Д.и. «Лабиринты» настольно-печатная игра.
Цель: развитие пространственного мышления и зрительное восприятие, обучает умению анализировать и делать логические выводы.
Д.и. «Найди отличие» Две картинки одинаковой темы, с различиями (цветные и для усложнения, черно-белые)
Цель: Развивать умение сопоставлять объекты, выявлять сходные черты и различчия.
Дидактические упражнения: «Чудесный мешочек», «Из каких геометрических форм сделан корабль, ракета….», «Скалько нарисовано ..»,
«Графический диктант».
-17-
Игра «Волшебники»
Цель: развивать мышление, воображение. Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур
Описание: детям раздаются листы с изображением геометрических фигур. На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например: прямоугольник - окно, аквариум, дом; круг - мяч, снеговик, колесо, яблоко. Игру можно провести в форме соревнований: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру. Победителю вручается символический приз.
Игра «Собери цветок».
Цель: развивать мышление, способность к анализу, синтезу.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов, относящихся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).
Описание: каждому ребенку выдается круглая карточка - середина будущего цветка (одному - платье, второму - слон, третьему - пчела и т. д). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которых изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, насекомое и т. д.).
Игра «Логические концовки».
Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.
Описание: детям предлагается закончить предложения:
Лимон кислый, а сахар... (сладкий).
Ты ходишь ногами, а бросаешь... (руками).
Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).
Если два больше одного, то один... (меньше двух).
Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа... (вышел позже Саши).
Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).
Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).
Если правая рука справа, то левая... (слева).
Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки... (женщинами).
Игра «Орнамент».
Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.
Игровой материал и наглядные пособия: 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п.), вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).
Описание: предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку), оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».
Игра «Полезно - вредно».
Цель: развивать мышление, воображение, умение анализировать.
-18-
Описание: рассмотреть какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны, например: если идет дождь - это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго - это плохо, потому что корни растений могут сгнить от переизбытка влаги.
Игра «Что я загадала?».
Цель: развивать мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: 10 кругов разного цвета и размера.
Описание: разложить перед ребенком 10 кругов разного цвета и размера, предложить ребенку показать тот круг, который загадал воспитатель. Объяснить правила игры: отгадывая, можно задавать вопросы, только со словами больше или меньше. Например: Это круг больше красного? (Да.)
Он больше синего? (Да.) Больше желтого? (Нет.)
Взаимодействие педагога со семьями дошкольника.
Консультация для родителей: «Игры с палочками Кюизенера».
Бельгийский учитель начальной школы Джордж
Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный
дидактический материал для развития у детей
математических способностей. В 1952 году он
опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную
своему учебному пособию.
Палочки Кюизенера – это набор счётных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками". Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с детьми от 1 года до 7 лет.
Игровые задачи цветных палочек:
Счётные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного
ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
-19-
На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Игры и занятия с палочками Кюизенера:
1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребёнком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.
-26
2. Раскладываем палочки по цвету, длине.
3. "Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?"
4. "Положи столько же палочек, сколько и у меня".
5. "Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, жёлтая, красная, жёлтая" (в дальнейшем алгоритм усложняется).
6. Ребёнок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: "Положи красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу жёлтую," - и т.д.
7. Выложите несколько счётных палочек Кюизенера, предложите ребёнку их запомнить, а потом, пока ребёнок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребёнку нужно догадаться, какая палочка исчезла.
8. Выложите несколько палочек, предложите ребёнку запомнить их взаиморасположение и поменяйте их местами. Малышу надо вернуть всё на место.
9. Разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше.
10. Попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки Кюизенера. Спросите: "Какие они по длине? Какого они цвета?"
11. Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребёнка «поставить палочки парами».
12. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.
13. Можно строить из палочек, как из конструктора, объёмные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п.
14. "Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке".
15. Выложите перед ребёнком несколько палочек Кюизенера и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»
-20-
16. Выложите перед ребёнком две палочки: "Какая палочка длиннее? Какая короче?" Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.
17. "Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной".
18. Выкладываем лесенку из 10 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.
19. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребёнку нужно найти место для недостающих палочек.
20. Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее жёлтого, короче синего.
21. "Положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной".
22. "Назови все палочки длиннее красной, короче синей", - и т.д.
23. "У меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой, угадай её цвет".
24. Назовите число, а ребёнку нужно будет найти соответствующую палочку Кюизенера (1 - белая, 2 - розовая и т.д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребёнок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображёнными на них точками или цифрами.
25. Из нескольких одинаковых палочек нужно составить такую же по длине, как оранжевая.
26. Из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая.
27. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?
28. "Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладём три белых палочки – им соответствует голубая", - и т.д.
29. У нас лежит белая счётная палочка Кюизенера. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная.
30. Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)
31. На сколько голубая палочка длиннее розовой?.
31. С помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т.п.
32. Положите параллельно друг другу три бордовые счётные палочки Кюизенера, а справа четыре такого же цвета. Спросите, какая фигура шире, а какая уже.
-21-
33. "Поставь палочки от самой низкой к самой большой (параллельно друг другу). К этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке". (Получится квадрат).
34. Строим из палочек Кюизенера пирамидку и определяем, какая палочка в самом низу, какая в верху, какая между голубой и жёлтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже: бордовая или синяя.
35. "Составь два поезда. Первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и красной".
36. "Один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон".
37. "С закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на неё и назови её цвет" (позже можно определять цвет палочек даже с закрытыми глазами).
38." С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?"
39. "С закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. Если одна из палочек жёлтая, то можешь определить цвет другой палочки?"
40. "Составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20
41. Выложите четыре белые счётные палочки Кюизенера, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребёнка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырёх, две части из четырех. Что больше - ¼ или 2/4?
42. Выложите из палочек Кюизенера фигуру, и попросите ребёнка сделать такую же (в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от ребёнка листом бумаги).
Как играть с палочками Кюизенера?
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Удовлетворять естественные потребности детей в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогают игры – исследования. Педагоги разных стран адаптируют и развивают технологии использования давно известных российских и зарубежных дидактических средств (развивающие игры Б. Никитина, блоки Дьенеша, «Лего», счетные палочки Кюизенера и др.), расширяя горизонты мирового образовательного пространства. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам и родителям разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.
-22-
С помощью палочек Кюизенера вы решите множество задач:
- Вызовете интерес к игре с палочками Кюизенера и желание действовать с ними.
- разовьете элементарные математические представления – о числе на основе счета и измерения.
- поможете освоить ключевые средства познания
– сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера), таких способов познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).
- поможете освоить пространственно-количественные характеристики.
- научите детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.
- сформируете навык самоконтроля и самооценки.
На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.
И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. Эта уникальная методика по изучению чисел проста и очень удобна в работе. Представляет собой разноцветные брусочки разного цвета и длины. Длина и цвет палочек подчинены единой системе. Например, все красные палочки длиной два сантиметра, синие – три, желтые – пять.
Существуют и условные классы:
Палочки 2.4,8 (розовая, красная, бордовая)– это красная семья, кратная 2.
Палочки 3,6.9 (голубая, фиолетовая, синяя)- синяя семья, кратная 3.
Палочки 5,10 (Желтая и оранжевая) - желтая семья, кратная 5.
черного цвета. 1- цвета белого и кратна любому числу.
Выделение цвета и длины полосок развивают у детей представления о числе на основе счета и измерения. Выделения цвета и длины помогут освоить сенсорные эталоны (цвет, размер), и способы познания сопоставления предметов по цвету, ширине, длине и высоте. Дети легко начинают ориентироваться в дробях. С помощью палочек ребенку легко объяснить, что одни - это две половинки, что такое четыре четверти.
Занятия облегчаются специальными пособиями с яркими рисунками. По изображению ребенок выкладывает палочки как мозаику и у него получается объемная картинка.
рисуйте на листе бумаги разные геометрические фигуры или буквы и попросите малыша положить красную палочку рядом с буквой "а" или в квадрат.
Рекомендации для родителей по закреплению у детей навыков при работе с палочками Х. Кюизенера
-23-
Работа с палочками Х.Кюизенера трудный систематический процесс, требующий ежедневных упражнений. Часть времени ребенок проводит в детском саду, тогда ему на помощь приходит воспитатель, который организует их совместную деятельность и занятия в группе, а также направляет его в самостоятельной деятельности.
Но часть времени, самую продолжительную, ребенок проводит дома с родителями.
И вы должны стать их главными помощниками в работе с цветными палочками.
1. Интересуйтесь тем, как дети играют в группе с цветными палочками.
2. Получайте консультации у воспитателей по дидактическим и подвижным играм с палочками Кюизенера.
3. Старайтесь дома повторить проделанную ребенком работу в детском саду.
4. Поощряйте интерес ребенка к занятиям, старайтесь стимулировать его, чаще хвалить за успехи.
5. Не огорчайтесь, если у Вас что-то не получается. Отложите временно упражнение. Пройдет некоторое время, попробуйте снова его выполнить.
6. Используйте принцип наглядности и последовательности. Двигайтесь от простого к сложному. Показывайте ребенку, что необходимо сделать, чтобы добиться успеха. Старайтесь со временем обращаться к прошлым заданиям, не теряйте связь с уже полученным опытом. То, что изучил ребенок не должно стать «мертвым грузом».
7. Используйте палочки Х.Кюизенера в различных видах деятельности ребенка.
8. Придумывайте новые задания самостоятельно. Постепенно к этому творчеству можно подключать детей.
9. В процессе работы можно использовать интернет – ресурсы, видео-презентации, созданные воспитателем группы.
10. Обменивайтесь опытом с другими родителями.
11. Учувствуйте в мастер-классах и тематических родительских собраниях группы или детского сада. Оказывайте помощь в их проведении.
12.Вместе с детьми можно придумывать сказочных персонажей, собрать их из палочек.
Консультация для родителей «Игры с палочками Кюизенера»Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое.
Для решения этой важной задачи в своей практике применяю такой дидактический материал как «Палочки Х. Кюизенра» или «Цветные числа». Этот материал, разработанный бельгийским ученым Х.Кюизенером.
-24-
Счётные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
Существуют разные варианты и модификации набора палочек. Они могут отличаться друг от друга цветовой гаммой. Но в каждом из наборов действует правило: палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и, естественно, обозначают одно и то же число; чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых отношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел. Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. С возрастом игры усложняются.
Игры с палочками Кюизенера. Игры на закрепление цвета.
1.Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи по очереди красную, синюю, зеленую, желтую, коричневую, белую, черную, оранжевую, голубую, розовую палочки.
2.Возьми в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать, назови цвет каждой палочки.
3. Возьми в левую руку столько палочек, сколько сможешь удержать. Найди среди взятых палочек палочки одинакового цвета.
4.Возьми с закрытыми глазами из набора любую палочку, посмотри на нее и скажи, какого она цвета.
5. Перечисли цвета всех палочек на столе.
6.Покажи не красную палочку, не желтую и т.д.
7.Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т.д.
8. Возьми синюю и красную палочки и сложи их концами друг к другу. Получился поезд. Составь поезд из белой и синей; красной, зеленой и синей; голубой, оранжевой и черной; коричневой, зеленой, белой и желтой палочек.
Игры на закрепление длины.
Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. 'Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи их друг на друга). Подровняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая) палочка? Или палочки одинаковы по длине?
2. Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета. Положи их друг на друга. Поставь рядом друг с другом. Проверь, правильно ли ответил на вопрос.
3. Найди 2 палочки одинаковой длины (разной).
-25-
4. Выбери 2 палочки одной длины. Какого они цвета?
5. Возьми желтую и синюю положи, чтобы наверху оказалась короткая, а сверху длинная.
Игры на ориентировку в пространстве.
1.Составь лесенку из белой, голубой и желтой палочки. Какого цвета палочка вверху, внизу, посередине?
2.Составь поезд из коричневого, оранжевого и красного так, чтобы оранжевый был левее коричневого, а коричневый левее красного.
Знакомство с числом.
1.Возьми белую палочку. Она самая короткая. Это единица. Число 1.
2.Найди палочку, где белая палочка укладывается 2 раза. Найди такую же палочку, сколько их? (2) Розовая палочка – это число 2. (И так до 10).
Задачи.
1.Составь 2 поезда так ,чтобы водном из них было 3 розовых вагонов, а другой, состоящий тоже из розовых вагонов , был на1 (2) вагон длиннее.
2. Составь зеленую палочку, из одинаковых палочек разными способами.
3. Поставь 2 одинаковых столбика, одинаковой длины, но разного цвета.
Ниже поставь на 2 столбика больше, чем в верхнем ряду, и столбики должны быть выше чем в верхнем ряду. И т.д.
Содержание центра познавательного развития в группе.
- Разнообразные игры на развитие сенсорных чувств соответствии с возрастом, игры на формирование ЭМП по количеству, счету, величине, форме предмета и ориентировке в пространстве.
- Разнообразный счетный и наглядный материал: мелкие игрушки, карточки, счетные палочки, картинки.
- Занимательный материал по математике: ребусы, загадки, кроссворды, рамки-вкладыши, игры Никитина, Танграм, игры Воскобовича – малый шнурок, игровизор.
- Приборы помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, природный материал для счета, макет часов
- Тетради в клетку, ручки, карандаши простые, трафареты, линейки.
- Настольно печатные игры «Считаем до 10», «Веселый счет», шашки.
Список используемой литературы.
1.Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера. Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет. – Москва: ГНОМ,2016. – 64 с.
2.Никин Б. Развивающие игры. – Москва: «Педагогика»,1981. – 120 с.
3.Тихонова Л.И. Новикова В.П. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика -Синтез, 2011. – 72 с.
4. Арнольд В.И. Задачи для детей от 5 до 15 лет. -М.: МЦНМО, 2004. 16 с.
5. di_logika_microsoft_word.docx
6.https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/planirovanie/kartoteka_razvivaiushchikh_igr_na_logiku_dlia_starshikh_doshkolnikov
-26-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проведения логико-математических игр в старшем дошкольном возрасте
Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка...
Палочки Кюизенера. Игры и упражнения для детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста по развитию логико –математических способностей с использованием дидактического материала «Палочки Кюизенера»
Сентябрь:Знакомство с палочками Кюизенера.Игровая деятельность «Волшебный сундучок» Цель: развивать познавательную деятельность, закреплять сенсорные навыки; развивать интерес к палоч...
Палочки Кюизенера. Методическая разработка по развитию логико – математических способностей с использованием дидактического материала «Палочки Кюизенера» для детей с ОВЗ 5-6 лет.
Сентябрь:Игровая деятельность по схеме №1 Цель: учить правильно, подбирать по длине палочки, развивать зрительный контроль, развивать умение правильно называть цвет и соответствующее число.Упражн...
Статья: Организация исследовательской логико-математической деятельности в старшем дошкольном возрасте.
В статье раскрываются некоторые аспекты, проблемы и актуальность исследования взаимосвязей логико-математической деятельности детей и их полноценного развития...
Конспект открытого занятия по развитию логико-математических способностей детей старшего дошкольного возраста
Цель: Уточнение и закрепление математических представлений у детей. Задачи:Обучающие:- Совершенствование умения считать в пределах 10, закрепление навыков порядкового счета, формирование понимани...
Картотека логико – математических игр для старшего дошкольного возраста
Картотека логико – математических игр для старшего дошкольного возраста...
Программа по развитию логико-математических способностей у детей дошкольного возраста 6л.-7л. «Математика и логика».
Программа по дополнительной услуге по проведению занятий по развитию логико-математических способностей у детей дошкольного возраста 6л.-7л. «Математика и логика»....