Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие на Северный полюс"
план-конспект занятия (старшая группа)

Бабина Наталья Владимировна

Представляю вашему вниманию конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Путешествие на Северный полюс". На данном занятии дети узнают о природе Северного полюса, познакомятся с некоторыми его обитателями. Узнают много нового о животных Севера. Повстречаюся с Умкой и помогут ему вернуться домой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx12.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие на северный полюс».

Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера и животными, которые там обитают.

Задачи:

1. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;

2. Развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предложения и предлагать способы их проверки;

3. Воспитывать любовь и интерес к животным.

Предварительная работа: беседа о животных севера, чтение рассказов о животных севера.

Материалы, оборудование: глобус, игрушка Умка, картинки животных севера, презентация, аудиозапись.

Виды деятельности: Познавательная, коммуникативная, двигательная.

Формы организации совместной деятельности: Д/и, беседа, обсуждения.

Ход НОД:

Сюрпризный момент.

Появляется медвежонок Умка:

Здравствуйте ребята! (плачет). Я очень рад вас Видеть! К нам на северный полюс прилетели люди на большой железной птице. Я никогда не видел такую и мне стало очень интересно познакомиться с ней и вот я зашел внутрь, но она вдруг полетела и я оказался здесь. А я очень хочу домой… Но не знаю как мне теперь туда попасть. Может быть вы мне сможете помочь?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, а как же мы с вами окажемся на Северном полюсе? На чем мы можем туда отправиться?

Дети: на самолете!

Воспитатель: Да, совершенно верно. Давайте расскажем Умке, что такое самолет.

Дети: Это такой транспорт для передвижения по воздуху на большие расстояния.

Воспитатель: Именно на нем ты прилетел к нам.  Он действительно похож на птицу. У него так же как и у птицы есть хвост и крылья.

Чтобы нам в нашем путешествии не заблудиться, нам надо отыскать это места на глобусе. Как вы думаете, в какой цвет на глобусе окрашен Северный Полюс?

Дети: Белый!

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети:  Потому, что там очень холодно и много снега.

Воспитатель: Вы правы. А ещё Северный полюс – это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдом, высота которого равна высоте трёх этажного дома. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит в том месте, где живём мы. Там на пол года солнце скрывается за горизонтом, а затем так же долго не сходит с неба. Вот он ( показывает детям где находится Северный полюс). А как вы думаете, можем ли мы в таком виде отправиться в такое путешествие? 

Дети: Нет, там холодно.

Воспитатель: Правильно. Ведь не зря на глобусе северный полюс обозначены белым цветом. Это царства …. Чего?

Дети: Снега и льда.

Воспитатель: Поэтому нам надо что сделать…..

Дети: Одеться и утеплиться.

Игра-имитация «Одеваемся теплее»

Надеваем  мы зимой,

Шапку шубу,

 Шарф с собой,

Валенки мы обуваем

В них штанишки заправляем
Рукавички мы наденем,
Ни за что ни заболеем.

Воспитатель: Ну что ж теперь мы с Вами готовы к путешествию.

Дети под музыку «Песенка медведей» имитируют полет на самолете.

Воспитатель: Вот мы с вами и приземлились на северный полюс.

Ребята, а как вы думаете, на севере живёт кто-нибудь

Дети: Ответы

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру и проверим, каких животных вы знаете , которые живут на севере.

Просмотр презентации ( отгадывания загадок)

Воспитатель: Молодцы! Ребята посмотрите, а кто это впереди?

Дети: Это же моржи!

Воспитатель: Да, совершенно верно. А каким отличительным признаком обладает это морское животное?

Дети: Ласты.

Воспитатель: Питается морж  рыбой, моллюсками, ракообразными ,охотясь в на неё в море. Морж прекрасный пловец, не смотря на то, что выглядит неуклюжим и неповоротливым на суше. А еще у него огромные бивни которые помогают ему обороняться от врагов, морж с помощью них выбирается на сушу. Моржи издают громкие звуки (вопли, рев, стоны, гудение ).

Умка: Но здесь пока нет моей мамы. Помогите мне ее найти!

Воспитатель: Конечно же мы поможем тебе. Посмотрите там тоже кто то есть.

Дети: Это же Северный олень!

Воспитатель: Северный олень – крупное, тяжелое, но грациозное и необыкновенно красивое животное. Питается он скудной растительностью (мхом – ягелем, травой). Шерсть у оленя густая . Летом она короткая и однотонная, зимой становится пестрой и длинной, на шее образуется грива. Такая шерсть хорошо защищает оленя от холода. Несмотря на размеры тела, ноги у оленя не очень длинные. У этих животных широкие копыта. Которые, позволяют им не проваливаться в снег. У него вытянутая голова, достаточно короткие уши, выразительные темные глаза и маленький хвостик. Северный олень известен своими прекрасными рогами . Они роют снег именно своими рогами чтобы полакомиться излюбленным ягелем и защищаются ими от нападений волков .

Дети: Смотрите, белая Сова.

Воспитатель: Полярная сова или белая сова – крупная красивая птица, обитающая в тундре У взрослой полярной совы красивый белоснежный наряд с маленькими черными пятнышками. (птица становится незаметной.) Лапы у совы  покрыты густым оперением, напоминающим длинную шерсть. Клюв окрашен  в черный цвет. Глаза крупные ярко-желтые. Питаются они мелкими грызунами, но могут охотиться и на более крупную добычу – гусей, белых куропаток, уток, зайцев, ежей, горностаев. Основу рациона белой совы составляю лемминги – маленькие мышевидные грызуны. А это что за птица?

Дети: Пингвин!

Воспитатель: Правильно, пингвины – это морские хищные птицы, которые не летают, зато отлично плавают и ныряют. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. При необходимости пингвин может провести под водой до 20 минут. Гнёзда пингвины не делают, мама пингвиниха снесёт единственное яйцо, а пингвину-папе приходится высиживать его и согревать собственным пухом. Мама же отправляется к морю в поисках еды.

Родители-пингвины никогда не перепутают своего ребенка с чужим, даже среди сотен других птенцов они по голосовому сигналу узнают своего птенца и накормят только его. Пингвины взрослые и дети любят кататься с горки, только не на санках, а на брюшке. Людей они совсем не боятся. Смело приходят к морякам и полярникам в гости.

Умка: Смотрите, это моя мама!

Воспитатель: И правда посмотрите, впереди белая медведица!

Белый медведь наикрупнейший хищный зверь Арктики. Его длина около 3 м – это приблизительно вот сколько, а весит он 800-1000 кг. На снегу его совсем незаметно. Как вы думаете, почему?

Дети: шуба у него белая и снег белый.

Воспитатель: Выдает его лишь чёрный нос. Когда медведь подкрадывается к своей добыче, он предусмотрительно прикрывает нос лапой. Сотни километров проходит он по льдам в поисках добычи. Прыгнет в ледяную воду и плывет дальше до льдины. Ни мороз, ни ледяная вода ему не страшны. Море – это его родная стихия!

Как вы думаете, почему?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Да, Мех медведя почти не промокает, т.к. имеет очень густой подшерсток. В нем задерживается воздух, и вода не проникает туда. Кроме того, под кожей у медведя толстый слой жира, который согревает животное. Подушки лап покрыты густой толстой щетиной. Поэтому лапы медведя не мерзнут и не скользят по льду.

Чем питается белый медведь?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, белый медведь хищник, он питается рыбой, но главное его лакомство – тюлени. Он подползает к своей жертве, совершает бросок и мощным ударом лапы выбрасывает тюленя на берег.

У медведицы мамы в ноябре-декабре в ледяных норах рождается 2–3 крохотных (размером с ладошку) малыша, которых она выкармливает своим жирным, как сливки, молоком.

Ну ж а нам пора прощаться с Умкой и возвращаться обратно в детский сад.

Умка: Спасибо, Вам ребята!До встречи!

Дети: Пожалуйста! До свидания!

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы побывали с вами на северном полюсе. Узнали много нового. А сейчас пора возвращаемся домой.

Если дружно встать на ножки,

Топнуть, прыгнуть, не упасть,

То легко ребята смогут

Снова в детский сад попасть.

А наше путешествие подошло к концу.

Давайте вспомним, с кем мы повстречались в пути. Что узнали сегодня нового об обитателях Севера?. Все эти животные – белый медведь, северный олень, морж и пингвин занесены в Красную книгу, на них запрещено охотиться. К сожалению, из-за ценного меха и беззащитности они часто уничтожаются браконьерами. Сейчас специальные службы выслеживают преступников и предотвращают опасность. Задача людей – сохранить жизнь этим удивительным животным и птицам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯПо ознакомлению с окружающим и развитию речив старшей логопедической группе.Тема: «Беседа об овощах». Цель:Продолжать обогащать представление об овощах.Закрепить умени...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим Тема: «Путешествие по городу»

На занятии мы вспомнили с детьми, всё что видели во время экскурсии по городу, ёще раз закрепили знания о родном городе,...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. "Перелетные птицы"

дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц, уточнить название птиц, их особенности, закрепить представления о пользе птиц....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: « Новогодний праздник»

Представлен материал для формирования у детей представления о праздновании Нового года на Руси,традициях...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Какой адрес у грибов?»

Уточнение и расширение представлений детей о грибах, месте их произрастания....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим «Этот удивительный мир насекомых» (старший возраст)

Знакомство детей с характерными внешними признаками насекомых;Обогащение и активизация словаря; составление простого предложения с предлогами на, под, над; развитие мышления, зрительного и слухового в...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Удивительный мир насекомых»

       Цель: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни,          о пользе и вреде насекомых.      ...