Клубный час как инновационная технология социально-коммуникативного развития
учебно-методический материал

Спицына Оксана Сергеевна

В современном обществе вопросы социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста приобретают особую актуальность. В условиях быстро меняющегося мира и увеличения информационного потока, важно обеспечить детям не только знания и умения, но и навыки эффективного общения и взаимодействия с окружающими. Одной из инновационных технологий, способствующих этому, является «Клубный час».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_tehnologiya_klubnyy_sas.docx199.91 КБ

Предварительный просмотр:

Клубный час как инновационная технология социально-коммуникативного развития

В современном обществе вопросы социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста приобретают особую актуальность. В условиях быстро меняющегося мира и увеличения информационного потока, важно обеспечить детям не только знания и умения, но и навыки эффективного общения и взаимодействия с окружающими. Одной из инновационных технологий, способствующих этому, является «Клубный час».

Инновационные технологии социализации дошкольников в образовательном пространстве

Инновации — совершенно особый вид педагогической деятельности. В условиях современных требований к дошкольному образованию, инновационные технологии являются условием эффективности качественных изменений деятельности дошкольных образовательных учреждений. Цель инновационных технологий в воспитательной работе ДОО заключается в том, чтобы содействовать становлению личности ребенка.

Становление диктуется взрослым корректно и последовательно решать проблему приобщения ребёнка к миру взрослых, который принято называть социумом: адаптация ребенка к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих составляющих в формировании его личности.

Социализация дошкольника предполагает в первую очередь воспитание умения правильно ориентироваться в том социальном окружении, в котором ребёнок постоянно вращается. Профессионально выстраивая инновационный технологический процесс, педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения моделирует ситуации, в которых ребенок учится осознавать самоценность собственной личности и индивидуальности других людей, формирует отношение к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Дошкольный возраст является наиболее целесообразным для успешной позитивной социализации личности ребенка. В этом возрасте ребенок может вполне сознательно, произвольно усваивать ценности, социальные роли, правила и нормы общества, представителем которого он является, поэтому процесс социализации является наиболее значимым на данном этапе развития ребенка.

Если говорить о социализации ребенка, то необходимо упомянуть о микросоциуме, который играет важную роль в этом процессе. Главнейшим институтом социализации в микросоциуме является семья, так как она имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности в первые годы жизни и является ведущим фактором данного процесса в дошкольном возрасте. Не менее значимым фактором социализации ребенка становится и группа сверстников, к которым ребёнок уже в раннем возрасте относится особым образом. М. И. Лисина подчеркивает, что отличительной особенностью контактов со своими сверстниками являются их особенно яркие эмоциональные насыщения, отсутствие жестких правил и норм общения, преобладание инициативных высказываний перед ответными, функциональное разнообразие. Ребенок, который лишен общения со своими сверстниками, теряет в коммуникативном формировании.

Цели и задачи технологии «Клубный час»

Российское дошкольное воспитание накопило огромный опыт в деле развития, воспитания и обучения детей. Однако в современных условиях этого опыта уже недостаточно; появились новые социальные цели, изменились потребности родителей, требования школы к системе дошкольного воспитания, в огромной степени изменился и сам ребёнок.

В настоящее время дошкольное образование испытывает дефицит в современных технологиях, касающихся развития личности. В детских садах отдается предпочтение когнитивному развитию дошкольников в ущерб социально-личностному.

Родители, детей приводят в ДОО, чтобы подготовить к школе и получить навыки коллективной жизни. Сами дети приходят в детский сад играть и гулять.

С противоречиями сталкиваемся в требованиях школы по отношению к дошкольному учреждению: выпускники ДОО должны уметь читать и писать. В итоге ребенок, выходя из стен детского сада, не готов к реальной жизни. У него не сформированы навыки решения конфликтных ситуаций без помощи взрослых, он не умеет самоопределяться в своих желаниях, если они расходятся с желаниями большинства других ребят, т.е. он не имеет социальных навыков.

Получается, ДОО - единственное место, где дети могут без опасения проявлять свою инициативу и самостоятельность, а также взаимодействовать в разнообразных видах деятельности. Новой задачей ДОО становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Вся жизнь ребенка в ДОО должна быть направлена на развитие личности малыша и его взаимодействия с детьми и взрослыми.

Для этого необходимо полностью изменить технологию образовательного процесса и создать условия для социального развития ребенка.

Одной из задач дошкольного учреждения, является подготовка дошкольников к обучению в школе. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.

В настоящее время перед многими дошкольными учреждениями встает вопрос о выборе современных методов и технологий эффективной социализации дошкольников.

Н.П. Гришаева – ст. научный сотрудник института социологии РАН предлагает авторскую технологию «Клубный час». Преимущества данной технологии в том, что она не требует специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

Для реализации данной педагогикой технологии необходима подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов.

Технология состоит в том, что дети могут в течение одного часа свободно перемещаться по ДОО, «заходить в гости» в кабинеты педагогов, в любые группы, музыкальный и физкультурный залы, где им будут предложены увлекательные занятия и игры. Педагоги и специалисты заранее организуют площадки (клубы) на территории детского сада – в группах, в музыкальном и физкультурном залах, в кабинетах психолога и логопеда. Ребенок, выходя из группы знает, чем и в каких местах можно будет заниматься. В течение часа он может посетить несколько площадок, а может побывать только в одном месте – на своё усмотрение.

Организовать безопасный и эффективный «Клубный час» помогают правила для формирования и развития коммуникативных, нравственных, волевых качеств, саморегуляции, умения планировать свои действия.

Через час по звуковому сигналу ребята возвращаются в свои группы, все дети-участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Начинается обсуждение – «Рефлексивный круг», на котором дети рассказывают, где побывали, чем занимались, что понравилось, а что – нет и т. д.

Таблица 1 – Цели, задачи

Основные цели технологии

Актуальные задачи

- развивать саморегуляцию поведения и произвольное внимание;

 - воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;

 - развивать уверенность в своих силах;

 - развивать познавательный интерес;

 - формировать умение разрешать конфликты, переживать трудные ситуации, ориентироваться на собственную оценку своих поступков, находиться без взрослых в трудной ситуации, отстаивать свою точку зрения со взрослыми;

- формировать нормы и правила поведения;

 - учить детей ориентироваться в пространстве;

 - воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим и способность чувствовать себя членом группы;

 - формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью к помощи и знакам внимания;

 - формировать умение планировать свои действия и оценивать результаты;

 - сплачивать коллектив сотрудников;

 - создавать коллектив единомышленников детей, родителей педагогов

1) Реализация ФОП ДО

2) Увеличение посещаемости детского сада, в

том числе в пятницу

3) Помощь в обучении детей

4) Развитие личностных качеств

5) Снижение претензий родителей

6) Увеличение интереса педагогов к работе

7) Сплочение коллектива единомышленников

8) Повышение престижа детского сада на территории района

Технология проведения «Клубного часа»

1) Подготовка территории для проведения «Клубного часа»

2) Информирование родителей

3) Информирование детей

4) Разработка с детьми правил «Клубного часа»

5) Подготовка воспитателей

«Клубный час» – эффективная педагогическая технология формирования у дошкольника любознательности, инициативности и самостоятельности, самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, а также помогает педагогам выявлять интересы и предпочтения детей.

Типы «Клубного часа», организация и проведение «Клубного часа»

Можно выделить следующие типы «Клубного часа»:

Свободный клубный час — это когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам;

Тематический клубный час — это тема включена в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «Осень», это конкурс рисунка на осеннюю тему, чтение литературы по теме или заучивание стихотворения, выставка картин и т.д.;

Деятельностный клубный час — это, когда в его основу положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе экспериментируют, в другой рисуют или клеят и т.д.

Творческий клубный час — это, когда дети подготовительной группы сами готовят деятельность для других детей.

Квест, когда дети выполняют разные задания, проходят через разные испытания. Проводится коллективно.

Музейный посвящен единой тематике, используется в разных видах деятельности.

Большая игра – это самый сложный тип клубного часа, проводится в конце года.

Проводят клубный час воспитатели и специалисты детского сада, предварительно обсудив и определив тему. В начале учебного года составляется график ответственных педагогов по разработке сценария клубного часа. Участники – воспитанники групп старшего дошкольного возраста и подготовительных к школе групп.

Для реализации данной педагогикой технологии необходима подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов. Родители, на собрании, заранее предупреждаются о том, что в дошкольной организации будет проводиться данное мероприятие (день недели, час проведения). Родителей информируют о том, как это повлияет на детей, каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность, самим проводить «мастер-классы» на различных станциях в течение клубного часа, а так же предлагать новую тематику клубных часов.

Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют:

– Тематику клубных часов, перспективный тематический план.

– Определяют периодичность и длительность клубных часов, как правило, один раз в месяц. Одним из главных условий проведения клубного часа является его длительность, а именно не менее 1 часа, т.к. в противном случае у детей не успевает образоваться собственный жизненный опыт.

– Определяют правила поведения детей во время клубного часа.

– Разрабатываются организационные моменты проведения клубного часа.

– Определяют порядок проведения клубного часа: сколько групп будет участвовать, какие именно группы, как подготовить детей и уведомить всех сотрудников дошкольной организации о времени проведения «Клубного часа» и о возможной необходимости включения в процесс мероприятия по ситуации.

Главный акцент следует сделать на том, как дети должны себя вести во

время мероприятия, какие предусмотрены «штрафные санкции» за нарушение правил поведения. Совместно обсудите общие организационные и содержательные моменты.

Правила поведения во время клубного часа:

  • Говори «здравствуйте», когда входишь в другую группу, и «до свидания», когда уходишь.
  • Если взял поиграть игрушку, положи ее на место, когда уходишь.
  • Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.
  • Говори и ходи спокойно.
  • Возвращайся в группу по сигналу звонка.
  • Если не хочешь ходить в другие группы, можно остаться в своей группе.
  • Если устал, можешь вернуться в свою группу.

Расчетным материалом являются жетоны. Если дети нарушают правила поведения, контролирующие взрослые забирают у них жетоны: когда ребенок первый раз нарушил правила – один жетон, второй раз – второй  жетон,  третий  раз –  третий  жетон  и лишают  ребенка  участия в следующем клубном часе.

Далее воспитатели организуют работу с детьми в группе. Они повторяют с ними правила поведения во время клубного часа. По просьбе воспитателей родители приносят для дошкольников пластиковые конверты. В них дети складывают жетоны и карту станций (рис.1).

     

Рис.1 – Карты станций

 

Воспитатель раздает планы-схемы (карты) с обозначением мест, куда участники могут пойти. Места обозначены условными значками. Аналогичный демонстрационный план-схема есть и у воспитателя. Чтобы дети запомнили помещения, обозначенные на плане-схеме, воспитатель может заранее провести экскурсию по дошкольной организации. По сигналу колокольчика дети выходят из групп, свободно передвигаются по помещениям, заходят в любые, интересные для них места, где организована образовательная деятельность. Через час по повторному сигналу колокольчика они возвращаются обратно. После завершения клубного часа, все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем проводят рефлексивный круг и обсуждают, что интересного они увидели, узнали, сделали. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая, пока очередь дойдет до них.

Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе клубного часа и обсуждает их с детьми и родителями, находя пути их решения в совместной деятельности.

После проведения каждого часа на педагогическом совете воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, достижениями, обсуждают возникшие трудности и пути их решения.

Правильно организованная клубная деятельность в ДОО помогает позитивному общению детей между собой и взрослым, способствует выработке единой стратегии воспитания, анализа и коррекции поведения детей.

Технология «Клубный час» представляет собой инновационную методику, направленную на социально-коммуникативное развитие дошкольников. В ходе данного реферата были рассмотрены теоретические основы, цели и задачи, различные типы и особенности организации и проведения «Клубного часа».

Анализ показал, что «Клубный час» способствует развитию у детей самостоятельности, ответственности, навыков общения и сотрудничества. Дети учатся планировать свои действия, оценивать их результаты, а также вежливо выражать свои просьбы и благодарности.

Организация «Клубного часа» требует предварительной подготовки, включающей изучение теоретических основ, подбор методической литературы и проведение собраний с родителями. Во время самого мероприятия дети свободно перемещаются по зданию, выбирая различные виды деятельности, что способствует их открытости и свободе в общении.

Результаты применения технологии «Клубный час» включают повышение отзывчивости и активности детей, освоение норм и правил общения, развитие навыков коллективной работы и саморегуляции поведения.

Таким образом, «Клубный час» является эффективной инновационной технологией, способствующей социально-коммуникативному развитию дошкольников. Она помогает детям не только приобретать знания и умения, но и развивать важные социальные и коммуникативные навыки, необходимые для успешной адаптации в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА УТРЕННЕГО КРУГА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

КАРТОТЕКА УТРЕННЕГО КРУГА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ...

Картотека утреннего круга в средней группе.

Цель  утреннего круга- это создание эмоционально-комфортной атмосферы для пребывания в детском саду, воспитание взаимоуважения в детском коллективе....

Картотека утреннего круга в средней группе

Составлен и систематизирован материал для проведения режимного момента "Утренний круг" в средней группе....

Картотека утренних кругов в средней группе.

Картотека утренних кругов в средней группе....

Картотека утренних кругов в средней группе

Картотека утренних кругов в средней группе...

Картотека утренних кругов в средней группе

Картотека утренних кругов в средней группе...

Картотека утренних кругов для средней группы

Технология «утренний круг» как средство социализации дошкольниковУтренний сбор (групповой сбор или утренний круг) — это режимный момент, являющийся формой организации образовательног...