ФОП.Структура и содержание.
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fop.struktura.docx | 213.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральная рабочая программа воспитания: структура и содержание
Тема 1. Цели, задачи, структура программы воспитания.
Федеральная рабочая программа воспитания входит в содержательный раздел ФОП ДО как один из структурных компонентов. Содержание федеральной рабочей программы воспитания скорректировали. Кроме задач по основным направлениям воспитания разработчики сформулировали совокупные задачи воспитания для пяти образовательных областей. Теперь педколлективы должны разработать или скорректировать свою рабочую программу воспитания в соответствии с федеральной и включить ее в обязательную часть образовательной программы детского сада. Федеральная рабочая программа воспитания раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям.
Рабочая программа воспитания — обязательный для всех детских садов документ, который входит в состав общей образовательной программы. Программа воспитания не должна противоречить принципам, целям, задачам и содержанию ООП ДО. Разрабатывает программу воспитания рабочая группа педагогов, состав которой руководитель учреждения утверждает приказом. В разработке программы имеют право участвовать родители.
Теперь детский сад не утверждает рабочую программу воспитания отдельным локальным актом. Она входит в содержательный раздел образовательной программы ДОО. При этом копировать содержание федеральной рабочей программы воспитания в вашу образовательную программу нельзя. Ее следует использовать только как основу, чтобы разработать свою рабочую программу воспитания в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования.
Содержание каждого из разделов вашей рабочей программы воспитания должно соответствовать тем рекомендациям, которые есть в федеральной рабочей программе воспитания, и одновременно отражать специфику дошкольной организации. Необходимо отразить, например, какие формы совместной деятельности есть в вашем детском саду, как вы реализуете воспитательный потенциал социального партнерства, какой у вас уклад и пр.
Федеральная рабочая программа воспитания вместе с примерным режимом, распорядком дня дошкольных групп и федеральным календарным планом воспитательной работы представляет учебно-методическую документацию.
Также к рабочей программе воспитания необходимо разработать календарный план воспитательной работы.
Целевому, содержательному и организационному разделам в федеральной рабочей программе воспитания предшествует пояснительная записка.
В ней – основные положения о воспитании и традиционных ценностях российского общества, к которым педагоги должны приобщать детей в ходе воспитательной работы в соответствии с их возрастными особенностями. Пояснительная записка не входит в рабочую программу воспитания в ДОО.
В целевом разделе представлены: общие цели, задачи воспитания, его основные направления и целевые ориентиры воспитания.
Общая цель воспитания в дошкольном образовательном учреждении - личностное развитие ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества.
Представлены общие задачи воспитания:
- содействовать развитию личности ребенка, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
- создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию:
- осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.
Данный раздел включает также целевые ориентиры воспитания для двух возрастных периодов. Это характеристики возможных достижений детей к трем годам и на этапе завершения освоения программы.
Также в этом разделе представлено семь направлений воспитания:
- патриотическое воспитание;
- познавательное воспитание;
- социальное воспитание;
- трудовое воспитание;
- физическое и оздоровительное воспитание.
К шести направлениям из примерной рабочей программы воспитания разработчики добавили седьмое – духовно-нравственное, а этико-эстетическое направление воспитания преобразовали в эстетическое.
Содержательный раздел:
1) предусматривает решение задач воспитания в каждой образовательной области;
2) содержит характеристики уклада и определяет его как необходимый фундамент ДОО, основу и инструмент воспитания
Уклад ДОО – это ее необходимый фундамент, основа и инструмент воспитания.
Уклад задает и удерживает ценности воспитания для всех участников образовательных отношений:
- руководителей ОО;
- воспитателей и специалистов;
- вспомогательного персонала;
- воспитанников и родителей или законных представителей;
- субъектов социокультурного окружения ОО.
3) Определяет воспитывающую среду как пространство, в рамках которого происходит процесс воспитания.
Воспитывающая среда - пространство, в рамках которого происходит процесс воспитания. Она раскрывает ценности и смыслы, которые заложены в укладе.
Воспитывающая среда включает совокупность различных условий, которые предполагает возможность встречи и взаимодействия детей и взрослых в процессе приобщения к традиционным ценностям российского общества.
Основные характеристики воспитывающей среды:
- содержательная насыщенность;
- структурированность.
4) Общности образовательной организации – система связей и отношений между людьми на основе ценностных оснований, которые разделяют все участники общности и которые определяют цели их совместной деятельности. Включает три основные общности в ДОО вместо четырех:
-педагог-дети;
- родители или законные представители-ребенок, дети;
- педагог-родители или законные представители).
5) Содержание программы воспитания педагоги должны реализовывать в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, которые есть во ФГОС ДО.
Предусматриваются следующие формы совместной деятельности в ДОО в трех направлениях:
- работа с родителями или законными представителями. Строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ДОО;
- события образовательной организации. Предполагают взаимодействие ребенка и взрослого, в котором активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности;
- совместная деятельность в образовательных ситуациях. Выступает ведущей формой организации совместной деятельности взрослого и ребенка по освоению ОП ДО, в рамках которой возможно решение конкретных задач воспитания.
6) Организация предметно-пространственной среды (ППС).
Реализовать воспитательный потенциал ППС можно через совместную деятельность педагогов, детей, других участников образовательных отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе. Для этого в рабочей программе воспитания детского сада нужно указывать имеющиеся или запланированные конкретные позиции.
При выборе материалов и игрушек ППС необходимо ориентироваться на продукцию отечественных производителей.
7) Социальное партнерство
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
- участие представителей организаций-партнеров в проведении дней открытых дверей, государственных и региональных праздников;
- проведение на базе организаций –партнеров различных мероприятий, событий и акций воспитательной направленности;
- реализация проектов воспитательной направленности, совместно разрабатываемых детьми, родителями или законными представителями и педагогами.
В данном пункте рабочей программы воспитания детского сада нужно указать имеющиеся или запланированные конкретные позиции.
Организационный раздел включает рекомендации по кадровому и нормативно-правовому обеспечению, которое необходимо описать в рабочей программе воспитания ДОО.
В разделе кадрового обеспечения в программы воспитания нужно указать решения в соответствии с ФГОС ДО:
- по разделению функционала, который связан с планированием, организацией, реализацией, обеспечением воспитательной деятельности;
- в этом разделе рабочей программы воспитания могут быть представлены решения на уровне ДОО по принятию, внесению изменений в должностные инструкции педагогов по вопросам воспитательной деятельности, ведению договорных отношений, сетевой форме организации образовательного процесса, сотрудничеству с социальными партнерами, нормативному, методическому обеспечению воспитательной деятельности.
Необходимо сделать ссылки на локальные нормативные акты, в которые вносятся изменения в связи с утверждением рабочей программы воспитания.
Требования к условиям работы с особыми категориями детей. По своим основным задачам воспитательная работа в ДОО не зависит от наличия или отсутствия у ребенка особых образовательных потребностей.
В основе процесса воспитания детей в ДОО должны лежать традиционные ценности российского общества. Необходимо создавать особые условия воспитания для отдельных категорий детей, которые имеют особые образовательные потребности. Это дети с инвалидностью, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из социально уязвимых групп (воспитанники детских домов, дети из семей мигрантов и т.д.), одаренные дети и другие категории.
Инклюзия подразумевает готовность образовательной системы принять любого ребенка независимо от его особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.
На основе рабочей программы воспитания ДОО составляется примерный календарный план воспитательной работы.
Примерный план воспитательной работы строится на основе базовых ценностей по следующим этапам:
- погружение-знакомство, которое реализуется в различных формах (чтение, просмотр, экскурсии и пр.);
- разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие продукты;
- организация события, которое формирует ценности.
Данный цикл является примерным. На практике цикл может начинаться с яркого события, после которого будет развертываться погружение и приобщение к культурному содержанию на основе ценности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация структуры и содержания работы по коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с ФФНР
Оптимизировать процесс логопедического воздействия, сделать его открытым для педагогов и родителей, правильно расставить приоритеты и постепенно перейти от коррекции к коммуникации – вот задачи, стоящ...
Сравнительный анализ задач, структур и содержания программ воспитания и обучения в детском саду.
«Программа воспитания и обучение в детском саду» (Под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.) представляет собой вариативную программу и построена на принципе личностно - ориентирова...
Структура и содержание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Данный доклад с презентацией расчитан на педагогов дошкольных образовательных учреждений. В нем раскрываются основные аспекты Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образ...
Задачи, структура и содержание утренней гимнастики.
Задачи, структура и содержание утренней гимнастики....
Сообщение по теме «Нормативно - методические основы, ключевые особенности структуры и содержания ФГОС ДО»
Разработкой стандарта дошкольного образования занималась специально созданная рабочая группа во главе с директором Федерального института развития образования Александром Григорьевичем Асмоловым....
Мастер – класс « Структура и содержание портфолио»
В настоящее время технология портфолио широко применяется в сфере образования, в том числе в практике дошкольного образования. Во-первых, она направлена на взаимоде...
Структура и содержание рабочей программы педагога
В презентации подробно рассказывается, что должно содержаться в рабочей программе...