Сообщение по теме «Нормативно - методические основы, ключевые особенности структуры и содержания ФГОС ДО»
материал на тему

Разработкой стандарта дошкольного образования занималась специально созданная рабочая группа во главе с директором Федерального института развития образования Александром Григорьевичем Асмоловым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshenie_abramova_t.s.doc31 КБ
Package icon soobshchenie_abramova_t.s._-_kopiya.zip2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Сообщение  по  теме

 «Нормативно - методические  основы,

 ключевые  особенности  структуры  и  содержания  ФГОС  ДО»

 Подготовила:

воспитатель

 МДОУ  «Детский  сад  № 7 с. Беловское  

Белгородский  район Белгородская  область»

Абрамова  Т.С.

     Разработкой стандарта дошкольного образования занималась специально созданная рабочая группа во главе с директором Федерального института развития образования Александром Григорьевичем Асмоловым.

   Данный стандарт утвержден приказом Минобразования №1155 от 17.10.2013г. Зарегистрирован 14.11.2013г. опубликован 25.11.2013г. Вступил в силу с 01.01.2014г.

         Документы, лежащие в основе разработки стандарта это:

      -Конституция РФ:

- Конвенция ООН о правах ребенка.

- Законодательные документы РФ, в том числе «Закон об образовании»;

  Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя

требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

  Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

   Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации. Программа разрабатывается и  утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ.

     Содержания программы охватывает следующие образовательные области:

·        Социально-коммуникативное развитие;

·        Познавательное развитие;

-        Речевое развитие;

·        Художественно-эстетические развитие;

·        Физическое развитие;

 Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

·        Предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

·        Характер взаимодействия со взрослым;

·        Характер взаимодействия с другими детьми;

·        Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к самому себе.

    Программа предполагает:

- Обязательную часть  (предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех четырех взаимодополняющих образовательных областях); Объем 60% от общего объема Программы.

- Часть, формируемая участниками образовательных отношений (представляет выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные программы, методики, формы организации образовательной работы) объем не более 40%

    Обе части взаимодополняющие и необходимые с точки зрения реализации требований Стандарта.

    Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом в которых отражается обязательная часть и часть формируемая участниками образовательного процесса.

1.   Целевой раздел включает в себя:

 - пояснительную записку;

 - целевые ориентиры (планируемый результат освоения программы);

2. Содержательный раздел определяет общее содержание основной образовательной программы и раскрывает задачи:

 - развитие специфических видов деятельности;

 - становление первичной ценностной ориентации и социализации;

 - развитие первичных преставлений;

 - коррекции нарушения развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а так же механизмы реализации положений основной образовательной программы.

  Дополнительным разделом Программы является текст ее  краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

      В краткой презентации Программы должны быть указаны:

- Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации;

- Используемые Примерные программы;

     - Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями д

  При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей.

 Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

    Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

  При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

  Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

   Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

 Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

   Требования включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Пограммы, а также к развивающей предметно-пространственной среде. Последняя из которых должна быть  содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

    В Организации может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (или мониторинга). Результаты мониторинга могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:

·        Индивидуализация образования,

·        Оптимизации работы с группой детей.

    При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

   Эти требования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Данные ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.

    Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности  и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации воспитанников.

    Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая, в том числе оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, даже в рамках мониторинга.

    Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.



Подписи к слайдам:

МДОУ «Детский сад № 7 с. Беловкое Белгородского района Белгородской области«Нормативно - методические основы, ключевые особенности структуры и содержания ФГОС ДО»Подготовила: воспитатель МДОУ «Детский сад № 7 с. Беловское» Абрамова Т.С. 2015
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерацииот 17 октября 2013 г. № 1155ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Общие положенияСтандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка…
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫРЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ
•Закон Белгородской области от 31.10.2014 N 314 "Об образовании в Белгородской области"•Приказ департамента образования Белгородской области от 06.03.2014 № 745 «Об утверждении плана действий «дорожной карты» по обеспечению введении ФГОС дошкольного образования»
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ УРОВНЯ ДООДорожная карта ФГОС ДО включает в себя следующие разделы: Нормативное правовое обеспечение введения ФГОС ДО. Организационно – управленческое обеспечение введения ФГОС ДО. Создание материально – технического обеспечения введения ФГОС ДО. Создание организационно – информационного обеспечения введения ФГОС ДО.
СТРУКТУРА ФГОС ДО
I.Общие положения ФГОС ДО II.Требование к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему.III.Требование к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образованияIV.Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Формула Стандарта: Тр + Тс + Ту
Стандарт включает в себя требования к:структуре Программы и ее объему, в том числе требования к соотношению обязательной части основной образовательной программы части, формируемой участниками образовательных отношений, и их объему;условиям реализации Программы, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим психолого-педагогическим и иным условиям ;результатам освоения основной образовательной программы.
Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму
- Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ .- Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Организации.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ
Физическое развитие
Социально-коммуникативноеразвитие
Художественно-эстетическоеразвитие
Речевое развитие
Познавательное развитие
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа включает три основных раздела:
Оценка индивидуального развития ребенка
Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (или мониторинга). Результаты мониторинга могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:· Индивидуализация образования,· Оптимизации работы с группой детей.
Психологическая диагностика развития ребенка
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Требования к условиям реализации основнойобразовательной программы дошкольного образования
Требования к результатам освоения основнойобразовательной программы дошкольного образования«Великая цель образования это не знания, а действия» Гербер Спенсер Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:аттестацию педагогических кадров;оценку качества образования;оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.