Структура и содержание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
консультация на тему
Данный доклад с презентацией расчитан на педагогов дошкольных образовательных учреждений. В нем раскрываются основные аспекты Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_russu_avgust_2014.doc | 129.5 КБ |
russu_-_kopiya.ppt | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Структура и содержание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Руссу Наталья Закиевна, педагог-психолог Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому
развитию детей «Снегурочка»
Данный стандарт утвержден приказом Минобразования №1155 от 17.10.2013г. Зарегистрирован 14.11.2013г. опубликован 25.11.2013г. Вступил в силу с 01.01.2014г.
Общие положения
Предмет регулирования Стандарта – отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Принципы, утвержденные стандартом: (некоторые из них)
1. Поддержка разнообразия детства;
2. Сохранение уникальности самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
3. Полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития;
4. Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
5. Содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
8. Учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Цели данного Стандарта:
1. Повышение социального статуса дошкольного образования;
2. Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3. Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства образовательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
4. Сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт решает следующие задачи:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- Обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
- Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- Формирования общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
- Обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формированиям образовательных программ различных уровнем сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
- Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения;
- Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Стандарт включает в себя требования к:
- К структуре Программы;
- К условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде;
-К результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.
Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ.
Содержания программы охватывает следующие образовательные области:
· Социально-коммуникативное развитие;
· Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
· Художественно-эстетические развитие;
· Физическое развитие;
Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
· Предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
· Характер взаимодействия со взрослым;
· Характер взаимодействия с другими детьми;
· Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к самому себе.
Программа предполагает:
- Обязательную часть (предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех четырех взаимодополняющих образовательных областях); Объем 60% от общего объема Программы.
- Часть, формируемая участниками образовательных отношений (представляет выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные программы, методики, формы организации образовательной работы) объем не более 40%
Обе части взаимодополняющие и необходимые с точки зрения реализации требований Стандарта.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом в которых отражается обязательная часть и часть формируемая участниками образовательного процесса.
1. Целевой раздел включает в себя:
- пояснительную записку;
- целевые ориентиры (планируемый результат освоения программы);
2. Содержательный раздел определяет общее содержание основной образовательной программы и раскрывает задачи:
- развитие специфических видов деятельности;
- становление первичной ценностной ориентации и социализации;
- развитие первичных преставлений;
- коррекции нарушения развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а так же механизмы реализации положений основной образовательной программы.
Решение задач развития детей в пяти образовательных областях должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности:
· Двигательной;
· Игровой;
· Коммуникативной;
· Познавательно-исследовательской;
· Восприятие художественной литературы и фольклора;
· Элементарной трудовой деятельности;
· Конструирования из различных материалов;
· Изобразительной;
· Музыкальной.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений может быть ориентирована на:
- Специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;
- Поддержку интересов педагогических работников организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы;
- Сложившиеся традиции Организации (группы).
Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Требования включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Пограммы, а также к развивающей предметно-пространственной среде. Последняя из которых должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
В Организации может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (или мониторинга). Результаты мониторинга могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:
· Индивидуализация образования,
· Оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Эти требования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Данные ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации воспитанников.
Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая, в том числе оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, даже в рамках мониторинга.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.
В краткой презентации Программы должны быть указаны:
- Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации;
- Используемые Примерные программы;
- Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ федеральных государственных требований и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Для использование на педсовете...
ПРОЕКТ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) является документом, на основании которого дошкольные образовательные учреждения Российск...
О СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования». 2018
О СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования»....
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о содержании и условиях организации современного дошкольного образования в Российской Федерации.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о содержании и условиях организации современного дошкольного образования в Российской Федерации....
Примерный подбор игр для детей 4 - 5 лет с учетом содержания образовательных областей Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Примерный подбор игр для детей 4 - 5 лет с учетом содержания образовательных областей Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования...
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОДЕРЖАНИЕ, КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ»
Дошкольное образование согласно, Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственн...