Дети волонтёры
методическая разработка (подготовительная группа)

Знакомство детей с работой волонтёров, воспитание уважения любви деятельности волонтёрства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_-_volontery.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 170

Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников

Социализация – это процесс получения ребенком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Сегодняшние дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, поэтому одной из главных задач дошкольного образования является создание благоприятной социокультурной развивающей среды в ДОУ.

В нашем детском саду социализация воспитанников начинается с технологии «Дети – волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим.

По мнению Н.П. Гришаевой, технология «Дети – волонтеры» - это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является организация волонтерского движения через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольческих мероприятиях.

Само понятие «волонтерство» в России стали широко использовать, когда Указом Президента Российской Федерации 2018 год был объявлен Годом добровольца (волонтерства).

Считаем, что детей с малых лет необходимо приучать к благотворительности, волонтерству. В этом возрасте они начинают понимать значение слова «помощь».

Волонтерство – очень полезная и нужная деятельность для детей. У них развивается уверенность в себе, ребята начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей. Они становятся инициативными и самостоятельными в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС.

Волонтерское движение в детском саду – это активная форма общения в детской среде – от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности, дает возможность помочь малышу, доставить эмоциональную радость. В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим дошкольникам, дети-волонтеры ощущают себя взрослее, у них возникает стремление к решению новых более сложных задач.

Организацию волонтерского движения в условиях детского сада стали реализовывать на основе проектного метода «Творим добро и живем дружно». На начальном этапе реализации проектной деятельности создали условия для проведения волонтерской работы, определили тему, цели и задачи, разработали программу и план мероприятий, придумали эмблему волонтерского движения, провели ряд бесед («Кто такие волонтеры?», «О возможности стать волонтерами для малышей», «Что такое добро?» «Где живет доброта?»), мотивировали детей на волонтерскую деятельность.

Данный вид деятельности был интересен всем участникам образовательного процесса. Он объединил воедино активных, творческих педагогов, детей всех возрастных групп, заинтересовал родителей, которые были привлечены к совместному сотрудничеству для участия в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях.

Наши воспитанники приняли его с большим интересом. Помогая младшим дошкольникам, у детей-волонтеров возникло ощущение «взрослости», ответственности, повысилась уверенность в себе, каждый получил внутреннее удовольствие от своей работы, возникло желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Своим примером и конкретной помощью волонтеры учили малышей навыкам самообслуживания, совместным играм в группе и на прогулке, знакомили с правилами и традициями детского сада. Все это способствовало к формированию положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений, доставило эмоциональную радость.

Практическую помощь оказывали через разные формы взаимодействия детей с социумом. Одной из эффективных форм построения тесного взаимодействия с социумом стало проведение акций: «Покорми птиц», «Добрые сердца», «Где живет доброта», «Подари радость».

Нормативной правовой базой деятельности Добровольческих объединений в Российской Федерации является:

  • Конвенция о правах ребенка.
  • Конституция Российской Федерации (ч. 4, 5 ст.13, ч. 2 ст.19, ст. 30).
  • Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
  • Указ Президента Российской Федерации от 06.12.2017 г. № 583 «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера).

Документы, регламентирующие деятельность волонтерского движения в МАДОУ детский сад № 170:

  • Основная образовательная программа - образовательная программа дошкольного образования МАДОУ детский сад № 170 (далее ДОУ).
  • Положение об организации работы волонтерского движения детей дошкольного возраста «Творим добро и живем дружно» МАДОУ детский сад № 170.
  • Перспективный план работы волонтерского движения детей дошкольного возраста «Творим добро и живем дружно».

 Для изучения социализации детей дошкольного возраста использовали материалы:

  • В.А. Сухомлинского, П.П. Блонского, А.С. Макаренко (труд как развитие личности ребенка).
  • Шипицина, О.В. Замиринская, П.Г. Саморукова (формирование у дошкольников доброжелательности, бережное отношение дошкольников к природе).

Для изучения особенностей использования волонтерского движения в ДОУ были изучены материалы Н.П. Гришаевой «Современные технологии социализации дошкольников в образовательном комплексе» и др.

Ключевые положения:

  • Принцип самостоятельности.
  • Принцип добровольности.
  • Принцип сотрудничества и социального партнерства.
  • Принцип милосердия.

Работа по организации волонтерского движения в условиях детского сада состоит из 4 этапов:

1 этап – «Социально-психологическая подготовка волонтеров (беседы, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов).

2 этап – Формирование волонтерского движения (разработка эмблемы, вовлечение детей в движение). Мастер-класс для педагогов «С чего начать волонтерство в детском саду».

3 этап – «Творим добро и живем дружно» (обучение младших дошкольников навыкам самообслуживания, игровая деятельность, помощь в режимных моментах).

4 этап – Проведение мероприятий, акций, развитие волонтерского движения.

Волонтерское движение при активном участии педагогов, родителей – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств. Это гарантия того, что дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

Приобщая детей к волонтерскому движению, мы привлекаем внимание к проблемам общества, воспитываем у детей и взрослых чувство ответственности за свою жизнь, здоровье, сохраняем народные традиции и развиваем добрые качества души.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология «Дети волонтёры»

В детских садах педагоги реализуют  технологию эффективной социализации  «Дети-волонтеры», которая  предполагает  разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников ...

Педагогическая технология «Дети волонтёры» на тему «Дорожные знаки»

Реализация новой  технологии эффективной социализации  «Дети-волонтеры», которая  предполагает  разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Пед...

Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми».

Цель мастер класса «Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования педагогической  технологии «Дети волонтёры»....

комплексно тематический план по реализации технологии для детей старшего дошкольного возраста "Дети волонтёры"

laquo;Дети волонтеры» Педагогическая технология «Дети волонтеры» помогает нам решатьследующие задачи:​- Развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младши...

Статья на тему «Педагогическая технология «Дети волонтёры»

Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ори...

«Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми»

Мастер-класс Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми» Цели: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненн...

Доклад на тему: «Педагогическая технология «Дети волонтёры»

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – ...