Игра- викторина "Зимующие птицы"
методическая разработка (старшая группа)

Трушкина  Марина Владимировна

Цель:

Развитие воображения дошкольников посредствам внедрения в деятельность игровой технологии, способствующей формированию у детей самостоятельного мышления и познавательной активности.

Расширить знания детей о птицах; закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и о перелётных птицах;

Развивать воображение, мышление, интерес, расширять детский кругозор; Воспитывать бережное отношение к птицам, особенно в зимнее время.

Задачи

- расширять представления детей о природе, об условиях, необходимых для жизни зимующих птиц;

- развивать познавательный интерес детей, любознательность, внимание, наблюдательность;

- воспитывать бережное отношение к живой природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra-viktorina_zimuyushchie_ptitsy.doc254.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-викторина  «Зимующие птицы»

Цель:

Развитие воображения младших школьников посредствам внедрения в деятельность игровой                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     технологии, способствующей формированию у детей самостоятельного мышления и познавательной активности.

Расширить знания детей о птицах; закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и о перелётных птицах;

Развивать воображение, мышление, интерес, расширять детский кругозор; Воспитывать бережное отношение к птицам, особенно в зимнее время.

Задачи

- расширять представления детей о природе, об условиях, необходимых для жизни зимующих птиц;

- развивать познавательный интерес детей, любознательность, внимание, наблюдательность;

- воспитывать бережное отношение к живой природе.

                                                         Ход занятия 


Организационный момент 
Воспитатель:.
 Здравствуйте, ребята! Давайте отправимся с вами за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые – и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо! 
     
Воспитатель: Когда ты идёшь по тропинке лесной,

                   Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

                   Одно “почему” меж деревьями мчится,

                  Другое  пчелою забралось в цветок,

                  А третье – лягушкою скок в ручеёк.

                   Пойдём –ка, дружок, по тропинке вдвоём

                   Ответы поищем под снежным шатром. 

Воспитатель: Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашей встрече? 

 

              Сообщение темы занятия.

              Поговорим о маленьких синицах

              И о других зимующих здесь птицах.

              О том, как в парке каплями зари

              Уж замелькают скоро снегири.

             Что в декабре морозно и светло

             От перистого инея бело.

1 этап «Знакомство»

             Ведущий. Забавные у птиц встречаются имена. Многие птицы сами дали       себе названия.

Ребятам задаются вопросы:

1. Как вы думаете, почему кукушка получила такое имя? (За свой крик «ку-ку»)

2. Почему птица называется пищухой? (Потому что эта птица издает писк)

3. Почему птица получила название «сорока-белобока»? (Голова, крылья и хвост птицы — черные, а бока — белые)

4. За какой поступок птицу назвали воробьем? (Воробей очень любит семечки, зерно. Стаи этих птиц собирались в местах, где идет переработка зерна. Прогоняя птиц, люди кричали: «Вора-бей! Вора-бей!» Отсюда и пошло название)

       

2этап «Узнай птицу»

 (собрать изображение птицы и назвать ее).

1)поползень обыкновенный

2)снегирь

3)щегол

4)свиристель

5)синица большая

6)синица хохлатая

7)сорока

8)московка

9)большой пёстрый дятел

10)сизый голубь

3 этап «Вопросы про птиц»

  1. Птица, которая прилетает к нам с первым снегом?(Снегирь)
  2. Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)
  3. Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка, хохлатая синица)
  4. В холодную погоду воробьи взъерошенные, почему? (легче сохранять тепло)
  5. Когда температура тела воробья ниже — зимой или летом? (Температура тела воробья всегда одинакова).
  6. Как называются птицы, которые живут с нами постоянно? (Оседлые)
  7. Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)
  8. У какой зимующей птицы самый длинный язык? (дятел)
  9. Какая зимующая птица имеет очень длинный хвост? (сорока)
  10. У этой птицы клюв необычный, крестообразный, чтобы шишки легко расклёвывать. (у клеста)
  11. Народные названия какой птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька»? (сизый голубь)
  12.  Эта небольшая птичка – настоящая красавица. Её ярко-жёлтое брюшко не спутаешь ни с какой другой птицей. (б. синица)
  13. Птица с хохолком на голове, прилетающая к нам зимой. (свиристель)
  14. Какая птица наших мест живет дольше всех?( Ворон живет 100 лет)
  15. Где зимующие птицы спят? Вороны и галки ночуют стаями, прижавшись друг к другу. Дятлы и синицы спят в дуплах. А где прячутся ночью тетерева и рябчики? (Тетерева и рябчики прячутся под снегом).
  16. Утки с удовольствием залезают в воду в самый сильный мороз.  Почему? В мороз вода теплее, чем воздух. Поэтому в воде уткам не так холодно
  17. У какой зимующей птицы самый длинный клюв? (длинный клюв у дятла – примерно 15 см)

                                                 4 этап  «Загадки»

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый ...(Воробей)

И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши прячутся, дрожа!

Очень уж суровы

Филины и ...(Совы)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым,

чистым—

Кле! кле! кле!

Поет со свистом. (Клёст)

Кто в берете ярко-красной

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит .

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Это кто ? ...  (
Ворона)

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь )

Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока )

Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет.
Хочет сделать шажок – получается прыжок.(воробей)

Он по-рабочему одет – удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет и пестрая спецовка. (дятел)

Он в своей лесной палате носит пёстренький халатик,
Он деревья лечит, постучит – и легче! (дятел)

У неё глаза большие,хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает, спит на дереве лишь днём.(сова)

 

                                              5 этап «Птичий шифр»

Разгадайте ребусы  названия птиц (за один разгаданный ребус -1балл)

http://razdeti.ru/images/0(1).jpg

              "Узнай птицу" - Здесь зашифрованы названия зимующих птиц нашего района, вам в течение  минуты необходимо угадать, что это за птицы.

                              НИЦАСИ      СИНИЦА

                              БЕЙРОВО     ВОРОБЕЙ    

                              КАРОСО        СОРОКА

                              ЛИНФИ          ФИЛИН

                             ЛУБЬГО           ГОЛУБЬ

                             НАВОРО          ВОРОНА

                            ЗЕНЬПОЛПО      ПОПОЛЗЕНЬ

                              ТСЁЛК             КЛЁСТ

                              ЛЕТЯД             ДЯТЕЛ

                                                6 этап «Столовая»

  1. Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла)
  2. Чем любит лакомиться зимой клёст? (семенами ели, сосны)
  3. Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)
  4. Назовите корма для зимней подкормки птиц. (Семена подсолнуха, конопли, арбуза, дыни, тыквы, лебеды, крапивы, репейника, конского щавеля, ягоды рябины, бузины, клюквы, хлебные крошки, сырое сало и мясо).
  5. Какая птица зимой питается личинками насекомых? (Дятел, б. синица)
  6. Какая птица за сутки съедает столько корма, сколько весит сама? (б. синица)

                                           

                                                       «Зимнее лакомство»
Командам необходимо расположить корм соответствующий птицам. За каждый правильно подобранный корм – 1 жетон. Максимальное количество жетонов 5. 

 Синица – сало, семена подсолнечника.

       Воробей – крупа , хлеб, зерно, семечки, ягоды рябины.

       Снегирь – ягоды рябины, семена еловых шишек, семечки арбуза, семечки тыквы.

        Клёст – кедровые орешки, семена шишек.

        Голубь – пшено.

                                     7 этап «Собери пословицу»

Игрокам раздают карточки, разделенные на две половинки: на одной написано начало одной пословицы, а на другой конец другой пословицы.

Пословицы:

Всякая птица свое гнездо любит.

На чужой стороне и орел — ворона.

Глух как тетерев.

Видом сокол, а голосом ворона.

Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Синичка невеличка, а птичка.

Дятел и дуб продалбливает.

                            8 этап «Найди спрятавшихся птиц»

  На листе бумаги начерчена таблица с буквами. Задача учащихся: за определенное время (3-5 минут) найти и зачеркнуть названия только зимующих птиц . За каждое найденное слово команда получает 1 балл,                             http://kladraz.ru/upload/blogs/2501_c11bd40738eadddd6e3b490146efbe98.jpg 

 Итог занятия:

О пернатых друзьях, чаще всего мы не заботимся. А ведь им нужна наша помощь, особенно в зимнее время. Ученые подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 1-2. Для того чтобы слушать песни птиц весной, нужно быть неравнодушными и помочь им пережить тяжелую пору.

Большое спасибо  всем за участие в нашей игре!

Не страшна зима птицам, если есть корм! Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Хороший обед изнутри греет, тепло по всему телу идёт. Трудно приходится тем птицам, которые летом питались насекомыми, они переходят на шишки, орехи и зёрна. А этот корм искать надо. Трудное время легче сообща пережить. И вот зимой собираются разные птицы в стайки, Ведь в стайке как? Нашёл один корм, сразу всех оповестил: все сыты будут.

И всё же многие птицы нередко голодают. Помочь пережить им это трудное время сможем мы.

Ребята, вы должны запомнить одно важное правило - корм для птиц должен быть в кормушках, а бросать его на мерзлую землю или снег нельзя! Как вы думаете, почему? (Он промерзает на снегу и земле, птицы поедая замерзший корм, ещё больше замерзают. А это может привести к летальному исходу...)

Так давайте все вместе возьмёмся за дело: смастерим кормушки, повесим их около дома и будем подкармливать птиц! Птицы будут благодарны нам. Весной они заведут трель, а летом спасут урожай от насекомых!

НИЦАСИ

БЕЙРОВО

КАРОСО

ЛИНФИ

ЛУБЬГО

НАВОРО

ЗЕНЬПОЛПО

ТСЁЛК

ЛЕТЯД

Всякая птица                         свое гнездо любит.

На чужой стороне                 и орел — ворона.

Глух                                         как тетерев.

Видом сокол,                         а голосом ворона.

Лучше синица в руке,         чем журавль в небе.

Синичка невеличка,                 а птичка.

Дятел и дуб                                 продалбливает.

Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 Выборгского района Санкт- Петербурга

Мастер-класс с родителями и детьми по изготовлению кормушек. приуроченный к Синичкиному дню.

Подготовили:

Трушкина М.В.

Мерзлова Т.О.

Санкт- Петербург

2024


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра «Угадай птицу по части тела» Цель. Закрепить умение детей классифицировать птиц на зимующих и перелетных. Активизировать речь детей. Развивать зрительное восприятие.

Дидактическая игра«Угадай птицу по части тела»Цель. Закрепить умение детей классифицировать птиц на зимующих и перелетных. Активизировать речь детей. Развивать зрительное восприятие....

Картинный материал для игры "Сосчитай птиц" по лексической теме "Зимующие птицы"

Картинный материал для игры «Сосчитай птиц» (лексическая тема "Зимующие птицы")Цель игры: упражнять в умении согласовывать числительные с существительными.   ...

Мир искусства и художественное творчество. Лепка План — конспект по лепке для детей 4-5лет «Как мы играли в подвижную игру «Прилет птиц» (АПРЕЛЬ)

Мир искусства и художественное творчество. ЛепкаПлан — конспект по лепке для детей 4-5лет «Как мы играли в подвижную игру «Прилет птиц» (АПРЕЛЬ)Воспитатели: Малкова Л.П., Ветро...

Подвижные игры о птицах и про птиц (старший дошкольный возраст)

Картотека подвижных игр для старших дошкольников....

Презентация для детей "Зимующие птицы" (игра "Угадай птицу")

Презентация для детей "Зимующие птицы" (игра "Угадай птицу") для детей подготовительной группы....

Игра- викторина "Птиц не нужно обижать, птицам надо помогать"

игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста....