Дидактические игры о птицах и про птиц (старший дошкольный возраст)
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Набережнева (Голубева) Светлана Дмитриевна

Картотека игр по "Окружающему миру".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_o_ptitsah_i_pro_ptits.docx652.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 63 «Журавлик» комбинированного вида

Киселёвского городского округа

Дидактические игры о птицах и про птиц

(старший дошкольный возраст)

подготовила

Набережнева Светлана Дмитриевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Киселёвск, 2019


Дидактические игры для детей

Усвоение экологических понятий и природных взаимосвязей происходит значительно легче и быстрее, если основано на соединении знаний, чувств и действия. Игра погружает детей в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать друг с другом и с воспитателем. Благодаря игре вырабатывается познавательное отношение к окружающему, формируются положительные чувства и эмоции.

Четвертый — лишний

Цель. Развитие естественно-научных представлений, дифференциация птиц по месту обитания, по цвету, по размеру и т. п.

Оборудование. Предметные картинки с изображениями домашних, перелетных и зимующих птиц.

Ход игры. Педагог помещает на наборное полотно картинки с изображениями трех домашних птиц и одной зимующей или перелетной (или наоборот — трех перелетных и одной домашней), предлагает рассмотреть и назвать их. Можно предложить детям вспомнить стихи, потешки, загадки об этих птицах. Затем дети получают задание определить, кто из птиц лишний, почему.

Аналогично можно провести игру, поместив на наборное полотно три картинки с изображениями водоплавающих птиц (гусь,- утка, лебедь) и одной зимующей и т. п.

Кто улетел?

Цель. Развитие зрительного внимания и восприятия.

Оборудование. Предметные картинки с изображениями домашних, перелетных, зимующих птиц.

Ход игры. Педагог помещает на наборное полотно картинки с изображениями четырех-пяти птиц, предлагает рассмотреть и назвать их.

Можно предложить детям вспомнить стихи, потешки, загадки об этих птицах. Затем дети получают задание закрыть глаза. Педагог в это время убирает одну из картинок. Открыв глаза, дети должны определить, кого не стало.

Что изменилось?

Цель. Развитие зрительного внимания и восприятия.

Оборудование. Предметные картинки с изображениями домашних, перелетных, зимующих птиц.

Ход игры. Педагог помещает на наборное полотно картинки с изображениями четырех-пяти птиц, предлагает рассмотреть и назвать их. Можно предложить детям вспомнить стихи, потешки, загадки об этих птицах. Затем дети получают задание закрыть глаза. Педагог в это время меняет две картинки местами. Открыв глаза, дети должны определить, что изменилось.

Кто прилетел?

Цель. Развитие зрительного внимания и восприятия.

Оборудование. Предметные картинки с изображениями домашних, перелетных, зимующих птиц.

Ход игры. Педагог помещает на наборное полотно картинки с изображениями четырех-пяти птиц, предлагает рассмотреть и назвать их. Можно предложить детям вспомнить стихи, потешки, загадки об этих птицах. Затем дети получают задание закрыть глаза. Педагог в это время ставит на наборное полотно еще одну картинку. Открыв глаза, дети должны определить, кто появился.

Подбери схему

Цель. Развитие навыков звукового анализа слов.

Оборудование. Предметные картинки с изображениями домашних, перелетных, зимующих птиц. Карточки со звуковыми схемами слов: утка, гусь, грач, аист, кукушка.

Ход игры. Педагог помещает на наборное полотно картинки с изображениями следующих птиц: утка-гусь, грач, аист, кукушка . Дети рассматривают картинки и называют их. Затем педагог предлагает детям взять по одной карточке со звуковой схемой слова из мешочка, сундучка или контейнера. Дети выполняют задание, а потом рассматривают схемы. Далее они получают задание поставить схемы под те картинки, названия которых соответствуют схемам по звуковому составу.

Выбери картинки

Цель. Развитие фонематических представлений, дифференциация звуков [р] — [л] — [р'] :— [л'] в словах.

Оборудование. Предметные картинки с изображениями птиц (грач, ворона, воробей, дрозд, сорока, курица, снегирь, свиристель, скворец, лас­точка, щегол, дятел, голубь, селезень, клест, лебедь).

Ход игры. Педагог помещает на наборное полотно картинки с изображениями птиц. Дети рассматривают и называют их. Педагог предлагает детям составить четыре стаи птиц. В первую стаю они должны собрать птиц со звуком [р] в названиях, во вторую — со звуком [р'], в третью —-со звуком [л],- в четвертую — со звуком [л']. Дети выполняют задание, а потом хором произносят названия птиц каждой стаи. Педагог выясняет, почему свиристеля можно поместить сразу в две стаи.

Лишняя картинка

Цель. Развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков [с] — [ш] в словах. Оборудование . Предметные картинки с изображениями птиц (сорока, сова, аист, клест, ласточка, кукушка).

Ход игры. Педагог помещает на наборное полотно картинки с изображениями птиц. Дети рассматривают и называют их. Педагог предлагает детям подумать, какой общий звук есть в названиях всех картинок, кроме одной. Дети объясняют, что в названиях картинок есть звук [с], а в слове «кукушка» этого звука нет. Можно предложить детям хором произнести названия птиц, содержащие звук [с], и подумать, какой похожий на него звук есть в слове «кукушка» (звук [ш]).

Слоговое домино

Цель. Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Оборудование. Предметные картинки с изображениями птиц (грач, стриж, клест, гусь, аист, утка, петух, индюк, курица, сорока, ворона, воробей). Карточки с изображениями одного, двух и трех квадратов.

Ход игры. Педагог помещает на наборное полотно картинки с изображениями птиц. Дети рассматривают и называют их. Педагог ставит в ряд три карточки с изображениями одного, двух и трех квадратов. Он объясняет, что квадраты обозначают количество слогов в названиях птиц. Далее дети получают задание расставить картинки с изображениями птиц под квадраты в зависимости от того, на сколько слогов делятся их названия.

Кто как голос подает?

Цель: пополнить активный словарь детей по теме «Зимующие птицы».

Ход игры:

Воспитатель: Я предлагаю вам дети превратиться в птиц и рассказать от имени птицы, как она голос подает.

Дети:

Я ворона: кар-кар-кар. Я умею каркать.

Я сорока: стр-стр-стр. Я умею стрекотать.

Я сова: ух-ух-ух. Я умею ухать.

Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею тинькать.

Я голубь. Я умею ворковать.

Я снегирь. Я умею свистеть.

Я воробей я умею чирикать.

Сосчитай птиц

Цель: закрепить умение согласовывать количественные прилагательные с существительными.

Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т.д.

Большой – маленький

Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.

Острый клюв – остренький клювик.

Тонкие лапки – тоненькие лапки.

Длинная шея – длинненькая шейка.

Белая грудь – беленькая грудка.

Черное крыло – черненькое крылышко.

Толстая шея – толстенькая шейка.

Короткий хвост – коротенький хвостик.

Светлые перья – светленькие перышки.

Один – много

Цель: уметь образовывать формы множественного числа существительных.

Одна ворона – много ворон,

Один воробей – много воробьев и т. д.

Чье это?

Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.

Крыло чье? – голубиное, воробьиное и т.д.

Чьи это ноги?

Цель: учить детей различать ноги птиц, ведущих различный образ жизни; развивать память и внимание детей.

Содержание игры: на карточке изображены ноги птиц, ведущих различный образ жизни. Попробуй определить, какие именно птицы имеют такие ноги. Карточки с изображением ног птиц (рис.):

а)        воробей;

б)        курица;

в)        ворона;

г)        утка;

д)        гусь.

Скажи наоборот

Цель: закрепить знание детьми антонимов.

Клюв толстый – клюв тонкий,

Хвост длинный – хвост короткий


Кто живет на воде?

Цель: закрепить знание детьми водоплавающих птиц, развивать память и мышление детей.

Содержание игры: отгадай названия нарисованных на карточках птиц. Кто из них умеет плавать, почему?

Карточки с изображением птиц (рис.).

а)        ворона;

б)        курица;

в)        снегирь;

г)        утка;

д) гусь.

Кого кормим зимой?

Цель: закрепить знание детей зимующих и перелетных птиц, учить отличать этих птиц по внешним признакам.

Содержание игры: на карточке изображена кормушка, в отверстия которой вставляются выполненные на картоне птицы. Карточки с. птицами (рис.):

а)        воробей;

б)        ворона;

в)        сорока;

г)        синица;

д)        снегирь;

е)        скворец;

ж)        грач;

з)        голубь.


Список литературы

  1. Батый И. Птицы зимой. [Электронный ресурс] – Стихи.ru – URL: http://www.stihi.ru/2006/12/15-58  (Дата обращения: 03.10.2019).
  2. Домашние, перелетные, зимующие птицы. Картотека предметных картинок. [Иллюстрации]/М.: Детство-Пресс, 2000.
  3. Маневцева Л. Ребёнок познаёт мир природы [Текст]// Дошкольное воспитание. – 2004. №8. – с. 17 – 20.
  4. Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. [Текст]/О.В. Мариничева, Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 192 с.
  5. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий [Текст]//авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008. – С. 36-54.
  6. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. [Текст]/Т.А. Шорыгина, М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. – 87

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по разделу "Здоровье" для детей старшего дошкольного возраста

Занимательный материал, который пригодится и воспитателям и физкультурным работникам....

Дидактические игры в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

Предложенные игры служат для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, направлены на развитие фонематического слуха и восприятия, мелкой и артикуляционной моторики, способствуют формированию...

Дидактические игры для активизации словаря прилагательных детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Картотека дидактических игр, используемая в работе с дошкольниками для активизации   словаря прилагательных....

Дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Игры направлены на развитие грамматического строя речи, помогают ребенку в активизации речи, обогащению словаря. Формируют познавательные и речевые способности, навык составления описательных рассказо...

Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Дидактическая игра, как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст – это тот возраст, в котором ребенок особенно много впитывает и познает окружающий мир ,  познает окружающую действительность, накапливает знания и умения....