Формирование читательской грамотности дошкольников с применением приемов технологии критического мышления
консультация по обучению грамоте
Технология критического мышления – это интерактивная технология, она развивает продуктивное критическое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться.
В своем выступлении я хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии, которые можно применять в процессе формирования навыков читательской грамотности у детей дошкольного возраста. Эти приемы универсальны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chit_gram.docx | 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Сабинский детский
N4»Кынгырау»
Воспитатель: Салимова
Гузель Ризвановна
Мастер-класс
на тему
«Формирование читательской грамотности дошкольников с применением приемов технологии критического мышления».
Ход мастер-класса.
Добрый день! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня в этом зале. Тема моего выступление: «Формирование читательской грамотности дошкольников с применением приемов технологии критического мышления».
Технология критического мышления – это интерактивная технология, она развивает продуктивное критическое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться.
В своем выступлении я хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии, которые можно применять в процессе формирования навыков читательской грамотности у детей дошкольного возраста. Эти приемы универсальны.
Для начала разберем, что значит читательская грамотность. «Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации.
Компоненты читательской грамотности:
- нахождение и извлечение информации,
- интегрирование и интерпретирование информации,
- осмысление и оценивание информации,
то есть способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
Вы обратили внимание, что компоненты очень схожи с составом критического мышления:
- Наблюдательность и способность к анализу,
- Способность к оценке,
- Ценности и эмоциональность.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году. Проект, предложенный российским педагогам американскими коллегами, первоначально назывался «Чтение и письмо для развития критического мышления», он подробно знакомил участников семинаров с приемами технологии, давал общие представления о теоретических основах технологии. Совместная работа идеологов технологии и педагогов-практиков и российских ученых позволила адаптировать предложенную модель для российской педагогики. Из чего можно сделать вывод: при формировании читательской грамотности у дошкольников целесообразно использовать технологии критического мышления.
Давайте рассмотрим алгоритм формирования читательской грамотности у дошкольников: (зачитать составляющие схемы слайда с указкой).
Формированию читательской грамотности в дошкольном возрасте помогут такие приемы критического мышления как:
Верные и неверные утверждения
Прием «Кластер».
Синквейн
Дерево предсказаний
Чтение с остановками
Толстые и тонкие вопросы
Перемешанные события
Вы, несомненно, все их знаете. Я сегодня хочу познакомить вас с некоторыми приемами, которые используются в начальной школе с детьми, умеющими читать. Но дети в детском саду не все умеют читать, скажете вы, и будете правы. Я хочу показать вам, как можно использовать эти приемы с нечитающими детьми, адаптировав их под дошкольников.
Итак, мы с вами рассмотрим приемы «ассоциации», «уголки» и «письмо с дырками».
«Ассоциации»
Так как дети в детском саду не пишут и не читают, первый этап – научиться изображать слова символами, то есть схематично. Я попрошу вас подобрать ассоциации к словам, как бы вы их нарисовали.
ОСЕНЬ | Дождь, Золото… |
ЗЛОЙ ВЕТЕР | Холод, темно… |
ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ | |
КИСТЬЮ ПРОВОДИЛА | |
УТЕШАЕТ |
Следующий прием «Письмо с дырками или пробелами».
Для детей, умеющих читать и писать, в этом задании нужно вставить пропущенные слова. Дошкольники, как мы с вами говорили, не умеют ни то ни другое, поэтому здесь целесообразно применить текст в рисунках или хорошо известные мнемотаблицы.
Итак, стихотворение «Осень», автор И. Винокуров.
Внимательно слушаем:
Ходит осень в нашем парке.
Дарит осень всем подарки.
Бусы красные - рябине,
Фартук розовый - осине,
Зонтик желтый - тополям,
Фрукты осень дарит нам.
А теперь в карточках символично изобразите недостающие слова (приложение 2).
И последний прием, который я хотела вам сегодня показать – «уголки».
По правилам, для описания героя, группу детей делят на две части: одна часть – описывает положительные стороны героя, другая часть – отрицательные..
В левой колонке таблицы отрицательные качества, а в правой положительные качества героя, опираясь на всем известную сказку. (приложение 3).
Вы сегодня познакомились с некоторыми приемами формирования читательской грамотности у дошкольников. Чтобы не допускать ошибок, хочу дать несколько рекомендаций:
- 1. необходимо акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков, чувствах, которые они испытывали;
- 2. в беседе должны преобладать такие вопросы, которые требовали бы мотивации оценок;
- 3. содержание вопросов должно привлекать внимание детей к языку произведения, то есть необходимо включать в вопросы слова и словосочетания из текста;
- 4. следует избегать излишне простых, однообразных вопросов (по сюжету, о героях), они не вызывают работу мысли и чувств детей.
Спасибо всем за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
laquo;Не внушайте чего-либо вашим детям.Научите их думать самостоятельно,тому, как оценивать доказательства и как не соглашаться с вами».Ричард Докинз. Цель мастер-класса: позна...
Мастер-класс "Применение приемов технологии критического мышления для формирования читательской грамотности"
Цель мастер-класса: познакомить с примами формирования читательской грамотности дошкольников через технологию критического мышленияЗадачи мастер- класса:познакомить с историей появления понятия ...
Формирование читательской грамотности дошкольников С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Читательская грамотность - это способность человека понимать и спользовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того,чтобы достигпть своих целей, расширять своои знания и возможност...
Формирование читательской грамотности дошкольников с применением приемов критического мышления
Методы и упражнения для формирования навыка чтения у дошкольников, с учётом особенностей восприятия литературы по возрастам. Основные приёмы критического мышления ("ассоциации", "уголки...