Самообразование 2021-2022, 2022-2023, 2023-2024
материал

Русанова Татьяна Владимировна

Темы по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2021-2022.docx25.07 КБ
Файл samoobrazovanie_2022-2023.docx18.99 КБ
Файл samoobrazovanie_2023-2024.docx36.46 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ХМР «Детский сад «Березка» п. Горноправдинск»

План по самообразованию воспитателя

Тема: «Использование дидактических игр при

формировании элементарных математических

представлений у детей младшего

дошкольного возраста»

2021 – 2022 учебный год

Младшая группа

Воспитатель: Русанова Т. В.

«Без игры нет,  и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

                                                                                                   В.А.Сухомлинский                                              

Введение

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

       Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

       Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

       Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс

решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  • составить  подборку дидактических  игр, заданий  игрового содержания по развитию  математических представлений у детей дошкольного возраста;
  • использовать разработанный материал на занятиях  математики с детьми дошкольного возраста;
  • активно воздействовать на всестороннее развитие детей:  

обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Ожидаемый результат:

  • активизация познавательного интереса дошкольников;
  • развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
  • формирование элементарных математических представлений.

       Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

       В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.

       Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.

       Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.

       Также при формировании элементарных математических способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки.

     Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.

Этапы работы.

       1. Изучение литературы по теме.

       В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

1.

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

2.

Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

3.

Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с.

4.

 «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

5.

Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.

6.

Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб: Детство-пресс, 2004.

7.

Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»,

 «Детский сад. Всё для воспитателя».

     

       2. Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей младшего дошкольного возраста (в течение года).

        3.  Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).

     

 4. Работа с детьми.

Сроки

Содержание работы

Использование д/игр

сентябрь

Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях.

Дидактические игры на усвоение понятия «цвета»: «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки».

октябрь

Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства.

Дидактические игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики».

ноябрь

Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.

«Найди пару», «Разложи по коробочкам».

декабрь

Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.

д/игра «Что лишнее?», «Что изменилось?»

январь

Знакомство с понятиями «один», «много».

Дидактические игры по развитию количественных представлений: «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Угости зайчат».

февраль

Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше).

Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы».

март

Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, формирование умения соотносить цифру с количеством.

Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже).

Дидактические игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат», «Подбери дорожки к домикам».

апрель

Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал.

Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, формирование умения соотносить цифру с количеством.

Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме».

май

Формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.

Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел.

Дидактические игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек».

Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты», «Строители», «Магазин игрушек»

    5. Работа с родителями.

1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед.

В течение года

3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста».

Ноябрь

4. Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов».

Апрель



Предварительный просмотр:

МАДОУ ХМР «Детский сад «Березка» п. Горноправдинск»

План по самообразованию

Тема: «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок»

2022-2023 год

Средняя-старшая группа

Воспитатель: Русанова Т. В.

Актуальность

Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

Средний дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к Родине.

Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

В настоящее время приходится всё чаще наблюдать примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к животным и даже близким людям. Под влиянием современных, далеко не нравственных мультфильмов у детей искажаются представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием становления нравственной культуры. Кроме этого, в семье всё реже берут в руки книгу, чтобы вовлечь ребёнка в волшебный мир сказки. Всё чаще дети старшего возраста остаются наедине с  компьютером, телевизором. Поэтому считаю очень важным показать взрослым, как влияют русские народные сказки на формирование нравственных качеств ребёнка.

В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Цель: изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;
  • выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;
  • создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
  • определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей;
  • приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью русских народных сказок.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1.Нравственное воспитание в детском саду /Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002.

2. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4.

3. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001

4.Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.

5.Шорыгина Т.А. Общительные сказки. М., 2005г

Анализ изученной литературы  (в плане по самообразованию).

Работа с детьми

Сентябрь-май

Чтение детям русских народных сказок, беседы по их содержанию.

Литературные вечера

Ноябрь

Знакомство детей с помощью сказок с понятиями добра и зла.

НОД «Спешите делать добро»

Декабрь

Обобщение полученных знаний детей за первое полугодие.

Викторина «В гостях у сказки»

Январь

Чтение сказки «Морозко», разучивание слов, действий.

Театральная постановка сказки «Морозко».

Февраль

Тематические занятия, самостоятельное творчество.

Выставка детского творчества «В стране добра и зла»

Март

Подготовка материала для игр (Игры «Отгадай сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Из какой я сказки?» (на определение сказочного героя), «Сказочное лото»)

Неделя дидактических игр

Апрель

Изготовление волшебных предметов из сказок в творческой мастерской.

Выставка поделок «Волшебные помощники»

Работа с семьёй

Сентябрь

Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы.

Пополнение группы книгами с русскими народными сказками, дисками с мультфильмами по русским народным сказкам.

Октябрь

Консультация «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка».

Информация в уголке для родителей.

Ноябрь

Совместное творчество ребёнка и взрослого.

Выставка рисунков «Наша любимая сказка»

Январь

Привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях в ДОУ.

Совместный досуг «Сказка  ложь, да в ней намёк…»

Апрель

Консультация «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой».

Папка-передвижка в уголке для родителей.

Май

Подготовка фотографий для презентации.

Презентация на родительском собрании «Дорогой добрых дел»



Предварительный просмотр:

МАДОУ ХМР «Детский сад «Березка» п. Горноправдинск»

План по самообразованию

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»

2023-2024 год

Старшая-подготовительная группа

Воспитатель: Русанова Т. В.

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.  Постепенно расширяясь, эта любовь переходит   в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

                        Д.С. Лихачёв

Цель: Систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников через игру.

Задачи:

  1. Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
  2. Формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
  3. Формировать представления о России как о родной стране.
  4. Воспитывать патриотизм, уважение к культурной прошлой России
  5. Воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики.

Пояснительная записка.

Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания.

В свою очередь нравственно-патриотическое воспитание можно разделить на отдельные две части объединенных принципами и задачами: – нравственное воспитание – подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между самими детьми, привычку играть и трудиться, заниматься сообща; умение договариваться и помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающему миру и людям; заботливое отношение к малышам и пожилым людям, умения помогать им; а так же развитие самостоятельности и волевых качеств, таких как, умение ограничивать свои желания и расширять возможности самостоятельности, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные правила и нормы поведения в обществе, в своих поступках следовать положительному примеру. 

Патриотическое воспитание подразумевает формирование самооценки своих действий и поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и страны, а так же бережное отношение к традициям и жизни своей малой и большой Родины. У России тысячелетняя история, богатые традиции, огромный духовный потенциал. Необходимо воспитывать детское самосознание через знакомство с русской культурой, приобщать к фольклору, знакомить с национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны.

Воспитание уважительного отношения к культуре других народов (толерантность), приобщение детей к традициям своей страны и малой Родины.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные подвижные игры формируют начало любви к своему народу, к своей Родине. Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. 

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни.  Детские игры многообразны. Одни развивают сообразительность, другие — смекалку, третьи — воображение и творчество, но объединяет их общая задача — воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. 

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей. Их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости и мужестве. 

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Человек, незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа – человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего. 

Народные подвижные игры оказывают благотворное влияние развитие речи, которая становится красивой, образной и мелодичной. Формирует у детей умения действовать в коллективе, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами способствуют развитию активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. 

У каждого народа сложилась своя кладовая подвижных и словесных игр. Патриотическое воспитание происходит и в ходе развлечений и праздников. Народный праздник для ребёнка является, по сути, большой яркой и содержательной игрой. Такие праздники создают атмосферу теплоты, способствуют развитию интереса, дружеских отношений.

Несправедливо будет, если не отметить значение дидактических игр в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность. 

Актуальность

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании патриотизма у дошкольников. Приоритет материальных интересов над духовными и нравственными резко снижает воспитательное воздействие семьи в сфере воспитания.

Выход из противоречия – приоритет комплексного подхода в воспитании и развитии дошкольника на основе обращения к истокам, к традициям малой родины.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее значение и стала задачей государственной важности. В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, указано, что стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России, как ведущей мировой державы 21 века.

На сегодняшний день самым важным преобразованием, произошедшем в дошкольном образовании, является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Что предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса и направлено на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития.

Поэтому так важно формирование личности дошкольника. И это невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду строиться на тесной связи с семьей, социумом. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины. Малыш быстрее включится в добрые дела для своей семьи, детского сада, друзей, города. Он поймет, что является тем маленьким кирпичиком в строительстве мира, порядка, процветания Отечества, без которого просто нельзя обойтись.

Учите своих детей добру, толерантности, здоровому ритму жизни, и они не замедлят порадовать вас своими достижениями.

Ожидаемый результат.

Дети должны знать.

  • домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
  • место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
  • место проживания: поселок; достопримечательности;
  • свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины — Москву, флаг, герб, гимн России;
  • представителей других национальностей, населяющих нашу страну (уважать их культуру и традиции);
  • природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
  • название планеты, на которой мы живем

Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей

  • Создание проблемной ситуации.
  • Гостиная.
  • Совместная проектная деятельность.
  • Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
  • Конкурсы рисунков и поделок.
  • Конкурсы стихов.
  • Анализ нравственных качеств.
  • Ручной труд.
  • Беседа.
  • Инсценировки, театрализация.
  • Изготовление подарков.
  • «Уроки доброты».
  • Выставки и экспозиции.
  • Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).
  • Сказки.

Выставки детских рисунков обустройство патриотического уголка в группе; 

Создание современной предметно-развивающей среды в группе;

Организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги);

Чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач. 

Народные игры

По содержанию все народные игры легки и доступны ребенку. Использование народных игр способствует знакомству детей с истоками культуры своего народа. Необходимо систематически и последовательно использовать народные игры, чередуя их.

1) По характеру использования речевого сопровождения: с использованием (хороводные) или без;

2) По способу ведения: с выбором ведущего при помощи считалок или делением на подгруппы;

3) По характеру использования двигательных реакций: на развитие ловкости движений; на развитие быстроты реакции; на развитие глазомера; на развитие ритмичности;

4) По характеру проявления психических качеств: на развитие внимания; на развитие различных видов памяти (слуховая, зрительная, моторная); на развитие мыслительных реакций и творческого воображения; на развитие речи.

В младшем дошкольном возрасте, в соответствии с возрастными особенностями и возможностями, из народных игр могут использоваться игры-забавы, игры с народными игрушками, подвижные игры, изредка хороводные. 

В старшем дошкольном возрасте могут использоваться все виды народных игр. Старшие дошкольники должны уметь играть в народные игры самостоятельно. К этому возрасту у них уже складываются предпочтения. Самым ярким выражением культуры любого народа для дошкольников являются праздники проявление духовной жизни народа: они давали заслуженный отдых, ими удовлетворяли потребность в общении, они были своего рода собранием, театром, где присутствующие выполняли одновременно две роли – и зрителя, и актера. К ним относятся такие праздники как встреча Нового года, Рождество, Масленица. Тесная связь народных праздников с природой, народно-хозяйственным календарем, повлияла на жизнестойкость этих праздников, придала им своеобразие и национальную окраску.

Учебно-тематический план

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение научно-методической литературы

Сентябрь – май

1.Ветохина А.Я., Дмитренко З.С.   

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий» - «ООО  Издательство «Детство-Пресс», 2017

2.Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет» -  М. «Издательство ГНОМ и Д» 2008

3.Бондаренко А.К.

«Дидактические игры в детском саду» М: Просвещение, 1991 

4.Тимошкина Н.А. «Методика использования русских народных игр в ДОУ». Центр педагогического  образования - 2008

Работа с детьми

Сентябрь

«Что мы Родиной зовём?

Край,  в котором мы растём»

Путешествие по карте «Моя Родина – Россия».

Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию. Разучивание пословиц и поговорок на тему «Родина»

Квест «Наша Родина - Россия»

Лэпбук
Картотека игр

Октябрь

«Велика Россия наша

И талантлив наш народ»

Подборка народных подвижных игр

Ознакомление с различной росписью («городецкая», «хохломская», «дымковская», «гжель» и другие)

Картотека игр

Ноябрь

Краткосрочный проект «День народного единства»

Ознакомление с символикой России, родного округа.

«Любимой нашей маме спасибо говорим!»

Познавательные

мероприятия

Конкурс чтецов  

Праздник для мам

Декабрь

«Путешествие в Великий Устюг к Деду Морозу»

Познавательный вечер 

Праздник

Январь

Праздник мы сейчас устроим,

Чудо – игры здесь устроим.

Ознакомление с обычаями  и традициями русского народа.

«Колядки»

«Дело было вечером»

 «Маскарад»

Февраль

НОД «Главные праздники России».

Праздник посвящённый дню защитника Отечества

Март

«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».

Праздник «Моя мама – лучшая на свете»

Апрель

Краткосрочный проект «Космос».

 

Викторина «Что вы знаете о космосе».

Май

«Войны я не видел, но знаю

Как трудно народу пришлось»

Экскурсия к мемориалу воинской славы

Сюжетно-ролевая игра «Пограничники»

Сентябрь – май

Игры с содержанием о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.

Работа с семьёй

Сентябрь

«Наш любимый поселок»

Альбом «История нашего поселка».

Октябрь

Информационный лист «Воспитание патриотических чувств у дошкольника»

Информирование родителей о праздниках и событиях особо значимых для Россиян.

Ноябрь

Консультация «Воспитание

маленького гражданина».

Передвижная     игротека

Декабрь

Подготовка атрибутов и костюмов к новогоднему празднику

Костюмированное представление

Февраль

Подготовка фото

Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».

Март

Конкурс

Выставка работ, выполненных бабушками и мамами.

Приложение

Картотека игр

Народные игры

«Золотые ворота»,  «Колечко, колечко», «Земля – вода – небо», «Заря-заряница»,  Хоровод-игра «Со вьюном я хожу»,  «У медведя во бору»,  «Горелки»,  «Гуси-лебеди» и т.д.

 Дидактические игры: 

«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».

Цель:  обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения. 

Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения 

«Оцени поступок»

Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.
Материал: сюжетные картинки.
Ход игры: дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. 

«Комплименты»

Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.


«Вчера-сегодня»

Цель: развивать чувство времени у детей.

Ход игры: Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.

«Малая красная книга»

Цель: закрепить знания детей о редких  растениях и животных, птиц нашего края  занесенных  в «Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности.  

Материал: малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц  Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений  дети называют. Воспитатель рассказывает о  них

«Подбери профессии»

Цель: Расширить знания о профессиях в нашем городе

Материал: картинки о профессиях, карандаши, бумага

Ход игры: Дети выбирают из картинок те картинки, профессии, которые есть в нашем городе и рисуют им инструменты. 

«Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки и изображения с предметами  народного  творчества

Ход игры воспитатель показывает картинку с  изображением предметов  народных промыслов.  Дети называют

«Нарисуй узор»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.

Ход игры: Дети рисуют простой узор по образу.

«Сортируй узоры»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к народным традициям, формировать умение узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки народных промыслов

Ход игры: Дети сортируют картинки по принадлежности к тому или иному народному промыслу. 

 

«Собери узор»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к   русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

Ход игры: Дети собирают картинки из фрагментов.

«Богатства недр земли» 

Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли.

Материал: коллекция ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли.

Ход игры – Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.

«Сложи герб из фрагментов».

Цель: способствовать закреплению знаний о гербе города объясняя, что означает тот или иной элемент.

«Не ошибись», «Знаешь ли ты?», «Где находится памятник?», «Птицы нашего края», «Собери целое», «Так бывает или нет?» помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу.

 «Путешествие по поселку»

Материал: фотографии (открытки) с изображением достопримечательностей поселка.

Ход игры: педагог показывает фото детям, дети называют, что изображено.

«Моя семья»

Данная игра включает в себя нравственно – патриотическое воспитание в детском саду и формирование гендерной идентичности.

«Иностранец» или «Кто и в какой стране живет?», «Укрaсь одежду национальным узором», «Сложи одежду», «Исправь ошибку» (национальные куклы одеты неправильно).

Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.

«Деревья и кустарники» (ближайшего нас окружения.)

Цель: находить на иллюстрациях, узнавать и называть их. 

«Дружат люди всей земли»

Цель: Формировать чувства патриотизма, через ознакомление с историей и основными особенностями различных государств.

«Башни кремля»

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о столице нашей Родины.

Словесные  игры  также используются  при воспитании нравственных чувств. 

«Продолжи пословицу»

Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

«Вежливые  слова»,  «Цветик – семицветик»

Цель: загадывать желание, рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. Каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей– ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную. 

«Хорошо – плохо» 

Цель: оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо? Красными фишками оцениваются хорошие поступки, черными – плохие.

«Вкусные слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), 

«Цветок красивых слов» (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), 

«Река вежливости» (дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, он произнося волшебное слово выбирает себе пару),

«Кто больше скажет?» (волшебных слов), 

«Поделись улыбкой», 

«Меняемся местами» (те, кто маму любит; кто бабушке помогает и т.д.), 

«Похвали соседа», 

«Моя игрушка рассказывает обо мне»,

«Люблю своих близких» (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).

Сюжетно-ролевые: «Семья» «Профессии», «Театр», «Школа», «Супермаркет», «Поликлиника», «Библиотека», «Банк», «МЧС»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов за 2021-2022, 2022-2023, 2023-2024 учебный год

Мастер-класс для педагогов за 2021-2022, 2022-2023, 2023-2024 учебный год...

Мастер-класс для родителей за 2021-2022, 2022-2023, 2023-2024 учебный год

Мастер-класс для родителей за 2021-2022, 2022-2023, 2023-2024 учебный год...

Технологическая карта занятия за 2021-2022, 2022-2023, 2023-2024 учебный год

Технологическая карта. Занятие по образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Формирование элементарных математических представлений» Во второй группе раннего во...

Проекты 2021-2022, 2022-2023, 2023-2024 учебного года

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА "Необычные мячики".Проектная работа "Домашние животные".Проектная работа "Разнообразие аппликаций"....

Результаты педагогического мониторинга (2021-2022, 2022-2023,2023-2024 уч.г.)

По результатам освоения развития обучающихся в рамках мониторинга, проводимого образовательной организацией, обеспечили стабильные положительные результаты (динамика)...

План работы с родителями 2021 - 2022, 2022 - 2023, 2023 - 2024

План работы с родителями 2021 - 2022, 2022 - 2023, 2023 - 2024...