Нетрадиционные формы работы в образовательной деятельности с детьми раннего возраста
материал (младшая группа)

Комкова Галина Васильевна

Нетрадиционные формы работы в образовательной деятельности с детьми раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1  Добрый день! Тема моего выступления  «Нетрадиционные формы работы в образовательной деятельности с детьми раннего  возраста»

Слайд 2   Работаю по Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» Елены Олеговны Смирновой, цель, которой: формирование у детей самостоятельности и целенаправленности, развитие восприятия, мышления,  понимания речи.  

Руководствуюсь    Федеральной Образовательной программой Дошкольного  Образования основанной на особенностях духовно - нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

 В своей работе использую необычные, новые технологии в образовательном процессе для развития творческих наклонностей и способностей ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, учиться владеть памятью и мышлением, так как новые стандарты требуют нестандартного подхода к обучению дошкольников. Актуальность данной темы в организации процесса обучения детей раннего возраста нестандартными формами работы.

Слайд3.

Одна из форм это сенсорное развитие, которое необходимо для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, выявления творческих способностей ребёнка ,познания окружающего мира, развития интеллектуальных способностей и чем богаче получаемые ощущения, тем многограннее будут полученные ребёнком знания.  Способствует этому развивающая полуфункциональная сенсорная среда, так как именно она помогает детям знакомиться с новыми чувствами и эмоциями, развиваться и обучаться.

Слайд 4.

Тактильное развитие подразумевает стимуляцию осязания. Обычно задействуются руки (кисти, кончики пальцев), реже стопы. Такие игры развивают не только чувствительность пальцев и тактильное восприятие, но и мелкую моторику. Кроме того, эта деятельность успокаивает ребёнка раннего возраста, уменьшает тревожность.

Тактильное панно привлекает внимание детей своей яркостью, эстетичностью, мобильностью, многофункциональностью, простотой в использовании, разнообразием содержания.

Слайд5

Следующая форма это сухой дождь.   Разноцветные атласные ленты разных тонов спускаются вниз, словно ручейки воды. Их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь их всем телом. Оказавшись, под сухим дождём, подняв голову вверх, ребёнок видит своё отражение в зеркальном потолке. Разноцветные ленточки способствуют развитию зрительного восприятия, пространства и себя в нём. Детям раннего возраста особенно интересно играть с таким дождём.

Слайд 6.

В следующей форме ребёнок не только знакомится с бытовыми вещами, которые есть у него дома, но и развивает определённые навыки: мелкую моторику (основная задача бизеборда- дать ребёнку полную свободу тактильного восприятия); координацию движений( этому способствуют дверные цепОчки, защёлки, шнуровки). Бизиборды называют доской Монтессори, ведь именно её методика развития детей направленна на то, что лучший воспитатель для ребёнка-это он сам.

Слайд 7

 Мягкие детские игровые комплексы имеют замечательную яркую окраску и помогают воплотить самые бурные фантазии в жизнь, позволяя ребёнку рулить на игрушечных мягких игровых комплексах-машинках, летать на самолётах и жить в ярких домиках. Также мягкие модули имеют большое значение для развития воображения и фантазии.

Слайд 8.

 Игры по методике Монтессори позволяют привить ребёнку самостоятельность и ответственность, обеспечивают возможность сконцентрироваться на познавательной деятельности. Дают импульс к саморазвитию. Игрушки способствуют духовному становлению ребёнка через развитие его моторики и сенсорики, так же дают ребёнку большие возможности для развития восприятия через органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание. Способствуют усвоению понятия размеров и форм.

Слайд 9.

 Так же в работе с детьми раннего возраста использую игровые дары Фрёбеля  для развития социальных  и коммуникативных навыков, сенсорного развития, мелкой моторики, познавательно-исследовательской  деятельности, развитие  логических способностей. Особенно детям раннего возраста интересны один из наборов  «Разноцветные тактильные мячики». После использования этих наборов заметила  улучшение  внимания и усидчивости. На своих занятиях стараюсь как можно чаще использовать данные наборы, особенно, как форму для развития цветового восприятия ребёнка. Данные наборы вызывают у детей не только интерес и любознательность, но и обогащают новыми впечатлениями, побуждают к активной  деятельности.

Слайд 10.

 Сухой бассейн использую как для релаксации, так и для активных игр. Лёжа в бассейне, ребёнок может принять позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса, и расслабиться.

 При этом постоянный контакт всей поверхностью тела с шариками создаёт мягкий массажный эффект. Снижается психоэмоциональное напряжение и корректируется уровень тревожности. В бассейне можно двигаться, менять положение тела, «плавать» в шариках. Меняющийся цвет шариков стимулирует зрительные ощущения  и восприятие ребёнка.

Слайд 11.

 Это удобное полифункциональное специальное пособие, которое позволяет ребёнку одновременно видеть и воспринимать результат своей работы в сотрудничестве с другим человеком. Рисования на прозрачном мольберте являются эффективными для творческого самовыражения детей, развития мелкой моторики и коммуникативных навыков. Прозрачный мольберт- замечательный тренажёр для развития восприятия окружающего мира.

Слайд 12

  Преимущества использования лэпбука в работе с детьми раннего возраста состоит в следующем: лэпбук  для детей - это яркая красочная загадочная книга хранящая множество тайн и загадок, которые хочется рассматривать и изучать

 Лэпбук помогает ребёнку лучше понять и запомнить материал, помимо этого  он является отличным способом для повторения пройденного материала. Лэпбук можно использовать не только для детей старшего возраста, но и для малышей.

Слайд 13.

Это игра создана для того, чтобы ребёнок мог весело и непринуждённо изучать цвета и развивать мелкую моторику рук. Маленьким детям очень нравится сортировать помпончики по цветам. Очень приятно наблюдать радость на детском личике каждый раз когда цвет помпончика и тарелочка совпадает. Играя вместе с ребёнком мы осваиваем навык счёта и знакомим его с элементарными математическими понятиями (один, много); (больше, меньше). Помпончики и тарелочки являются отличным материалом для сюжетных и ролевых игр.

Слайд 14.

 Эта увлекательная форма дает детям новые знания об окружающем мире, тренирует концентрацию внимания и усидчивость, способствует развитию зрительного восприятия, мелкой моторики, речи и памяти. Ключевая особенность таких игр отражена в названии -все они имеют липучки. Игра состоит из фигурок которые ребёнок должен прикрепить в нужные места.

Слайд 15.

Мобильные игры это новые современные игры и упражнения, направленные на улучшение взаимоотношений с окружающими. Их проведение не требует особого реквизита , а правила очень легко запомнить, тем более детям раннего возраста. Такие игры помогают формировать  доверительные отношения в группе, развивать взаимопонимание между детьми, учиться сочувствовать и помогать, а так же развивать навыки самоконтроля. К тому же эти игры всегда развлекательные и весёлые.

Слайд 16.

Знакомясь с различными  сыпучими материалами ребёнок получает массу тактильных впечатлений. Детям нравится играть с крупами, пересыпать их в разные емкости с помощью других предметов.

 Это наших детей очень увлекает. Даже когда кто-то просыпает крупу, это тоже имеет свой положительный эффект- все дети бегут помогать, тем самым собирая крупу развивают свою мелкую моторику. Эффект от этих игр значителен - это и массаж и развитие координации пальцев. Игры с крупами не имеют границ, их можно придумывать бесконечно!

Слайд 17.

Всем известные игры с прищепками. Из прищепок можно сделать как отдельные картинки например, лучики солнышку, иголки ёлочки, ёжику, лепестки цветку, дождик из тучки, так и соединять эти картинки в одну композицию.

Слайд 18.

 Игровой массаж. Это самомассаж массажными мячиками и природными материалами (шишками, орехами). Массажный мячик предназначен для массажа. Шипы на его поверхности  при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Мячики бывают резиновые, силиконовые, пластмассовые и другие.

Активно использую  «Су - Джок» терапию. Эти мячики легко умещаются в детской ладошке их удобно держать, что позволяет с ними весело играть и развивать мелкую моторику рук. Конечно, еще большим преимуществом, является то, что мячики легкие, гигиеничные и просты в обращении.  Несомненно, массажный мяч для детей является интересной игрушкой, однако большую заинтересованность дети проявляют, когда мячик «превращается» в ежика или в шишку, когда игра с ним сопровождается песенкой, потешкой или стихотворением.

Развитию не только пальцев, но и всей кисти способствует упражнение с грецким орехом. Катаем грецкий орех между ладонями и говорим:

 я катаю орех, чтобы был круглее всех!

Слайд 19

Нетрадиционная техника рисования учит ребенка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах. Развивает взаимную координацию руки и глаза, усиливает  способность к зрительному мышлению.

Слайд 20

Световой стол для рисования песком использую для игровой терапии и развития творческих способностей. Рисовать детям на столе весело и интересно, он позволяет улучшить эмоциональный фон малыша, так как сам песок приятен на ощупь, работа с ним расслабляет. Дети погружаются в мир причудливых образов, извилистых линий.

Слайд 21

С особым удовольствием мы с детьми раннего возраста играем, рисуем, рассматриваем картинки за интерактивным столом. Такой современной многофункциональный инструмент использую как нетрадиционную форму работы с детьми раннего возраста, он создаёт увлекательную образовательную среду, помогает развивать моторику и начальные социальные навыки. Интерактивный стол  абсолютно безопасен и помогает разнообразить стандартные занятия.

Слайд 22

Проектная деятельность как нетрадиционная форма, расширяет образовательное пространство, придаёт ему новые формы, даёт возможность развития творческого мышления ребёнка. Применение проектной деятельности в группе раннего возраста закладывает у ребенка позиции активности, самостоятельности.

В своей группе, я привлекаю родителей к творческой проектной деятельности совместно с детьми. Родители активно принимают участие во всех групповых проектах. В течение своей работы были реализованы такие проекты как: «Огород на окне», «Великая Пасха», «Новогодняя коллекция», «Эколята -защитники природы», «Моя Родина РОССИЯ» и другие.

Такое слаженное взаимодействие воспитателя, детей и родителей создает атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки. Родители моих воспитанников активные участники педагогического процесса.

СЛАЙД 23

С некоторыми из наших проектов я участвую в краевых конкурсах. В конкурсе Барнаульской галереи детского изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Шаг в искусство» «Великая Пасха» мы получили диплом за первое место. Участвовали в акции Алтайского краевого дворца творчества детей и молодежи «Ёлка безопасности» где заняли призовое место и получили 14 светоотражающих рюкзачков для участников. Также получили сертификат участников  природоохранного проекта «Эколята  защитники природы». В конкурсе федерального журнала «Звездочка наша» на региональном этапе, посвященном Международному дню детской книги «Книга детства» получили диплом победителя.

Слайд 24

Используя в работе с детьми нетрадиционные формы можно увидеть положительный результат:

-Дети чувствуют себя более уверенными и успешными.

-У них значительно возрастает интерес к познавательной деятельности.

-Они становятся менее возбудимыми и напряжёнными, а значит, образовательная деятельность проходит более эффективно.

Нетрадиционные формы не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. Когда используешь в своей работе что-то новое, необычное- увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый видимый результат - это интересно и увлекательно вдвойне.

Слайд 25

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми раннего возраста с использованием игровой технологии и технологии нетрадиционной техники рисования Тема: «Игрушечный магазин»

Цель: закреплять знания  детей по лексической теме «Игрушки».Задачи: Образовательные:  обогащать пассивный и активный словарь детей по теме «Игрушки» с  исп...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми раннего возраста Тема: «Мой любимый дождик» с использованием технологии нетрадиционного рисования

Цель: развивать мелкую моторику у детей Задачи:Образовательные:1. Закреплять знание основных цветов2. Закреплять знание эмоций (веселый, грустный) Развивающие:1. Развивать мелкую моторику2. ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми раннего возраста «Ладошки нашей группы» Коллективная работа

Цель: Способствовать установлению эмоционального контакта с каждым ребенком.Задачи:Образовательные: Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования – рисование ладошкой. Побуждать называть...

итоговая работа НОД "Планирование образовательной деятельности с детьми раннего возраста в соответствии с ФГОС"

разработка непосредственной образовательной деятельности с детьми раннего возраста "Дружная семейка" по речевому развитию...

«Использование нетрадиционной формы работы в изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Дошкольное детство – это самый ценный период в жизни человека, в котором формируются все психические процессы, свойства и качества личности. Изобразительная деятельность представляет для этого б...

«Нетрадиционные формы работы в изобразительной деятельности с детьми раннего возраста»

Описание опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности....

Семинар-практикум: «Формы образовательной деятельности с детьми раннего возраста»

1. «Формы образовательной деятельности с детьми раннего возраста» 2. Методы и приемы организации обучения детей раннего возраста на примере подвижной игры.3. Памятка для педагого...