Семинар-практикум: «Формы образовательной деятельности с детьми раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Ахмедова Дина Кабденовна

1. «Формы образовательной деятельности с детьми раннего возраста»

 2. Методы и приемы организации обучения детей раннего возраста на примере подвижной игры.

3. Памятка для педагогов по содержанию деятельности с детьми раннего возраста.

4. Картотека сюжетно-отобразительных игр с детьми от 1-2 лет

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы образовательной деятельности в группах раннего возраста Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста

Слайд 2

Содержание семинара-практикума 1. Требование ФГОС к организации образовательной деятельности в группах раннего возраста 2. Требование к предметно-развивающей среде в группах раннего возраста «Среда как третий педагог» 3.Методы и приемы организации обучения детей раннего возраста на примере подвижной игры (просмотр видео «Подвижные игры с детьми раннего возраста от 1,5 до 3 лет») 4. «Педагогические ситуации»

Слайд 3

Учитывая возрастные психологические и возрастные особенности организуемая деятельность должна быть: - Событийна ( связана с каким –либо событием из личного опыта ) -ритмична ( ЧЕРЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ И УМСТВЕННОЙ НАГРУЗКИ ) -ПРОЦЕССУАЛЬНА ( РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ В БЫТОВЫХ И ИГРОВЫХ ПРОЦЕССАХ)

Слайд 4

В соответствии с ФГОС ДО основные виды деятельности детей раннего возраста: Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками Экспериментирование с материалами и веществами (тесто, песок, вода) Общение с взрослыми Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого Самообслуживание и действия с бытовыми предметами –орудиями(ложка, совок, лопатка и др.) Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

Слайд 5

10 образовательных ситуаций Игры-занятия, Развивающие занятия, Дидактические игры, Сюжетно- отобразительные игры, Подвижные игры, Словесные игры, Пальчиковые игры, Музыкальные игры, Конструктивные игры Элементы начального детского экспериментирования

Слайд 6

ОБЩЕНИЕ С ВЗРОСЛЫМ важнейшая в раннем возрасте и основная форма воспитания. Формы и содержание общения меняются по мере развития ребенка: - эмоциональное общение (общение на основе понимания интонации, мимики, жеста) - собственно речевое общение. Для развития общения используются: вопросы, словесные поручения, создание проблемно- речевых ситуаций, чтение стихотворений и сказок, драматизации, коммуникативные игры Задачи педагога: Формировать умение спросить, ответить, попросить, Способствовать обогащению словаря

Слайд 7

ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и игры с составными и динамическими игрушками, элементы детского ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ предметно-игровая деятельность является основной в формировании познавательной активности, в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей. Создавать условия для активности детей, давать доступ к игрушкам, ПОКАЗЫВАТЬ СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ С НИМИ, ПЕРИОДИЧЕСКИ ВКЛЮЧАТЬ ИГРЫ С ВОДОЙ, ПЕСКОМ, ОПЫТЫ С ВОЗДУХОМ ()

Слайд 8

ВОСПРИЯТИЕ смысла музыки, сказок, стихов, , рассматривание картинок особое место имеет использование наглядности, поэтому чтение, рассказывание, слушание музыки сопровождается показом картинок, картин и игрушек Задача педагога: формировать умение рассматривать картинки, формировать умение слушать и понимать короткие, доступные по содержанию сказки, потешки, песенки Развивать способность эмоционально откликаться на различные произведения (сказки, музыку)

Слайд 9

СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ ПОД РУКОДСТВОМ ВЗРОСЛОГО: Педагог целенаправленно организует игровую деятельность, так как детям раннего возраста сложно самостоятельно включаться в игры со сверстниками рекомендуются: образные игры, музыкально-ритмичные игры, игры и упражнения дидактические ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА: формировать опыт доброжелательных отношений со сверстниками Обучать позитивным способам общения и разрешения конфликтов в Процессе игры Развивать эмоциональную отзывчивость при взаимодействии со сверстниками

Слайд 10

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА: -Необходимость включения в детскую деятельность -Необходимость личной обращенности к ребенку -Неэффективность любых вербальных методов воспитания -Необходимость принимать ребенка

Слайд 11

Методические приемы организации детей: Внесение и обыгрывание игрушки Создание игровой ситуации (бабочки, птички) Изменение местонахождения предмета, игрушки Освоение действия (скатывание с горки, подлезание под дуги, забивание гвоздиков, действие с совочком…)



Предварительный просмотр:

Памятка для педагогов по содержанию деятельности

с детьми раннего возраста

Содержательные характеристики деятельности

 9 -12 месяцев

Поддерживать стремление передвигаться в пространстве

Учить устанавливать опытным путем пространственные отношения (далеко/ близко, высоко/низко, внутри/снаружи, за/перед)

Освоение способов действий с разными предметами и их частями (выбирать, рассматривать, нанизывать, вкладывать, вращать, развязывать, застегивать и др.)

Обучение взаимодействия с игрушками (собирать пирамидку из 3-5 колец, конструирование из одинаковых кубиков, из разных деталей

Поддерживать культурные практики и порядку в повседневной жизни (прием пищи, сон, одевание на прогулку)

Поискать, где сидит мишка, где находиться машинка, и т.д.

построить дорожку, собрать пирамидку и т.д.

Приглашать вместе посмотреть книжку

Постепенное обучение выделению общих признаков и сортировка предметов по форме, цвету, величине, назначению и др. признакам

Напоминать, чтобы действия совершались поочередно то правой рукой, то левой, то обеими руками вместе

Говорить ласково и доброжелательно, дать понимание, что его принимают, хотят заботиться о нем

  1. 1 год 6 месяцев

Разнообразить действия с бытовыми предметами, дидактическими и образными игрушками: находить части и собирать целый предмет или его изображения (разрезные картинки), учим складывать мозаику, простые пазлы из простых элементов,

Собирать кольца в убывающем и возрастающем порядке,

Учить нанизывать бусы из крупных элементов,

Надевать прищепки, конструировать из кубиков вертикальные и горизонтальные предметы

Называя что получилось

Давать для экспериментирования

различные материалы

(бытовые, природные, художественные)

Проводить игры-занятия с игрушками, имитирующими орудия труда (молоточки, гаечным ключиком закручивать гаечки)

Помогать идентифицировать

Себя (имя,пол, возраст)

Узнавать себя и своих близких в зеркале и на фото

 Обучать пониманию и выполнении простой инструкции (дай, возьми, принеси, отнеси, положи и т.д.)

1 год 6 месяцев – 2 года

Поддерживать отобразительные предметно-игровые действия с игрушками  

Поощрять перенос усвоенных игровых действий с одних игрушек на других и выполнение их в разных ситуациях на прогулке, в группе

Рационально соотносить словесные, наглядные, практические методы.

Содействовать развитию речевых способов общения, отмечать необходимость прощаться, здороваться, не обижать других детей

С 2 лет -3 лет

Способствовать переходу ребенка от действий, основанных на  свойствах игрушек к обыгрыванию доступных пониманию сюжетов (больница, парикмахерская)

Создавать условия для самообслуживания:

Побуждать ребенка к процессу одевания, раздевания, размещению одежды

Обеспечить полноценное сенсорное развитие.

Создавать условия для восприятия объектов разными анализаторами.

Учить действовать по словесной инструкции, просьбе.

Начинать знакомить с правилами поведения дома, в детском саду. Общественных местах.

Поощрять самостоятельность



Предварительный просмотр:

Картотека сюжетно-отобразительных игр с детьми от 1-2 лет

«Познакомимся с куклой Машей»

Цель: познакомить детей с куклой, вызвать интерес к ней, желание играть. Дать образец несложных игровых действий с куклой, стимулировать сопровождение их речью.

Материал: кукла.

Содержание игры. Ребенок сидит на стуле за столом. Взрослый говорит: «К нам в гости пришла кукла, ее зовут Маша, давай с ней познакомимся!». Кукла «подходит», «протягивает» руку: «Я – Маша, а тебя как зовут?» Взрослый предлагает пожать кукле руку, погладить ее по головке и пр. Далее взрослый обращается к кукле: «Маша, хочешь сесть на стул? Садись, Маша!» Обращается к ребенку: «Попроси Машу сесть» - стимулирует к общению с куклой с помощью речи и жестов. «Маша, как настоящая девочка, - продолжает педагог, - вот у нее руки. Где у Маши руки? Вот ноги, где ноги? Вот голова, где голова? Покажите, пожалуйста, где глаза, нос, рот?» Ребенок показывает, легко дотрагиваясь руками, взрослый поощряет высказывания, действия ребенка. Если ребенок не говорит, неоднократно четко произносить нужные слова самому взрослому, спокойно и ласково, показывая плавными движениями и жестами, доступными для подражания. Взрослый делает вид, что кукла шепчет ему что-то на ухо, а он внимательно слушает, потом обращается к ребенку: «Маша хочет спросить, а где у (имя ребенка) руки и ноги?» Кукла обращается: «Где у тебя ручки, где ножки? Можно я поглажу тебя по голове, а ты можешь погладить меня? Можно к тебе на ручки?» - и т.д.

«Кукла Маша ходит»

Цель: продолжать учить ребенка играть с куклой, радоваться встрече с ней. Закреплять знакомые игровые действия, помогать сопровождать их речью, показать новые игровые действия с куклой.

Материал: кукла.

Содержание игры. Рекомендуется начать совместную деятельность с подвижной игры с речевым сопровождением: «Большие ноги идут по дороге», - взрослый и ребенок движутся по кругу или в прямом направлении, произнося слова «Топ, топ, топ» вместе и делая большие шаги. «Маленькие ножки идут по дорожке», - продолжает взрослый и делает вместе с ребенком маленькие шажки, произносят: «топ, топ, топ...» «В ямку - бух!» - приседают, «падают» в ямку. «Как мы упали? Бух! Бух! Сидим в ямке, слышим, кто-то поет: а-а-а-а. Кто это поет? Правильно, Маша поет! Как поет Маша? Позовем ее, пусть поможет выбраться из ямки!» - зовут Машу. Она приходит, помогает - протягивает ручки (вместе со взрослым). «Маша, а ты умеешь ходить? Покажи! (имя ребенка), попроси Машу идти». Маша идет маленькими ножками: топ, топ, топ. Как идет Маша? Топ-топ. Повторяем вместе и самостоятельно. «Бух! Упала! Как упала Маша? Уа, уа, плачет Маша! Как плачет Маша? Не плачь, не плачь!» - взрослый гладит по голове куклу, прижимает к себе, предлагает пожалеть куклу так же. «Не плачь, Маша, мы с тобой поиграем еще раз!» - заканчивает игру взрослый.

«Покатай куколку в коляске».

Цель: Продолжать учить ребенка играть с куклой, радоваться встрече с ней. Вызвать желание покатать куколку в коляске. Учить заботиться о близких.

Материал: кукла, коляска.

Содержание игры. Воспитатель зовёт детей к куколке. Говорит, что куколка хочет гулять. Предлагает взять куклу Машу за ручку и погулять с ней. «Большие ноги идут по дороге», - взрослый и ребенок движутся по кругу или в прямом направлении, произнося слова «Топ, топ, топ» вместе и делая большие шаги. «Маленькие ножки идут по дорожке», - продолжает взрослый и делает вместе с ребенком маленькие шажки, произносят: «топ, топ, топ...» После взрослый говорит: «Кукла устала, давай покатаем ее на коляске! Садись, Маша! Тебе удобно? Я тебя покатаю! Не бойся!» - взрослый говорит короткими фразами, стимулируя ребенка к повторению в зависимости от речевых возможностей своего малыша.

Покатаю Машеньку, Куколку свою.

Покатаю Машеньку, песенку спою.

Я в коляске Машеньку, Машеньку везу.

Я коляску с Машенькой деткам подвезу.

«Уложим Зайку спать»

Цель: познакомить детей с новой игровой цепочкой действий: положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить зайку головой на подушку, накрыть одеялом. Формировать у детей временные отношения: день – гуляют, играют, кушают, ночь – спят. Учить ласково обращаться с зайкой. Воспитывать культуру поведения.

Материал: игрушка – зайка, кроватка, одеяло, подушка, простынка, матрац.

Содержание игры. Воспитатель обращает внимание детей на то, что зайка много прыгал и устал, что зайке пора спать. Педагог обращается к детям: «Мы сегодня будем укладывать спать нашего зайку. Куда положим зайку? Правильно, на кровать. Сиди, зайка, пока на стуле, мы тебе все приготовим». Взрослый достает по очереди (по логике последовательности действий) необходимые предметы, медленно и четко действует, комментируя короткой фразой: «Это… матрац. Что это? Зачем матрац? Правильно, чтобы было мягко спать. На матрац положим …правильно, простынку. Простынки для того, чтобы матрац не пачкался. Зачем простынка? Под голову положим… подушку. Зачем подушка? А чем накроем зайку? Правильно, одеялом. Зачем одеяло?» Если дети могут назвать наволочку и пододеяльник, то педагог называет и эти предметы. Позже дети учатся самостоятельно надевать их. Педагог продолжает: «Ложись, зайка, голову клади на подушку. Я тебя накрою одеялом, чтобы было тепло. Спи. Я тебе песенку спою».

«Покачай куклу Машу, спой ей песенку»

Цель: Учить выполнять игровые действия, поощрять стремление использовать в игре потешки. Учить качать куколку спокойно, заботясь о ней. Петь песенку «баю-бай».

Материал: кукла.

Содержание игры. Воспитатель изображает, что кукла Маша плачет: «Уа, уа!». Изображает, как плачет. «Что наша Машенька сегодня капризничает. Наверное, она устала. Давайте пожалеем Машу». Предлагает детям по очереди погладить Машу по голове. «Ничего Машенька не хочет, только плачет и плачет. Давайте, ребятки, попробуем Машу покачать, споём колыбельную песенку, может, она и поспит»,- продолжает воспитатель. Предлагает детям взять куколку на ручки и осторожно покачать её.

Пошёл котик во лесок,

Нашёл котик поясок,

Нарядился, воротился,

Стал он люлечку качать.

Баю – баю – баю – бай.

Спи, Машенька, скоренько.

Встань, Машенька, с зоренькой!

Предлагает детям, качая куклу, подпевать: «Аа, аа, баю-бай».

«Уложим куклу Машу спать»

Цель: Познакомиться с предметами одежды; закрепить последовательность одевания и раздевания куклы. Воспитывать доброжелательность, умение оказывать помощь окружающим. Прививать культуру общения.

Материал: кукла, кроватка, одеяло, матрац, подушка, простынка.

Содержание игры. Воспитатель приносит в группу куклу. Кукла «здоровается» с детьми. Воспитатель обращает внимание детей на то, кукла очень ласковая, добрая и воспитанная девочка. Но она очень устала, долго гуляла на улице, помогала другим ребятам и ей очень хочется отдохнуть. Дети предлагают ей отдохнуть, показывают красивую кроватку. Воспитатель обращает внимание на ласковое произношение слов. Но Маша еще маленькая, не умеет самостоятельно раздеваться, и воспитатель предлагает детям помочь ей в этом. Воспитатель обращает внимание на последовательность раздевания, аккуратного складывания вещей на стульчик, уточняет название одежды. Дети желают кукле «Спокойного сна!», а вечером «Спокойной ночи!». Воспитатель обращает внимание на то, что когда кто-то спит, играть и разговаривать надо тихо, чтобы не разбудить спящего.

«Кукла Маша пляшет и поет»

Цель: Показать детям новые игровые действия с куклой. Учить подражать действиям взрослого. Закреплять интерес к кукле. Воспитывать положительное отношение к игрушке.

Материал: куклы, ширма, музыкальное сопровождение.

Содержание игры. Дети подходят к ширме. За ширмой спрятаны куклы. Взрослый говорит: «Сегодня к нам в гости пришла кукла Маша. Она спряталась и ждет, когда мы ее позовем». «Маша! Маша! - не идет… Еще раз позовем…» Кукла появляется из-за ширмы, радуется детям, замечает какую-то деталь во внешности у детей (прическа, платье, рубашка и т.п.), все это делает куклу близкой ребенку, облегчают контакт с ней. «Маша умеет петь песенку, послушай!» - взрослый берет куклу на руки, раскачивает ее в такт мелодии и поет: а-а-а-а. Потом кукла «шепчет» ему на ухо, что хочет петь песенку вместе с ребятами, приглашает попеть с ней. Кукла благодарит детей. «Маша умеет танцевать», - продолжает взрослый, берет за ручки куклу, она топает по столу (ковру) ножками в такт веселой мелодии. «Поможем Маше, похлопаем в ладоши!» Дети хлопают в ладоши, радуются забавным движениям куклы, кукла танцует и вдруг садится на ковер. «Маша, ты устала? Ой, устала Маша!» - стимулирует детей к повторению этого вопроса и вывода, не говорящих - к подражанию жесту удивления и сочувствия. «Пусть посидит, а мы потанцуем!» Дети танцуют, а кукла (взрослый) хлопает в ладоши. Кукла говорит о том, что позовет свою подружку, чтобы попеть с ней песенки и потанцевать. Из-за ширмы «выходит» кукла, и дети танцуют с куколками.

«Построим домик для Мишки»

Цель: Показать детям новые игровые действия с мишкой и кубиками. Учить подражать действиям взрослого. Закреплять интерес к игре. Учить обыгрывать заданную ситуацию.

Материал: игрушка-мишка, кубики.

Содержание игры. Воспитатель обращает внимание детей на чей-то плачь: «Слышите, ребятки, кто-то плачет? Кто это?» Показывает детям мишку. «Кто это, посмотрите. (мишка) Что случилось с тобой, мишка? У мишки ребятки нет домика. Ему очень грустно. Вам жалко мишку?» Предлагает пожалеть мишку. «Давайте поможем мишке. Построим ему домик». Показывает детям кубики и предлагает построить домик. Дети вместе с воспитателем делают простую постройку.

Тук, да тук, тук, да тук,

Раздается громкий стук.

Строим дом, дом большой,

И с крылечком и с трубой.

Разукрасим мы дом

И вверху флажок прибьем.

Будет жить в доме том мишка.

«Вот как мишка рад, он улыбается. Спасибо, ребятки, Вы такие молодцы! Теперь и у меня есть дом». Мишка благодарит детей, жмёт им руку. Дети играют с мишкой и построенным домиком.

«Угостим Зайку и Мишку чаем»

Цель: Учить детей выполнять простые игровые действия. Называть и показывать чайную посуду. Развивать интерес к игре. Побуждать к активной речи.

Материал: игрушка – мишка, игрушка – зайка, кукольная чайная посуда.

Содержание игры. Воспитатель обращается к детям: «Ребята, вы любите, когда к вам приходят гости? Сегодня к нам в гости придут мишка и зайка. Давайте им чаю приготовим. Посмотрите, какой красивый чайник. Надо налить в него воды. Открою кран. Нальем в чайник водички. Вот уже полный чайник воды. Поставим его греться на плиту. Пусть греется водичка. А мы сейчас приготовим чашки. Вот здесь будет сидеть мишка и зайка. Поставьте им чашку с блюдцем. А ты, (имя ребёнка), куда поставишь чашку с блюдцем? А где же наши оладушки? Принеси, …, пожалуйста. Теперь все готово. Можно встречать мишку и зайку. Повторяя игровое действие с другими детьми, закрепляем название назначения посуды: чайник, сахарница, хлебница. Приучаем, вставая из-за стола, говорить «спасибо», мыть посуду и ставить ее на место.

«Покатаем куклу Машу на машине»

Цель: Учить детей выполнять простые игровые действия с куклой и машинкой. Учить катать куколку осторожно. Учить детей удерживать веревочку в руке, не выпуская ее из пальцев рук при ходьбе.

Материал: куколка, машинка.

Содержание игры. Воспитатель сажает на машину куклу Машу и говорит: «Маша хочет покататься на машине. А кто будет шофером? Саша, ты хочешь быть шофером? Держи верёвочку и осторожно покатай Машу». Во время игры воспитатель поет:

Машина, машина идет гудит: «Би-би-би!» Би-би-би!»

В машине, в машине ребят полно.

Поехали дети, глядят в окно: «Би-би-би! Би-би-би!»

«Спасибо, …, ты был хорошим шофером. Кто ещё хочет покатать Машу?» Дети по желанию катают куколку. После игры кукла Маша благодарит детей: «Спасибо, ребята».

«Научим Мишку умываться»

Цель: Формировать у детей культурно – гигиенические навыки. Продолжать учить правильно умываться, пользоваться индивидуальным полотенцем.

Материал: игрушка – мишка, полотенце, мыло (предметы-заместители).

Содержание игры. «Наш мишка спал, а теперь проснулся. Давайте поможем ему встать с постели», -говорит воспитатель. Дети достают мишку из кроватки, обнимают его, гладят по голове. «Надо помочь мишке помочь умыться. …, открой кран». Дети открывают кран с водой, воспитатель рассказывает потешку: Водичка-водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок»

«Возьмём мыло и намылим мишке ручки. Помогите ему. А теперь будем мыло смывать водичкой и вытрем мишку полотенцем. Вот какой мишка стал чистый». Мишка благодарит детей.

«Оденем куклу Машу на прогулку»

Цель: Подобрать предметы одежды по сезону. Учить одевать куклу в правильной последовательности. Продолжать учить помогать близким, заботиться о них.

Материал: кукла, кукольная одежда.

Содержание игры. Воспитатель показывает новую одежду для кукол и говорит: «Маша уже позавтракала. Сейчас я ее буду одевать на прогулку. Давайте вместе одевать Машу на прогулку. Что будем одевать сначала? Возьмем колготки. Чтобы маша не замерзла, одену ей теплую кофточку. Какая у Маши кофточка? (Большая, теплая, красная). Теперь оденем сапожки.

Наденем на ножки новые сапожки

Пустим по дорожке. Будет Машенька ходить,

Сапожки новые носить.

Что теперь будем одевать? (шапку). Можно уже идти гулять? Или что-то еще надо одеть кукле (пальто, шубу).

Наша Маша маленька, На ней шубка аленька,

Опушка бобровая, Маша чернобровая.

«На дворе большой мороз,

Отморозит кукла нос,

Теплый шарфик нужен ей,

Чтоб укрыться потеплей».

«Научим куклу Машу раздеваться после прогулки»

Цель: Учить раздевать куклу в правильной последовательности. Продолжать учить помогать близким, заботиться о них.

Материал: кукла, кукольная одежда, шкаф для одежды.

Содержание игры. Воспитатель говорит: «Маша вернулась с прогулки. Сейчас я помогу ей раздеться. Помогайте ребятки Маше раздеваться. Развязали Машеньке шарфик полосатенький. Куда надо положить шарфик? (на полку в шкаф). Правильно. А сейчас, что мы поможем Маше? (шубу) Куда мы повесим шубу? (в шкаф). Что мы еще не сняли? (сапожки) Куда мы поставим сапожки? (в шкаф) Снимем с ножки новые сапожки. Что еще надо снять? (колготки). Куда надо положить колготки? (на полочку в шкаф). Все, разделись! Пошли играть! Опять нельзя? Почему? Забыли надеть сандалики!

Вот они сандалики

У нашей Маши-крошки.

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки

А теперь можно играть? Нет, надо умыться.

«Накормим Зайку кашей»

Цель: Закреплять знание детей о столовой посуде. Активизировать речь детей. Воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к Зайке.

Материал: игрушка – зайка, кукольная столовая посуда, кукольная мебель.

Содержание игры. Игра проводится в игровом уголке. Воспитатель показывает и рассказывает, какую посуду используют за обедом (тарелки, ложки и т.д.). Показывает, как накрывают на стол, правила поведения за обедом, как пользоваться столовыми приборами. Предлагает детям накормить зайку кашей.

Кушай, детка, кашку.

Ложечку- за папу, ложечку- за маму.

Будешь самым сильным, Ловки, смелым и умелым.

После еды зайка благодарит ребят. Воспитатель предлагает детям убрать посуду со стола.

«Кукла Маша собирается на праздник»

Цель: Учить детей называть различные предметы праздничной одежды, аксессуары. Познакомить с последовательностью их одевания, используя любимых кукол детей. Учить правильно надевать различные предметы одежды.

Материал: Куклы, одежда для кукол, банты, различные праздничные аксессуары.

Содержание игры. «Ребята, куклу Машу пригласили на праздник. Она расстраивается, что не сможет быть красивой. Поможем Маше? Давайте посмотрим, какие у Маши есть платья и выберем самое нарядное». Дети вместе с воспитателем достают платья из кукольного шкафа, рассматривают их и выбирают самое нарядное. «Давайте поможем Маше одеться. Что сначала оденем? (колготки) Где они? А потом? (платье) Вот какая Маша нарядная! Только чего-то не хватает. Что ещё забыла Маша? (туфли) И. чтобы Маша была совсем красавица, оденем ей бусы. Вот теперь всё. Маша готова, может отправляться на праздник». Маша благодарит ребят за помощь.

«Делаем причёску кукле Маше»

Цель: Показать новые игровые действия с куклой. Вызвать интерес к игре. Подобрать необходимые атрибуты к заданной игровой ситуации. Вызвать желание помогать.

Материал: Кукла, расчёска, бант.

Содержание игры. Воспитатель обращается к детям: «У куклы Маши сегодня праздник. Маша хочет сделать красивую прическу. Я буду парикмахером. Причешу Машу красиво. Ребятки, вы хотите мне помочь? Давайте играть вместе. Возьмём расчёску и причешем Маше волосы». Дети по очереди расчёсывают волосы кукле. Воспитатель подбадривает: «Вот так. Сейчас можно и бантики им завязать. Вот какая красивая стала Маша». 

Расти, коса, до пояса,
Не вырони не волоса.
Расти, косынька, до пят –
Все волосыньки в ряд.

Воспитатель учит детей элементарным правилам поведения: здороваться, вежливо выражать свою просьбу: «причешите, пожалуйста», благодарить за прическу и т.п.

«Кукла Маша заболела»

Цель: Учить выполнять новые игровые
действия. Подбирать атрибуты для игры. Формировать элементарные представления о здоровье, правилах личной гигиены.

Материал: Кукла, набор доктора.

Содержание игры. Воспитатель сообщает детям, что кукла Маша заболела. Надо уложить Машу в постель и вызвать доктора. «Я сама буду доктором. У меня есть колпак, халат и инструменты. Давайте вместе лечить куколку, начнем. Давайте послушаем ее. Что нам для этого нужно? (трубка). Слышишь, как бьется Катино сердечко: тук-тук-тук? (предложить детям по очереди послушать) Дыши, Маша. Где ложечка? Маша, скажи: «А-а-а». Видите, горло у Маши красное и температура высокая. Теперь Маша пусть поспит». Воспитатель читает стихотворение В. Берестова «Больная кукла»:

«Тихо. Тихо. Тишина. Маша бедная больна.

Маша бедная больна, просит музыки она.

Спойте, что ей нравится, и она поправится».

«Вот видите, мы развеселили Машу, и она быстро поправилась».

«Поможем кукле Маше приготовить суп»

Цель: Продолжать учить действовать в заданной игровой ситуации. Подобрать атрибуты к игре. Прививать желание заботиться о близких.

Материал: Кукла, плита, столовая посуда, муляжи овощей (предметы-заместители).

Содержание игры. Воспитатель: «Ребята, кукла Маша проголодалась. Скоро обед, и Маша хочет приготовить суп. Давайте поможем Маше сварить суп». Воспитатель предлагает детям подобрать необходимую посуду. Показывает детям предметы посуды, просит их назвать. «Вот мы и помогли Маше подобрать необходимую посуду. Но, вот ведь беда какая, она забыла, какие овощи нужны для супа. Помогите кукле вспомнить и выбрать необходимые продукты». Дети перебирают овощи и складывают в кастрюлю, то. Что нужно для супа. Воспитатель помогает. Затем просит детей посолить суп и помешать ложкой. «Давайте попробуем наш суп. Ах, как вкусно! Молодцы, помогли Маше». Маша благодарит ребят за помощь и приглашает всех к столу обедать.

«Устроим кукле Маше комнату»

Цель: Расширять представления детей о предметах мебели (стол, стул, диван, кровать) и их назначении. Называть предметы и действия доступными детям речевыми средствами (звукосочетаниями, облегчённые слова). Побуждать к активным действиям.

Материал: Кукла, кукольная мебель.

Содержание игры. Дети сидят полукругом. Воспитатель вносит знакомую детям куклу. (Малыши, узнав Машу, радуются.) «Здесь будет Машина комната. Тут Маша будет жить. Машенька, тебе нравится твоя комната?» «Нет, - отвечает Маша. - Не нравится мне моя комната. Стола нет, стула нет, кровати нет». Воспитатель ставит кровать. Спрашивает у детей: «Что это? Зачем Маше кровать?» Предлагает кукле осмотреть кровать, а затем лечь в нее: «Ложись, Машенька!» Маша ложится и засыпает. «Пусть поспит, - говорит воспитатель, - а мы ей комнату устроим. Стол поставим... Что это? Зачем Маше стол? И стулья надо. Зачем стулья?» - интересуется педагог. Выслушивает ответы и ставит в комнату стулья. Затем воспитатель вносит шкаф для белья и для посуды (буфет). Спрашивает названия этих предметов мебели, объясняет их назначение, ставит в буфет посуду, а в шкаф вешает платья. После того, как комната будет оборудована, воспитатель предлагает разбудить Машу. Просыпается Маша. Она радуется новой мебели. Маша благодарит ребят.

«Постираем кукле Кате платье»

Цель: Способствовать обогащению игр новыми сюжетами. Воспитывать интерес к труду, желание принимать в нём посильное участие.

Материал: Кукла, кукольная одежда, тазик, мыло.

Содержание игры. Воспитатель обращается к детям: «Маша сегодня упала и испачкала своё платье. Его нужно постирать. Что нам для этого нужно? Давайте возьмём таз и мыло». Воспитатель расставляет предметы так, чтобы было удобно стирать вдвоем (втроем). Когда все необходимое для стирки готово, педагог спрашивает: «Можно стирать белье? Ничего не забыли принести?» (нельзя, потому что не принесли воды) Какая нам нужна вода? (теплая). Давайте принесем воды и нальем ее в таз. Затем воспитатель показывает, как надо стирать белье. Дети повторяют действия взрослого.

У меня большая стирка, мне белье стирать не лень.

Я в лоханку лью водицу и стираю целый день.

В мыльной пене, в мыльной пене станет чистым все белье.

Выстиранное белье складывают в отдельные тазики. По совету воспитателя дети выливают грязную мыльную воду и наливают чистую, холодную, для полоскания белья. Затем педагог объясняет: «Когда белье выстирано, выполоскано, его надо отжать, встряхнуть (показывает) и повесить сушить». Дети повторяют все действия взрослого. После того, как белье развешено, воспитатель предлагает детям убрать все на место.

«Мишка и Зайка испачкались»

Цель: Вызвать интерес к игровой ситуации. Подобрать необходимые атрибуты к игре. Формировать представление о культурно-гигиенических навыках. Продолжать учить заботиться о близких.

Материал: Игрушка – мишка, игрушка – зайка, тазик, полотенце, мыло, мочалка.

Содержание игры. Дети подходят к столу, на котором находятся ванночка и купальные принадлежности. Воспитатель говорит: «Дети, сейчас мы будем купать мишку и зайку. Они испачкались». Воспитатель ставит на стол ванночку с водой. «Смотрите, зайка и мишка хотят купаться. Где их можно выкупать? (в ванночке) Какая нужна водичка? (Теплая). Что еще нам надо, чтобы помыть зайку и мишку? (Мыло, мочалка) Чем будем вытирать? (Полотенцем) Начинаем мыть. Куда надо посадить мишку и зайку? (В ванночку) Что будем им мыть? (Ручки, ножки) А животик будем мыть? (Да)» Выполняет вместе с детьми действия. А теперь польем на Катю из лейки водичкой. Вот какие они чистые. Вытрем мишку и зайку полотенцем. А что же дальше будем делать? Теплого чаю выпить дадим и положим в постель. Дети вместе с воспитателем укладывают в кровать. Когда мытье куклы закончено, воспитатель предлагает детям убрать предметы на место. Затем благодарит за помощь.

«Кукла Маша собирается в детский сад»

Цель: Активизировать речь детей. Воспитывать внимание к своему внешнему виду, заботливое отношение к кукле. Продолжать учить одеваться по алгоритму.

Материал: Кукла, кукольная одежда, полотенце.

Содержание игры. Воспитатель показывает детям, что кукла Маша ещё спит, а ей уже нужно собираться в детский сад. «Давайте, ребятки, разбудим Машу. Машенька, просыпайся. Тебе пора в детский сад». Воспитатель вместе с детьми поднимает куклу из постельки. «Давайте поможем Маше умыться и почистить зубки». Дети ведут машу к крану умываться, вытирают её полотенцем. Воспитатель показывает, как нужно почистить зубки Маше. «А теперь помогите выбрать Маше одежду в детский сад». Воспитатель внимательно следит за ходом игры и корректирует её. Воспитатель вместе с детьми одевает куколку. «Что оденем сначала? (колготки) А потом? (платье) А теперь давайте сделаем Маше причёску, завяжем ей бант. Вот какая Маша красавица! Теперь она готова идти в детский и играть там с ребятами». Дети танцуют вместе с куколкой.

«Кукла Маша просыпается»

Цель: Формировать умение выполнять игровые действия. Подбирать предметы одежды. Учить заботиться о близких, помогать им.

Материал: Кукла, кукольная одежда.

Содержание игры. «Солнышко уже проснулось, ребяткам улыбнулось. Ребятки тоже проснулись, а Маша всё ещё спит. Давайте позовём Машу играть. Маша просыпайся, пора вставать». Воспитатель предлагает детям позвать Машу, погладить её.

Ручки-ручки – потягушки
И ладошки – похлопушки.
Ножки-ножки – топотушки,
Побегушки, попрыгушки.
С добрым утром, ручки,
Ладошки и ножки,
Щёчки-цветочки –чмок.

Куколка просыпается. «Вставай, Маша, умывайся, одевайся, будем играть». Дети вместе с воспитателем поднимают куклу Машу из кроватки, умывают, вытирают полотенцем. «Маша, нужно убрать постель. Давайте поможем Маше». Дети заправляют аккуратно куколкину постель. «Теперь поможем Маше одеться». Достают одежду куклы из шкафа, одевают куколку по алгоритму. После играют с куколкой. Куколка благодарит ребят за помощь.

«Мишка пришел в магазин»

Цель: Учить детей действовать в новой игровой ситуации. Подбирать необходимые атрибуты. Помочь детям обустроить место для игры. Способствовать развитию сюжета.

Материал: Игрушка – мишка, атрибуты для игры «Магазин».

Содержание игры. Воспитатель говорит детям: «Мишка собирается в магазин за продуктами, но он не хочет идти один, потому что ему нужно купить много продуктов. Он просит вас помочь». Воспитатель предлагает детям взять сумки и отправляться в магазин. Дети выбирают продукты. Воспитатель спрашивает, что это и объясняет для чего тот или иной продукт. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.

«Кукла Маша наводит порядок»

Цель: Предложить детям подобрать необходимые атрибуты к игре. Учить брать на себя необходимую роль. Учить выполнять в игре знакомые трудовые операции.

Материал: Кукла, тряпочка, детское ведёрко, щётка.

Содержание игры. Воспитатель: «Ребятки, посмотрите какой у Маши в комнате беспорядок. Маша, давай будем убираться. Поможем куколке. Что нам нужно для уборки? (ведро, тряпочка, щётка, вода)». Дети приносят уборочный инвентарь, рассматривают его, воспитатель рассказывает о его назначении. Потом вместе с детьми начинают уборку. Протирают мебель, подметают, убирают вещи по своим местам.

Бим-бом, тили-бом, собираем все кругом!
Бим-бом, тили-бом, будет чистым наш дом!

«Вот какие, молодцы! Всё убрали, теперь у Маши чисто и красиво. Маша говорит вам спасибо, ребятки. Теперь можно и потанцевать. Становитесь с Машей танцевать».

«Мишка и Зайка поздравляют куклу Машу с праздником»

Цель: Предложить детям принять участие в игре. Выполнять игровые действия по сюжету. Обогащать социальный и коммуникативный опыт детей. Активизировать словарный запас детей.

Материал: Игрушка – зайка, игрушка – мишка, кукла, подарки.

Содержание игры. «Ребятки, вы знаете, что скоро праздник - 8 марта. В этот день поздравляют всех мам, бабушек и девочек. Маша тоже девочка, значит и у неё праздник. Сегодня Машу придут поздравлять зайка и мишка. Поможем Маше нарядиться и накрыть на стол». Ребята вместе с воспитателем выбирают для Маши нарядное платье и бант, одевают куклу. Потом накрывают стол для чаепития. Воспитатель просит детей показывать и называть предметы чайной посуды. «А вот и наши гости: мишка и зайка. Они принесли для Маши цветочки. Маше очень понравились цветы. Давайте поставим их в вазу. Сначала нужно налить в вазу воду, а потом поставить в неё цветы». Дети выполняют инструкцию воспитателя. «Маша приглашает гостей пить чай». Дети помогают посадить Машу, зайку и мишку за стол и поят их чаем. Куколка благодарит гостей за подарки.

«Помогаем кукле Маше собрать игрушки»

Цель: Используя метод косвенного руководства. Способствовать организации игры. Учить детей отражать свои впечатления, применять умения, общаться в ходе игры.

Материал: Кукла, игрушки.

Содержание игры. Воспитатель говорит детям: «Кукла Маша в своём детском саду разбросала все игрушки и теперь плачет, потому что не помнит где что лежало. Вам жалко Машу. Давайте её успокоим и пожалеем». Дети жалеют куколку. «Давайте ей поможем. Вы поможете Маше собрать игрушки? Все игрушки должны лежать на своих местах. Поможем?» Далее воспитатель подсказывает и направляет игру детей. Дети собирают игрушки. После того, как все игрушки убраны, Маша благодарит ребят за помощь и предлагает потанцевать.

«Угостим Зайку обедом»

Цель: Подобрать необходимые атрибуты к игре. Накрыть на стол. Учиться ухаживать, заботиться, помогать.

Материал: Игрушка – зайка, кукольная мебель, кукольная столовая посуда.

Содержание игры. Воспитатель: «Скоро зайка возвратится с прогулки. Он долго играл, проголодался, давайте приготовим ей кашу и компот». Педагог вместе с детьми готовит посуду: кастрюли, тарелки, нож, ложки, хлебницу, чашку. Затем наливает воду в кастрюли и ставит их на плиту. Предлагает помыть фрукты. «Вода уже кипит, высыпай из тарелки фрукты в кастрюльку, мешай ложкой. Теперь насыплем сахару. Зайка любит сладкий компот». Пробует на вкус, накрывает кастрюлю крышкой, отставляет в сторону. «А теперь для зайки наварим сладкой каши. Вот здесь у нас в коробочке крупа. Называется она рис. Рисовая каша очень вкусная». Пересыпает крупу в тарелку, привлекает детей к приготовлению каши. «Вода уже закипела, надо помыть крупу (моет). Теперь высыплем рис в кипящую воду и будем варить». Помешивает ложкой кашу: «Да, да, да, да, да, да, каша будет хороша. Варю я не спеша. И в кастрюльке понемножку все помешиваю ложкой. Да, да, да, каша очень хороша. Готово, сварилась рисовая каша». Дети ставят на стол тарелку, чашку, кладут ложки, салфетки. «Позовите зайку. Все уже приготовлено». Накладывает кашу в тарелку, ставит на стол. Вместе с воспитателем умывают зайке и вытирают лицо и руки полотенцем, усаживают за стол, кормят. «Кушай, зайка, не спеша. Кушай кашу, кушай, крошка. И компота пей немножко». Зайке понравился обед, он вытирает рот салфеткой, благодарит детей.

«Покатаем Зайку и Мишку в автобусе»

Цель: Создать новую игровую ситуацию. Развивать воображение. Продолжать учить действовать с предметами-заместителями.

Материал: Игрушка – мишка, игрушка – зайка, кукольная мебель (стулья), руль.

Содержание игры. «Ребята, зайка никогда не ездил на автобусе. А ему очень хочется. Покатаем зайку?» Воспитатель ставит стулья в ряд и говорит, что это автобус. Предлагает детям занять места, называет их и зайку пассажирами. Одному ребёнку предлагает занять первый стул и быть водителем. «Без водителя автобус не поедет. Водителю нужен руль. (даёт ребёнку руль). А ещё все пассажиры автобуса должны купить билеты. Сейчас я вам дам билетики. Ну вот водитель готов, пассажиры заняли свои места, билеты куплены, и автобус может отправляться.

Мы в автобус дружно сели,

И в окошко посмотрели.

Наш шофёр педаль нажал,

И автобус побежал.

«Вот и остановка, пассажиры приехали. Скажем спасибо водителю автобуса».

«У куклы Маши день рождения»

Цель: Формировать представление о празднике, праздничной одежде. Накрыть на стол. Учить встречать гостей. Учить быть внимательными и заботливыми.

Материал: Кукла, кукольная мебель, посуда, праздничная кукольная одежда.

Содержание игры. Воспитатель говорит, что у ее куклы Маши сегодня день рождения и она приглашает в гости. «Что мы подарим Маше, чем порадуем ее?» Подсказывает, что они могут прийти в гости с мишкой и принести бочонок меда или с зайкой, который подарит Маше сладкую морковку. Затем воспитатель предлагает детям помочь Маше красиво накрыть стол для гостей, приготовить чай с пирогами. Дети идут на день рождения. Кукла радостно встречает гостей, благодарит их: «Спасибо, Мишенька. Садись чай пить. Смотрите, а вот и зайка-побегайка пришел. Какая у него большая морковка! Она, наверное, вкусная, сладкая. Спасибо, заинька, садись и ты чай пить, медом угощайся».

Чей, чей, чей, чей, чей сегодня день рожденья?

Кто, кто, кто, кто принимает поздравленья?

Кто получит от ребят и игрушки и подарки?

Все мы Машу поздравляем! С ней, с ней, с ней, с ней

Веселимся и играем.

«Вот какой веселый день рождения был у Маши. Теперь пора прощаться, пусть Маша отдыхает».

«Поможем Зайке помыть посуду»

Цель: Предложить детям принять участие в игре. Выполнять игровые действия по сюжету. Учить выполнять в игре знакомые трудовые операции. Воспитывать любовь к труду.

Материал: Игрушка – зайка, кукольная посуда, тазик, полотенце.

Содержание игры. Воспитатель обращает внимание детей на игрушку-зайку: «Ребята, к нам пришёл зайка. Он очень грустный. У зайки беда. У него в доме вся посуда испачкана, а помыть зайка её не может, он не умеет. Поможем зайчику?». Дети с воспитателем и зайкой идут в кукольный уголок, собирают всю посуду со стола. «В чём мы будем мыть посуду? (в раковине, в тазике) Что нам нужно ещё? (вода, мыло) Давайте включим воду, только водичка должна быть тёплой. Будем мыть посуду тёплой водой с мылом». Дети моют посуду. «А теперь посуду будем вытирать чистым полотенцем». После того, как вся посуда вымыта и высушена, дети расставляют её по местам. Зайчик благодарит ребят за помощь и предлагает теперь поиграть.

«К кукле Маше пришли гости»

Цель: Учить действовать в заданной игровой ситуации. Накрыть на стол. Учить встречать гостей. Учить быть внимательными и заботливыми.

Материал: Куклы, кукольная посуда, одежда, мебель.

Содержание игры. Воспитатель: «Ребята, кукла Маша сегодня ждёт гостей. К ней придут её подружки куколки. Маша хочет угостить их чаем с печеньем. Поможем Маше накрыть на стол? Давайте возьмём чайную посуду и поставим её красиво на стол. Какую посуду мы возьмём? (чайную) Что это? (чашка, блюдце, чайник, ложка, сахарница и т.д.)» Дети накрывают на стол. «Ой, ребятки, а Маша сама то не одета красиво. Давайте поможем Маше нарядиться. Что же Маше лучше одеть? (нарядное платье, туфли, бант)». Дети одевают куклу. «Слышите шаги (топ-топ), это Машины гости идут. Здравствуйте, куколки, проходите, мы вас уже ждём». Усаживают кукол за стол, поят чаем с печеньем. Куколки потом разговаривают. После Маша с ребятами провожает гостей, говорит им «до свидания», машет рукой, просит ребят помочь ей убрать со стола. Кукла Маша хвалит ребят и благодарит за помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста"

К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для педагогов, работающих с детьми, возможность узнать лучше своих воспитанников,...

семинар-практикум "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данный семинар-практикум предназначен для старших воспитателей. Предлагаемый материал структурирован, состоит и теоретической и практической частей. в ходе семинара раскрывается определение терминов, ...

Семинар - практикум Конспект совместной образовательной деятельности с детьми первой младшей группы МДОУ детского сада «Сказка» р.п.Дергачи Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «В гостях у весны»

Семинар - практикум Конспект совместной образовательной деятельности с детьми первой младшей группы МДОУ детского сада «Сказка» р.п.Дергачи Образовательная область:...

Семинар-практикум для воспитателей: «Игры-занятия с детьми раннего возраста».

Семинар-практикум для воспитателей: «Игры-занятия с детьми раннего возраста»....

Семинар - практикум «Особенности организации образовательной деятельности в группах раннего возраста»

Ранний возраст - ответственный период в развитии личности ребенка. ФГОС ДО обеспечивает целевые ориентиры, позволяя ребенку с раннего возраста быть мотивированным на успешность....

Семинар-практикум для воспитателей: «Игры-занятия с детьми раннего возраста».

  Особенности развития детей раннего возраста.  Дети раннего возраста легко обучаемы, но одновременно им характерны неустойчивость и незавершенность формирующихся умений и знаний. В с...

Нетрадиционные формы работы в образовательной деятельности с детьми раннего возраста

Нетрадиционные формы работы в образовательной деятельности с детьми раннего возраста...