Проект «Ковролинография как средство познавательного развития детей с ОВЗ»
методическая разработка

Проект

«Ковролинография как средство познавательного развития детей с ОВЗ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА

«ДЕТСКИЙ САД № 25 «РОМАШКА»

Проект

«Ковролинография как средство познавательного развития детей с ОВЗ»

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 4 - 7 лет

C:\Users\User\Desktop\369ccb1e00b647ec7abc5069996ec4d1.jpg

Разработчик проекта:

И.Ю.Романова,

воспитатель

Нефтеюганск, 2024

I Описание проекта

Вид проекта: практико-ориентированный, познавательно-игровой.

Объект проекта: познавательное развитие детей с ОВЗ

Предмет проекта: дидактические игры, используемые на ковролинографе.

Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2024г. – май 2025г.)

Участники проекта: дети компенсирующей группы «Малышок», воспитатель группы Романова Ирина Юрьевна, родители воспитанников.

Возрастная группа: 4 -5 лет.

Место реализации: МБДОУ «Детский сад № 25 «Ромашка» г. Нефтеюганск.

Актуальность

В условиях современного дошкольного образования важнейшей задачей является создание условий для полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одним из эффективных средств познавательного развития детей с ОВЗ является ковролинограф –  комплекс развивающих игр на ковролине. Это удобное приспособление для игр и занятий.

Ковролинография как метод познавательного развития детей с ОВЗ имеет высокую актуальность, поскольку она сочетает в себе как элементы искусства, так и терапевтические техники. Данный вид деятельности способствует развитию когнитивных функций, улучшению координации движений, что особенно важно для детей с нарушениями опорно-двигательной системы, речевыми и сенсорными отклонениями.

Реализовать поставленные задачи по формированию познавательных интересов и познавательных действий детей с ограниченными возможностями здоровья, в процессе образовательной деятельности, помогает использование в различных видах деятельности ковролинографа.

Новизна: заключается в том, что методика работы с ковролинографом позволяет использовать его как в образовательной деятельности, так и в совместной с педагогом деятельности, а также в самостоятельной деятельности детей.

Практическая значимость: заключается в создании методического

материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов

работы по познавательному развитию у детей ОВЗ в процессе ознакомления с технологией «Ковролинография».

Цель: создание условий для познавательного развития  детей с ОВЗ посредством внедрения технологии «Ковролинография».

Задачи проекта

Для детей:

Образовательные

  1. Формировать развитие познавательных способностей посредством использования ковролинографа.
  2. Овладеть простейшими приёмами использования дидактических игр на ковролинографе.

Развивающие

  1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений рук, наглядно – действенное мышление, игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности.

Воспитательные

  1. Воспитывать аккуратность при работе на ковролинографе.

Для родителей

1. Принять участие в пополнении РППС группы по теме проекта.

2.Познакомиться с  дидактическими играми на ковролинографе по познавательному развитию.

3. Повысить активность в участии в различных формах партнерства с ДОУ по теме проекта.

Для педагогов ДОУ

1. Повысить педагогическую компетентность по данной теме.

 2. Внедрить в образовательный процесс с детьми полученный опыт работы по теме проекта.

 

Для воспитателя

1. Изучить методическую литературу.

2. Создать условия для познавательного развития детей с ОВЗ посредствам ковролинографии, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.

3. Организовать  РППС в группе для познавательного развития детей с ОВЗ.

3. Организовать взаимодействие с семьями воспитанников по данной теме проекта.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Ожидаемый результат

Для детей:

  1. Сформировались познавательные способности посредством ковролинографии.
  2. Овладели простейшими приёмами использования дидактических игр на ковролинографе.
  3. Появились предпосылки развития мелкой моторику рук, координации движений рук.
  4. Сформировалось наглядно – действенное мышление.
  5.  Сформировалась аккуратность при работе на ковролинографе.

Для родителей:

1. Приняли участие в пополнении РППС группы по теме проекта.

2.Познакомились с  дидактическими играми на ковролинографе по познавательному развитию.

3. Повысили активность в участии в различных формах партнерства с ДОУ по теме проекта.

Для педагогов ДОУ

1. Повысили педагогическую компетентность по данной теме.

 2. Внедрили в образовательный процесс с детьми полученный опыт работы по теме проекта.

Для воспитателя

1. Изучил методическую литературу.

2. Создал условия для познавательного развития детей с ОВЗ посредствам ковролинографии, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.

3. Организовал  РППС в группе для познавательного развития детей с ОВЗ.

4. Организовал взаимодействие с семьями воспитанников по данной теме проекта.

Методы работы:

 Словесный.

∙ Наглядный.

∙ Практический.

∙ Проблемный.

∙ Игровой.

Приемы работы:

 Познавательная беседа.

∙ Практическая работа.

∙ Настольная игра.

∙ Самостоятельная работа.

II Основная часть

Теоретическая деятельность

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный (июль – август 2024 учебного года) 
  • Изучить методическую литературу;
  • Разработать учебно - тематический план
  • Подобрать диагностический инструментарий.
  • Подбрать и создать дидактические игры для работы на ковролинографе

  1. Основной (октябрь 2024г. - май 2025г.)
  • Реализация учебно – тематического плана  

  1. Заключительный (май 2025г.)

Аналитический

  • проведение заключительных мероприятий с детьми, родителями и педагогами;
  • сравнить полученный результат с ожидаемым результатом.
  • оформление заключительной диагностики с детьми;
  • выставка работ детей на ковролинографе.

Формы организации:

  • индивидуальные;
  • подгрупповые

Диагностика познавательного развития у детей с ОВЗ

 Познавательное  развитие

Сенсорное развитие

Самостоятельно совершает обследовательские действия (метод практического примеривания и зрительного соотнесения)

Выстраивает сериационный ряд, ориентируясь на недифференцированные признаки величины (большой-маленький), сравнивает некоторые параметры (длиннее-короче)

Называет цвета спектра, некоторые оттенки, пять геометрических плоскостных фигур

Знает и находит шар, куб, призму

В процессе самостоятельной предметной и предметно-исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества предметов, сам сравнивает и группирует их по выделенным признакам и объясняет принцип группировки, может выделять нужный признак (цвет, форму, величину, материал, фактуру поверхности) при исключении лишнего

Доступно использование сенсорных эталонов для оценки свойств предметов (может описать предмет по 3-4-м основным свойствам)

Отражает признаки предметов в продуктивных видах деятельности

Формирование элементарных математических представлений

Различает, из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, величину, форму)

Считает до 5 (количественный счет), может ответить на вопрос "Сколько всего?" Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определяет, каких предметов больше, меньше, равное количество

Сравнивает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) на основе примеривания

Различает и называет круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб; знает их характерные отличия

Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху - внизу, впереди - сзади; далеко - близко)

понимает и правильно употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов - на, в, из, под, над

Определяет части суток, связывая их с режимными моментами

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Имеет представления о самом себе и членах своей семьи

Сформированы первичные представления о малой родине (родном городе, селе) и родной стране: знает названия некоторых общественных праздников и событий

Знает несколько стихов, песен о родной стране

Знаком с новыми представителями животных и растений.

Выделяет разнообразные явления природы (моросящий дождь, ливень, туман)

Распознает свойства и качества природных материалов (сыпучесть песка, липкость мокрого снега); выделяет признаки отличия и единичные признаки сходства

Знает части растений и их назначение;  о месте произрастания некоторых растений

Знает о сезонных изменениях в неживой природе, жизни растений и животных, в деятельности людей

Различает домашних и диких животных по существенному признаку (дикие животные самостоятельно находят пищу, а домашних кормит человек)

Отражает в речи результаты наблюдений, сравнения.

Способен к объединению предметов в видовые категории с указанием характерных признаков (чашки и стаканы, платья и юбки, стулья и кресла)

АОП ДО для обучающихся с ЗПР (4-5 лет)

Параметры контроля:

Сенсорное развитие

1. Самостоятельно совершает обследовательские действия (метод практического примеривания и зрительного соотнесения)

2. Выстраивает сериационный ряд, ориентируясь на недифференцированные признаки величины (большой – маленький), сравнивает некоторые параметры (длиннее – короче)

3.  Называет цвета спектра, некоторые оттенки, пять геометрических плоскостных фигур

4. Знает и находит шар, куб, призму

5. В процессе самостоятельной предметной и предметно-исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества предметов, сам сравнивает и группирует их по выделенным признакам и объясняет принцип группировки, может выделять нужный признак (цвет, форму, величину, материал, фактуру поверхности) при исключении лишнего

6. Доступно использование сенсорных эталонов для оценки свойств предметов (может описать предмет по 3-4-м основным свойствам)

7. Отражает признаки предметов в продуктивных видах деятельности

Формирование элементарных математических представлений

1.Различает, из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, величину, форму)

2.Считает до 5 (количественный счет), может ответить на вопрос "Сколько всего?" Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определяет, каких предметов больше, меньше, равное количество

3.Сравнивает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) на основе примеривания

4.Различает и называет круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб; знает их характерные отличия

5.Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху - внизу, впереди - сзади; далеко - близко)

6.Понимает и правильно употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов - на, в, из, под, над

7.Определяет части суток, связывая их с режимными моментами

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

  1. Имеет представления о самом себе и членах своей семьи
  2. Сформированы первичные представления о малой родине (родном городе, селе) и родной стране: знает названия некоторых общественных праздников и событий
  3. Знает несколько стихов, песен о родной стране
  4. Знаком с новыми представителями животных и растений.
  5. Выделяет разнообразные явления природы (моросящий дождь, ливень, туман)
  6. Распознает свойства и качества природных материалов (сыпучесть песка, липкость мокрого снега); выделяет признаки отличия и единичные признаки сходства
  7. Знает части растений и их назначение;  о месте произрастания некоторых растений
  8. Знает о сезонных изменениях в неживой природе, жизни растений и животных, в деятельности людей
  9. Различает домашних и диких животных по существенному признаку (дикие животные самостоятельно находят пищу, а домашних кормит человек)
  10. Отражает в речи результаты наблюдений, сравнения.
  11. Отражает в речи результаты наблюдений, сравнения.

Практическая деятельность

Перспективное планирование деятельности с детьми, родителями и педагогами ДОО по реализации проекта педагогической практики

Планирование работы с детьми

Цель: создание условий для познавательной, творческой активности и инициативности детей.

Задачи:

1. Познакомиться с дидактическим пособием – ковролинограф.

2. Формировать умение играть на ковролинографе, используя раздаточный материал.

3. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, мелкую моторику рук.

4. Воспитывать дружеское отношение друг к другу, взаимопонимание.

Учебно - тематический план для детей с ОВЗ по познавательному развитию

«Дидактические игры с использованием ковролинографа»

Месяц

Срок

Мероприятие

Содержание, цель

Сентябрь      Диагностика

Октябрь

1 неделя

«Овощи и фрукты»

Формирование у детей представлений об овощах и фруктах.

2 неделя

«Помоги Кате собрать яблоки в корзину по цвету»

Развитие внимания, мелкой и общей моторики рук, познавательных способностей, закрепление умения различать цвета.

3 неделя

«Помоги ёжикам собрать большие и маленькие грибочки»

Формирование умения различать предметы по размеру

4 неделя

«Мамы и малыши»

Формирование умения соотносить животных и детёнышей по внешнему виду.

Ноябрь

1 неделя

«Один – много»

Формирование понятия – один, много, определение количества предметов

2 неделя

«Собери листочки»

Формирование умения различать предметы по размеру, цвету

3 неделя

«Времена года»

Развитие умения определять времена года, используя наглядный материал.

4 неделя

«Кто где живёт»

Совершенствование знаний о внешнем виде, образе жизни и местах обитания домашних и диких животных

Декабрь

1 неделя

«Кто что есть»

Развитие умения определять, кто чем питается

2 неделя

«Подбери к домику окошки»

Формирование умения выполнять действия с геометрическими фигурами

 3 неделя

«Чей хвост?»

Закрепление знаний о животных. Развитие памяти, логического мышления, мелкой моторики рук

4 неделя

«Наряди новогоднюю ёлочку»

Формирование умения различать форму предметов и цвет

Январь

2 неделя

«Найди заплатку»

Развитие умения видеть целую картинку. Восприятие величины, цвета, формы

3 неделя

«Матрёшки»

Формирование умения соотносить по величине предметы и обозначать их словами: большой, маленький

4 неделя

«Оденем Катю на прогулку»

Развитие представлений об одежде, последовательности одевания

Февраль

1 неделя

«Парные картинки»

Учить находить и сравнивать 2 половинки картинки

2 неделя

«Разложи по цвету флажки»

Формирование умения различать предметы по цвету

3 неделя

«Верх-низ»

Развитие внимания, правильное употребление предлогов «на» и «под»

4 неделя

«Транспорт»

Закрепление знаний о транспорте

Март

1 неделя

«Найди пару»

Умение подбирать пары на основе сходного сенсорного признака цвета или величины

2 неделя

«Подарим маме бусы»

Развитие мелкой моторики, умение подбирать цвет и величину

3 неделя

«Мебель»

Закрепление знаний о мебели.

4 неделя

«Что лишнее»

Формирование умения классифицировать предметы по определённому признаку

Апрель

1 неделя

«Посуда»

Закрепление представлений о посуде

2 неделя

«Аквариум»

Развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов

3 неделя

«Любимые сказки»

Закрепление представлений об одежде

4 неделя

«Яблоки для ёжиков»

Формирование умения различать величины, соотносить с нужной величиной

Май

1 неделя

«Бабочки и цветы»

Формирование умения соотносить предметы по цветам

2 неделя

«Цветы»

Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора.

3 неделя

«Насекомые»

Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора.

4 неделя

Диагностика

Планирование работы с родителями по реализации проекта

Цель: повышение компетентности родителей по вопросам познавательного развития дошкольников посредством ковролинографии.

Мастер-классы, Круглый стол, Консультации и т.д.

Консультация  «Ковролинография – активная среда познавательного развития ребёнка с ОВЗ»

Ноябрь

Романова И.Ю.

Мастер-класс «Использование дидактических игр на ковролинографе»

Декабрь

Романова И.Ю.

Буклет «Дидактические игры по познавательному развитию детей посредством ковролинографии»

Январь

Романова И.Ю.

Консультация «Познавательное игры на ковролинографе»

Февраль

Романова И.Ю.

Проект «Развитие поисково – исследовательской деятельности воспитанников» (включение технологии «Ковролинография)

сентябрь – май

воспитатели

Участие в конкурсах

Воспитатель, родители

Круглый стол «Дидактические игры на ковролинографе»

Март

Романова И.Ю.

Консультация «Использование дидактических игр на ковролинографе в домашних условиях»

Апрель

Романова И.Ю.

Подведение итогов

Май

Романова И.Ю.

Список литературы

 1. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (ранний и младший возраст). СПб.: Детство-Пресс, 2012. 208 c.

  1. Развивающие игры Воскобовича: сборник методических материалов / под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко. М.: Сфера, 2015. 128 с. (Библиотека Воспитателя).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

буклет для родителей "Детское экспериментирование-средство познавательного развития детей"

В ходе эксперимента ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности....

Экспериментальная деятельность в ДОУ - как средство познавательного развития детей дошкольников.

В помощь педагогам по организации опытно-экспериментальной работы с детьми в ДОУ....

Проект «КУЛИНАРИЯ, КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Данный проект направлен на развитие познавательной активности дошкольников посредством кулинарных занятий. Кулинария – один из самых интересных из множества способов помочь ребенку правильно раз...

Проект "Лэпбук, как средство познавательного развития дошкольников"

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей. У детей н...

Проект «Самодельные дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста»

Игра – самоделка является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Через игру незаметно активизируется словарь ребенка, совершенст...

ПРОЕКТ Использование кругов Луллия, как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Данный проект разработан для педагогов ДОУ. Создание условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений припознании окружающего мира и для решения проблемных ситу...