Проект "Лэпбук, как средство познавательного развития дошкольников"
проект

Полежака Ирина Владимировна

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности. Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Ромашка»

Проект

«Лэпбук, как средство познавательного развития дошкольников»

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_large/public/gallery/2024/04/08/img_20230525_131801.jpg?itok=nyRz6vR-C:\Users\Gigabyte\Desktop\2024-04-08_20-07-50.png

                                                                                         Разработчик: И. В. Полежака,

                                                                                                                 воспитатель

Кирсанов, 2023

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

  1. Полное название проекта: «Лэпбук, как средство познавательного развития дошкольников»
  2. Автор проекта: Ирина Владимировна Полежака.
  3. Должность: воспитатель.
  4. Продолжительность проекта: сентябрь 2023г.- май 2024г.
  5. Тип проекта: исследовательский, практико-ориентированный
  6. Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
  7. Возраст детей: 5-6 лет.

Актуальность проекта:

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей. У детей

недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании

окружающей действительности. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться

ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.

Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального

государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Сегодня государством

поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное

напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по

определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.

В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному

образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на

развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной

проблемы, является лэпбук. Лэпбук – это универсальное методическое пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе

индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего

образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства,

пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. В научной литературе лэпбук не выделяют как одно из основных средств обучения, поэтому есть

необходимость в его разработке.

Таким образом, возникла необходимость в выборе темы проекта "Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста"

Объект проекта: современные средства обучения детей дошкольного возраста.

Предмет проекта: использование лэпбука в процессе обучения детей дошкольного возраста.

Гипотеза: можно предположить, что повышение познавательной активности детей дошкольного возраста возможно при выполнении следующих условий: систематического использования лэпбука в образовательной деятельности, свободного доступа лэпбука для детей, формирования устойчивого интереса дошкольников для создания и использования лэпбука.

Цель проекта: изучение возможностей использования лэпбука как средства обучения детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  1. Изучить научно-методическую литературу и другие информационные источники по теме проекта.
  2. Раскрыть понятие средства обучения у детей дошкольного возраста.
  3. Разработать систему мероприятий по созданию и использованию лэпбуков как средства обучения детей дошкольного возраста на 2023-2024 учебный

год.

Предполагаемый продукт проекта:

создание лэпбуков по запланированным темам, выставка лэпбуков в дошкольной образовательной организации "Лэпбук - это интересно!", рекомендации для педагогов по созданию лэпбуков "Создаем вместе", для родителей.

Теоретическая значимость выпускной работы заключается в определении особенностей использования лэпбука в обучении детей дошкольного

возраста.

Практическая значимость проекта состоит в использовании материалов, методических разработок по применению лэпбуков в практике

образовательной деятельности группы. Этапы проекта

Подготовительный этап

п/п

Проектные мероприятия

Срок

исполнения

Промежуточный результат

Ответственны е

1.

Выбор и

формулирование темы проекта

Сентябрь - октябрь 2023г.

Теоретическое обоснование

проблемы

Воспитатель

2.

Определение объекта, предмета проекта, гипотезы

Сентябрь - октябрь 2023г.

3.

Изучение нормативно-

Сентябрь -

Определение

Воспитатель

правовой

документации, литературы по проблеме

исследования

октябрь 2023г.

нормативной базы

исследования

Проектировочный этап

п/п

Проектные мероприятия

Срок

исполнения

Промежуточный результат

Ответственные

1.

Мониторинг уровня развития

познавательных

способностей детей.

Сентябрь 2023г.

Анализ ситуации в группе

Воспитатели дети

Этапы реализации проекта

№п/п

Проектные мероприятия

Срок

исполнения

Промежуточный результат

Ответственные

1.

Изготовление в совместной деятельности

лэпбука

«Профессии».

Сентябрь

Лэпбук

«Профессии»

Воспитатели дети

2.

Мастер-класс для родителей

«Лэпбук как форма совместной деятельности взрослых и детей».

Октябрь

Лэпбук

Воспитатели

3.

Изготовление в совместной деятельности лэпбуков

«Моя семья».

Октябрь

Лэпбук «Моя семья»,

Воспитатели

Родители дети

4.

Изготовление в совместной

Ноябрь

Лэпбук «ЗОЖ»

Воспитатели

деятельности лэпбука

«ЗОЖ»

5.

Подготовка

презентации с педагогами

"Лэпбук: от идеи до воплощения"

Декабрь

Презентация

"Лэпбук: от идеи до

воплощения"

Воспитатели Педагоги ДОУ

6.

7.

8.

Изготовление в совместной деятельности лэпбука

"Путешествие по сказкам».

Февраль

Лэпбук "Путешествие по сказкам».

Воспитатели Педагоги ДОУ

Изготовление в совместной деятельности лэпбука

«Пожарная безопасность».

Изготовление лэпбука «Математика».

Март

Апрель

Лэпбук «Пожарная безопасность».

Лэпбук «Математика»

Воспитатели

Воспитатели

10.

Организация выставки лэпбуков

"Лэпбук - это интересно!"

Май

Выставка лэпбуков "Лэпбук - это интересно!"

Воспитатели

Контрольно-оценочный этап

п/п

Проектные мероприятия

Срок

исполнения

Промежуточный результат

Ответственные

1.

Мониторинг уровня развития

познавательных

способностей детей.

Май

Анализ ситуации в группе

Воспитатели дети

   Дальнейшее развитие проекта.

По окончании проекта деятельность в выбранном направлении будет продолжена в следующих возрастных группах. В планах намечено

знакомство родителей с лэпбуком как формой совместной деятельности с ребенком. Трансляция проекта планируется на педагогическом совете.

Заключение

Целью данного проекта было изучение возможностей использования лэпбука как средства обучения детей дошкольного возраста.

Для его реализации был изучен немногочисленный опыт работы отечественных и зарубежных педагогов по данной теме. На основе анализа изученных материалов были разработаны и созданы макеты лэпбуков для апробации их в ходе познавательной деятельности при реализации

образовательной области «Познавательное развитие». Эффективность применения лэпбуков позволила предположить возможность его

использования в других образовательных областях.

Результаты наблюдений показали, что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Значительно повысилась познавательная активность,

любознательность, самостоятельность и инициативность в решении

поставленных задач. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.

Литература

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
  2. Кашицева О.А. Что такое лэпбук. [Электронный ресурс]. – Режим

доступа: http://konkurs-dlya-pedagogov.info/seminar-praktikum-dlya-pedagogov- chto...

  1. Мартынова Н.Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/proekt- lepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyateln...
  2. Пестова Э.Г. Лэпбук. [Электронный ресурс]. – Режим

доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/01/06/lepbuk

  1. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 97 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Современная игровая технология «Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников»

laquo;Современная игровая технология «Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников»....

Методическая разработка на тему: «Современная игровая технология «лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников»

Методическая разработка на тему: " Современная игровая технология "лэпбук" как средство познавательного развития дошкольников"...

Методические рекомендации «Современная игровая технология «Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников».

Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в дошкольном возрас...

Современная игровая технология ЛЭПБУК, как средство познавательного развития дошкольников

Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной ...

«Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников

Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный эт...

Проект «КУЛИНАРИЯ, КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Данный проект направлен на развитие познавательной активности дошкольников посредством кулинарных занятий. Кулинария – один из самых интересных из множества способов помочь ребенку правильно раз...

Лэпбук как средство познавательного развития дошкольников

Что такое лэпбук? Консультация для родителей....