Экспериментальная деятельность в ДОУ - как средство познавательного развития детей дошкольников.
методическая разработка по окружающему миру по теме

Ногина Вита Анатольевна

В помощь педагогам по организации опытно-экспериментальной работы с детьми в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_moy_mini_sayt.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность в ДОУ  -  как  средство  познавательного развития детей дошкольников.

     В настоящее время стоит вопрос о повышении качества воспитания и образования подрастающего поколения на всех уровнях образовательной системы нашей страны. Особым видом педагогической работы, охватывающей, все стороны деятельности ДОУ является — экспериментирование.

    Этим объясняется поиск педагогами ДОУ наиболее эффективных путей, позволяющих организовывать работу с детьми, ориентируясь на личностный подход, что не представляется реальным без целенаправленной опытно-экспериментальной работы.  

    Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности воображения и мышления, быстрой ориентировки в пространстве, творческого подхода к решению больших и малых задач.

    Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. 

    Любая деятельность подрастающего поколения протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели и успешно добиваться её любым путём.

    Одним из ведущих  видов деятельности в дошкольном учреждении является экспериментирование.

    Детское экспериментирование - сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности - от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем. Ему доступны приемы простейшего планирования эксперимента, сравнительного анализа наблюдаемых процессов и полученных результатов и т.п.

     Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования  ребенок выступает как своеобразный  исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.  В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

    Основная  особенность  познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

     Потребность дошкольника  в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития  ориентировочно-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира и разнообразных исследованиях. Чем разнообразнее и     интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок каждый день, тем быстрее и полноценнее он развивается.   Утверждение, что «ребенок по натуре своей практик», не потеряло актуальность и в наше время, так как окружающий мир с каждым днём становится всё более динамичным и требующим от детей поисковой активности.

     В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Т.е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

     Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочную исследовательскую функцию, создавая условия в которых раскрываются содержание данного объекта.

    Давно известно, что любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Ведь с самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: воздух, вода,  солнце, ветер, небо, хруст снега под ногами, дети с удовольствием и интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой. Таким образом, предметы и явления живой и неживой природы являются объектами наблюдения и игр уже с рождения. 
     Необходимо организовать систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира в процессе организации наблюдений, простейших опытов и элементарных экспериментов.  Важно научить детей связывать результаты исследовательской работы с практическим опытом, тем самым подвести их к пониманию элементарных природных закономерностей и основ экологической грамотности, безопасного поведения в окружающей среде.

     Детское экспериментирование интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства. И развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности ребенка.
    Это подтверждают и результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А.Венгер, В.В.Запорожец, И.Я.Лернер, А.И.Савенков), которые показывают, что возможности  умственного развития ребёнка дошкольного возраста напрямую зависят от потребностей в познании окружающего мира.

     Поэтому необходимо включение дошкольников в экспериментальную деятельность, в процессе которой дети смогли бы постоянно обнаруживать новые знания. Ребёнок занимается именно познанием мира через экспериментирование, где природа поставила перед ним задачу – изучить и запомнить свойства всех объектов, без какой бы то ни было избирательности.
    В обыденной жизни дети сами часто экспериментируют с различными предметами: дети играют с игрушками,  наблюдают за падающими в воду предметами, определяют на вкус, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы играют с мыльными пузырями и т.п. Это и побуждает к развитию у детей познавательного интереса в процессе экспериментальной деятельности.

    В процессе экспериментальной деятельности дети с удовольствием сами обследуют предметы и приобретают опыт пользоваться ими. Все это помогает активно развивать у детей мышление, воображение и речь, интерес к внутренней и содержательной стороне предметов и явлений окружающего мира. Это побуждает направлять активность детей на дальнейшую исследовательскую деятельность - формировать у детей представления о свойствах и качествах предметного окружения путем совершенствования чувственного аппарата, развивая зрительное восприятие, слух, обоняние и осязание.

    На протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии личности, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

   Экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

   Так же  помогает детям осваивать разнообразные доступные способы познания окружающего мира, развивает познавательную активность, любознательность, детское творчество, формирует представление об окружающем мире, стимулирует самостоятельные поиски отдельных фактов и общих закономерностей. Ребёнок учится сравнивать, обобщать, классифицировать; уточняются и упорядочиваются знания, происходит осмысление информации, развивается самостоятельность. Участие в экспериментальной деятельности обеспечивает мыслительную активность каждого ребёнка, а также помогает педагогу отслеживать процесс усвоения материала.

   В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поисково- экспериментальная деятельность как метод познавательного развития детей дошкольного возраста.

Умейте открыть  перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми  всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное,...

Влияние экспериментальной деятельности на познавательно-речевое развитие детей с ОНР.

В статье "Влияние экспериментальной деятельности на позновательно-речевое развитие детей с ОНР" хочу поделиться опытом работы по экспериментально-исследовательской деятельности в логопедической группе...

Использование экспериментальной деятельности в НОД по развитию речи дошкольников.

В данной статье подчеркивается необходимость побуждать детей дошкольного возраста к интересным открытиям и находкам при овладении устной и письменной речью. Читателю предлагаются образцы игр и уп...

«Опытно–экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников»

Целью статьи является поиск путей воспитания личности ребенка-дошкольника, побуждения его к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы через опытно - экспериментальную деятельность...

«Экспериментальная деятельность, как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»

Описание педагогического опыта работы по теме «Экспериментальная деятельность, как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»...

Экспериментальная деятельность как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания. Конкретное содержание данн...

Опыт работы: "Организация экспериментальной деятельности как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста".

Опыт может применяться воспитателями ДОУ, педагогами учреждений дополнительного образования. Опыт доступен как начинающим педагогам, так и педагогам со стажем. Может быть, использован, при организации...