Практикум для педагогов «Опытно-экспериментальная деятельность, как основа формирования естественнонаучных компетенций дошкольников»
материал
Практикум направлен на освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с педагогами и её последующее активное применение в практической деятельности с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_dlya_pedagogov.docx | 69.1 КБ |
buklet.docx | 568.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад «Радуга» п. Агириш»
ПРАКТИКУМ
для педагогов
«Опытно-экспериментальная деятельность, как основа формирования естественнонаучных компетенций дошкольников»
Подготовила: Борисенко А.В.
воспитатель высшей квалификационной категории
Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с педагогами и её последующее активное применение в практической деятельности с детьми.
Задачи:
- развивать навыки и умения экспериментирования и желание использовать опытно-исследовательскую деятельность в работе с детьми;
- стимулировать развитие творчества и инициативы;
- вызвать желание сотрудничества.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Становление динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности возможно при формировании функциональной грамотности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 года). В свою очередь дошкольное образование формирует предпосылки функциональной грамотности, в том числе естественнонаучной грамотности.
Естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Опытно-экспериментальная деятельность способна сформировать предпосылки к естественнонаучной грамотности. Эта деятельность является ведущей на всем этапе дошкольного детства. Дошкольник постоянно ищет новые впечатления, так как эта потребность лежит в основе поисковой деятельности, направленной на изучение окружающего мира. Сначала ребенок ставит проблему и проверяет её опытным путем. Именно экспериментальная деятельность вызывает у дошкольника интерес к исследованию окружающего мира, развивает мыслительные операции, познавательную активность, и любознательность. Он начинает творчески мыслить и анализировать происходящее.
Уважаемые коллеги, поднимите руку те, для кого экспериментирование является увлекательным и естественным процессом. Улыбнитесь те, кто хоть раз экспериментировал со своей внешностью. Хлопните в ладоши те, кто любит экспериментировать на кухне. Мы все такие разные. Но всё же нас объединяет одно, так или иначе, мы все экспериментаторы. Педагогический процесс - один большой и интересный эксперимент, результатом которого является полноценная и насыщенная жизнь ребёнка. Наша задача, научить дошкольников самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, а значит способствовать формированию у него предпосылок естественнонаучной грамотности. Формирование естественнонаучных представлений, является особенно актуальным, т.к. они закладывают у детей дошкольного возраста основу миропонимания.
Я предлагаю вам посмотреть на волшебный мир экспериментирования глазами детей и приглашаю в мини-лабораторию «Хочу всё знать!». А попадет туда тот, кто ответить на мои вопросы:
1. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
2. В какой стране есть музей снежинок? (в Японии)
3. На какой из планет тоже бывает снег? (на Марсе, могут быть внезапные снежные бури)
4. Какое животное не может прыгать? (Слон)
5. Каким цветом солнце? (Белое — таким и выглядит из космоса. Земная атмосфера рассеивает солнечный свет, поэтому нам лучи и сам диск кажутся скорее желтыми)
6. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
Поаппладируем счастливчикам, попавшим в мини-лабораторию «Хочу всё знать!». Теперь вы ученые, наденьте,пожалуйста, шапочки.
Опыт №1 «Сухой из воды»
Материал: стакан, салфетка, вода.
Скажите, можно ли выйти сухим из воды? (ответы)
Процесс: Предложить педагогам выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку.
Коллеги объясняют, что воздух в стакане помешал воде намочить салфетку.
- Что произойдет с салфеткой, если стакан наклонить в воде (из него выйдет воздух, его место займет вода, салфетка намокнет)
Опыт №2 «Салют»
Материал:
- лимонная кислота
- пищевые красители
- сода
- стаканчики
- вода
- тарелка.
Проведение:
Развести в стаканчиках немного лимонной кислоты и пищевого красителя тёплой водой. Подождать пока растворится кислота, чтобы не было осадка. На тарелку рассыпаем ровным слоем соду. Аккуратно капаем из стаканчиков по очереди разноцветную жидкость на соду и наблюдаем за разноцветным фейерверком над тарелкой.
Вывод: цветная вода с лимонной кислотой попадая в соду вызывает химическую реакцию - выделение углекислого газа и воды. Эту реакцию в данном опыте мы наблюдаем в виде цветной пены.
Опыт №3 «Апельсин и шарик»
Как вы думаете, что произойдет, если соком цедры апельсина брызнуть на надутый воздушный шарик? Это не только познавательный, но и очень вкусный опыт, ведь апельсин в ходе опыта не пострадает и его можно съесть.
Надуваем воздушный шарик, и выжимаем цедру апельсина над шариком… Воздушные шарики лопаются, лишь только сок с цедры попадает на них!
Вывод: Сок, который мы выдавливаем из шкурки апельсина содержит особое вещество — лимонен. Лимонен содержится во многих эфирных маслах цитрусовых, а не только апельсинов. Так вот, лимонен обладает удивительной способностью растворять резину, а из резины, как известно, и изготовлены наши бедные шарики. Вот так все просто в занимательной химии. Немного знаний и мы только что провели химическую реакцию растворения резины при помощи вещества — лимонен!
Опыт №4 «Кто быстрее?»
Материалы: Два совершенно одинаковых листа бумаги.
1) Сравните листы по размеру и весу.
2) Один из листов сомните в комок.
3) Вытяните руки и на одной высоте, Как вы думаете, какой лист коснётся пола быстрее?
одновременно отпустить листы бумаги.
Вывод: Скомканный лист упадет быстрее, так как на него действует меньшая сила притяжения и у него площадь меньше.
Опыт №5 «Разрушь сахарную башню»
Материалы: Кусочки сахара «Рафинад», блюдце, вода, пищевые красители (можно чай «Каркадэ»).
Действия: На блюдце с « сахарной башней» налить подкрашенную воду и наблюдать.
Вывод: Сила притяжения позволяет воде проникать в некоторые вещества. Это явление называется – капиллярностью. Капиллярность позволяет воде подниматься вверх.
Эксперимент «Можно ли пройти через лист бумаги»
Как вы думаете, можно ли пройти сквозь лист бумаги? Давайте проверим.
Материал: лист бумаги А 4, ножницы.
Действия: лист бумаги сложить пополам в длину. Сделать разрезы по образцу. Затем выделенные красным цветом участки разрезать.
ЛИНИЯ СГИБА
Ну что ж уважаемые ученые, время работы лаборатории истекло, нам пора возвращаться.
Рефлексия
Предлагаю прикрепить стикеры на чашу знаний, если информация была для вас интересная и полезная; на мусорную корзину если информация бесполезная; если информация интересная, но надо усовершенствовать - отправляем на переработку.
Список литературы
1.Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М: ТЦ Сфера, 2007. - 56 с.
2. Поддьяков Н. Н. «Детское экспериментирование и эвристическая структура опыта ребенка-дошкольника» журнал Исследователь, 2009- № 2 - 68-70 с.
3. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста».: М. Детство – Пресс, 2021 – 128 с.
Предварительный просмотр:
Филиал МАДОУ д/с «Радуга» п.Агириш
Нескучные
опыты и эксперименты
в мини-лаборатории
«Хочу всё знать!»
Воспитатель: Борисенко А.В.
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»
В.А.Сухомлинский
Естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Экспериментирование способно сформировать предпосылки к естественнонаучной грамотности. Эта деятельность является ведущей на всем этапе дошкольного детства. Дошкольник постоянно ищет новые впечатления, так как эта потребность лежит в основе поисковой деятельности, направленной на изучение окружающего мира. Сначала ребенок ставит проблему и проверяет её опытным путем. Именно экспериментальная деятельность вызывает у дошкольника интерес к исследованию окружающего мира, развивает мыслительные операции, познавательную активность, и любознательность. Он начинает творчески мыслить и анализировать происходящее.
Опыт «Сухой из воды»
Материал: стакан, салфетка, вода.
Скажите, можно ли выйти сухим из воды? (ответы)
Проведение: Предложить педагогам выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку.
Коллеги объясняют, что воздух в стакане помешал воде намочить салфетку.
- Что произойдет с салфеткой, если стакан наклонить в воде (из него выйдет воздух, его место займет вода, салфетка намокнет)
Опыт «Салют»
Материал: лимонная кислота, пищевые красители, сода, стаканчики, вода, тарелка.
Проведение:
Развести в стаканчиках немного лимонной кислоты и пищевого красителя тёплой водой. Подождать пока растворится кислота, чтобы не было осадка. На тарелку рассыпаем ровным слоем соду. Аккуратно капаем из стаканчиков по очереди разноцветную жидкость на соду и наблюдаем за разноцветным фейерверком над тарелкой.
Вывод: цветная вода с лимонной кислотой попадая в соду вызывает химическую реакцию- выделение углекислого газа и воды. Эту реакцию в данном опыте мы наблюдаем в виде цветной пены.
Опыт «Апельсин и шарик»
Как вы думаете, что произойдет, если соком цедры апельсина брызнуть на надутый воздушный шарик? Это не только познавательный, но и очень вкусный опыт, ведь апельсин в ходе опыта не пострадает и его можно съесть.
Надуваем воздушный шарик, и выжимаем цедру апельсина над шариком… Воздушные шарики лопаются, лишь только сок с цедры попадает на них!
Вывод: Сок, который мы выдавливаем из шкурки апельсина содержит особое вещество — лимонен. Лимонен содержится во многих эфирных маслах цитрусовых, а не только апельсинов. Так вот, лимонен обладает удивительной способностью растворять резину, а из резины, как известно, и изготовлены наши бедные шарики. Вот так все просто в занимательной химии. Немного знаний и мы только что провели химическую реакцию растворения резины при помощи вещества — лимонен!
Опыт «Кто быстрее?»
Материалы: Два совершенно одинаковых листа бумаги.
1) Сравните листы по размеру и весу.
2) Один из листов сомните в комок.
3) Вытяните руки и на одной высоте, одновременно отпустить листы бумаги.
Как вы думаете, какой лист коснётся пола быстрее?
Вывод: Скомканный лист упадет быстрее, так как на него действует меньшая сила притяжения и у него площадь меньше.
Опыт « Разрушь сахарную башню»
Материалы: Кусочки сахара «Рафинад», блюдце, вода, пищевые красители (можно чай «Каркадэ»).
Действия: На блюдце с « сахарной башней» налить подкрашенную воду и наблюдать.
Вывод: Сила притяжения позволяет воде проникать в некоторые вещества. Это явление называется капиллярностью. Капиллярность позволяет воде подниматься вверх.
Эксперимент
«Можно ли пройти через лист бумаги»
Как вы думаете, можно ли пройти сквозь лист бумаги? Давайте проверим.
Материал: лист бумаги А 4, ножницы.
Действия: лист бумаги сложить пополам в длину. Сделать разрезы по образцу. Затем выделенные красным цветом участки разрезать.
Линия сгиба
Теперь спокойно можно пройти сквозь
лист бумаги.
Опыт «Воздушные шарики»
Материалы: воздушные шарики, тарелки с водой.
Действия: Задать ряд вопросов: Почему эти шарики называют воздушными? (в шариках есть воздух).
Как это доказать? Как его увидеть? Надуйте шары (доказательство того, что в них есть воздух) и зажмите пальцами, погрузите шары «горлышком» в воду и постепенно разжмите пальцы. Воздух выходит, и на поверхности воды появляются пузырьки.
«Не убивайте неясного ума ребенка, дайте ему расти и развиваться. Не выдумывайте для него детских ответов. Когда он начинает ставить вопросы, это значит, что ум его заработал. Дайте ему пищу для дальнейшей работы, отвечайте так, как стали бы отвечать взрослому человеку»
Д.И. Писарев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции дошкольников"
Сообщение из опыта работы "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции дошкольников"...
«Трудовая деятельность, как условие формирования социальной компетенции дошкольника»
Среди значимых сегодня направлений в работе дошкольного образовательного учреждения как воспитательной организации выделяется трудовое воспитание детей. Труд обогащает социальный опыт ребенка. Овладев...
Доклад «Организация проектно – исследовательской деятельности как основа формирования экологического мышления дошкольников»
«Организация проектно – исследовательской деятельности как основа формирования экологического мышления дошкольников» Воспитатель МБДОУ д/с №32 Мурко Елена Викторовна Ребёнок рождается исследователем...
Консультация для педагогов «Народные подвижные игры как основа формирования физического совершенства дошкольников»
Консультация для педагогов«Народные подвижные игры как основа формирования физического совершенства дошкольников»...
«Опытно – экспериментальная деятельность как основа формирования естественнонаучных компетенций дошкольников»
Наша задача, научить дошкольников самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, а значит способствовать формированию у н...
Консультация для педагогов "Организация проектно - исследовательской деятельности, как основа формирования экологического мышления дошкольников"
Организация проектно – исследовательской деятельности, как основа формирования экологического мышления дошкольниковСпецифика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраст...
Консультация для родителей: "Трудовая деятельность как условие формирования социальной компетенции дошкольника»"
Консультация для родителей:«Трудовая деятельность как условие формирования социальной компетенции дошкольника»Среди значимых сегодня направлений в работе дошкольного образовательного учреж...