Доклад «Организация проектно – исследовательской деятельности как основа формирования экологического мышления дошкольников»
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Мурко Елена Викторовна
«Организация проектно – исследовательской деятельности как основа формирования экологического мышления дошкольников» Воспитатель МБДОУ д/с №32 Мурко Елена Викторовна Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого. Проектно – исследовательская деятельность, это один из самых эффективных путей формирования экологических знаний и умение у дошкольников. Наблюдения показали, что у современного ребёнка, который живёт в нынешний век научно – технического прогресса, ослабевает интерес к познанию окружающей природы. Потому что мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутников телевидения, Интернета, поэтому большее количество времени ребёнок находится в помещении, меньше уделяет внимания прогулкам, наблюдениям. Мы должны детей заинтересовать и подвести к познавательно – исследовательской деятельности и интересу к окружающей природы. В процессе наблюдения выявила следующие проблемы в работе с детьми: все большее отчуждение детей от мира природы; снижение уровня экологического сознания детей и взрослых; неумение видеть, чувствовать красоту и уникальность окружающего мира. Поэтому проблема экологического воспитания, познания окружающего мира, над которой работаю в совместной деятельности с детьми, актуальна, соответствует потребности детского сада. Исходя их противоречий, мною была определена основная цель. Основной целью является формирование у детей потребности в самостоятельном изучении окружающей природы. Для достижения цели, были определены следующие задачи:  Формирование представлений об окружающей природе, её влияния на человека и человека на окружающую природу;  Развитие интереса к исследовательскому поиску;  Совершенствовать предметно – развивающую среду для реализации проектно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.  Организовать работу с родителями по осуществлению совместной проектной деятельности;  Воспитывать потребность изучать окружающий мир через проектно – исследовательскую деятельность. С помощью систематической работы, надеюсь достичь следующих результатов: правильно созданные условия предметно-пространственной развивающей среды и педагогически грамотно организованное экологической воспитание, приведет к формированию устойчивой природоохранной культуры у детей и вызовет познавательный интерес к проблемам экологии, поможет освоить эталоны экологической культуры, что в конечном итоге формирует экологическое мышление. Новизна состоит в активизации интереса, формировании навыков и умений детей познавательной деятельности на основе проектного подхода в системе работы ДОО. Метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Эффективность моей работы во многом зависит от условий его организации в практике. Работу определила по следующим направлениям:  Поиск новых форм и методов работы в данном направлении;  Создание предметно – развивающей пространственной среды;  Работа с детьми, на основе новых педагогических технологий;  Сотрудничество с родителями воспитанников, как одна команда в решении данных проблем. Пространство детского сада представляет собой отдельную экосистему сельской местности, в виде экологической тропы, которая состоит из специально оборудованных экологических объектов: экологическая тропа с объектами - метеостанция, фито огород, овощной огород, цветник, искусственный мини-водоём, уголок леса с поляной для отдыха, пень с насекомыми. Все эти созданные объекты для плодотворной работы с детьми по исследовательской деятельности. В своей работе я использую разнообразные формы работы в познавательно – исследовательской деятельности, но наиболее эффективный метод – это проектная деятельность Проектная деятельность– это осознанная, рефлексируемая добыча знаний, включает следующие элементы: - выделение и постановка проблемы - выработка гипотез - поиск и предложение возможных вариантов решения - сбор материалов - обобщение полученных данных В реализации проекта использую разнообразные формы работы с детьми: Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим и природным миром. Уголки в группе, беседы, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки; Дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры; Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами; Трудовая деятельность Чтение литературы, заучивание стихов, пословиц и поговорок и т.д. Проведение праздников и развлечений За время совместной деятельности с детьми были реализованы следующие проекты: «Неизведанное рядом» (о воде); «Удивительный мир камней»; «Воздух- невидимка»; «Моё солнышко», «Золотые листья осени» и другие проекты. По данным проектам были проведены ряд мероприятий по ознакомлению с объектами неживой природы, по раскрытию их значения, что помогало повышать речевой уровень детей через знакомство с произведениями литературы; воспитывать умение удивляться, любоваться окружающим миром. Взавершении проекта,для подведения итога и определения уровня полученных знаний детей проводимсовместно с родителями праздники, развлечения, сделали гербарии, изготовили альбомы со сказками, пословицами и поговорками об окружающем мире. В последнее время в своей работе с детьми используем новое и интересное инновационное методическое пособие –лепбук. Это пособие наполненное разнообразным познавательным материаломв ходе работы, позволяет детям в дальнейшем закреплять иповторять материал проекта или тематической недели. Лепбук «Вода- источник жизни», «Сохраним планету», «Берегите природу». Такие пособия выполняют свою роль, как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия. Считаю, что организация проектно-исследовательской деятельности приводит кследующим положительным результатам:  сформированы начала исследовательской деятельности у детей;  сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;  дети учатся практическим действиям по охране природы;  развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;  у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Уровни знаний сформированности у детей экологических знаний у детей подготовительной группы Из всего выше сказанного можно сделать вывод: Что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. Используя экспериментирование и проектную деятельность при решении проблемы познавательного - исследовательского развития детей дошкольного возраста, мы стараемся обеспечивать стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников в соответствие с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_iisledovatelskoy_deyatelnosti.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация проектно – исследовательской деятельности как основа формирования экологического мышления дошкольников»

Воспитатель МБДОУ д/с №32 Мурко Елена Викторовна

Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление  наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать  новые сведения о мире.

  Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого.

Проектно – исследовательская деятельность, это один из самых эффективных путей формирования экологических знаний и умение у дошкольников.

  Наблюдения показали, что у современного ребёнка, который живёт в нынешний век научно – технического прогресса, ослабевает интерес к познанию окружающей природы. Потому что мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху  информации, компьютеров, спутников телевидения, Интернета, поэтому большее количество времени ребёнок находится в помещении, меньше уделяет внимания прогулкам, наблюдениям. Мы должны детей заинтересовать и подвести к познавательно – исследовательской деятельности и интересу к окружающей природы.

  В процессе наблюдения выявила следующие проблемы в работе с детьми:

все большее отчуждение детей от мира природы;

снижение уровня экологического сознания детей и взрослых;

неумение видеть, чувствовать красоту и уникальность окружающего мира.

Поэтому проблема экологического воспитания, познания окружающего мира, над которой работаю в совместной деятельности с детьми, актуальна, соответствует потребности детского сада. Исходя их противоречий, мною была определена основная цель.

  Основной целью является формирование у детей потребности в самостоятельном изучении окружающей природы.

Для  достижения цели, были определены следующие задачи:

  • Формирование представлений об окружающей природе, её влияния на  человека и человека на окружающую природу;
  • Развитие интереса к исследовательскому поиску;
  • Совершенствовать предметно – развивающую среду для реализации проектно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
  • Организовать работу с родителями по осуществлению совместной проектной деятельности;
  • Воспитывать потребность изучать окружающий мир через проектно – исследовательскую деятельность.

  С помощью систематической работы, надеюсь достичь следующих результатов:

правильно созданные условия предметно-пространственной развивающей среды и педагогически грамотно организованное экологической воспитание, приведет к формированию устойчивой  природоохранной культуры у детей и вызовет познавательный интерес к проблемам экологии, поможет освоить эталоны экологической культуры, что в конечном итоге формирует экологическое мышление.

Новизна состоит в активизации интереса, формировании навыков и умений детей познавательной деятельности на основе проектного подхода в системе работы ДОО.

Метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов.

Эффективность моей работы во многом зависит от условий его организации в практике.

     Работу определила по следующим направлениям:

  • Поиск новых форм и методов работы в данном направлении;
  • Создание предметно – развивающей пространственной среды;
  • Работа с детьми, на основе новых педагогических технологий;
  • Сотрудничество с родителями воспитанников, как одна команда в решении данных проблем.

Пространство детского сада представляет собой отдельную экосистему сельской местности, в виде экологической тропы, которая состоит из специально оборудованных экологических объектов: экологическая тропа с объектами - метеостанция, фито огород, овощной огород, цветник, искусственный мини-водоём, уголок леса с поляной для отдыха, пень с

насекомыми. Все эти созданные объекты для плодотворной работы с детьми по исследовательской деятельности.

В своей работе я использую разнообразные формы работы в познавательно – исследовательской деятельности, но наиболее эффективный метод – это проектная деятельность

Проектная деятельность– это осознанная, рефлексируемая добыча знаний, включает следующие элементы:

- выделение и постановка проблемы

- выработка гипотез

- поиск и предложение возможных вариантов решения

- сбор материалов

- обобщение полученных данных

  В реализации проекта использую разнообразные формы работы с детьми:

Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим и природным миром.

Уголки в группе, беседы, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки;

Дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры;

Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;

Трудовая деятельность

Чтение литературы, заучивание стихов, пословиц и поговорок и т.д.

Проведение праздников и развлечений

  За время совместной деятельности с детьми были реализованы следующие проекты: «Неизведанное рядом» (о воде); «Удивительный мир камней»; «Воздух- невидимка»; «Моё солнышко», «Золотые листья осени» и другие проекты.
По данным проектам были проведены ряд мероприятий по ознакомлению с объектами неживой природы, по раскрытию их значения, что помогало повышать речевой уровень детей через знакомство с произведениями  литературы; воспитывать умение удивляться, любоваться окружающим миром.

Взавершении проекта,для подведения итога и определения уровня полученных знаний детей проводимсовместно с родителями праздники, развлечения, сделали гербарии, изготовили альбомы со сказками, пословицами и поговорками об окружающем мире. В последнее время в  своей работе с детьми используем новое и интересное инновационное методическое пособие –лепбук. Это пособие наполненное разнообразным познавательным материаломв ходе работы, позволяет детям в дальнейшем закреплять иповторять материал проекта или тематической недели. Лепбук «Вода-  источник жизни», «Сохраним планету», «Берегите природу». Такие пособия выполняют свою роль, как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.

 Считаю, что организация проектно-исследовательской деятельности приводит кследующим положительным результатам:

  • сформированы начала исследовательской деятельности у детей;
  • сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
  • дети учатся практическим действиям по охране природы;
  • развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
  • у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Уровни знаний сформированности у детей экологических знаний у детей подготовительной группы

http://www.eduriver.ru/images/books/218/image011.png

Из всего выше сказанного можно сделать вывод:

Что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. Используя экспериментирование и проектную деятельность при решении проблемы познавательного - исследовательского развития детей дошкольного возраста, мы стараемся обеспечивать стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников в соответствие с ФГОС.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Организация проектно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания»

Данная косультация раскрывает значение экспериментирования для психического развития ребенка. Поможет организовать работу по исследовательской детельности. Создать мини-лаборатории в ДОУ....

Формирование экологической культуры дошкольников через организацию проектно-исследовательской деятельности

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Д...

Тема: «Влияние проектно-исследовательской деятельности на развитие творческого, познавательного мышления дошкольников»

ull;Современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15 – 20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспита...

Доклад на тему «Исследовательская деятельность как форма воспитания экологической культуры дошкольников» (из опыта работы)

Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование:Цель:Формирование экологической культуры у детей через исследовате...

Использование проектно-исследовательской деятельности в ДОУ в экологическом воспитании дошкольников

Использование проектно-исследовательской деятельности в ДОУ в экологическом воспитании дошкольников...

Консультация для педагогов "Организация проектно - исследовательской деятельности, как основа формирования экологического мышления дошкольников"

Организация проектно – исследовательской деятельности, как основа формирования экологического мышления дошкольниковСпецифика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраст...

Консультация для воспитателей «Организация проектно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания»

Организация проектно – исследовательской деятельности  дошкольников в процессе экологического воспитания...