Доклад «Организация проектно – исследовательской деятельности как основа формирования экологического мышления дошкольников»
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_iisledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 30.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация проектно – исследовательской деятельности как основа формирования экологического мышления дошкольников»
Воспитатель МБДОУ д/с №32 Мурко Елена Викторовна
Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире.
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого.
Проектно – исследовательская деятельность, это один из самых эффективных путей формирования экологических знаний и умение у дошкольников.
Наблюдения показали, что у современного ребёнка, который живёт в нынешний век научно – технического прогресса, ослабевает интерес к познанию окружающей природы. Потому что мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутников телевидения, Интернета, поэтому большее количество времени ребёнок находится в помещении, меньше уделяет внимания прогулкам, наблюдениям. Мы должны детей заинтересовать и подвести к познавательно – исследовательской деятельности и интересу к окружающей природы.
В процессе наблюдения выявила следующие проблемы в работе с детьми:
все большее отчуждение детей от мира природы;
снижение уровня экологического сознания детей и взрослых;
неумение видеть, чувствовать красоту и уникальность окружающего мира.
Поэтому проблема экологического воспитания, познания окружающего мира, над которой работаю в совместной деятельности с детьми, актуальна, соответствует потребности детского сада. Исходя их противоречий, мною была определена основная цель.
Основной целью является формирование у детей потребности в самостоятельном изучении окружающей природы.
Для достижения цели, были определены следующие задачи:
- Формирование представлений об окружающей природе, её влияния на человека и человека на окружающую природу;
- Развитие интереса к исследовательскому поиску;
- Совершенствовать предметно – развивающую среду для реализации проектно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
- Организовать работу с родителями по осуществлению совместной проектной деятельности;
- Воспитывать потребность изучать окружающий мир через проектно – исследовательскую деятельность.
С помощью систематической работы, надеюсь достичь следующих результатов:
правильно созданные условия предметно-пространственной развивающей среды и педагогически грамотно организованное экологической воспитание, приведет к формированию устойчивой природоохранной культуры у детей и вызовет познавательный интерес к проблемам экологии, поможет освоить эталоны экологической культуры, что в конечном итоге формирует экологическое мышление.
Новизна состоит в активизации интереса, формировании навыков и умений детей познавательной деятельности на основе проектного подхода в системе работы ДОО.
Метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов.
Эффективность моей работы во многом зависит от условий его организации в практике.
Работу определила по следующим направлениям:
- Поиск новых форм и методов работы в данном направлении;
- Создание предметно – развивающей пространственной среды;
- Работа с детьми, на основе новых педагогических технологий;
- Сотрудничество с родителями воспитанников, как одна команда в решении данных проблем.
Пространство детского сада представляет собой отдельную экосистему сельской местности, в виде экологической тропы, которая состоит из специально оборудованных экологических объектов: экологическая тропа с объектами - метеостанция, фито огород, овощной огород, цветник, искусственный мини-водоём, уголок леса с поляной для отдыха, пень с
насекомыми. Все эти созданные объекты для плодотворной работы с детьми по исследовательской деятельности.
В своей работе я использую разнообразные формы работы в познавательно – исследовательской деятельности, но наиболее эффективный метод – это проектная деятельность
Проектная деятельность– это осознанная, рефлексируемая добыча знаний, включает следующие элементы:
- выделение и постановка проблемы
- выработка гипотез
- поиск и предложение возможных вариантов решения
- сбор материалов
- обобщение полученных данных
В реализации проекта использую разнообразные формы работы с детьми:
Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим и природным миром.
Уголки в группе, беседы, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки;
Дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры;
Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
Трудовая деятельность
Чтение литературы, заучивание стихов, пословиц и поговорок и т.д.
Проведение праздников и развлечений
За время совместной деятельности с детьми были реализованы следующие проекты: «Неизведанное рядом» (о воде); «Удивительный мир камней»; «Воздух- невидимка»; «Моё солнышко», «Золотые листья осени» и другие проекты.
По данным проектам были проведены ряд мероприятий по ознакомлению с объектами неживой природы, по раскрытию их значения, что помогало повышать речевой уровень детей через знакомство с произведениями литературы; воспитывать умение удивляться, любоваться окружающим миром.
Взавершении проекта,для подведения итога и определения уровня полученных знаний детей проводимсовместно с родителями праздники, развлечения, сделали гербарии, изготовили альбомы со сказками, пословицами и поговорками об окружающем мире. В последнее время в своей работе с детьми используем новое и интересное инновационное методическое пособие –лепбук. Это пособие наполненное разнообразным познавательным материаломв ходе работы, позволяет детям в дальнейшем закреплять иповторять материал проекта или тематической недели. Лепбук «Вода- источник жизни», «Сохраним планету», «Берегите природу». Такие пособия выполняют свою роль, как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.
Считаю, что организация проектно-исследовательской деятельности приводит кследующим положительным результатам:
- сформированы начала исследовательской деятельности у детей;
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Уровни знаний сформированности у детей экологических знаний у детей подготовительной группы
Из всего выше сказанного можно сделать вывод:
Что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. Используя экспериментирование и проектную деятельность при решении проблемы познавательного - исследовательского развития детей дошкольного возраста, мы стараемся обеспечивать стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников в соответствие с ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Организация проектно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания»
Данная косультация раскрывает значение экспериментирования для психического развития ребенка. Поможет организовать работу по исследовательской детельности. Создать мини-лаборатории в ДОУ....
Формирование экологической культуры дошкольников через организацию проектно-исследовательской деятельности
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Д...
Тема: «Влияние проектно-исследовательской деятельности на развитие творческого, познавательного мышления дошкольников»
ull;Современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15 – 20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспита...
Доклад на тему «Исследовательская деятельность как форма воспитания экологической культуры дошкольников» (из опыта работы)
Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование:Цель:Формирование экологической культуры у детей через исследовате...
Использование проектно-исследовательской деятельности в ДОУ в экологическом воспитании дошкольников
Использование проектно-исследовательской деятельности в ДОУ в экологическом воспитании дошкольников...
Консультация для педагогов "Организация проектно - исследовательской деятельности, как основа формирования экологического мышления дошкольников"
Организация проектно – исследовательской деятельности, как основа формирования экологического мышления дошкольниковСпецифика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраст...
Консультация для воспитателей «Организация проектно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания»
Организация проектно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания...