Программа дополнительного образования ТИКО
учебно-методический материал (средняя группа)
Программа направлена на развитие конструктивных и творческих способностей детей средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_tiko.docx | 49.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация Иркутская область
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №1»
Муниципальное образование города Братск
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
665781, Иркутская область, город Братск, ж.р. Порожский, ул. 50 лет Октября ,108
Телефон (3953)40-42-17, e-mail:mdoy.dsov.gribkova@yandex.ru
Рассмотрено Утверждаю
На педагогическом совете Заведующий МБДОУ «ДСОВ№1»
Протокол № от « __ »___________2023г. _____________ С.В. Михайловская
Приказ № от «__ »_______2023
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ТИКО – конструирование»
ДЛЯ ДЕТЕЙ средней группы
Составил: :
Воспитатель
Шаманская Альбина Геннадьевн
содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………3.
2.Учебный план………………………………………………………………….7.
3.Календарный учебный график ………………………………………………9.
4.Рабочая программа……………………………………………………………9.
4.1.Планируемые результаты……………………………………………11.
4.2.тематическое содержание программы……………………………….11
4.3. Календарно -тематическое планирование…………………………..13..
5.Методические материалы……………………………………………………18
6.Заключение………..…………………………………………………………..19.
7.Список литературы……………………………………………………………20
8.Оценочный материал………………………………………………………….21
1.. Пояснительная записка.
Актуальность программы
«ТИКО- конструктор» является универсальным развивающим набором, который обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию.
Технология ТИКО- моделирования:
1. является великолепным средством развития пространственного мышления дошкольников;
2. позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), так как процесс конструирования часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом многих игр;
3. формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
4. объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Технология работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания пространственных отношений, конструктивных понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Программа «ТИКО - конструирование» имеет:
• обучающую направленность, ориентированную на формирование и закрепление конструктивных умений детей 4-5 лет
• развивающую направленность, реализующуюся через развитие познавательного интереса у дошкольников, умение обобщать, анализировать, сравнивать; активизацию творческой деятельности с учетом его возможностей, склонностей, интересов;
• социализирующую направленность через развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается:
• в выстроенной системе логических заданий, позволяющей педагогам развивать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также в легкой, игровой форме освоить конструктивные понятия и объемное моделирование;
• в создании дидактического материала, позволяющего осуществлять обучение детей вне организованной образовательной деятельности (в развивающей предметно-пространственной среде) и стимулировать активность ребенка в условиях свободного выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов;
• в направленности программы на развитие инициативности, любознательности и самостоятельности детей;
• возможности реализовать индивидуально-личностный и деятельностный подходы в обучении детей
Цели и задачи программы
Цель: развитие конструктивного и пространственного мышления у детей среднего дошкольного возраста, через применение технологии ТИКО- моделирования.
Задачи:
Обучающие
- совершенствовать представления о плоскостных и объѐмных геометрических фигурах, телах и их свойствах
- совершенствовать навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу.
Развивающие
- расширять представления об окружающем мире
- развивать психические процессы: память, внимание, мышление
- формировать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
- развивать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки) через деятельностный подход;
- создать условия для творческой самореализации, мотивации на успех и достижения на основе предметно-преобразующей деятельности.
- развивать способность решать пространственные задачи путем различных трансформаций: наложения, совмещения, перегруппировки составных частей, добавления или удаления элементов, изменения исходного положение, внешнего вида плоскостных и трехмерных объектов, перестроения, преобразования и «улучшения» их.
Воспитательные
- поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности, проявляя настойчивость, целеустремлѐнность и взаимопомощь;
- способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки;
Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.
Модуль «Плоскостное моделирование»
Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
совершенствовать навык классификации;
обучать анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведѐнного анализа;
развивать комбинаторные способности;
развивать умение мысленно разделять предмет на составные части и собрать целое из частей;
учить конструировать различные виды многоугольников;
познакомить с симметрией, конструированием узоров и орнаментов;
обучать навыкам пространственного ориентирования;
учить планировать в процессе создания собственной модели, совместного проекта;
обучать различным видам конструирования.
учить ориентироваться в двухмерном пространстве (плоскость с длиной и шириной). Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунке). Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.
Модуль «Объемное моделирование»
Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
формировать целостное восприятие предмета;
учить выделять многогранники из предметной среды окружающего мира;
способствовать изучению и конструированию различных видов многогранников;
учить исследовать «объем» многогранников;
развивать конструктивное воображение при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме. Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даст возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
Дети познакомятся с основными геометрическими фигурами, их параметрами, будут
тренировать глазомер. Научатся видеть в сложных объемных объектах более простые формы,
познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др.
Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даст возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве. Дети познакомятся с основными геометрическими фигурами, их параметрами, будут тренировать глазомер. Научатся видеть в сложных объемных объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др.
2. Учебный план.
№ | Название темы | Всего занятий | Форма аттестации/ контроля |
1 | Плоскостное моделирование | 31 | |
1.1 | Геометрические фигуры и их свойства | 5 | Обследование ТИКО- деталей в совместной и самостоятельной деятельности педагога и ребѐнка |
1.2 | Сравнение | 5 | Умение различать, сравнивать детали конструктора способом приложения деталей друг к другу. |
1.3 | Классификация | 5 | Выделение свойств предметов, объединение предметов в группы по 1 – 2, 2-3признакам. Выявление закономерностей. Поиск фигур по словесному описанию |
1.4 | Выявление закономерностей | 5 | Конструирование узора с чередованием фигур разного размера и формы. Выполнение логических заданий на классификацию деталей по цвету, форме и размеру |
1.5 | Пространственное ориентирование | 3 | Выполнение словесных инструкций, умение последовательно выполнять предложенную педагогом инструкцию. Расположение /соединение деталей в заданной последовательности |
1.6 | Выделение части и целого | 5 | Поиск фигур определенного количества и формы. Конструирование по заданным условиям |
1.7 | Тематическое конструирование | 3 | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета |
2 | Объемное моделирование | 5 | |
2.1 | Исследование и конструирование предметов кубической формы | 3 | Конструирование сложных многогранников из развертки. Умение находить объекты в окружающем мире имеющие форму заданного многогранника. Исследование фигур – определение количества граней, ребер и вершин. |
2.2 | Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы | 2 | Поиск и сравнение предметов пирамидальной формы. Нахождение предметов пирамидальной формы в окружающем мире. |
Итого | 32 |
3.Календарно – учебный график
X | XI | XII | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | |
Начало учебного года 02.10.2023 | |||||||||||
Продолжительность 8 месяцев (с 02.10.2023до 31.05.2024) | |||||||||||
Каникулы 3 месяца (июнь, июль, август) | |||||||||||
Сроки проведения первичного мониторинга (диагностики) октябрь |
4. Содержание программы
В качестве содержательной базы в программе «ТИКО- конструирование» предлагается формирование у дошкольников элементарных знаний и представлений из области познавательное развитие. Выбор данного содержания обусловлен необходимостью формирования пространственного и логического мышления дошкольника. С этой целью программа «ТИКО- конструирование» через практическую деятельность с конструктором ТИКО знакомит дошкольников с плоскостным и объемным моделированием. Программа формирует правильное представление о смысле и форме вещей, гармоничном сочетании и взаимосвязи предметного мира с миром природы. Так как в кружке моделирования дети создают модели объектов реального мира, наиболее целесообразно использовать эти занятия как образовательную платформу для осмысления мира вещей, или предметной среды.
Содержание программы представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются (в технологическом и образовательном плане) и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей. Освоение содержания программы построено по принципу постепенного усложнения и углубления предлагаемого материала. На начальных этапах дети, например, учится конструировать плоскостные фигуры по образцу, позже уже он конструирует по схеме или на слух (устные диктанты). Самый сложный этап – самостоятельно изобрести и сконструировать объемную тематическую конструкцию. Занятия с образовательными конструкторами ТИКО знакомят детей с тремя видами творческого конструирования:
1) свободное исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей;
2) исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят заданную модель;
3) свободное, неограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого дети делают модели по собственным проектам. В процессе занятий дети много работают со схемой и учатся: - делать выбор комплектующих по схеме; - собирать модели по готовой схеме и силуэтному изображению; - создавать собственные схемы (посредством чертежа, рисунка или аппликации).
Кроме этого, на занятиях педагог обращает внимание детей на понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности. В кружке «ТИКО- конструирование» занятия проходят один раз в неделю: сначала дети знакомятся с новыми понятиями, приемами и способами конструирования, затем закрепляют знания на тематическом материале. Педагог организует конструирование по заданной теме. Дети могут сами заранее выбрать тему для конструирования или работать по теме, предложенной педагогом. Важно, чтобы выбор темы расширял познания детей об окружающем мире, способствовал развитию познавательного интереса маленького «строителя». Раз в месяц педагог организовывает выставку, которая демонстрирует родителям достижения их детей – ТИКО- поделки, объединенные единой тематикой.
Структура образовательной деятельности по обучению ТИКО- моделированию:
вводная часть (приветствие, мотивация детей через создание игровой или проблемной ситуации для постановки цели);
основная часть (активизация необходимых знаний и умений детей, презентация новых знаний посредством различных дидактических методов и приемов, технических средств обучения);
заключительная часть (организация рефлексии, оценки деятельности детей, обобщение результатов, создание условий для закрепления и использования полученных знаний и умений в повседневной жизни
. 4.1 Планируемые результаты
По окончании дети должны знать:
- различные виды многоугольников;
- числа от 1 до 5.
По окончании дети должны уметь:
- называть и конструировать геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник);
- сравнивать и классифицировать фигуры по 1 - 2 свойствам;
- ориентироваться в понятиях «вперед», «назад», «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между»;
- считать и сравнивать числа от 1 до 5;
- конструировать плоские фигуры по образцу.
4.2. Тематическое содержание программы
Модуль «Плоскостное моделирование»
1.1. Геометрические фигуры и их свойства
1. Поиск и сравнение трех-, четырех-, пятиугольников.
Сказка «Геометрический лес» - находим в геометрическом лесу заданные фигуры. Конструируем фигуры «листочки», «морковка», «заяц», «лиса», «еж». Понятия «остроугольный треугольник», «равносторонний треугольник», «прямоугольник», «пятиугольник».
1.2. Сравнение
1. Сравнение по форме.
Поиск деталей конструктора заданной формы. Сопоставление деталей с предметами окружающего мира аналогичной формы.
1.3. Классификация
1. Классификация по 1-2 признакам – цвет, форма. Конструирование по заданным условиям.
Игра «Комбинат» (см. приложение № 5). Задание для самостоятельной работы: из полученных фигур сконструируйте цветок.
1.4. Выявление закономерностей
1. Чередование по форме.
Выделение множеств – «квадраты», «прямоугольник». Конструирование «заборчика» из квадратов и прямоугольников с помощью чередования. Конструирование по схеме «Кот».
1.5. Пространственное ориентирование
1. Ориентирование на плоскости.
Расположение деталей в заданной последовательности. Понятия «над», «под», «сбоку», «вверх», «вниз». Диктант для конструирования «Ваза».
1.6. Выделение части и целого
1. Разложение фигур на части.
Понятия - «целое», «часть». Составление большого равностороннего треугольника из четырех маленьких, выделение частей целого. Составление фигур по схеме «Танк».
1.7. Тематическое конструирование
1. Проект «Звездное небо».
Диалог «Космос». Конструирование фигур – «звезда», «комета», «спутник», «планета», «метеорит».
Модуль «Объемное моделирование»
2.1 Исследование и конструирование предметов кубической формы
1. Поиск и сравнение предметов кубической формы – «большой», «маленький».
Инсценировка русской народной сказки «Три медведя». Конструирование декораций для сказки - предметы кубической формы – «стул», «дом», «будка для собаки», «корзинка», «гриб». Понятия «большой», «маленький».
2.2 Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы
1. Поиск и сравнение предметов пирамидальной формы – «большой», «маленький».
Инсценировка русской народной сказки «Колобок». Конструирование декораций для сказки - предметы пирамидальной формы – «елочка», «крыша дома». Понятия «большой», «маленький».
2.3 Тематическое конструирование
1. Проект «Кукольная комната».
Диалог «Кукольная комната». Конструирование фигур – «стол», «стул», «диван», «шкаф», «кровать». Выставка «Кукольная комната».
4.3. . Календарно - тематическое планирование
Месяц | Тема | Цель | Материал |
октябрь | «Лесные дорожки» Работа по образцу | Внимательно рассматривать образец воспитателя и узнавать, из каких фигур он состоит; закрепить названия треугольников (равносторонний и остроугольный); познакомить с прямоугольником; делить образец на составные части; собирать по образцу конструкцию. 2 вариант - педагог раскладывает на столы наборы («Фантазёр» или «Геометрия») конструкторов, дети самостоятельно находят детали, необходимые для сборки конструкции. | Набор конструктора, образец ежа. |
октябрь | «Ёлочки в лесу» Объемное моделирование | Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы разной величины. (по образцу) | Треугольники остроугольные и равносторонние. |
октябрь | «Тико-Зайчик» | Внимательно рассматривать схему и узнавать фигуру- зайца; делить схему на составные части; собирать по схеме конструкцию: раскрашивать схему в соответствии с собранной конструкцией (цвет деталей конструкции должен совпадать с цветом деталей на схеме); 1 вариант - детали для конструирования педагог заранее готовит и раскладывает по контейнерам, в каждом контейнере находится столько деталей, сколько необходимо для сборки конструкции; | Схема зайца на каждого ребенка, детали, необходимые для сбора конструкции. |
октябрь | «Лисичка – подруга зайчика» | Внимательно рассматривать схему и узнавать фигуру; делить схему на составные части; собирать по схеме конструкцию: раскрашивать схему в соответствии с собранной конструкцией (цвет деталей конструкции должен совпадать с цветом деталей на схеме); | Схема лисы на каждого ребенка, детали, необходимые для сбора конструкции |
ноябрь | «Геометрический лес» | Соединять различные ТИКО-фигуры в единую композицию, объединённую тематически. (детям распределяются схемы фигур предыдущих занятий – гриб, еж, заяц, лиса ). Самостоятельно найти необходимые фигуры и сконструировать по схеме. Сделать из треугольников объемные елочки разные по высоте. | Схемы гриба, ежа, лисы, зайца. Конструктор. |
ноябрь | «Новый теремок для зверей» Объемное моделирование | Развивать умение видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части. Учить конструировать домик кубической формы. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Взрослый помогает соединить кубы между собой в один большой теремок и сделать крышу. | Цветное изображение готового теремка, который необходимо сделать, квадраты большого и маленького размера и треугольники для крыши. Изображение зверей на подставке из сказки. |
ноябрь | Ёлочка, снежинка Слуховой диктант | Ориентировка на плоскости. Учить выполнять словесную инструкцию взрослого. | Набор конструктора. |
ноябрь | Цветок. | Задание для самостоятельной работы: из полученных фигур сконструируйте цветок. Учить узнавать пятиугольник. | 4 квадрата, 1 пятиугольник, 2 треугольника, 1 прямоугольник. |
декабрь | «Ваза» Слуховой диктант | Расположение деталей в заданной последовательности. Понятия «над», «под», «сбоку», «вверх», «вниз». | Без схем, фигуры: прямоугольник, квадраты, треугольники. |
декабрь | «Стулья для трёх медведей» (объемное моделирование) | Учить детей исследовать и конструировать объемные предметы (стулья) кубической формы (по образцу); сравнивать по величине. | Квадраты разного цвета и разной величины, прямоугольники для спинки. |
декабрь | Проектная деятельность «Кукольная комната» Объёмное моделирование | Продолжать учить детей работать по образцу, закрепить названия предметов мебели их предназначение. Выбрать себе схему одного вида мебели и сконструировать самостоятельно. Соединять различные ТИКО-фигуры в единую композицию, объединённую тематически. | Иллюстрации или деревянные игрушки (кровать, стул, стол, шкаф, диван), образец объёмных изображений мебели «стул», «шкаф», «диван», «стол», «кровать». |
декабрь | Мебель (объемное моделирование) | Конструирование предметов кубической формы – «стул», «шкаф», «диван», «стол», «кровать». Понятия «большой», «маленький». | Конструктор, образец объёмных изображений мебели «стул», «шкаф», «диван», «стол», «кровать |
январь | снеговик | Внимательно рассматривать схему и узнавать фигуру; делить схему на составные части; собирать по схеме конструкцию. 3 вариант – дети не находят в коробке (в контейнере) необходимой детали, педагог предлагает сконструировать её из других деталей. | Схемы на каждого ребенка, конструктор. |
январь | горка | Учить собирать по схеме горку, находить и раскрашивать отдельные детали конструкции; | Схема горки на каждого ребенка, конструктор, цв.карандаши. |
февраль | машина | Рассматривать схему и узнавать фигуру; делить схему на составные части; собирать по схеме конструкцию. дорисовывать несколько недостающих деталей конструкции | Конструктор, схемы, цв.карандаши. |
февраль | пистолет | Рассматривать схему и узнавать фигуру; делить схему на составные части; находить необходимые детали самостоятельно, собирать по схеме конструкцию, при отсутствии необходимой детали соединять ее из других фигур. | Конструктор, схемы. |
февраль | танк | Сконструировать фигуру (танк) и раскрась схему. Внизу схемы раскрашивать ТИКО-детали, из которых составлена фигура. Дорисовывать недостающие ТИКО-детали. | Разные иллюстрации танков для рассматривания, схема танка |
февраль | самолет | Из имеющихся фигур самостоятельно сконструировать самолет. Учить замещению недостающих фигур. | |
март | Красивый коврик | Учить детей чередовать фигуры по цвету между собой. | Ромбы или остроугольные треугольники трех цветов. |
март | Цветок для мамы | Сконструировать фигуру (цветок) и раскрашивать схему. Внизу раскрасить ТИКО-детали, из которых составлена фигура. Дорисовать недостающие ТИКО-детали. | Схема цветка, конструктор, цв.карандаши. |
март | Корзинка (объемное конструирование) Слуховой диктант | Расположение деталей в заданной последовательности. Понятия «над», «под», «сбоку», «вверх», «вниз». | конструктор |
март | Птица | Повторяем понятие «пятиугольник». Учимся конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по схеме Развиваем мелкую моторику | конструктор |
апрель | Ракета | Совершенствовать умение конструировать объёмные ТИКО – фигуры по образцу. | Образец ракеты объемное, конструктор. |
апрель | Тема месяца: «Домашние животные» проектная деятельность «Собака» | Познакомить детей с домашними животными (презентация). Найти дома с родителями иллюстрации домашних животных , создать альбом. Найти среди предложенных схем – карточек данных животных. Сконструировать выбранное животное. | Презентация «Домашние животные», интерактивная игра «Угадай домашнее животное», схемы собаки, кота, овечки и барана. |
апрель | «Кот» | Самостоятельная работа по схеме. | Схема, конструктор |
апрель | «Овечка или баран» | Самостоятельная работа по схеме. | Схема, конструктор |
май | Тема всего месяца: «Животные наших лесов» Проектная деятельность «Медведь» | Познакомить детей с животными наших лесов (презентация). Найти с детьми иллюстрации животных (медведя, лисы, соболя, белки), создать фото-альбом. Найти среди предложенных схем – карточек данных животных. Сконструировать выбранное животное. Создать с помощью сконструированных детьми елочек лес-тайгу и поместить туда зверей. | Презентация «Животные нашего леса», интерактивная игра «Угадай животное», схемы диких животных: медведя, лисы, белки и соболя) |
май | «Лиса» | Самостоятельная работа по схеме | Схема лисы |
май | «Белка» | Самостоятельная работа по схеме | Схема белки |
май | «Соболь» | Самостоятельная работа по схеме | Схема соболя |
Программа будет успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:
5. Методические материалы.
Приложение № 1. Схемы плоскостных ТИКО-фигур.
Приложение № 2. Контурные схемы плоскостных ТИКО-фигур.
Приложение № 3. Диктанты для конструирования.
Приложение № 4. Логические задания на замещение геометрических фигур.
Приложение № 5. Логические игры и задания.
Приложение № 6. Правила составления логического квадрата.
Приложение № 7. Исследование фигур.
Приложение № 8. Карточки для занятий.
Тетрадь по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций Логинова И.В.
Тетрадь по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций(контурные схемы) Логинова И.В
Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты №1» Логинова И.В.
Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты №2» Логинова И.В.
Материально-техническое оснащение занятий:
Ноутбук
Конструктор ТИКО - фантазер
Конструктор ТИКО - малыш
Конструктор ТИКО- Геометрия
6. Заключение
Для эффективной продуктивной деятельности создана развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая целям и задачам Программы. Развивающая предметно-пространственная среда организована как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей. Содержание носит развивающий характер и направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями.
Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ:
- содержательная насыщенность (необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности);
- трансформируемость пространства предполагает возможность изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональность среды и материалов (наличие предметов - заместителей);
- вариативность материалов для свободного выбора детей;
- доступность материала
7. Список литературы
Литература, используемая для разработки программы и организации образовательного процесса:
В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А.Ноткина и др. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
Е.В. Фешина. Лего – конструирование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
М.С. Аромштам, О.В. Баранова. Пространственная геометрия для малышей. Приключения Ластика и Скрепочки. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.
Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем (набор игр с Блоками Дьенеша). – М.: Корвет, 1993.
Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007.
http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)
Мониторинг ТИКО - конструирование
№ | Фамилия имя ребенка | Знает различные виды многоугольников | Называет и конструирует треугольник, квадрат, прямоугольник из других фигур | Сравнивает и квалифицирует фигуры по 1-2 свойствам | Ориент-ка в понятиях вперед, назад, далеко-близко, выше-ниже, между | Считает, сравнивает числа от 1 до 5 | Конструирует плоские фигуры по образцу, схеме | Общее количество баллов | Уровень |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
11 | |||||||||
12 |
Высокий уровень – 16-18 баллов. Ребенок хорошо различает разные виды многоугольников, может самостоятельно сравнивать и квалифицировать фигуры по 1-2 свойствам, ориентируется в понятиях вперед, назад, далеко, близко, выше, ниже, между; хорошо считает и сравнивает числа от 1 до 5; может самостоятельно сконструировать предмет по образцу и по схеме.
Средний уровень – 13-15 баллов. Ребенок допускает 2-3 ошибки в назывании разных видов многоугольников, сравнении чисел от 1 до 5; с небольшой подсказкой воспитателя ориентируется в понятиях вперед, назад, далеко, близко, выше, ниже, между; Конструирует с небольшой помощью взрослого плоские фигуры по образцу, схеме.
Низкий уровень – 12 и ниже. Ребенок не может назвать виды многоугольников, ошибается в сравнении чисел от 1 до 5, не конструирует по образцу и схеме.
3 балла – высокий уровень, 2 - средний уровень, 1 - низкий уровень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования дошкольников 3-4 лет по развитию пространственных представлений через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования «Фантазер»
Программа реализуется как научно-познавательное направление. Её педагогическая целесообразность обусловлена важностью для ребенка развития общего интеллекта и таких навыков, как пространственное...
Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие «ТИКО - конструирование» средняя группа
Формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире....
Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Тико-мастера» "Тико-конструирование"
1.Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Тико-мастера» (для детей 3-4 лет)2.Программа дополнительного образован...
Программа дополнительного образования "ТИКО-конструирование" для детей 3-4 лет
Цель: Формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире....
Педагогический анализ развития навыков ТИКО-моделирования у обучающихся по программе дополнительного образования детей «ТИКО-мастера»
Технология ТИКО-моделирования. Рекомендации педагогам для диагностического обследования детей....
Программа дополнительного образования "Тико - мастер"
Программа дополнительного образования "Тико-мастер" (Тико-конструктор)...
"ТИКО- конструирование" программа дополнительного образования
Программа дополнительного образованияпо направлению«Познавательное развитие»«ТИКО- МАСТЕР 2»(средний дошкольный возраст)...