"ТИКО- конструирование" программа дополнительного образования
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Программа дополнительного образования
по направлению
«Познавательное развитие»
«ТИКО- МАСТЕР 2»
(средний дошкольный возраст)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tiko-master_2.docx | 292.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
по направлению
«Познавательное развитие»
«ТИКО- МАСТЕР 2»
(средний дошкольный возраст)
Руководитель:
Содержание программы
№п/п | Содержание | Страницы |
1 | Паспорт программы | 3 |
2 | Пояснительная записка | 4-6 |
2.1 | Цели и задачи | 6 |
2.2. | Планируемые результаты | 6 |
2.3 | Объем образовательной нагрузки | 7 |
3. | Содержание программы « ТИКО- МАСТЕР 2» | 8-13 |
4. | Организационно-педагогические условия | 13 |
4.1. | Учебный план | 13 |
4.2. | Расписание занятий | 13 |
4.3. | Программно-методическое обеспечение | 13-14 |
5. | Мониторинг | 14 |
6. | Список литературы | 15 |
7. | Приложение | 16 |
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «ТИКО- МАСТЕР 2» позволяет системно формировать и развивать у дошкольников пространственные , зрительные и математические представления в игровой форме на занятиях с «ТИКО» -трансформируемым игровым конструктором для обучения».
«ТИКО»- это трансформируемый игрой конструктор для обучения. Он представляет собой набор плоскостных цветных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка» или «двери». Сконструировать можно огромное количество игровых фигур: от дорожки и забора, до ракеты, корабля, осьминога, человека, снеговика и т.д.
В игре с «ТИКО- мастера» конструктором ребенок не только запоминает названия и облик плоскостных фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники, многоугольники, ромбы, трапеции). Для организации игр детей среднего дошкольного возраста конструктор «ТИКО- мастера» имеет 10 вариативных наборов.
Образовательная программа «ТИКО- МАСТЕР 2» имеет познавательную направленность и разработана в ходе проведения опытно-экспериментальной работы по теме «Разработка модели образовательной технологии работы с конструктором «ТИКО», направленной на содействие развития конструктивного мышления детей дошкольного возраста».
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена важностью развития навыков пространственного мышления как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как обеспечивает интеллектуальное развитие, необходимое для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям дошкольника.
Изучив курс «ТИКО- МАСТЕР 2», дети успешно овладевают приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, коллективе, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.
Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать; это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Программа «ТИКО – конструирование» открывает для этого самые благоприятные возможности. В дальнейшем, когда дети осваивают навыки креативного моделирования и приобретают способность синтезировать свои собственные конструкции, можно организовывать именные выставки индивидуальных работ, созданных в результате совместного творчества. Дети создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию.
Стоит, как можно раньше начинать развивать в детях навыки конструирования, математическое мышление и любопытство к точным наукам. Инструментом именно такого развития творческих и логических способностей детей выступают практические занятия с «ТИКО» конструктором для объемного моделирования. Работа с ним открывает ребенку новый мир технического знания, дает родителям возможность без скуки и с пользой проводить время с малышом за совместной игрой в конструктор, а воспитателям – шанс упрочить свой педагогический рост и облегчить повышение более высокого профессионального роста.
Программа «ТИКО- МАСТЕР 2» обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию, основанную на практической работе с конструктором для объемного моделирования ТИКО.
2.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель программы:
- развитие логического мышления посредством конструирования.
Задачи программы:
-развивать познавательные процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, речь) и приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
-развивать навыки пространственного ориентирования;
-систематизировать знания детей о геометрических представлениях;
-способствовать формированию умений конструировать по схеме и по собственному замыслу;
-воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
2.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу года дети должны знать:
- числа от 1 до 10;
-различные виды многоугольников/
К концу года дети должны уметь:
-сравнивать и классифицировать фигуры;
-ориентироваться в понятиях: «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между» «вперед», «назад»;
-конструировать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник);
-сравнивать и конструировать фигуры по свойствам;
- конструировать плоские фигуры по образцу;
- сравнивать числа от 1 до 10;
-считать и сравнивать числа от 1 до 5;
-конструировать плоские фигуры по образцу.
2.3. ОБЪЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ
-Программа разработана для детей средней дошкольного возраста.
-Занятия проводятся: 1 раз в неделю продолжительностью 20 минут.
-Группа включает: 10 -15 детей.
-Занятия проводятся вне образовательной деятельности.
-Форма обучения: очная.
-Срок реализации программы: 1 учебный год.
3.Содержание программы « ТИКО-МАСТЕР 2» | |||
Сентябрь | 1 | Путешествие зайчонка | Учить классифицировать различные виды транспорта и конструировать по собственному выбору. Развивать умение классифицировать. Учить делать выбор. Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу. Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур. |
2 | Листья | Учить классифицировать фигуры по 2 – 3 свойствам. Знакомить детей с многоугольниками. Учить конструировать по образцу. Развивать умение находить взаимосвязь между климатическими изменениями и характерными природными особенностями. Развивать речь детей с помощью игрового общения. | |
3 | Осенний урожай в лесу, в саду и на огороде (корзина) | Учить сравнивать и называть многоугольники (3-х, 4-х-угольник), конструировать ТИКО-фигуры по образцу. Познакомить с многоугольниками (3-х, 4-х-угольник), научить их различать. Развивать умение классифицировать свойства геометрических фигур по двум свойствам. Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по образцу. | |
4 | Осенний урожай в лесу, в саду и на огороде (грибы) | Учить сравнивать и называть многоугольники (3-х, 4-х-угольник), конструировать ТИКО-фигуры по образцу. Познакомить с многоугольниками (3-х, 4-х-угольник), научить их различать. Развивать умение классифицировать свойства геометрических фигур по двум свойствам. Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по образцу. | |
Октябрь | 5 | Знакомство с домашними животными 1 (собака) | Учить классифицировать домашних животных. Развивать умение классифицировать домашних животных. Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу. Осваиваем понятие «пятиугольник». |
6 | Знакомство с домашними животными 2 (кот) | Учить классифицировать домашних животных. Развивать умение классифицировать домашних животных. Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу. Осваиваем понятие «пятиугольник». | |
7 | Друзья Зайчонка ТИКО - лесные животные (лиса) | Учить классифицировать диких и домашних животных. Развивать умение классифицировать диких и домашних животных. Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу. Осваиваем понятие «9-угольник». | |
8 | Друзья Зайчонка ТИКО - лесные животные (белка) | Учить классифицировать диких и домашних животных. Развивать умение классифицировать диких и домашних животных. Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу. Осваиваем понятие «пятиугольник». | |
Ноябрь | 9 | Дом человека | Учить выделять и называть свойства геометрических фигур. Развивать умения выделять и называть свойства геометрических фигур. Учить конструировать по схеме и по образцу. Знакомить с частями конструкции (дом – стены, крыша, пол). |
10 | Человек | Учить выделять и называть свойства геометрических фигур. Развивать умения выделять и называть свойства геометрических фигур. Учить конструировать по схеме и по образцу. Знакомить с частями тела | |
11 | Робот | Учить выделять и называть свойства геометрических фигур. Развивать умения выделять и называть свойства геометрических фигур. Учить конструировать по схеме и по образцу. Знакомить с частями тела. | |
12 | Дедушка | Учить выделять и называть свойства геометрических фигур. Развивать умения выделять и называть свойства геометрических фигур. Учить конструировать по схеме и по образцу. Знакомить с частями тела. | |
Декабрь | 13 | Ёлочка | Учить взаимодействовать в процессе коллективной деятельности. Учить договариваться друг с другом, распределять обязанности в процессе совместного конструирования (коллективная работа). Осваивать способы соединения ТИКО-деталей. |
14 | Снежинка | Учить различать многоугольники. Знакомить с понятием «шестиугольник». Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу. Закрепить приметы зимы. | |
15 | Детская площадка (горка) | Учить конструировать по образцу. Учить подбирать для моделирования необходимые ТИКО-детали. Учить взаимодействовать, общаться, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах). | |
16 | Снеговик | Учить сравнивать и называть многоугольники (3-х, 4-х, 5-тиугольник), конструировать ТИКО-фигуры по образцу. Знакомить с многоугольниками (пятиугольник), научить их различать. Развивать умение ориентироваться в пространстве (вверх – вниз, вправо - влево). Развивать игровое общение детей друг с другом посредством «оживления» ТИКО-поделок. | |
Январь | 17 | Снегирь | Учить сравнивать и называть многоугольники (3-х, 4-х), конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по образцу. Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по схеме. |
18 | Ворона | Учить сравнивать и называть многоугольники (3-х, 4-х, 5-ти, 6-тиугольник), конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по образцу. Знакомить с многоугольниками (шестиугольник), учить их различать. Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по схеме. Учить сопереживать, сочувствовать, помогать птицам , нуждающимся в помощи. | |
19 | Цыпленок | Учить сравнивать и называть многоугольники (3-х, 4-х, 5-ти, 6-тиугольник), конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по образцу. Знакомить с многоугольниками (шестиугольник), учить их различать. Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по схеме. | |
20 | Скворец | Учить сравнивать и называть многоугольники (3-х, 4-х, 6-тиугольник), конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по образцу. Знакомить с многоугольниками (шестиугольник), учить их различать. Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по схеме. | |
Февраль | 21 | Танк | Учить сравнивать и называть четырёхугольники (квадрат, прямоугольник), конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по образцу. Знакомить с различными четырёхугольниками (квадрат, прямоугольник), учить их сравнивать и называть. Знакомить с различными видами военного вооружения. |
22 | Самолет | Учить конструировать сложные конструкции по образцу. Развивать умения выделять и называть свойства геометрической фигуры. Учить конструировать по схеме и по образцу. Знакомить с военной техникой. | |
23 | Ракета | Учить создавать плоскостные фигуры, соединять детали конструктора без затруднений. Закрепить знания о видах воздушного транспорта. Закрепить знания геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг. | |
24 | Подводная лодка | Учить сравнивать и называть четырёхугольники (квадрат, прямоугольник), конструировать ТИКО- фигуры по схеме, по образцу. Знакомить с различными четырёхугольниками (квадрат, прямоугольник), учить их сравнивать и называть. Знакомить с различными видами военного вооружения. | |
Март | 25 | Цветок | Учить конструировать симметричные узоры. учить сооружать и украшать поделки с помощью конструирования симметричных узоров из ТИКО- деталей разных цветов. Расширять представлений о разных видах цветущих растений. |
26 | Бабушка | Учить выделять и называть свойства геометрических фигур. Развивать умения выделять и называть свойства геометрических фигур. Учить конструировать по схеме и по образцу. Знакомить с частями конструкции | |
27 | Солнце | Учить выделять и называть свойства геометрических фигур. Развивать умения выделять и называть свойства геометрических фигур. Учить конструировать по схеме и по образцу. Знакомить с частями конструкции | |
28 | Телефон | Учить выделять и называть свойства геометрических фигур. Развивать умения выделять и называть свойства геометрических фигур. Учить конструировать по схеме и по образцу. Знакомить с частями конструкции. | |
Апрель | 29 | Машина | Учить определять форму ТИКО-деталей с помощью осязания (наощупь). Знакомить с различными видами наземного транспорта. Повторить правила дорожного движения. Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево. |
30 | Пешеходный переход, светофор | Учить конструировать с помощью словесной инструкции. Учить определять форму ТИКО- деталей с помощью осязания (наощупь). Знакомить с различными видами наземного транспорта. Повторить правила дорожного движения. Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево. | |
31 | Корабль | Учить сравнивать и называть четырёхугольники (квадрат, прямоугольник), конструировать ТИКО- фигуры по схеме, по образцу. Знакомить с различными четырёхугольниками (квадрат, прямоугольник), учить их сравнивать и называть. | |
32 | Парусник | Учить находить и называть треугольники (остроугольный треугольник), конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по образцу. Знакомить с различными треугольниками, научить находить и называть остроугольный треугольник. Знакомить с различными видами водного транспорта. | |
Май | 33 | Вертолет | Учить определять форму ТИКО-деталей с помощью осязания (наощупь). Знакомить с различными видами воздушного транспорта. Повторить правила дорожного движения. Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево |
34 | Ракетная установка | Учить сравнивать и называть четырёхугольники (квадрат, прямоугольник), конструировать ТИКО- фигуры по схеме, по образцу. Знакомить с различными четырёхугольниками (квадрат, прямоугольник), учить их сравнивать и называть. | |
35 | Бабочка | Учиться ориентироваться в пространстве – направо, налево. Учить определять форму геометрических фигур с помощью осязания (на ощупь). Развивать представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов в природе. Познакомить со стадиями развития бабочки. Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево. | |
36 | Дерево | Учить классифицировать фигуры по 2 – 3 свойствам. Знакомить детей с многоугольниками. Учить конструировать по образцу. Развивать умение находить взаимосвязь между климатическими изменениями и характерными природными особенностями. Развивать речь детей с помощью игрового общения. |
4.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
4.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование услуги | Целевая группа | Продолжительность занятий |
1 | Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «ТИКО- МАСТЕР 2» | средняя | 20 мин |
4.2.РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Дни недели | Время |
Вторник-четверг | 15.25-15.45 |
4.3. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Наименование услуги | Наименование программы |
1 | Проведение занятий образования по направлению «Познавательное развитие» «ТИКО- МАСТЕР 2» | Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «ТИКО- МАСТЕР 2» |
Принципы, лежащие в основе программы
- От простого к сложному.
- Связь знаний с практикой.
- Научность.
- Доступность.
- Системность.
- Всесторонность, гармоничность ЗУН.
- Активность и самостоятельность.
Формы и методы используемые на занятиях:
- Практический (различные упражнения с конструктором, с игровым материалом «ТИКО»).
- Наглядный (показ правил работы с конструктором «ТИКО», демонстрация готовых работ, обучение с помощью мультимедийной презентации; работа с технологическими картами).
- Словесный (беседы, диалог, разъяснения).
Материально-техническое обеспечение
- Столы 5 штук.
- Стулья 10 штук.
- Стеллаж для хранения наглядного материала-1 штука
- Конструктор «ТИКО»-10 наборов.
- Цветные карандаши-10 наборов.
- Интерактивная доска.
- МОНИТОРИНГ
Уровни сформированности конструктивной деятельности | |
Высокий уровень | Ребенок самостоятельно без ошибок справляется с заданиями |
Достаточный уровень | Ребенок самостоятельно справляется с заданиями допуская ошибки |
Средний уровень | Ребенок выполняет задания с помощью взрослого |
Низкий уровень | Ребенок даже с помощью взрослого допускает ошибки |
Для отслеживания ЗУН у воспитанников были разработаны критерии и характеристика уровней
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год:
1) вводная (сентябрь); 2 – итоговая (май).
Уровни усвоения программы оцениваются по 4-х бальной системе:
-Высокий уровень-4 балла.
-Достаточный уровень- 3 балла.
-Средний уровень-2 балла.
-Низкий уровень- 1 балла.
6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ТИКО – конструирование Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста Коллектив авторов:
1.Н.М. Карпова, И.В.Логинова, Т.Н. Николаева, М.Н.Кириллова, С.А.Андреева, В.С. Тармышова, С.В. Горцева, С.Г.Петрова;2012г – 68с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по дополнительному образованию – кружку «Тико-малыши» в средней группе.
Цель: классификация геометрических фигур по цвету, форме.Задачи:1. Познакомить детей со способами соединения ТИКО-деталей при создании плоскостной фигуры,...
Программа дополнительного образования дошкольников 3-4 лет по развитию пространственных представлений через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования «Фантазер»
Программа реализуется как научно-познавательное направление. Её педагогическая целесообразность обусловлена важностью для ребенка развития общего интеллекта и таких навыков, как пространственное...
Конспект образовательной деятельности по дополнительному образованию – кружок «Тико-малыши» в средней группе.
Совершенствие навыков соединения тико-деталей при создании плоскостной фигуры, закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие мелкой моторики пальцев рук, творческое воображение, обогощение зна...
Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие «ТИКО - конструирование» средняя группа
Формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире....
Конспект образовательной деятельности по дополнительному образованию- Кружок «Тико-малыши» в средней группе. Тема: "Стул для матрешки".
В ходе игровой деятельности совместно с педагогом дети вспоминают предметы мебели. Педагог показывает детям красивую деревянную матрешку, предлогает для нее смастерить стул. Дети берут схему стул...
Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Тико-мастера» "Тико-конструирование"
1.Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Тико-мастера» (для детей 3-4 лет)2.Программа дополнительного образован...
Программа дополнительного образования "ТИКО-конструирование" для детей 3-4 лет
Цель: Формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире....