"ТИКО- конструирование" программа дополнительного образования
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Программа дополнительного образования

по направлению

«Познавательное развитие»

«ТИКО- МАСТЕР 2»

(средний дошкольный возраст)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tiko-master_2.docx292.54 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Downloads\xZs7w67tJ8w.jpg

Программа дополнительного образования

по направлению

«Познавательное развитие»

«ТИКО- МАСТЕР 2»

(средний дошкольный возраст)

Руководитель: 

Содержание программы

№п/п

Содержание

Страницы

1

Паспорт программы

3

2

Пояснительная записка

4-6

2.1

Цели и задачи

6

2.2.

Планируемые результаты

6

2.3

Объем образовательной нагрузки

7

3.

Содержание программы « ТИКО- МАСТЕР 2»

8-13

4.

Организационно-педагогические условия

13

4.1.

Учебный план

13

4.2.

Расписание занятий

13

4.3.

Программно-методическое обеспечение

13-14

5.

Мониторинг

14

6.

 Список литературы

15

7.

Приложение

16


                       2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «ТИКО- МАСТЕР 2» позволяет системно формировать и развивать у дошкольников пространственные , зрительные и математические представления в игровой форме на занятиях с «ТИКО» -трансформируемым игровым конструктором для обучения».

«ТИКО»- это трансформируемый игрой конструктор для обучения. Он представляет собой набор плоскостных цветных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка» или «двери». Сконструировать можно огромное количество игровых фигур: от дорожки и забора, до ракеты, корабля, осьминога, человека, снеговика и т.д.

В игре с «ТИКО- мастера» конструктором ребенок не только запоминает названия и облик плоскостных фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники, многоугольники, ромбы, трапеции). Для организации игр детей среднего дошкольного возраста конструктор «ТИКО- мастера» имеет 10 вариативных наборов.

Образовательная программа «ТИКО- МАСТЕР 2» имеет познавательную направленность и разработана в ходе проведения опытно-экспериментальной работы по теме «Разработка модели образовательной технологии работы с конструктором «ТИКО», направленной на содействие развития конструктивного мышления детей дошкольного возраста».

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена важностью развития навыков пространственного мышления как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как обеспечивает интеллектуальное развитие, необходимое для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям дошкольника.

Изучив курс «ТИКО- МАСТЕР 2», дети успешно овладевают приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, коллективе, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.

Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать; это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Программа «ТИКО – конструирование» открывает для этого самые благоприятные возможности. В дальнейшем, когда дети осваивают навыки креативного моделирования и приобретают способность синтезировать свои собственные конструкции, можно организовывать именные выставки индивидуальных работ, созданных в результате совместного творчества. Дети создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию.

Стоит, как можно раньше начинать развивать в детях навыки конструирования, математическое мышление и любопытство к точным наукам. Инструментом именно такого развития творческих и логических способностей детей выступают практические занятия с «ТИКО» конструктором для объемного моделирования. Работа с ним открывает ребенку новый мир технического знания, дает родителям возможность без скуки и с пользой проводить время с малышом за совместной игрой в конструктор, а воспитателям – шанс упрочить свой педагогический рост и облегчить повышение более высокого профессионального роста.

Программа «ТИКО- МАСТЕР 2» обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию, основанную на практической работе с конструктором для объемного моделирования ТИКО.

2.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель программы:

- развитие логического мышления посредством конструирования.

Задачи программы: 

-развивать познавательные процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, речь) и приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

-развивать навыки пространственного ориентирования;

-систематизировать знания детей о геометрических представлениях;

-способствовать формированию умений конструировать по схеме и по собственному замыслу;

-воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

2.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу года дети должны знать:

- числа от 1 до 10;

-различные виды многоугольников/

К концу года дети должны уметь:

-сравнивать и классифицировать фигуры;

-ориентироваться в понятиях: «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между» «вперед», «назад»;

-конструировать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник);

-сравнивать и конструировать фигуры по свойствам;

 - конструировать плоские фигуры по образцу;

- сравнивать числа от 1 до 10;

-считать и сравнивать числа от 1 до 5;

-конструировать плоские фигуры по образцу.

2.3. ОБЪЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ

-Программа разработана для детей средней дошкольного возраста.

-Занятия проводятся: 1 раз в неделю продолжительностью 20 минут.

-Группа включает: 10 -15 детей.

-Занятия проводятся вне образовательной деятельности.

-Форма обучения: очная.

-Срок реализации программы: 1 учебный год. 

                3.Содержание программы « ТИКО-МАСТЕР 2»

Сентябрь

1

Путешествие зайчонка

Учить классифицировать различные виды

транспорта и конструировать по собственному

выбору. Развивать умение классифицировать.

Учить делать выбор. Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу. Развивать  игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур.

2

Листья

Учить классифицировать фигуры по 2 – 3 свойствам. Знакомить детей с многоугольниками. Учить конструировать по образцу. Развивать умение находить взаимосвязь между климатическими изменениями и характерными природными особенностями. Развивать речь детей с помощью игрового общения.

3

Осенний урожай в лесу, в саду и на огороде (корзина)

Учить сравнивать и называть многоугольники

(3-х, 4-х-угольник), конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Познакомить с многоугольниками (3-х, 4-х-угольник), научить их различать.

Развивать умение классифицировать свойства

геометрических фигур по двум свойствам.

Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по образцу.

4

Осенний урожай в лесу, в саду и на огороде (грибы)

Учить сравнивать и называть многоугольники

(3-х, 4-х-угольник), конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Познакомить с многоугольниками (3-х, 4-х-угольник), научить их различать.

Развивать умение классифицировать свойства

геометрических фигур по двум свойствам.

Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по образцу.

Октябрь

5

Знакомство с домашними животными 1

(собака)

Учить классифицировать домашних

животных. Развивать умение классифицировать   домашних животных.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Осваиваем понятие «пятиугольник».

6

Знакомство с домашними животными 2

(кот)

Учить классифицировать домашних

животных. Развивать умение классифицировать   домашних животных.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Осваиваем понятие «пятиугольник».

7

Друзья Зайчонка ТИКО - лесные животные

(лиса)

Учить классифицировать диких и домашних животных. Развивать умение классифицировать диких и домашних животных. Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу. Осваиваем понятие «9-угольник».

8

Друзья Зайчонка ТИКО - лесные животные (белка)

Учить классифицировать диких и домашних животных. Развивать умение классифицировать диких и домашних животных. Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу. Осваиваем понятие «пятиугольник».

Ноябрь

9

Дом человека

Учить выделять и называть свойства

геометрических фигур. Развивать умения выделять и называть свойства геометрических фигур.

Учить конструировать по схеме и по образцу.

Знакомить с частями конструкции (дом – стены,

крыша, пол).

10

Человек

Учить выделять и называть свойства геометрических фигур. Развивать умения выделять и называть свойства геометрических фигур. Учить конструировать по схеме и по образцу. Знакомить с частями тела

11

Робот

Учить выделять и называть свойства геометрических фигур. Развивать умения выделять и называть свойства геометрических фигур. Учить конструировать по схеме и по образцу. Знакомить с частями тела.

12

Дедушка

Учить выделять и называть свойства геометрических фигур. Развивать умения выделять и называть свойства геометрических фигур. Учить конструировать по схеме и по образцу. Знакомить с частями тела.

Декабрь

13

Ёлочка

 Учить  взаимодействовать в процессе

коллективной деятельности.

Учить договариваться друг с другом, распределять обязанности в процессе совместного

конструирования (коллективная работа).

Осваивать  способы соединения ТИКО-деталей.

14

Снежинка

Учить различать многоугольники.

Знакомить с понятием «шестиугольник». Учить

конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Закрепить приметы зимы.

15

Детская площадка (горка)

Учить конструировать по образцу. Учить подбирать для моделирования необходимые ТИКО-детали. Учить взаимодействовать, общаться, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах).

16

Снеговик

Учить сравнивать и называть

многоугольники (3-х, 4-х, 5-тиугольник),

конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Знакомить с многоугольниками (пятиугольник),

научить их различать. Развивать умение ориентироваться в пространстве

(вверх – вниз, вправо - влево). Развивать игровое общение детей друг с другом посредством «оживления» ТИКО-поделок.

Январь

17

Снегирь

Учить сравнивать и называть

многоугольники (3-х, 4-х), конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по образцу. Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по схеме.

18

Ворона

Учить сравнивать и называть многоугольники (3-х, 4-х, 5-ти, 6-тиугольник), конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по образцу. Знакомить с многоугольниками (шестиугольник), учить их различать. Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по схеме. Учить сопереживать, сочувствовать, помогать птицам , нуждающимся в помощи.

19

Цыпленок

Учить сравнивать и называть

многоугольники (3-х, 4-х, 5-ти, 6-тиугольник),

конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по

образцу. Знакомить с многоугольниками (шестиугольник), учить их различать. Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры

по схеме.

20

Скворец

Учить сравнивать и называть

многоугольники (3-х, 4-х, 6-тиугольник),

конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по

образцу. Знакомить с многоугольниками (шестиугольник), учить их различать. Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры

по схеме.

Февраль

21

Танк

  Учить сравнивать и называть

четырёхугольники (квадрат, прямоугольник),

конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по

образцу. Знакомить с различными четырёхугольниками (квадрат, прямоугольник), учить их сравнивать и называть.

Знакомить с различными видами военного

вооружения.

22

Самолет

Учить конструировать сложные конструкции

по образцу.

Развивать умения выделять и называть свойства

геометрической фигуры.

Учить конструировать по схеме и по образцу.

Знакомить  с военной техникой.

23

Ракета

Учить создавать плоскостные фигуры, соединять  детали  конструктора без затруднений.

Закрепить знания о видах воздушного транспорта.

Закрепить знания геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг.

24

Подводная лодка

Учить сравнивать и называть

четырёхугольники (квадрат, прямоугольник),

конструировать ТИКО- фигуры по схеме, по

образцу. Знакомить с различными четырёхугольниками (квадрат, прямоугольник), учить их сравнивать и называть.

Знакомить с различными видами военного

вооружения.

Март

25

Цветок

Учить конструировать симметричные узоры.

учить сооружать и украшать поделки с помощью

конструирования симметричных узоров из ТИКО-

деталей разных цветов. Расширять представлений о разных видах цветущих растений.

26

Бабушка

Учить выделять и называть свойства

геометрических фигур. Развивать умения выделять и называть свойства геометрических фигур. Учить конструировать по схеме и по образцу. Знакомить с частями конструкции

27

Солнце

Учить выделять и называть свойства

геометрических фигур. Развивать умения выделять и называть свойства геометрических фигур. Учить конструировать по схеме и по образцу. Знакомить с частями конструкции

28

Телефон

Учить выделять и называть свойства

геометрических фигур. Развивать умения выделять и называть свойства геометрических фигур. Учить конструировать по схеме и по образцу. Знакомить с частями конструкции.

Апрель

29

Машина

Учить определять форму ТИКО-деталей с помощью осязания (наощупь).

Знакомить с различными видами наземного

транспорта. Повторить правила дорожного движения. Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево.

30

Пешеходный переход, светофор

Учить конструировать с помощью словесной инструкции. Учить определять форму ТИКО- деталей с помощью осязания (наощупь). Знакомить с различными видами наземного транспорта. Повторить правила дорожного движения. Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево.

31

Корабль

Учить сравнивать и называть

четырёхугольники (квадрат, прямоугольник),

конструировать ТИКО- фигуры по схеме, по

образцу. Знакомить с различными четырёхугольниками (квадрат, прямоугольник), учить их сравнивать и называть.

32

Парусник

Учить находить и называть треугольники (остроугольный треугольник), конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по образцу. Знакомить с различными треугольниками, научить находить и называть остроугольный треугольник. Знакомить с различными видами водного транспорта.

Май

33

Вертолет

Учить определять форму ТИКО-деталей с помощью осязания (наощупь).

Знакомить с различными видами воздушного

транспорта. Повторить правила дорожного движения. Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево

34

Ракетная установка

Учить сравнивать и называть

четырёхугольники (квадрат, прямоугольник),

конструировать ТИКО- фигуры по схеме, по

образцу. Знакомить с различными четырёхугольниками (квадрат, прямоугольник), учить их сравнивать и называть.

35

Бабочка

Учиться ориентироваться в пространстве 

направо, налево. Учить определять форму геометрических фигур с помощью осязания (на ощупь). Развивать представления о взаимосвязи и

взаимозависимости живых организмов в природе. Познакомить со стадиями развития бабочки. Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево.

36

Дерево

Учить классифицировать фигуры по 2 – 3 свойствам. Знакомить детей с многоугольниками. Учить конструировать по образцу. Развивать умение находить взаимосвязь между климатическими изменениями и характерными природными особенностями. Развивать речь детей с помощью игрового общения.

4.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

4.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование услуги

Целевая группа

Продолжительность занятий

1

Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие»

«ТИКО- МАСТЕР 2»

средняя

20 мин

4.2.РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Дни недели

Время

Вторник-четверг

15.25-15.45


4.3. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Наименование услуги

Наименование программы

1

Проведение занятий образования по направлению «Познавательное развитие»

«ТИКО- МАСТЕР 2»

Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие»

«ТИКО- МАСТЕР 2»

Принципы, лежащие в основе программы

  1. От простого к сложному.
  2. Связь знаний с практикой.
  3. Научность.
  4. Доступность.
  5. Системность.
  6. Всесторонность, гармоничность ЗУН.
  7. Активность и самостоятельность. 

Формы и методы используемые на занятиях:

  1. Практический (различные упражнения с конструктором, с игровым материалом «ТИКО»).
  2. Наглядный (показ правил работы с конструктором «ТИКО», демонстрация готовых работ, обучение с помощью мультимедийной презентации; работа с технологическими картами).
  3. Словесный (беседы, диалог, разъяснения).

Материально-техническое обеспечение

  1. Столы 5 штук.
  2. Стулья 10 штук.
  3. Стеллаж для хранения наглядного материала-1 штука
  4. Конструктор «ТИКО»-10 наборов.
  5. Цветные карандаши-10 наборов.
  6. Интерактивная доска.
  1. МОНИТОРИНГ

Уровни сформированности конструктивной деятельности

Высокий уровень

Ребенок самостоятельно без ошибок справляется с заданиями

Достаточный уровень

Ребенок самостоятельно справляется с заданиями допуская ошибки

Средний уровень

Ребенок выполняет задания с помощью взрослого

Низкий уровень

Ребенок даже с помощью взрослого допускает ошибки

Для отслеживания ЗУН у воспитанников были разработаны критерии и характеристика уровней


Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год:

1) вводная (сентябрь); 2 – итоговая (май).

Уровни усвоения программы оцениваются по 4-х бальной системе:

-Высокий уровень-4 балла.

-Достаточный уровень- 3 балла.

-Средний уровень-2 балла.

-Низкий уровень- 1 балла.

6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ТИКО – конструирование Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста Коллектив авторов:

1.Н.М. Карпова, И.В.Логинова, Т.Н. Николаева, М.Н.Кириллова, С.А.Андреева, В.С. Тармышова, С.В. Горцева, С.Г.Петрова;2012г – 68с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по дополнительному образованию – кружку «Тико-малыши» в средней группе.

Цель: классификация геометрических фигур по цвету, форме.Задачи:1.     Познакомить детей  со способами  соединения ТИКО-деталей при  создании плоскостной фигуры,...

Программа дополнительного образования дошкольников 3-4 лет по развитию пространственных представлений через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования «Фантазер»

Программа реализуется как научно-познавательное направление. Её педагогическая целесообразность обусловлена важностью для ребенка развития общего интеллекта и таких навыков, как  пространственное...

Конспект образовательной деятельности по дополнительному образованию – кружок «Тико-малыши» в средней группе.

Совершенствие навыков соединения тико-деталей при создании плоскостной фигуры, закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие мелкой моторики пальцев рук, творческое воображение, обогощение зна...

Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие «ТИКО - конструирование» средняя группа

Формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире....

Конспект образовательной деятельности по дополнительному образованию- Кружок «Тико-малыши» в средней группе. Тема: "Стул для матрешки".

В ходе игровой деятельности совместно с педагогом дети вспоминают предметы мебели. Педагог показывает детям красивую деревянную матрешку, предлогает для нее смастерить стул. Дети берут схему стул...

Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Тико-мастера» "Тико-конструирование"

1.Программа  дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие»   «Тико-мастера»  (для детей 3-4 лет)2.Программа дополнительного образован...

Программа дополнительного образования "ТИКО-конструирование" для детей 3-4 лет

Цель:  Формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире....