План самообразования
методическая разработка (старшая группа)
Тема: «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2024-2025.docx | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ ХМР Детский сад «Светлячок» д. Шапша
План по самообразованию на период 2024 – 2025гг
Тема: «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников»
воспитатель Еремеева Юлия Леонидовна
Актуальность темы
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, поселку, родной природе, культурному достоянию своего народа, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Патриотизм - это проявление любви к сильной и красивой, великой и могучей стране. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.
Период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Дошкольное образование - начальное звено системы образования, оно призвано формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Поэтому задачей педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городе; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Цель:
- повысить собственный уровень знаний по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
- создание условий для формирования нравственно - патриотических чувств у дошкольников.
Задачи:
- повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;
- проанализировать условия, созданные в детском саду для патриотического воспитания;
- разработать консультации для родителей;
- разработать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;
- провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.
Ожидаемый результат:
- создать предметно-развивающую среду;
- составить картотеки игр;
- подготовить консультации;
- решение всех поставленных задач;
- сформировать у дошкольников представление о родном городе, о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.
Методы и формы работы:
- беседы
- игры,
- чтение художественной литературы,
- творческие задания,
- экскурсии,
- художественное творчество,
- трудовая деятельность,
- работа с родителями.
Список использованной литературы:
1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. А.Я. Ветохина, З.С. Дмитренко. - «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
2. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников Зеленова, Н.Г. Пособие для воспитателей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
3. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Князева О. Л., Маханева М. Д., - Санкт-Петербург, 1999 год.
4. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет - Комратова, Н.Г., Грибова, Л.Ф. М: Мозаика – Синтез, 2005.
5. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – Тихонова М.В., Смирнова Н.С. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.детском саду. №2 – 08.
6. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: ЦГЛ,2005 9. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М: ЦГЛ,2005.
7. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). - М.: УЦ «Перспектива», 2011.
8. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. М.: ВАКО,2005.
9. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.
10. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. -М.: ТЦ Сфера, 2008.
Работа с детьми
Сроки | Содержание работы | Итоговые мероприятия Работа с детьми |
Сентябрь Октябрь Ноябрь | Изучение уровня знаний детей по патриотическому воспитанию, анкетирование родителей. | Экскурсия по детскому саду. Выставка творческих работ «Моя малая Родина Шапша» |
«Семья», «Детский сад» Беседы на темы: «Моя семья», «Мой дом-моя крепость», «Уважай отца и мать - будет в жизни благодать», «Кто работает в детском саду». Дидактические игры: «Наши соседи», «Угадай по описанию», «Изобрази себя другим» и др. Знакомство с пословицами и поговорками о дружбе, семье. Чтение: Гайдар А. «Чук и Гек» (главы), Габе Д. «Моя семья», Зощенко М. «Показательный ребёнок», Браиловская Г. «Наши мамы, наши папы» и др. | ||
«Моя малая родина» Беседы по темам: «Моя любимая Шапша», «Улица, на которой я живу», «История моего города», «Памятники и достопримечательности родного города» и др. − Просмотр фильмов «Наш родной город». Ознакомление символами нашего города, с природой родного края. Чтение: Александрова З. «Родина», Михалков С. «Моя улица», Дугилов А. «Моя улица» и др. | ||
«Моя Родина - Россия» Беседы на темы: «Москва – столица нашей Родины», «Мы гуляем по Кремлю», «История Московского Кремля» и др. Ознакомление с государственными символы России (флаг, герб, гимн); прослушивание «Государственного гимна России». Чтение: Асеев Н. «Москва- Россия», Баруздин С. «Страна, где мы живем», «За Родину», Исаковский М. «Москва», Лисянский М. «Золотая на веки веков», Черницкий И. «Есть на свете город», Прокофьев А. «Родина и др. Подборка пословиц и поговорок о Родине. Дидактические игры: «Флаг России», «Сложи герб из фрагментов» и др. | ||
Декабрь | Беседы на темы: «От куда пришла сказка», «Любимые герои», «В гостях у сказки» и др. Чтение: Одоевский В. «Мороз Иванович», Маршак С. «Двенадцать месяцев», Бажов П. «Серебряное копытце» и др. Знакомство с русскими традиционными народными играми. Беседы на темы: «От куда пришла сказка», «Любимые герои», «В гостях у сказки» и др. Чтение: Одоевский В. «Мороз Иванович», Маршак С. «Двенадцать месяцев», Бажов П. «Серебряное копытце» и др. Знакомство с русскими традиционными народными играми. | Разработка картотеки с русскими народными играми |
Январь | Подобрать беседы о традициях русского народа. | Выставка совместных изделий по мотивам народного творчества. |
«Ознакомление с обычаями и традициями русского народа» Беседы на темы: «Русские народные игры», «Русская народная игрушка», «Россия моя мастеровая», «Русские обычаи – взаимопомощь и гостеприимство» и др. Ознакомление детей с обычаями и традициями русского народа, с народными промыслами. | ||
Февраль | Подобрать рассказы для чтения на военную тему. | Оформление газеты с поздравлением пап. |
Беседы на темы: «Защитники Родины», «Народные праздники на Руси. Масленица» и др. Чтение: Барто А. «На заставе», Орлов В.Н. Рисунок», «Старший брат», Александрова З. «Дозор», Высотская О. «Мой брат уехал на границу», «У телевизора» и др. Ознакомление детей с воинской славой России. | ||
Март | Провести просветительскую работу с родителями по нравственно –патриотическому воспитанию детей. | Выставка детского творчества «Мамин портрет». Оформление фотогазеты «Моя мама лучшая на свете!» |
Беседы на темы: «За что я люблю свою маму», «Моя мама –лучшая на свете», «Моя бабушка самая лучшая», «Как ты помогаешь по дому маме или бабушке» и др. Чтение: Виеру Г. «Мамин день», Милн А. «Непослушная мама», Л. Квитко «Бабушкины руки». В. Осеева «Просто старушка» и др. | ||
Апрель Май | Создать мультимедийную презентацию «Первый космонавт» | Просмотр презентаций: «Космос и звездное небо», «Первый космонавт». Викторина «Что вы знаете о космосе». |
Беседа на темы: «День космонавтики», «Космос», «Покорение космоса», «Наш дом во Вселенной «и др. Чтение: Леонов А. «Шаги над планетой», Митяев А. «12 апреля – день космонавтики», Бороздин В. «Первый в космосе», Кащенко В. «Найди созвездие», Булычёв К. «Тайна третьей планеты», Носов Н. «Незнайка на луне», Клушанцев П.«О чём рассказал телескоп» и др. | ||
«День Победы» Беседа на темы: «О подвигах солдат во время Великой Отечественной войны», «О войне», «День победы» и др. Чтение: Кассиль Л. «Памятник солдату», «Москва», «Твои защитники», Маршак С. «День Победы», И. Токмакова «Идёт война народная», Исаковский М. «Здесь похоронен красноармеец», Твардовский А. «Рассказ танкиста», Орлов В.Н. «Парад», «Салют» и др. | ||
Отчёт | Выступление на педсовете. |
Работа с родителями и педагогами
Работа с родителями | Октябрь 2024 г | Консультация «Воспитание чувства любви к своей малой Родине» Консультация «Есть такая профессия – Родину защищать» |
Ноябрь 2024 | Консультация «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы» Консультация «Приобщение к истории, традициям и культуре России» | |
Декабрь 2023 г | Консультация «Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников» Участие родителей в проектной деятельности «Волшебный праздник Новый год» | |
Январь 2025 | Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» | |
Февраль 2025 | Консультация «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей российской армии» Консультация «Роль песни в жизни Армии» | |
Март 2025 | Рекомендации «Нравственно – патриотическое воспитание в семье» | |
Апрель 2025г | Рекомендации «Как знакомить ребенка с родным краем» | |
Работа с педагогами | Январь 2025г | Консультация для педагогов «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» |
Апрель 2025г | Мастер – класс для воспитателей «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности» | |
Май 2025г | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...