Статья "КВЕСТ-ЭКСКУРСИИ ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ"
статья (старшая группа)
Данная статья опубликована в сборнике "Современные ориентиры и проблемы дошкольного и начального образования"
Аннотация: В статье рассматриваются технологии, направленные на формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, любви и уважения к своей Родине. Автор представляет свой опыт работы - цикл музыкально-интегрированных квест-экскурсий по Алтайскому краю, с использованием ИКТ.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, квест-экскурсия, кейс-технология, музыкально-дидактические игры, здоровьесберегающие технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
milyaeva._statya._konferentsiya2024.docx | 58.67 КБ |
sbornik.docx | 439.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.В. Миляева МКДОУ «Детский сад №3 «Рябинушка», с. Поспелиха, Россия
КВЕСТ-ЭКСКУРСИИ ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ
Аннотация: В статье рассматриваются технологии, направленные на формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, любви и уважения к своей Родине. Автор представляет свой опыт работы - цикл музыкально-интегрированных квест-экскурсий по Алтайскому краю, с использованием ИКТ.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, квест-экскурсия, кейс-технология, музыкально-дидактические игры, здоровьесберегающие технологии.
L.V. Milyaeva
MKDOU Kindergarten No. 3 "Ryabinushka", Pospelikha village, Russia
QUEST TOURS OF THE ALTAI TERRITORY
Abstract: The article discusses technologies aimed at the formation of patriotic feelings in older preschool children, love and respect for their Homeland. The author presents his work experience - a cycle of musically integrated quest tours in the Altai Territory, using ICT.
Keywords: patriotic education, quest tour, case technology, musical and didactic games, health-saving technologies.
В жизни любого человека самое главное - это его взаимоотношения с близкими, с семьей, отношение к тому месту, где он родился и вырос. В настоящее время, когда в нашей стране наблюдается рост национального самосознания, воспитание любви к своей малой Родине по-прежнему остаётся актуальным. В федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДОО) обозначены следующие направления по патриотическому воспитанию: «Ценности - Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Чувство патриотизма возникает у ребёнка вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране — России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему народу». [4]
Любовь к Родине не возникает у людей сама по себе. Это чувство воспитывается в течение жизни человека и является результатом длительного целенаправленного процесса, начиная с самого раннего возраста. Дошкольные образовательные учреждения призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества.
Музыкальные занятия являются неотъемлемой частью в целостном образовательном процессе дошкольника.
Цель этой работы: создание условий для решения задач нравственно - патриотического воспитания детей на музыкальных занятиях.
Исходя из этого (по ФГОС), задачами в решении данной цели являются: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, селу, краю; формирование бережного отношения к природе и всему живому; развитие интереса к традициям и культуре; чувства ответственности и гордости за достижения людей своего края, села; формирование толерантности, чувства уважения к народам и их традициям. [3]
Для решения этих важных задач, нужно выстраивать образовательный процесс, разрабатывая и используя в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения, опираясь на особенности современных детей. Создать такие условия, в которых ребенок научится сотрудничать с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявлять познавательную инициативу, удовлетворять собственное любопытство, развивать воображение и творческие способности.
Интегрированный подход успешно помогает решать данные задачи. Вопросом приобщения к искусству занимались отечественные педагоги Б. П. Юсов, Б. М. Неменский, Б. А. Бегак. Юсов Б. П. определял этот подход, как «интегрированное взаимодействие различных форм и видов художественной деятельности и художественного творчества» [5]. Дошкольный возраст является синзитивным для эмоционального восприятия произведений искусства. Ребенок по своей природе в равной степени предрасположен к разным видам искусства, т. е. он полихудожественен. Подобная организация педагогического процесса в детском саду способствует развитию образного мышления детей, воображения и творчества, которые в данном случае формируются естественно, когда ребята выступают с позиции творцов, и, пользуясь доступными им средствами, могут импровизировать, активно проявлять и выражать свои эмоциональные переживания [1].
На таких занятиях важно, чтобы тема изобразительной, литературной и музыкальной деятельности сочетались одна с другой, и между ними был связующий элемент – образ. При создании этих образов должны быть подобраны соответствующая музыка, художественное слово и картины художников. Для этого мною подбираются лучшие образчики мировой классической культуры, в первую очередь, русской. А также, произведения искусств современных композиторов, поэтов, художников, в том числе и художников Алтайского края.
Поиск содержания, средств, методов осуществляемый сегодня педагогами в целях совершенствования патриотического воспитания дошкольников, появление новых программ и исследований – явление, несомненно, позитивное. Важная роль принадлежит информационно-компьютерным технологиям /ИКТ/. Использование информационно-компьютерных технологий в нравственно-патриотическом воспитании весьма значимо. Они не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а эффективно дополняют их, тем самым ускоряя процесс достижения положительных результатов в работе: обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Музыкальная деятельность становится более содержательной, гармоничной и результативной, дети, сами не замечая этого, учатся сопереживать, понимать и любить окружающий его мир.
Результат такого подхода к решению данной проблемы и реализовался в цикл музыкальных интегрированных занятий «Квесты-экскурсии по Алтайскому краю» для детей старшего дошкольного возраста.
Цикл включает в себя два блока:
- Природа Алтайского края: «Животный мир Алтайского края»; «Мир насекомых»; «Растительный мир Алтайского края»; «Мир птиц»; «Мир цветов»; «Водные ресурсы Алтайского края»
- Культура и традиции народов, населяющих Алтайский край: «Игры народов Алтайского края»; «Музыкальный Барнаул»; «Моё село родное».
Каждое занятие выстроено в форме приключенческой квест-экскурсии, экскурсоводом, в котором является виртуальный интернет-житель – Робик.
Квест–технология – это один из вариантов игры–путешествия, применяемой в дошкольном возрасте, а игра, как мы знаем, ведущий вид детской деятельности. Идея игры проста – группа детей, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Секрет квеста кроется в заданиях! Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков. В нашем случае, квесты-экскурсии проходят в очень яркой, эмоциональной атмосфере и еще потому, что главной действующей героиней, конечно же, является музыка. Ведь недаром поётся в знаменитой песенке В. Шаинского «Вместе весело шагать по просторам, по просторам, по просторам. И конечно припевать лучше хором, лучше хором, лучше хором!»
Дети, путешествуют по Алтайскому краю с веселым, интерактивным помощником Робиком, который ставит перед детьми различные задачи, не решив которых, мы не сможем двигаться дальше. Часто во время квеста нарушить маршрут экскурсии пытаются компьютерные вирусы, сказочные персонажи: Леший и Кикимора. А вот другая сказочная героиня – Баба-Яга, наоборот, в наших квестах является положительным персонажем и предстает как существо, живущее в гармонии с окружающим её лесным миром, обладающей тайными знаниями и способностью околдовывать. Таким образом, чары Бабы-Яги и компьютерные знания Робика помогают детям в путешествии, и намеченный маршрут выполняется в полном объеме.
Все задания у Робика находятся в его чудесном рюкзаке. Здесь в работу включается еще одна интересная кейс-технология, которая легко интегрируется в музыкальную образовательную деятельность. Суть этой технологии заключается в использовании конкретных ситуаций, ориентирующих дошкольников на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором. Цель технологии - помочь каждому дошкольнику определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо.
Рассмотрим фрагмент квеста, посвященного миру животных.
- Ребята, кажется у нашего Робика проблема! Он заблудился в лесу и не может выйти из него. Леший, всё-таки смог его «закружить»! Мы должны ему помочь! (В ходе обсуждения, кто может помочь Робику, дети приходят к выводу, что нужно попросить об этом лесных жителей.) Смотрите, в лесу много ёлок, за каждой из них прячутся звери. Послушайте музыкальные фрагменты, отгадаете, кто же за ними прячется? («Вальс лисы», муз. Ж. Колодуба, «Волк» из сюиты «Петя и волк», муз. С. Прокофьева, «Медведь», муз. Ребикова, «Зайчики», муз. Ломовой.) Дети, самостоятельно, в процессе определения характера музыки, решают, кто же это может быть, а затем, показывают, как под музыку двигается то или иное животное. Затем выясняется, что у Робика, зависла его программа, и он затрудняется ответить, кто из животных, не является жителем Алтайского края. Для этого детям предлагается посмотреть видео-экскурсии, послушать музыкальные фрагменты: «Ежик, муз. Д. Кабалевского, «Лесной олень», муз. Е. Крылатова и сл. Ю. Энтина, «Белка», муз. А. Олейниковой, сл. Л. Алейниковой, «Вот взяла лисичка скрипку», муз. А.Филиппенко, сл. В.Журавлёвой, «Кенгуру» и «Слон» из сюиты «Карнавал животных», муз. Л. Сен-Санса и ответить с помощью интерактивного голосования – кто же из них не житель алтайских лесов.
Интерактивное голосование - методический приём, который мы применяем в этом цикле. Каждая картинка с животным пронумеровывается. Дети берут цифровые веера, находят на ней нужную цифру и «голосуют» таким образом, кто же не является жителем Алтайского края.
На каждом квесте в кейсе-рюкзачке у Робика обязательно обнаруживаются загадки и стихи. Так на квесте-экскурсии «Мир растений Алтайского края», Робик предлагается детям послушать загадки о деревьях. Дети отгадывают эти загадки, а затем называют дерево или кустарник, который не произрастает в нашем регионе. Читаем детям стихи о растениях, цветах, дети с помощью интерактивного голосования также отмечают растения, не растущие в нашем крае.
Остановимся на кейсе-рюкзачке с дидактическими играми. Одни из самых любимых детьми игр являются: игры на магнитах.
Фрагмент квеста «Музыкальный Барнаул» (экскурсии по театрам и концертным залам Алтайского края), которая посвящена людям, имеющим музыкальную профессию. На этом квесте-экскурсии Робик неожиданно понял, что не все музыкальные инструменты ему знакомы. Конечно, без участия вирусов здесь не обошлось. Для решения данной проблемы, проводятся следующие игры: «Четвертый лишний», «Собери пазлы», «Что мы видели - не скажем, а что делали – покажем», «Узнай, чья тень».
«Четвёртый лишний» - На магнитной доске выложены четыре картинки с изображением музыкальных инструментов. Дети должны соотнести, к какому виду оркестра: народного или симфонического большинство из них относятся. Например: баян, балалайка, ложки и скрипка, дети из карточек, которые представляют русские народные инструменты, убирают лишнюю карточку - скрипку, которая таковой не является и т.д.
«Собери пазлы» (какой инструмент нужен тому или иному музыканту). Звучит запись музыкального инструмента. Дети должны определить звучание музыкального инструмента по тембру, найти музыканта, который на нем играет, и соединить этот пазл с пазлом, на котором изображён инструмент. Например: «Скрипач играет на скрипке» и т.д.
«Что мы видели - не скажем, а что делали - покажем». В записи звучит музыкальный инструмент, дети отгадывают этот музыкальный инструмент по тембру, затем ребёнок подходит к доске, берёт карточку с изображением этого инструмента и показывает, как на нём играть.
«Узнай, чья тень» - звучит запись музыкального инструмента – дети находят тень музыканта, который играет на этом инструменте. Например: «На гитаре играет гитарист».
На экскурсии «Мир насекомых», дети играли в игру «Сколько насекомых на цветке», цель которой, учить детей слышать и различать количество звучащих звуков (один, два или три), отличать их друг от друга.
На квесте, посвященному цветам, дети отлично справляются с дидактическим упражнением «Полевые и садовые цветы», классифицируя их по конвертам на фоне звучащей композиции «Маленький цветок», Сиднея Беше, которая, с первых звуков покоряет красотой мелодии.
- Однажды у Робика произошел сбой в его внутреннем компьютере, виртуальные вирусы атаковали его программу и он «завис», на рассказе о цветах. Что мы можем сделать, как можно ему помочь? Дети вступают в дискуссию, высказывают свои решения и выясняют, что эти цветы можно объединить в группы: полевые и садовые. Совет для этого вывода подсказала мудрая жительница леса – Баба-Яга.
В кейсе-рюкзачке нашлось место и для интерактивных музыкально-дидактических игр: «Птицы и птенчики», «Солнышко и тучка», «Кто прячется за ёлкой?», «Звери в домиках», «День и ночь», «Три цветка», «Цветик-семицветик», «Солнышко», «Угадай, кто поёт?», «Ассоциация. Музыка и состояние воды» и др. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия. Игровое действие, представленное в компьютерной интерпретации, помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Для того чтобы много путешествовать, необходимо крепкое здоровье и энергия, получить которые мы можем, используя здоровьесберегающие технологии: валеологические песенки, пальчиковые игры, дыхательные упражнения, игровый массаж, игроритмические упражнения, игры-распевки, флешмобы. Последние особенно радуют детей, потому, что позволяют по показу взрослого, под звучание зажигательной музыки выполнять разнообразные танцевально-ритмические композиции без предварительных долгих и утомительных занятий. В этом цикле вообще очень много различной импровизации во всех видах музыкальной деятельности: в игре на детских музыкальных инструментах, в распевках, в музыкально-ритмической деятельности.
В качестве примера использования флешмоба можно привести музыкально-ритмическую композицию, которые дети выполняли на квесте посвященному водным ресурсам Алтайского края - «Волна», муз.и сл. Т. Залужной. На этом же квесте дети импровизировали при показе состояний воды. Робик предлагает детям посмотреть видео, послушать музыкальные фрагменты муз. П.И Чайковского «Вальс снежных хлопьев» - изобразить снежную пургу; под музыку А.С. Аренского «Лесной ручей» - дети двигаются за направляющим ребёнком змейкой. Под музыку М. Равеля «Игра воды» - дети самостоятельно подбирают атрибуты для импровизации (ленты, султанчики) и изображают водопады, фонтаны, дождь.
Приведём ещё один пример импровизации: квест, где дети изучали мир насекомых. Звучала музыка композиторов С.М Майкапара «Мотылек» и Н.А. Римского-Корсакова «Полет шмеля», дети по характеру музыки предполагали, каких насекомых, может изображать та или иная музыка и импровизировали, изображая движениями образ этих насекомых.
Пример импровизации игры на музыкальных инструментах - исполнение на металлофонах, музыкальных молоточках, треугольниках «Шествие кузнечиков», муз. С. Прокофьева.
Обратим внимание на музыкальные пальчиковые игры, которые привлекательны тем, что по сути это коротенькие песенки, которые быстро запоминаются своей простотой, напевностью, определенной ритмичностью, возможностью двигаться. Художественный образ находится в тесной связи со стихотворным текстом и ритмическими движениями, что вызывает у детей высокую эмоциональную отзывчивость.
Пример музыкальной пальчиковой игры из квеста-экскурсии, посвященный миру птиц: «Ворона и червячки», автор Е. Железнова.
Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять (ручки лежат на столе, ладошками вниз, сгибаем и разгибаем пальчики) Вдруг, ворона выбегает, (пальчики «бегут» по ногам) Каркает: «Вот и обед» (указательный и большой пальчики «каркают»). Глядь (разводим ручками), А червячков уж нет (сжимаем пальчики в кулачки).
Использование распевок приводит к развитию музыкальности детей, умению слышать друг друга, исполнять песни слаженно, позволяет развивать вокальные способности. В цикле я использую много видео-распевок Т. Овчинниковой, Е.Железновой и др.
Упоминали мы и об использовании игроритмики. Пример такого упражнения из квеста – экскурсии «Водные ресурсы Алтайского края».
Дождь! Дождь! Надо нам (Дети ритмично хлопают в ладоши, проговаривая текст.) Расходиться по домам! Гром! Гром! Как из пушек! (Дети выполняют скользящие хлопки – «тарелочки») Нынче праздник у лягушек. Град! Град! Сыплет град! (Дети ритмично топают ногами) Все под крышами сидят».
На музыкально-спортивном квесте-экскурсии «Игры народов Алтайского края» дети получали представления о традициях, костюмах, играх народностей, населяющих наш край. Путешествуя по маршруту, который разработал Робик, дети играли в игры: «Спутанные кони» - татарская народная игра, «Подкидывание шапки» - алтайская народная игра; «Подними платок» - азербайджанская народная игра; «Три, тринадцать, тридцать» - немецкая народная игра; «Гуси-лебеди» - русская народная игра. Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт ценности и символы культуры народа. Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности [2].
Завершается второй блок цикла квестом по родному селу. Робик даёт задание рассказать детям, какие самые интересные места в нашем селе, рассказать о своих родителях, где они работают, на каких предприятиях. Робик предлагает детям узнать на фотографиях знакомые места, рассказывает о людях, которые прославили наше село своими героическими подвигами и трудовыми успехами. Дети слушают песни о Поспелихе, которые написали наши земляки, стихи местных поэтов, рассматривают репродукции картин художников, проживающих в нашем селе. Во время проведения экскурсии дети много импровизируют, показывая, как люди трудятся на огороде, ухаживают за домашними животными и птицами, работают на полях, выращивая урожай.
Таким образом, хочется отметить, что пройдя весь этот путь таких увлекательных, необычных, полных загадок и приключений, виртуальных квестов-экскурсий, дети, несомненно, получают много впечатлений от понимания в каком красивом, богатом и удивительном месте они живут, какие чудеса находятся совсем рядом с ними. Это обязательно ляжет в их маленькие души зёрнышком большой любви к своему родному краю – Алтайскому краю.
Библиографический список:
1.Бикмуллина, О. В. Развитие творческих способностей детей посредством интеграции художественной деятельности / О. В. Бикмуллина. Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — с. 20-23. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/530/ (дата обращения: 09.03.2024).
2.Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С.Комарова. – М.: Академический Проект, 2005. – 240 с.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. N1155. –URL: http://ivo.garant.ru/#/document/77677348/paragraph/7:0/ (дата обращения: 18.02.2022).
4.Федеральная образовательная программа дошкольного образования: утверждена Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022г. N1028 - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/.
5.Юсов Б.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников / Под общ. Ред. Б.П. Юсова. – Луганск: Лугань, 1995.- 189с.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Любимый край- Алтайский край"
Проект по нравственно- патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Любимый край- Алтайский край", включающий в себя презентацию об Алтайском крае...
Лэпбук "Алтайский край – мой край родной"
Мастер-класс для педагогв по изготовлению лэпбука по ознакомлению с Алтайским краем....
Проект нравственно-патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста « Алтайский край –любимый край .»
Проект нравственно-патриотическое воспитаниеу детей старшего дошкольного возраста« Алтайский край –любимый край .»...
Проект «Люби и знай свой край – Алтай!» посвященный юбилею Алтайского края для детей старшей группы (5-6 лет)
Проект: «Люби и знай свой край – Алтай!» Актуальность проблемы: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собо...
«Алтайский край, мой край родной!»
Создать условия для формирования чувства патриотизма, через привитие любви к природе, родному краю, истории....
Сценарий конкурса чтецов (посвященный юбилею Алтайского края ) «Люблю тебя, мой край Алтайский!».
Смотр-конкурс чтецов среди воспитанников, посвящённый юбилею Алтайского края, проводится с целью речевого развития и формирования интереса к художественному слову, с целью развития умения чу...
Сценарий концерта в детском саду, посвященный 85-летию Алтайского края «Наш край Алтай»
Цель:Формирование интереса детей к родному краю через музыкальную и художественную деятельность. Задачи:• Активизировать умение отражать красоту Алтайского края в продуктивной, музыкальной, ...