Тема мастер класса: Игры по клеткам удивительно и полезно.
материал
Одной из задач Федеральной образовательной программы, является формирование умений ориентироваться на местности и показывать способы ориентировки в двухмерном пространстве, по схеме, плану, на странице тетради в клетку.
Из наиболее сложных навыков для будущих первоклассников является работа в тетради в клетку. Поэтому сегодня я хочу поделиться с вами, как важно начинать учить детей этому навыку уже в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 372.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема мастер класса:
Игры по клеткам удивительно и полезно.
Здравствуйте уважаемые коллеги, а также члены жюри.
Вашему вниманию представляет мастер класс Заляева Людмила Александровна старший воспитатель МДОАУд/с «Сказка».
Сегодня я хочу представить Вам мастер класс об использовании многофункциональных тренажёров, для развития у детей зрительно – пространственной ориентации, а также для формирования графических умений.
Одной из задач Федеральной образовательной программы, является формирование умений ориентироваться на местности и показывать способы ориентировки в двухмерном пространстве, по схеме, плану, на странице тетради в клетку.
Из наиболее сложных навыков для будущих первоклассников является работа в тетради в клетку. Поэтому сегодня я хочу поделиться с вами, как важно начинать учить детей этому навыку уже в дошкольном возрасте.
Работа с тетрадью в клетку помогает детям научиться ориентироваться на листе, видеть клетки и правильно находить их стороны, углы, центр и середины сторон. Эти навыки не только полезны для учебы, но и способствуют развитию мелкой моторики рук, что в дальнейшем поможет ребёнку красиво писать и выполнять графические задания.
Формирование графических умений необходимо для развития навыков письма, рисования, начертания цифр. Одной из самых эффективных и интересных методик являются графические диктанты. Но у детей на начальном этапе возникают трудности в способности ориентироваться по клеткам. Дети не «видят» клетку, не могут отсчитать необходимое количество клеток в заданном направлении. Опыт показывает, что многие дети дошкольного возраста еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Дошкольникам с трудом порой даются понятия: "право", "лево", «диагональ». Мало того, чтобы они запомнили и понимали эти слова, необходимо, чтобы они стали частью их активного словаря. Умение различать правую и левую стороны — это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений. Чтобы помочь детям в освоении графических диктантов, ориентироваться в тетради в клетку я сначала им предлагаем игры в макропространстве. Ребёнок видит клетку, может даже по ней ходить в заданных направлениях, а игровая мотивация способствует вовлечению детей в обучающий процесс.
А теперь я предлагаю Вам поиграть и моими «Умными клеточками». Итак, я приглашаю 5 человек.
Многофункциональные тренажёры (я их называю «Умные клеточки») имеют важнейшее значение для развития у детей зрительно - пространственных представлений.
Изготовить такие тренажёры не трудно. Все тренажёры изготовлены мной своими руками.
Вот одно из них. Для этого нужно взять лист белой бумаги и расчертить его на клеточки. Число колонок и рядов клеточек может быть произвольным.
Для детей 5-6 лет на начальном этапе лучше использовать игровое поле из 9 клеток, затем количество клеток может увеличиваться до 25 и 36 клеток.
Первая игра называется «Теремок».
Цель игры: игра помогает ребенку научиться ориентироваться в пространстве листа, закрепить понятия «лево – право», «верх – низ», правый верхний угол, левый нижний угол и т.д., а также развивает внимание.
Чтобы было интересно можно придумать сказку.
Все действия, которые происходят в сказке, необходимо выполнять.
Сказка «Теремок»
Расскажу, друзья, вам сказку.
Вы же сами без подсказки
Всем героям помогите,
Куда нужно проводите.
Посмотри скорей, дружок,
В нижний правый уголок.
Здесь не низок, не высок
Стоит терем-теремок.
Чисто и уютно тут.
Здесь животные живут.
Без обид, без всякой драки
Мишка, белка и собака,
А ещё цыплёнок с рыбкой
Просыпаются с улыбкой
И спешат все по делам…
И помочь им надо нам. (В даль по разным сторонам)
1. Мишенька спешит в дорогу
Хвороста набрать немного.
Вот идёт медведь в лесок
В верхний левый уголок.
2. Чтоб не опоздать к обеду
Пёс спешит в деревню к деду,
Ненадолго, на часок
В левый нижний уголок.
3. А цыплёнок, наш дружок,
В правый верхний уголок
Отправляется, ребятки,
(На весёлую зарядку).
4. Белочка спешит вперёд,
Рыбку к озеру несёт.
Озеро лежит в низине –
В самом центре, в середине.
Потихоньку, понемногу
Все смогли найти дорогу.
Дружно справились с заданьем –
Молодцы все. До свидания!
Вторая игра: «Стадион»
Цель игры:
- закрепление навыков счета и умения ориентироваться в пространстве;
- развитие логического мышления
- умения выделять признаки геометрических фигур согласно заданных с помощью условий;
Ход игры:
Ведущий предлагает построить "спортсменов" (геометрические фигуры) на старте - на синие цифры. " Спортсмены" движутся согласно заданному с помощью символов условию.
Например:
Все спортсмены делают один шаг вперед.
Все фигуры делают два шага вперед, но нельзя желтым.
Треугольники делают шаг вперед, остальные на месте.
Спортсмены в красной форме делают шаг вперед, квадратные 3 шага вперед.
Все спортсмены делают шаг вперед.
Синие делают 3 шага вперед, квадратные 1 шаг вперед, круглые на месте.
Круглые 4 шага вперед, остальные на месте.
Какие фигуры оказались на финише? А теперь посчитайте сколько фигур на финише.
У кого больше на финише оказалось спортсменов тот и победил.
По окончании игры дети подсчитывают - сколько спортсменов добралось до финиша. (красные круги)
Игру можно использовать, как дидактическое упражнение на занятии, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
Далее я предлагаю поменять тренажёр, где клетка более мельче.
И следующая игра 3 называется «Дорожка к дому».
Цель игры: Развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, пространственного мышления. Для этого подходят упражнения на закрашивание клеточек по образцу, рисование узоров и срисовывание фигурок по клеточкам.
Следующая игра 4 «Весёлый пластилин»
Нетрадиционная техника лепки пластилинография.
Цель игры: достаточно кропотливый процесс, который стимулирует усидчивость, терпение, стремление доводить начатую работу до конца.
• Данная разновидность лепки совершенствует мелкую моторику — происходит подготовка детской руки к письму.
• Занятия пластилинографией способны снимать у детей мышечное и нервное напряжения.
Пока участники выполняют задания, я хочу спросить у зрителей а какие Вы знаете игры где используется клетка?
- Крестики, нолики.
- Шахматы.
- Шашки.
- Пятнашки.
- Монополия.
- Рулетка.
- Реверс.
- Го.
- Морской бой.
- Виселица.
- Змейка.
- Танчики.
- Ладошки.
- Точки и отрезки.
Молодцы. Вот и участники справились с заданием, тоже молодцы.
Игра называется «Клеточные дорожки». Для её изготовления использовали остатки линолеума, из которых вырезали квадраты 20x20 см.
Затем дрелью проделали отверстия для соединения этих квадратов в одну дорожку. Квадраты связали шёлковым шпагатом. Получилось 2 варианта расположения дорожек: 4 дорожки по 5 квадратов в каждой и 5 дорожек по 4 квадрата в каждой. Каждый ряд обозначили цифрой, чтобы на начальном этапе дети могли легче ориентироваться. Теперь остаётся только для каждой игрушки найти своё место.
Дети могут даже ходить по дорожкам, находя нужное место для игрушки, отсчитывать клетки.
Например.
1.Ёжик живёт в первом ряду в четвёртой клетке слева.
2. Белочка– в третьем ряду во второй клетке слева.
3. Лиса в четвёртом ряду в третьей клетке справа.
4. Собачка Нюся живет от белочки на 2 клетки вверх.
5. Маша пришла в лес и решила собрать всех своих друзей на весёлую прогулку.
Для детей 6-7 лет можно усложнить задания. Ребёнок проходит по клеткам, следуя установкам педагога, а затем сами дети могут давать друг другу задания. Чтобы дети не потерялись в пространстве, надо поставить игрушку, к которой необходимо прийти. Во время движения лицом необходимо поворачиваться к игрушке.
Маршрут можно придумывать различной сложности, в зависимости от индивидуальных способностей ребёнка.
Двигаться можно не только по словесной инструкции, но и по зрительным ориентирам. Для этого разработали план-схему. Ребёнок прочитывает схему и выбирает движение, ориентируясь на план.
Например. Двигаться надо к цветным клеткам по красным стрелкам, проговаривая своё движение.
Например, 4 клетки вперёд, 2 вправо, 3 назад, 2 вправо, 3 вперёд.
В заключении своего мастер класс мне хотелось подарить участникам эти тренажеры, для работы с детьми по клетки. А также буклеты с некоторыми играми.
Игры по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это способ, который в форме игры позволяет развивать у ребенка пространственное воображение, усидчивость, координацию движения. А также научить ребенка ловкости при обращении с ручкой или карандашом.
Важно помнить, что занятия для ребёнка – не экзамен, а всего лишь игра. И моя задача состоит в том чтобы помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми умениями и навыками.
Рефлексия. Тест «Снежинка»
Раздать слушателям листы бумаги с изображением снежинки, в которую вписаны утверждения. Затем педагоги оценивают мастер-класс по 10-балльной шкале, где 10 – это максимальный положительный балл, 1 – минимальный отрицательный балл.
- 2
3 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Удивительное рядом»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:- Расширять знания педагогов о значении эксперим...

мастер класс родителей детей и воспитателей рецепты полезных блюд для будущих чемпионов
ГБОУ СОШ № 1457 Мастер – класс для детей и родителей «Рецепты полезных блюд для будущих олимпийцев»...

Мастер-класс для воспитателей « Пластилинография — увлекательное и полезное занятие для детей»
Цель мастер-класса: знакомство с пластилинографией, получение новых знаний воспитателями и освоение их в практической деятельности.Задачи мастер класса:• освоение воспитателями нетрад...
Мастер- класс "Книга своими руками. Удивительный мир сказок ханты манси"
Любить Родину - значит знать ее, знать, прежде всего, свою малую Родину, поэтому воспитывать любовь к родному краю и формимровать интерес к культурному наследию народов Севера необходимо начинат...

Мастер-класс для воспитателей « Пластилинография — увлекательное и полезное занятие для детей»
для воспитателей...

Мастер- класс для педагогов. Тема мастер-класса «Театрализованные игры в детском саду».
Повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду....