Мастер-класс для педагогов ДОУ «Удивительное рядом»
методическая разработка по окружающему миру на тему

Чаденкова Юлия Леонтьевна

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

- Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.

- Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребёнком-дошкольником.

- Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

- Познакомить воспитателей с рекомендациями по проведению опытов и экспериментов, с организацией развивающей среды.

Планируемый результат:

Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_vospitateley_udivitelnoe_ryadom.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Удивительное рядом»

Подготовила и провела:

воспитатель

МБДОУ ЦРР – детский сад № 180 г.о.Самара

Чаденкова Юлия Леонидовна

19.11.2014г.

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

Приобретают способность сами ставить вопросы

И получать на них фактические ответы, оказываясь

На более высоком умственном и нравственном уровне

В сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»

К.А. Тимирязев

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

- Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.

- Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребёнком-дошкольником.

- Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

- Познакомить воспитателей с рекомендациями по проведению опытов и экспериментов, с организацией развивающей среды.

Планируемый результат:

Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

 Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности.

- Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на занятие, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем? (Да.)

Японская пословица гласит:

Расскажи мне – я услышу,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать самому – и я пойму.

Вот в этом мы с вами и будем убеждаться.

 Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка - дошкольника?

(Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.)

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Давай с вами поиграем!

Слайд №1 представлены слова:

- выдвижение гипотезы,

- проверка предположения,

- целеполагание,

- проблемная ситуация,

- формулировка вывода,

- новая гипотеза.

Как вы думаете, какое последует задание?

Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.

 Слайд №2 с правильным ответом:

1. Проблемная ситуация.

2. Целеполагание.

3. Выдвижение гипотез.

4. Проверка предположения.

5. Если предположение подтвердилось: формулировка вывода.

6. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация её в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода.

Вот и замечательно! Мы вспомнили с вами о роли детского экспериментирования, уточнили последовательность проведения, но при всём этом важно всегда помнить, что одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды.

И сейчас я приглашаю вас посетить выставку.

 Слайд №3 (фотоматериал)

Вашему вниманию предлагаю: картотеку игр с водой (для младшего дошкольного возраста), картотеку опытов и экспериментов.

Проект «Удивительное рядом», над реализацией которого мы сейчас работаем. Представить на ваш суд, сделанный своими руками «Центр воды и песка» совмещённый с уголком экспериментирования; а также познакомить с игровыми персонажами, которые являются нашими частыми гостями.

Уважаемые коллеги, а сейчас я попрошу вас побыть в роли детей старшего дошкольного возраста и поэкспериментировать.

 Слайд №4 со словами:

Эксперимент рождается не просто:

Порой – с наивного вопроса.

Порой – со странного ответа.

Он долго зреет в тайне где-то

Когда сомнений нет уж боле –

Он вырывается на волю,

Нам отдаёт себя на милость:

Смотрите! Что-то получилось.

Посмотрим, что же получится у нас?

Не секрет, что в наше время в силу определённых причин водоёмы часто загрязнены. Одной из таких экологических катастроф является разлив нефтепродуктов.

Проведём эксперимент 1  «Нефтяная речка».

Цель: показать детям, насколько сложно удалить нефтяную плёнку с поверхности воды. (Спросить у воспитателей.)

Материал: пластиковый контейнер и трубочка, пластилин, прищепка, банка с водой, растительное масло.

Подготовительная работа: в нижней части пластмассового контейнера проделайте отверстие по диаметру трубочки, вставьте в него трубочку и закрепите пластилином. Свободный конец трубочки закрепите прищепкой.

Ход эксперимента:

1. Нальём в контейнер воды — это речка. Затем добавить масла, чтобы образовалась хорошо заметная плёнка - «нефть из танкера».

2. Что же будет, если закрыть аквариум с рыбками полиэтиленовой плёнкой? (Рыбки погибнут, так как плёнка не пропускает воздух и им нечем дышать.) Вот так и нефтяная плёнка не пропускает воздух, гибнут рыбы и другие обитатели водоёмов.

3. Предлагаю вам очистить воду, не смешивая её, через трубочку (пусть попробуют слить масло через край, вычерпать ложкой).

4. Снимаем прищепку с трубки и сливаем воду в подставленную банку, когда появится масляный слой, зажать трубку прищепкой. В результате в банке будет чистая вода, а масло останется в контейнере.

5. Можно ли также слить речку? Сколько человек и времени нужно для очистки воды? Смогут ли рыбы обходиться всё время без воздуха?

Вывод: Разлив нефти представляет серьёзную опасность для обитателей рек, озёр и морей. А для кого ещё опасен разлив нефти на водоёме? Правильно, для птиц.

Проведём эксперимент 2  «Птицы и нефть»

Цель: помочь детям понять, как загрязнение водоёмов нефтью влияет на водоплавающих птиц.

Материал: пуховые птичьи перья, жидкое масло (растительное), бумажные салфетки.

Ход эксперимента:

1. Подбросим перышки и проследим за их полётом.

2. Обмокнём пёрышки в растительное масло (избытки промокнуть салфеткой), и ещё раз подбросим вверх. Обратите внимание, как быстро перышки «камнем» падают вниз. А знаете, почему?

Объяснение: Строение перьев позволяет птицам летать, «отталкивая» крыльями воздух вниз, сами же они при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (утка, чайка, гагара) садится на воду, покрытую нефтяной плёнкой, её перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность «отталкивать» воздух, а значит, птица не может взлететь и становится лёгкой добычей хищников.

Динамическая пауза

Уважаемые коллеги! Наступила осень — замечательное время года, воспетое поэтами, художниками и … как время простуд, санитарными врачами. Опасаясь за ваше здоровье, предлагаю вспомнить простое, доступное, но многими необоснованно забытое, средство — точечный массаж, который я вместе со своими воспитанниками использую для профилактики простудных заболеваний ежедневно:

Точечный массаж для профилактики ОРВИ

Точечный массаж можно применять в начальной стадии простудного заболевания, когда появляется насморк, а также для профилактики острых респираторных вирусных инфекций.

Массаж проводится 3 - 4 раза в день. Каждую точку массируют в течение 2 - 3 минут. Напоминаем, что несимметричные точки массируют пальцем правой руки, симметричные (если они не на руках) одновременно пальцами левой и правой руки.

 Слайд №5 «Биологически активные точки»

1-я точка, — в центре переносицы, между бровями. Массировать указательным пальцем, надавливать легко, делая одновременно вращательные движения.

2-я точка, — у верхнего края боковой борозды крыла носа. Массировать указательными пальцами, надавливать легко, прерывисто.

3-я точка, — в центре подбородка, снизу. Массировать большим пальцем, надавливать легко, делая одновременно вращательные движения в области точки.

4-я точка, — за ушной раковиной. Массировать указательными или большими пальцами, надавливать легко, делая одновременно вращательные движения в области точки.

5-я точка, — на тыльной поверхности кисти, между большим и указательным пальцами. Массировать большим пальцем, прерывисто, чувствительно надавливая. (Музыкальное сопровождение.)

 Слайд №6. Будьте здоровы и счастливы!

Познание мира природы происходит не только через визуальное восприятие, но и тактильные ощущения.

Предлагаю вам поэкспериментировать с природным материалом. А поможет нам в этом «Волшебный ящик».

Эксперимент 3  «Ящик ощущений» (опыты с камнями)

Материал: разнообразные камни в коробках, коробка для смешанных камней и ткань, стакан с водой, лупа.

Классификация камней по разным признакам.

Подготовительная работа:

Положить в ящик несколько предметов (среди них должны быть и камни)

Ход эксперимента

Предложить выяснить, что находится внутри «ящика ощущений»: из всех предметов отберите камни. Каждый берёт в руку камень и рассказывает о его особенностях. Какой камень на ощупь? (Гладкий, шероховатый, с острыми краями, холодный и т.д.)

Когда все камни будут на столе сравнить их.

Почему у некоторых камешков нет углов, почему они гладкие? (Камешки лежали в воде, песок и вода обтесали углы, камешки стали гладкими)

1. Рассмотрите камешки в лупу. Обратите внимание на кристаллики, трещинки, узоры.

2. Что будет, если положить камень в воду? Он утонет или будет плавать? (бросить камень в стакан с водой, наблюдать). Что же происходит (на воде круги). Может ли камень плавать?

3. Давайте сравним камешки сухие и мокрые. Какого цвета мокрые камни по сравнению с сухими? Какие из них красивее теперь?

4. Сделаем музыкальный инструмент. Положим камешки в коробки (пластиковые, металлические, картонные) и закройте их. Как красиво и по-разному они гремят (мелкие и крупные, один и несколько камешек). (Под музыку в качестве маракасов.)

Игры с камнями

На столе поднос с песком: предлагаю всем участникам мастер-класса проявить фантазию и составить узор из камешков.

Замечательно! Вы просто молодцы! И вашим воспитанникам повезло, потому что рядом с ними творческие воспитатели.

И в заключении я предлагаю вам мысленно положить на левую руку всё, то с чем вы пришли сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии полезного и интересного, что могли бы использовать в работе с детьми.

 Слайд №7

 Благодарю за активное участие. Творческих всем успехов!

Закончить своё выступление хотелось бы такими словами

Мы не гости на планете

И Земля — наш дом,

Будет в нём светло и чисто,

Если мы спасём:

И прозрачные озёра, и кедровый бор,

И цветных полей узоры и речной простор.

Всё дело только в человеке,

Он может делать чудеса:

Сберечь зверей, очистить реки,

Разбить сады, взрастить леса!

Позвольте предложить вам памятки, которые помогут эффективно спланировать работу с детьми по экспериментированию.

Литература:

1. О.В. Дыбина «Неизведанное рядом».

2. А.И.Иванова «Детское экспериментирование – как метод обучения».

4. Н.Рыжова «Наш дом природа».

5. Н.А.Короткова «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»/ Ребёнок в детском саду №4 - 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования "Удивительное рядом" для педагогов дошкольного образования

Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования, подготовка руки к письму через нетрадиционные способы рисования. Предсавлены разные техники: монотипия, кляксография, набрызг, пластилинография, рисо...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер - класс для детей и родителей "Удивительный мир"

содействие становлению духовно-нравственной личности с направленностью на познание представления о Боге как Творце всего существующего, убеждении в Его реальности через приобщение к красоте созданного...

Мастер-класс для родителей по экспериментированию "Интересное рядом"

Оксана Карпенко Мастер-класс по экспериментированию «Интересное рядом»Мастер-класс «Интересное рядом».Проведение экспериментов.Воспитатель: Мне очень близка теат...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Удивительное рядом»

Мастер-класс для педагогов ДОУ«Удивительное рядом»...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...

Родительское собрание «Мастер-класс для родителей на тему: «Удивительное рисование. Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего возраста»

Цель мастер-класса: повысить мотивацию родителей дошкольников к использованию нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей, познакомить родите...