ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА: «Развитие мелкой моторики, с использованием материалов комплекта «Послушные ладошки» на 2024-2025 уч. год
материал (старшая, подготовительная группа)

Актуальность В настоящее время проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья привлекает внимание не только педагогов и психологов, но и является одним из приоритетных направлений в современной социальной и образовательной политике Российского государства. Современное общество признает необходимость и целесообразность создания для детей с ограниченными возможностями здоровья условий, способствующих их успешной социализации и адаптации, формированию самостоятельности, навыков социальной и жизненной компетентности. Переход от традиционно принятой системы обучения к расширению спектра и улучшению качества образовательных услуг, в частности, в работе с детьми с ОВЗ, предъявляет повышенные требования к компетентности и профессионализму педагогов дошкольного учреждения. Перед воспитателями и специалистами детского сада встает проблема выбора эффективных форм и методов работы для успешной реализации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Развитие мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребенка, и в целом уровень развития тонкой моторики тесно связан с развитием психических функций (внимания, мышления, воображения, восприятия, речи). Работа по развитию мелкой моторики рук позволяет улучшить и ускорить речевое развитие детей дошкольного возраста, расширяет словарный запас, вызывает у детей интерес к познанию нового и интересного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самообразование. 21.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД №7 «ОСТРОВ СОКРОВИЩ»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ТЕМА: «Развитие мелкой моторики, с использованием материалов комплекта

«Послушные ладошки»

на 2024-2025 уч. год

Воспитатель: Николаева Татьяна Юрьевна

Актуальность

В настоящее время проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья привлекает внимание не только педагогов и психологов, но и является одним из приоритетных направлений в современной социальной и образовательной политике Российского государства.

Современное общество признает необходимость и целесообразность создания для детей с ограниченными возможностями здоровья условий, способствующих их успешной социализации и адаптации, формированию самостоятельности, навыков социальной и жизненной компетентности. Переход от традиционно принятой системы обучения к расширению спектра и улучшению качества образовательных услуг, в частности, в работе с детьми с ОВЗ, предъявляет повышенные требования к компетентности и профессионализму педагогов дошкольного учреждения. Перед воспитателями и специалистами детского сада встает проблема выбора эффективных форм и методов работы для успешной реализации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребенка, и в целом уровень развития тонкой моторики тесно связан с развитием психических функций (внимания, мышления, воображения, восприятия, речи). Работа по развитию мелкой моторики рук позволяет улучшить и ускорить речевое развитие детей дошкольного возраста, расширяет словарный запас, вызывает у детей интерес к познанию нового и интересного.

Многофункциональный комплект «Послушные ладошки» это набор пособий международной компании, использование которых развивает навыки тонкой моторики рук и познавательные процессы у детей дошкольного возраста. В комплект включены пособия, которые помогут педагогу реализовать большое количество задач развития. Значительным преимуществом комплекта является его универсальность, его пособия могут использоваться как в индивидуальной работе, так и в подгрупповой, как в организованной педагогом деятельности, так и в свободной деятельности детей. Комплект «Послушные ладошки» это эффективный инструмент коррекционной работы, поэтому на его основе был разработан план самообразования коррекционно-развивающих игр для детей с ограниченными возможностями здоровья. Комплект «Послушные ладошки» дает возможность педагогам и родителям в игровой форме обучать и развивать детей. Также комплект позволяет создавать для дошкольника такие условия в рамках дошкольной группы, которые помогают готовить его к нелегкому периоду овладения письмом – позволяют накопить разнообразный двигательный опыт, опыт манипуляции различными предметами.

Цель: развитие высших психических функций: внимания, мышления, речи, восприятия через развитие тонкой моторики рук.

Задачи проекта:

обучение и развитие детей в игровой форме с использованием комплекта «Послушные ладошки»;

накопление опыта манипуляции различными предметами, способствовать развитию навыка разнообразных движений рук;

интеграция мелкой моторики в игры и упражнения на познавательное развитие;

повышение качества развития чувствительности рук;

развитие познавательной сферы, мелкой и тонкой моторики рук, точности движения и навыка пространственного моделирования.

Ожидаемый результат: положительная динамика в развитии мышления, внимания, памяти и речи детей дети с ограниченными возможностями здоровья.

Этапы реализации:

1 этап - подготовительный

  • выбор темы и разработка плана самообразования;
  • изучение методических материалов и практического пособия к применению комплекта «Послушные ладошки»;
  • организация развивающей среды с использованием набора «Послушные ладошки»;
  • подобрать и подготовить картотеку игр с набором «Послушные ладошки»

2 этап – основной

  • подборка материалов для диагностики, непосредственное проведение диагностики, игры для развития мелкой моторики;
  • составление перспективного плана работы с детьми на основании полученных диагностических данных;
  • проведение консультаций для родителей.

3 этап – обобщающий

  • подведение итогов и обобщение выполненных работ с детьми (диагностика), выводы.
  • представление опыта педагогической общественности;
  • публикация материалов;
  • выступление на методических мероприятиях, проводимых в ДОУ

Методическое и материальное обеспечение

План строится на основе использования комплекта «Послушные ладошки».

Комплекта «Послушные ладошки» - это набор пособий международной компании EDX, предназначенный работы с дошкольниками и детьми начального школьного возраста. В состав комплекта входят:

  • мозаика PEG BOARD большая, набор для группы;
  • гигантские скрепки (20 прищепок);
  • чашки и пинцеты, набор для сортировки;
  • звенья счётные фигурные, 6 цветов;
  • материал счётные фигурки «мишки с рюкзаками»;
  • гайки и болтики, набор для группы с карточками;
  • кубики соединяющиеся;
  • конструктор геометрический 3D;
  • практические рекомендации к применению пособий комплекта «Послушные ладошки».

Календарно – тематический план работы с комплектом

«Послушные ладошки» на 2024-2025 уч.год

Месяц

Содержание работы

Цели и задачи деятельности

Сентябрь

Первичная диагностика

  1. Игры: «Кривые зеркала», «Собери узор», «Карта города»

  1. Игры: «Продолжи ряд», «Золушка»,

«Волшебный мешочек», «Помоги пальчикам»

  1. Игры: «Собери ковер», «Кто где живет», «Кто потерялся», «Найди подобное»
  1. Развитие зрительного восприятия, пространственной ориентации на плоскости
  2. Синтезируем развитие мелкой моторики с познавательным развитием. Развитие тактильной чувствительности.
  3. Поиск, создание закономерностей.

Установление причинно-следственных связей.

Октябрь

  1. Игры: «Чья змейка длиннее»,

«Большая стирка»

  1. Игры: «Кривые зеркала»,

«Продолжи ряд», «Чья змейка длинее»

  1. Игры: «Догони меня», «Парк аттракционов»
  2. Игры: «Кто быстрее», «Найди ошибку»
  1. Развитие зрительный анализ, развиваем навыки конструирования
  2. Обучение манипуляции с пинцетом, развитие внимания
  3. Развитие воображения, мелкой моторики
  4. Развитие мелкой моторики рук,

развитие внимания.

Ноябрь

  1. Игры: «Рассели мишек по домикам», «Кривые зеркала»,

«Большая стирка», «Карта города»

  1. Игры: «Угадай», «Сортировщик»,

«Продолжи ряд»

  1. Игры: «Идем в гости», «Умелые пальчики», «Парк аттракционов»

#1048;гры: «Длиннее-короче», «Выше- ниже», «Догони меня»

5. Игры: Игры: «Собери ковер», «Кто где живет?», «Большая стирка»

#1056;азвитие зрительного восприятия, пространственной ориентации на плоскости #1048;гра синтезирует развитие мелкой моторики с познавательным развитием #1055;оиск, создание закономерностей. Развитие критического мышления.

Установление причинно- следственных связей

  1. Развитие зрительного

восприятия, способности выявлять закономерности

  1. Поиск, создание закономерностей. Установление

причинно-следственных связей.

Декабрь

  1. Игры: «Собери ковер», «Умелые пальчики», «Что построим»
  2. Игры: «Закрути болты», «Парк аттракционов»
  3. Игры: «Идем в гости», «Найди ошибку»
  4. Игры: «Построй по схеме»,

«Заселяем мишек в домики»

  1. Развитие мелкой моторики, творческого мышления
  2. Развитие мелкой моторики рук, развитие внимания
  3. Развитие операций мышления и логики.
  4. Развиваем симметрию, навык

конструирования.

познавательное развитие.

Январь

  1. Игры: «Длиннее-короче», «Выше- ниже», «Большая стирка»
  2. Игры: «Кривые зеркала»,

«Продолжи ряд», «Закрути болты»

  1. Игры: «Догони меня», «Парк аттракционов», «Идем в гости»

#1048;гры: «Кто быстрее», «Найди ошибку»

  1. Развиваем точность и ловкость рук.
  2. Развитие зрительного восприятия, пространственной ориентации на плоскости.

#1056;азвитие мелкой моторики и познавательное развитие.

#1056;азвитие критического мышления.

Февраль

#1048;гры: «Кривые зеркала»,

«Собери узор», «Карта города»

#1048;гры: «Продолжи ряд», «Золушка»,

«Волшебные пальчики», «Самый ловкий»

#1048;гры: «Собер ковер», «Кто где живет», «Рассели по домикам»

#1056;азвитие зрительного восприятия, пространственной ориентации на плоскости #1048;гра синтезирует развитие мелкой моторики с познавательным развитием #1055;оиск, создание

закономерностей. Установление

причинно-следственных связей.

Март

  1. Игры: «Чья змейка длиннее»,

«Большая стирка», «Разложи по цвету, форме», «Кто здесь лишний?»

  1. Игры: «Угадай», «Сортировщик»,

«Рассели мишек по домикам»,

«Кривые зеркала»

  1. Игры: «Идем в гости», «Умелые пальчики», «Полный комплект», «Что построим?»

  1. Игры: «Длиннее-короче», «Выше- ниже», «Найди закономерность», «Что лишнее?»
  2. Игры: «Собери ковер», «Кто, где живет?», «Сортировщик», «Что построим?»
  1. Развитие зрительного восприятия, анализа, выявлять закономерности.
  2. Игра синтезирует развитие мелкой моторики с познавательным развитием. Развитие зрительного восприятия.

#1055;оиск, создание закономерностей. Развитие критического мышления, воображения. Установление причинно-следственных связей

  1. Развитие зрительного

восприятия, способности выявлять закономерности

  1. Поиск, создание закономерностей. Развитие

воображения.

Апрель

  1. Игры: «Мишки весело шагают»,

«Идем в гости»

  1. Игры: «Золушка», «Чья змейка длиннее», «Завяжи узел»

  1. Игры: «Продолжи», «Найди похожий», «Что лишнее»
  2. Игры: «Найди круг, треугольник, квадрат», «Красный, синий, желтый

…», «Найди кто спрятался», «Построй ряд»

  1. Формировать умение прокатывать карандаши между ладонями.
  2. Развитие навыка завязывать узелки. Развитие тонкой моторики рук, зрительного анализа.
  3. Развитие зрительного анализа.

#1047;акрепление сенсорных признаков: цвет, форма.

Закрепление названия геометрических фигур. Развиваем

внимание.

Май

  1. Игры: «Собери ковер», «Умелые пальчики», «Что построим»
  2. Игры: «Идем в гости», «Умелые пальчики», «Парк аттракционов»

#1048;гры: «Собери ковер», «Кто где живет», «Кто потерялся», «Найди подобное»

#1048;гры: «Длиннее-короче», «Выше-ниже», «Найди закономерность», «Что лишнее?»

5. Игры: «Собери ковер», «Кто, где живет?», «Сортировщик», «Что построим?»

1. Развитие мелкой моторики, творческого мышления #1055;оиск, создание закономерностей. Развитие критического мышления. Установление причинно- следственных связей.

#1055;оиск, создание закономерностей. Установление причинно-следственных связей. #1047;акрепление сенсорных признаков: цвет, форма.

Закрепление названия геометрических фигур. Развиваем внимание.

#1055;оиск, создание закономерностей. Развитие

воображения.

Итоговая диагностика

Литература:

  1. Практические рекомендации к применению пособий комплекта «Послушные ладошки»: учебно-методическое пособие/М.А.Надеждина, Т.Н.Ермакова. Ярославль, 2020г.
  2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006г.
  3. Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006г.
  4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996г.
  5. Кольцова М.М. «Развитие моторики».- М.:Эксмо, 2002г.
  6. Светлова И. «Развиваем мелкую моторику». Эксмо-Пресс, 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по развитию мелкой моторики для детей средней группы (сентябрь – ноябрь).

Перспективный план по развитию мелкой моторики на сентябрь-ноябрь, предназначен для работы с детьми средней группы, содержит постановку задач, названия занятий, игр, игровых ситуаций, пальчиковой гимн...

Перспективный план работы по развитию мелкой моторики для детей средней группы (декабрь - февраль).

Перспективный план содержит перечень названий занятий, пальчиковых игр, игровых ситуаций, их целей и задач....

План по самообразованию«Развитие мелкой моторики рук, как фактор развития речи детей»

   Цель: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мускулатуры пальцев рук; создать условия для развития мелкой моторики....

план по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

   Уровень развития мелкой моторики – один из показателейинтеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Оказывается, что...