«Методы и педагогические приёмы развития интеллектуальной, познавательно – исследовательской активности детей младшего дошкольного возраста.»
консультация (младшая группа)

Развитие интеллектуальных способностей

детей младшего возраста: 2-4 года

Младший возраст — важный период в развитии ребенка. Именно в этот период происходит переход малыша к новым со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда ребенок, недавно еще такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.

Задача взрослого — поддержать стремление к самостоятельности, не подорвать веру ребенка в собственные силы, помочь ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ps_zaliya.docx264.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 15 «Дельфин» г. Янаул

Выступление  на педсовете:

«Методы и педагогические приёмы развития интеллектуальной, познавательно – исследовательской активности детей младшего дошкольного возраста.»

Выполнила : воспитатель МАДОУ ЦРР

ДС №15 «Дельфин»

Ситдикова Залия Асхатовна

2020год

Развитие интеллектуальных способностей

детей младшего возраста: 2-4 года

Младший возраст — важный период в развитии ребенка. Именно в этот период происходит переход малыша к новым со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда ребенок, недавно еще такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.

Задача взрослого — поддержать стремление к самостоятельности, не подорвать веру ребенка в собственные силы, помочь ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

 

Задачи интеллектуального развития:

  • воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим;
  • побуждать детей открыто и искренне, выражать свои чувства;
  • развивать представления об устройстве человеческого жилья, о предметах домашнего обихода, хозяйственной деятельности;
  • формировать умение устанавливать связи между назначением предмета и его формой, материалом; пользоваться предметами в соответствии с их назначением;
  • развивать интерес детей ко всему живому, к природе во всех ее проявлениях;
  • иметь общие представления об объектах живой и неживой природы, растениях (отличительные признаки диких и домашних животных, характерные признаки, строение).
  • уметь различать цвета, форму; сравнивать, сопоставлять пары; различать по выражению лица эмоциональные состояния;
  • называть и различать взрослых и детей на картинках, их части тела и их действия;
  • освоение структуры простого предложения, использовать системы окончаний существительных, прилагательных глаголов, уменьшительные суффиксы -чик -онок -енок;
  • формировать пространственное и образное мышление.

 

 

Развитие интеллекта - включает в себе развитие памяти, восприятия, логического мышления, т.е. всех умственных способностей  Основной неотъемлемой частью по развитию интеллекта младших дошкольников являются игры. «Без игры нет и не, может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливается живительным потоком представлений, понятий. Игра- это искра, зажигающие огоньки пытливости и любознательности»,- писал В.А.Сухомлинский.

         Огромную роль в умственном воспитание и развитие интеллекта играют дидактические игры. Игры должны соответствовать возрасту детей и задачам, которые решаются на данном этапе.

В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью: «Чудо-дерево», «Сложи квадрат», «Геометрическая мозаика», «Мозаика», «Лего», счетные палочки, шнуровки. Большим подспорьем в развитие интеллектуальных способностей служат игры, сделанные своими руками, «Цветочная поляна», , «Волшебные нитки», « «Разноцветные прищепки», «Когда это бывает?», «Загадочный домик», «Цветные резинки», «Веселый счет», игры-эксперименты: «Игры с соломкой», «Музыка или шум», «Бумага, какая она?», «Что в коробке?». Младшие дошкольники обычно бывают увлечены самим процессом игры. Поэтому предлагаемые им игровые действия более просты и  однотипны: отгадать разобрать, собрать, узнать. назвать. С помощью игры «Что в коробке?»,- дети знакомятся со значением света, его источником /солнце, фонарь, лампа/, усваивает, что свет не проходит через непрозрачные предметы/открыть крышку или прорезь и увидеть, что там лежит/.

«Математический коврик», учить различать и называть геометрические фигуры, цвета; отчитывать определенное количество предметов по образцу; находить ошибку, если количество предметов не соответствует числу, записанному цифры, стоящей рядом; находить предмет такой же формы. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, логического мышления, творческих способностей, пространственного воображения.

«Цветочная поляна» включает в себе работу по ориентировке в пространстве, сравнению предметов и совокупностей, пространственно-временным представлениям.

Счетные палочки традиционно использовались как счетный материал.

Однако их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей, развивать пространственное воображение. В играх со счетными палочками создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и благодаря открытию новых способов действия с материалом активности и самостоятельности. Как из квадрата получить 2 треугольника, а из 8 палочек построить 2 квадрата? и т.д. Ведь мелкая моторика у детей развита еще слабо, а так хочется построить глубокий колодец, да еще постараться, чтобы он был ровный, не развалился.

«Волшебные нитки», «Шнуровки», «Цветные резинки» игры которые  развивают сенсорные способности /восприятие формы, цвета, величины/, знакомят детей с геометрическими фигурами, их элементами. Развивают конструктивное умение составлять различные узоры и предметы

 «Сложи квадрат» одна из развивающих игр по системе Никитиных. Складывая квадрат из разноцветных фрагментов различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из фрагментов одного цвета сложить квадрат. То есть в процессе ребенок с сенсорными эталонами  цвета и формы, соотношением целого и части.

«Разноцветные прищепки» разноцветные бельевые прищепки –это главный тренажер для развития мелкой моторики, так как они тесно связаны с речевой функцией. Ведь интеллектуальное развитие ребенка, формирование его характера , эмоций, личности в целом непосредственно зависит от речи. Многократное повторение движения разжимая/ сжимая с усилением дает отличную тренировку пальчикам рук. Нужно научить ребенка брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их любому плоскому предмету. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ежика, кактус, солнышко ит.д.

Работая с детьми, занимаясь с ними, развиваем и обучаем их возможно только в системе. Выбирается игра для вовлечения ребенка в деятельность сравнения, со считывания, воссоздания и т. д, будто непосредственно образовательная деятельность, игровая деятельность, прогулка или другие режимные моменты. При этом инициатива и развертывании игры, действия принадлежит ребенку. Например, во время уборки игрушек предлагаю мальчикам поставить все маленькие машинки на полку,  большие -под стеллаж, а девочкам- посадить за один стол больших кукол, а за другой- маленьких.

     Предлагаю детям на прогулке посмотреть вокруг и найти парные предметы: 2крыла, 2глаза. Во время сбора ребенка на прогулку спрашиваю, у кого самый длинный шарф, а у кого- самый короткий; у кого- длинный и широкий; у кого- короткий и узкий. Как это узнать?

     В свободное время рассказываю детям о больших и маленьких животных.

Беседуем с детьми о том, какое время суток сейчас, какая погода, рассказываю приметы времен года. Предлагаю детям нарисовать на земле или асфальте треугольник , а затем подумать и сказать, что может быть такой формы.

     Во время сервировки столов спрашиваю, какой посуды больше: чашек или тарелок ит.д.

 Помните, игра выступает в роли стимулятора для развития интеллекта детей. Важно выбрать такие игры, которые развивали бы разнообразную умственную деятельность и развивали бы у ребенка именно то, что соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический проект по формированию познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста 1,5-3 лет «В гостях у Песочной феи»

В младшем дошкольном возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. И тому подтверждение -...

Тема: «В мире пуговиц» как способ развития познавательно-исследовательской активности детей младшего дошкольного возраста

Обычные пуговицы могут выполнять важную функцию: быть средством развития познавательной деятельности у малышей, и следовательно,  вспомогательным материалом для исследования. Пуговицы являются уд...

Развитие учебно-познавательной компетенции у детей младшего дошкольного возраста через познавательно - исследовательскую деятельность

Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность...

Презентация Развитие учебно-познавательной компетенции у детей младшего дошкольного возраста через познавательно - исследовательскую деятельность

Представить участникам мастер-класса экспериментирование, как одну из форм проведения поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста...

«Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста с ТНР и ЗПР в МДОУ- детский сад компенсирующего вида №23»

Исследовательская деятельность является одним из самых эффективных форм в развитии и коррекции познавательной сферы старших дошкольников с ТНР и ЗПР....

План работы по самообразованию "Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами живой и неживой природы»

Активно работаю над самообразованием, повышаю уровень профессионального мастерства, изучая новые методы и технологии в работе с детьми....