Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию "Дружба"
план-конспект занятия (старшая группа)
Социально-коммуникативное развитие — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений. Оно является важной проблемой в педагогике. Важностьданногоразвития возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_druzhba.docx | 28.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по социально-коммуникативному развитию Тема: «Дружба»».
Выполнил:
Назетова Ангелина Викторовна
воспитатель
НРМ ДОБУ «Детский сад «Лесовичок»
Социально-коммуникативное развитие является одним из приоритетных направлений развития ребенка в дошкольном возрасте. Социально-коммуникативное развитие — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений. Оно является важной проблемой в педагогике. Важностьданногоразвития возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Современные дети дошкольного возраста испытывают трудности в установлении контактов со сверстниками, выражении своих чувств и эмоций, что связано с возрастающей зависимостью от телевизора и компьютера. Кроме этого исследования в области развития личности дошкольника актуализируют трудности общения и конфликтные взаимоотношения, низкий социометрический статус, эмоциональное неблагополучие дошкольников. Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрение новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений. Многие родители считают, интеллектуальное развитие ребенка наиболее актуально в современном мире информационных технологий. Обучение ребенка с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его конкурентно способным. В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентный способный человек – это не только интеллектуально развитый, способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, имеющий навыки конструктивного общения. Но современные родители не уделяют должного внимания этим направлениям в развитии ребенка.
Поэтому, одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социально и коммуникативной сфер деятельности. Социально-коммуникативное развитие в ДОУ направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных ценностей; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Такое особое внимание социально-коммуникативному развитию современного дошкольника обусловлено тем, что данный период развития ребенка – один из важных этапов в развитии личности. Это начальный период социализации ребенка, приобщения его культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутриличностные и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по социально-коммуникативному развитию
Тема: «Дружба»
Группа: старшая.
Продолжительность: 25 мин.
Место проведения: спортивный зал.
Цель: обобщение и расширение знаний детей о дружбе, формирование навыков социального поведения, чувства принадлежности к группе.
Задачи:
Обучающие:
формировать и закреплять представления о дружбе, умение понимать и оценивать чувства и поступки других;
формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку, закреплять умение участвовать в совместной игре;
закреплять знания пословиц о дружбе;
Развивающие:
Развивать коммуникативные навыки общения;
Создавать условия для возникновения энтузиазма при нахождении правильного решения, совместно с коллективом в проблемной ситуации: развивать умение пользоваться объяснительной речью, высказывать суждения, объяснять свои суждения, прислушиваясь к мнению других.
Воспитательные:
воспитывать доброжелательные отношения между детьми, желание активно взаимодействовать.
Материал и оборудование:корабль построенный из игровых модулей, карточки с буквами (название корабля), письмо от капитана, 5 карточек с заданиями, 3 иллюстрации с изображением детей различных ситуациях (для задания №3), интерактивный комплекс "Колибри", слайдовая презентация с героями мультфильмов.
Предварительная работа: работа над употреблением вежливых слов в речи детей; изучение пословиц о дружбе и друзьях; этические беседы; изучение и внедрение в практику подвижной игры «Дружные ребята»; коммуникативные игры «Поздоровайся по разному», «Я всем желаю…» и др.; просмотр мультфильмов. обсуждение проблемных ситуаций, разногласий, возникающих между детьми в группе; чтение сказок о дружбе «Цветик - семицветик», «Сказка о дружбе», рассказы Осеевой и др.
Интеграция ОО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие; физическое развитие.
Здоровье сберегающие технологии: физминутка в форме малоподвижной коммуникативной игры, подвижная игра, дыхательная гимнастика.
Методы и приёмы: беседа, обсуждение,кейс-иллюстрация, игровые приёмы.
Планируемый результат: развитый навык общения и взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми; дружеские отношения в коллективе детей.
ХОД:
Вводная часть:
Дети с воспитателем проходят в спортивный зали рассматривают игровой модуль корабля, обнаруживают в нём письмо.
- Ребята как вы думаете, от кого пришло нам это письмо? (предположения детей)Давайте его зачитаем?
Воспитатель зачитывает письмо адресованное детям от капитана дальнего плавания.
«Дорогие ребята, я и моя команда построили для вас прекрасный корабль для увлекательных путешествий, но чтобы вы смогли отправиться в них, судну необходимо дать название. Конечно же мы дали ему название, а вам предстоит пройти несколько испытаний и разгадать его. За каждое выполненное задание, вы будете получать букву от названия корабля. Желаем вам поскорее справиться с заданиями и отправиться в увлекательное путешествие!»
- Ну что, вы готовы пройти испытания? А для того что бы у нас с вами всё получилось, как вы думаете что нам нужно с вами сделать?(высказывания детей)
Основная часть
Воспитатель зачитывает карточку с заданием №1
«Совсем недавно, мы с командой оказались на острове грубиянов. Жители этого острова совсем не знают добрых, вежливых слов для приветствий и общения. А знаете ли вы их ребята? Назовите их».
Воспитатель предлагает детям назвать вежливые слова необходимые для общения.
- дети скажите, а какие эмоции мы испытываем, когда говорим вежливые слова? Можно ли такие слова произносить со злостью?
- Ребята, одно из слов которое вы назвали, слово – здравствуйте. Давайте сейчас поиграем с вами в игру «Поздороваемся по разному» (Игру можно провести в двух вариантах: 1.Дети подбирают различные словесные приветствия. 2.Дети здороваются различным частям тела).
Все становятся в круг и проводится игра.
По окончанию игры дети получают карточку с буквой «Д» и прикрепляют её к кораблю.
Воспитатель зачитывает карточку с заданием №2
«Члены моей дружной команды, знают очень много пословиц о друзьях и дружбе. А какие пословицы знаете вы?»
Воспитатель предлагает детям игру «Я начну а вы закончите» с пословицами на тему «Дружба». В ходе игры дети заканчивают пословицу начатую педагогом и объясняют её значение
1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3. Один за всех и все за одного.
4. Дружба – самое дорогое сокровище.
5. Дружба-дороже денег.
6. Без друга в жизни туго.
7. Друзья познаются в беде.
Воспитатель хвалит детей и вручает карточку с буквой «Р», дети крепят её к кораблю.
Далее с целью физминутки проводится коммуникативная игра «Дрозд». Дети по желанию выбирают себе пару и выполняют движения соответственно тексту:
Я дрозд – ты дрозд, (показывают указательным пальцем на себя и на напарника)
У меня нос – у тебя нос,(показывают указательным пальцем на себя и на напарника)
У меня щёчки красненьки – у тебя щёчки красненьки,(круговые движения по щёчкам своим и напарника)
У меня губки аленьки – у тебя губки аленьки,(показывают указательным пальцем на себя и на напарника)
Я твой друг – и ты мой друг,(показывают указательным пальцем на себя и на напарника)
И мы любим друг друга.(обнимаются)
Зачитывается карточка №3.
«Ребята предлагаем вам рассмотреть иллюстрации, на которых изображены дети в различных ситуациях. Расскажите пожалуйста об изображённых действияхдетей и как можно разрешить ту или иную ситуацию. А так же расскажите какими качествами должны обладать настоящие друзья, а какими нет».
Детям демонстрируются иллюстрации с ситуациями «Ребёнок жадничает, не даёт другим игрушку», «Дети дерутся», «Обиженный ребёнок стоит в стороне, когда другие играют». Проводится обсуждение изображённых ситуаций и детьми высказываются примеры их решений. Далее воспитатель предлагает назвать качества которыми должны обладать настоящие друзья, а какими нет.
По окончанию выполнения задания дети получают карточки с буквами «У», «Ж», крепят далее к названию корабля.
Зачитывается карточка №4.
«Уважаемые ребята, когда мы уходим в плавание, на пути нам встречаются различные преграды, но члены моей дружной команды всегда приходят друг другу на выручку. А умеете ли вы, прийти на выручку своим друзьям?».
- Ребята, а что значит «прийти на выручку»? Как вы это понимаете?
Далее воспитатель предлагает поиграть в подвижную игру «Дружные ребята». По считалочке выбирают ведущего, который встаёт с любой стороны зала, а ребята – врассыпную лицом к ведущему. По сигналу педагога дети начинают выполнять ходьбу на месте, произнося слова:
Мы, девчонки, мы, мальчишки, -
Дружные ребята.
Очень любим мы играть –
Мы же дошколята.
Чтоб из игры не выбывать,
Надо друга выручать.
С окончанием слов начинается бег с ловлей и увёртыванием. Ребёнок, которого ведущий коснулся рукой, останавливается и принимает и. п.: ноги врозь, руки вперёд, слегка согнуть и развернуть ладонями вверх. Любой играющий может его выручить – ласково погладить по ладоням 3 раза. Если выручающий выполнил действия правильно, то ребёнок, которого запятнали, может снова включиться в игру – его выручили. Если выручающий хлопал по ладоням или погладил меньшее количество раз, то временно выбывший участник продолжает стоять и ждать следующего помощника. В ходе игры ведущий не пятнает ребёнка, который выручает. По окончанию игры проводится восстанавливающая дыхательная гимнастика, затем дети обсуждают кто кого выручил.
Дети за выполненное задание получают карточку с буквой «Б» и крепят к кораблю.
Зачитывается карточка №5.
«Дорогие ребята, хоть мы и взрослые, но мы ка и вы, в детстве очень любили смотреть мультфильмы. Предлагаем вам отгадать название мультфильмов и назвать их героев-друзей».
На передвижном экране (компьютере) демонстрируется презентация с иллюстрациями любимых мультфильмов.
Слайд 1. «Маша и медведь»
Слайд 2 «Чебурашка»
Слайд 3 «Простоквашино»
Слайд 4 «Лунтик»
Слайд 5 «Фиксики»
Слайд 6 «Сказочый патруль»
Слайд 7 «Мимимишки»
Слайд 8 «Винни пух»
Слайд 9 «Смешарики»
Слайд 10 «Карлсон»
Дети называют мультфильмы и героев-друзей.
- Молодцы ребята! Вы успешно справились и с последним заданием.
Дети получают карточку с буквой «А», прикрепляют её к кораблю и с помощью воспитателя читают название «ДРУЖБА»
Заключительная часть
- Ребята вы сегодня справились со всеми заданиями! Молодцы! А все ли задания дались вам легко? В каких вы испытали трудности? Что вам понравилось больше всего? И др. вопросы.
- Ребята, теперь у нас с вами есть замечательный корабль с прекрасным названием «Дружба». С помощью нашей удивительной фантазии мы можем отправляться с вами далёкие путешествия.
Список источников
- Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М.: Дрофа, 2012. 260 с.
- Об утверждении Федерального государственного образовательного
- стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17октября 2013г. №1155
- 4. Клюева Н.В. «Учим детей общению» Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина. – Ярославль:Академия развития, 1996
- «Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет : автор-состовительТ.Д.Пашкевич . Изд. 2-е. – Волгоград: учитель, 2015
- Николаева С.О. «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками» ВЛАДОС, 2003
- Коломийченко Л.В. «Дорогою добра» Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников».-М.:ТЦ Сфера, 2015.
- «Дружные ребята» Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников.: Пособие для воспитателей дошк. Образоват. Учреждений и родителей/ Р.С.Буре, М.В.Воробьева. М.:Просвещение, 2004
- Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы.-М.: Эльзе Трэйдинг,ЦГЛ, 2004
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (методический комплект программы «Детство»):учебно-методическое пособие/ Т.И.Бабаева, Т.А.Березина и др.-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2016
- «Разноцветные игры» По материалам Московский городской недели «Игра и игрушки» в государственных дошкольных учреждениях г.Москвы/авт.-сост.: Белая К.Ю., Сотникова В.М.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию "Бабушка приехала".
Занятие способствуют развитию логического мышления, внимания, памяти....
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе на тему:"Труд взрослых"
На данном занятии дети попытаются дать определение понятию "труд", узнают больше о потребностях людей и о труде как средстве удовлетворения этих потребностей. Это занятие подводит детей к пониманию ва...
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе на тему:"Труд взрослых"
На данном занятии дети попытаются дать определение понятию "труд", узнают больше о потребностях людей и о труде как средстве удовлетворения этих потребностей. Это занятие подводит детей к пониманию ва...
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе
конспект занятия на тему " Наши бабушки и дедушки" во второй младшей группе....
Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию на тему: «Огонь-друг, огонь-враг» .
Формировать умение детей действовать в случае возникновения пожара в соответствии с правилами поведения во время пожара....
Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию. Тема: «Хорошо у нас в саду»
Цель: содействие нравственному развитию детей.Задачи:— конкретизировать первоначальные представления о правилах поведения в группе детского сада;— способствовать развитию интереса к с...
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию «Родословная»
Цель: формирование ценностного отношения к себе.Задачи:— конкретизировать представления детей о происхождении имен;— дифференцировать представления о близких и дальних родственниках, об их...