Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию "Дружба"
план-конспект занятия (старшая группа)

Назетова Ангелина Викторовна

Социально-коммуникативное развитие — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений. Оно является важной проблемой в педагогике. Важностьданногоразвития возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_druzhba.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по социально-коммуникативному развитию Тема: «Дружба»».

Выполнил:

Назетова Ангелина Викторовна

воспитатель

НРМ ДОБУ «Детский сад «Лесовичок»

Социально-коммуникативное развитие является одним из приоритетных направлений развития ребенка в дошкольном возрасте. Социально-коммуникативное развитие — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений. Оно является важной проблемой в педагогике. Важностьданногоразвития возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

 Современные дети дошкольного возраста испытывают трудности в установлении контактов со сверстниками, выражении своих чувств и эмоций, что связано с возрастающей зависимостью от телевизора и компьютера. Кроме этого исследования в области развития личности дошкольника актуализируют трудности общения и конфликтные взаимоотношения, низкий социометрический статус, эмоциональное неблагополучие дошкольников. Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрение новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений. Многие родители считают, интеллектуальное развитие ребенка наиболее актуально в современном мире информационных технологий. Обучение ребенка с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его конкурентно способным. В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентный способный человек – это не только интеллектуально развитый, способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, имеющий навыки конструктивного общения. Но современные родители не уделяют должного внимания этим направлениям в развитии ребенка.

Поэтому, одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социально и коммуникативной сфер деятельности. Социально-коммуникативное развитие в ДОУ направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;  развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;  становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных ценностей; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;  формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Такое особое внимание социально-коммуникативному развитию современного дошкольника обусловлено тем, что данный период развития ребенка – один из важных этапов в развитии личности. Это начальный период социализации ребенка, приобщения его культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутриличностные и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками.


Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по социально-коммуникативному развитию

Тема: «Дружба»

                

Группа: старшая.

Продолжительность: 25 мин.

Место проведения: спортивный зал.

Цель: обобщение и расширение знаний детей о дружбе, формирование навыков социального поведения, чувства принадлежности к группе.

Задачи:

Обучающие:

формировать  и закреплять представления о дружбе, умение понимать и оценивать чувства и поступки других;

формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку, закреплять умение участвовать в совместной игре;

закреплять знания пословиц о дружбе;

Развивающие:

Развивать коммуникативные навыки общения;

Создавать условия для возникновения энтузиазма при нахождении правильного решения, совместно с коллективом в проблемной ситуации: развивать умение пользоваться объяснительной речью, высказывать суждения, объяснять свои суждения,  прислушиваясь к мнению других.

Воспитательные:

воспитывать доброжелательные отношения между детьми, желание активно взаимодействовать.

Материал и оборудование:корабль построенный из игровых модулей, карточки с буквами (название корабля), письмо от капитана, 5 карточек с заданиями, 3 иллюстрации с изображением детей  различных ситуациях (для задания №3), интерактивный комплекс "Колибри", слайдовая презентация с героями мультфильмов.

Предварительная работа: работа над употреблением вежливых слов в речи детей; изучение пословиц о дружбе и друзьях; этические беседы; изучение и внедрение в практику подвижной игры «Дружные ребята»; коммуникативные игры «Поздоровайся по разному», «Я всем желаю…» и др.; просмотр мультфильмов.  обсуждение проблемных ситуаций, разногласий, возникающих между детьми в группе; чтение сказок о дружбе «Цветик - семицветик»«Сказка о дружбе», рассказы Осеевой и др.

Интеграция ОО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие; физическое развитие.

Здоровье сберегающие технологии: физминутка в форме малоподвижной коммуникативной игры, подвижная игра, дыхательная гимнастика.

Методы и приёмы: беседа, обсуждение,кейс-иллюстрация, игровые приёмы.

Планируемый результат: развитый навык общения  и взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми; дружеские отношения в коллективе детей.

ХОД:

Вводная часть:

Дети с воспитателем  проходят в спортивный зали  рассматривают игровой модуль корабля, обнаруживают в нём письмо.

- Ребята как вы думаете, от кого пришло нам это письмо? (предположения детей)Давайте его зачитаем?

Воспитатель зачитывает письмо адресованное детям от капитана дальнего плавания.

«Дорогие ребята, я и моя команда построили для вас прекрасный корабль для увлекательных путешествий, но чтобы вы смогли отправиться в них, судну необходимо дать название. Конечно же мы дали ему название, а вам предстоит пройти несколько испытаний и разгадать его. За каждое выполненное задание, вы будете получать букву от названия корабля. Желаем вам поскорее справиться с заданиями и отправиться в увлекательное путешествие!»

- Ну что, вы готовы пройти испытания? А для того что бы у нас с вами всё получилось, как вы думаете что нам нужно с вами сделать?(высказывания детей)

Основная часть

Воспитатель зачитывает карточку с заданием №1

«Совсем недавно, мы с командой оказались на острове грубиянов. Жители этого острова совсем не знают добрых, вежливых слов для приветствий и общения. А знаете ли вы их ребята? Назовите их».

Воспитатель предлагает детям назвать вежливые слова необходимые для общения.

- дети скажите, а какие эмоции мы испытываем, когда говорим вежливые слова? Можно ли такие слова произносить со злостью?

- Ребята, одно из слов которое вы назвали, слово – здравствуйте. Давайте сейчас поиграем с вами в игру «Поздороваемся по разному» (Игру можно провести  в двух вариантах: 1.Дети подбирают различные словесные приветствия. 2.Дети здороваются различным частям тела).

Все становятся в круг и проводится игра.

По окончанию игры дети получают карточку с буквой «Д» и прикрепляют её к кораблю.

Воспитатель зачитывает карточку с заданием №2

«Члены моей дружной команды, знают очень много пословиц о друзьях и дружбе. А какие  пословицы знаете вы?»

Воспитатель предлагает детям игру «Я начну а вы закончите» с пословицами  на тему «Дружба». В ходе игры дети заканчивают пословицу начатую педагогом  и объясняют её значение

1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Один за всех и все за одного.

4. Дружба – самое дорогое сокровище.

5. Дружба-дороже денег.

6. Без друга в жизни туго.

7. Друзья познаются в беде.

Воспитатель хвалит детей и вручает карточку  с буквой «Р», дети крепят её к кораблю.

Далее с целью физминутки проводится коммуникативная игра «Дрозд». Дети по желанию выбирают себе пару и выполняют движения соответственно тексту:

Я дрозд – ты дрозд, (показывают указательным пальцем  на себя и на напарника)

У меня нос – у тебя нос,(показывают указательным пальцем  на себя и на напарника)

У меня щёчки красненьки – у тебя щёчки красненьки,(круговые движения по щёчкам своим и  напарника)

У меня губки аленьки – у тебя губки аленьки,(показывают указательным пальцем  на себя и на напарника)

Я твой друг – и ты мой друг,(показывают указательным пальцем  на себя и на напарника)

И мы любим друг друга.(обнимаются)

Зачитывается карточка №3.

«Ребята предлагаем вам рассмотреть иллюстрации, на которых изображены дети в различных ситуациях. Расскажите пожалуйста об изображённых действияхдетей и как можно разрешить ту или иную ситуацию. А так же расскажите какими качествами должны обладать настоящие друзья, а какими нет».

Детям демонстрируются иллюстрации с ситуациями «Ребёнок жадничает, не даёт другим игрушку», «Дети дерутся», «Обиженный ребёнок стоит в стороне, когда другие играют». Проводится обсуждение изображённых ситуаций и детьми высказываются примеры их решений. Далее воспитатель предлагает назвать качества которыми должны обладать настоящие друзья, а какими нет.

По окончанию выполнения задания дети получают карточки с буквами «У», «Ж», крепят далее к названию корабля.

Зачитывается карточка №4.

«Уважаемые ребята, когда мы уходим в плавание, на пути нам встречаются различные преграды, но члены моей дружной команды всегда приходят друг другу на выручку. А умеете ли вы, прийти на выручку своим друзьям?».

- Ребята, а что значит «прийти на выручку»? Как вы это понимаете?

Далее воспитатель предлагает поиграть в подвижную игру «Дружные ребята». По считалочке выбирают ведущего, который встаёт с любой стороны зала, а ребята – врассыпную лицом к ведущему. По сигналу педагога дети начинают выполнять ходьбу на месте, произнося слова:

Мы, девчонки, мы, мальчишки,  -

Дружные ребята.

Очень любим мы играть –

Мы же дошколята.

Чтоб из игры не выбывать,

Надо друга выручать.

С окончанием слов начинается бег с ловлей и увёртыванием. Ребёнок, которого ведущий коснулся рукой, останавливается и принимает и. п.: ноги врозь, руки вперёд, слегка согнуть и развернуть ладонями вверх. Любой играющий может его выручить – ласково погладить по ладоням 3 раза. Если выручающий выполнил действия правильно, то ребёнок, которого запятнали, может снова включиться в игру – его выручили. Если выручающий хлопал по ладоням или погладил меньшее количество раз, то временно выбывший участник продолжает стоять и ждать следующего помощника. В ходе игры ведущий не пятнает ребёнка, который выручает. По окончанию игры проводится восстанавливающая дыхательная гимнастика, затем  дети обсуждают кто кого выручил.

Дети за выполненное задание получают карточку с буквой «Б» и крепят к кораблю.

Зачитывается карточка №5.

«Дорогие ребята, хоть мы и взрослые, но мы ка и вы, в детстве очень любили смотреть мультфильмы. Предлагаем вам отгадать название мультфильмов и назвать их героев-друзей».

На передвижном экране (компьютере) демонстрируется презентация с иллюстрациями любимых мультфильмов.

Слайд 1. «Маша и медведь»

Слайд 2 «Чебурашка»

Слайд 3 «Простоквашино»

Слайд 4 «Лунтик»

Слайд 5 «Фиксики»

Слайд 6 «Сказочый патруль»

Слайд 7 «Мимимишки»

Слайд 8 «Винни пух»

Слайд 9 «Смешарики»

Слайд 10 «Карлсон»

Дети называют мультфильмы и героев-друзей.

- Молодцы ребята! Вы успешно справились и с последним заданием.

Дети получают карточку с буквой «А», прикрепляют её к кораблю и с помощью воспитателя читают название «ДРУЖБА»

Заключительная часть

- Ребята вы сегодня справились со всеми заданиями! Молодцы! А все ли задания дались вам легко? В каких вы испытали трудности? Что вам понравилось больше всего? И др. вопросы.

- Ребята, теперь у нас с вами есть замечательный корабль с прекрасным названием «Дружба». С помощью нашей удивительной фантазии мы можем отправляться с вами далёкие путешествия.

Список источников

  1. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М.: Дрофа, 2012. 260 с.
  2. Об утверждении Федерального государственного образовательного
  3. стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17октября 2013г. №1155
  4. 4. Клюева Н.В. «Учим детей общению» Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина. – Ярославль:Академия  развития, 1996
  5. «Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет : автор-состовительТ.Д.Пашкевич . Изд. 2-е. – Волгоград: учитель, 2015
  6. Николаева С.О. «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками» ВЛАДОС, 2003
  1. Коломийченко Л.В. «Дорогою добра» Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников».-М.:ТЦ Сфера, 2015.
  2. «Дружные ребята» Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников.: Пособие для воспитателей дошк. Образоват. Учреждений и родителей/ Р.С.Буре, М.В.Воробьева. М.:Просвещение, 2004
  3. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы.-М.: Эльзе Трэйдинг,ЦГЛ, 2004
  4. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (методический комплект программы «Детство»):учебно-методическое пособие/ Т.И.Бабаева, Т.А.Березина и др.-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2016
  5. «Разноцветные  игры» По материалам Московский городской недели «Игра и игрушки» в государственных дошкольных учреждениях г.Москвы/авт.-сост.: Белая К.Ю., Сотникова В.М.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию "Бабушка приехала".

Занятие способствуют развитию логического мышления, внимания, памяти....

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе на тему:"Труд взрослых"

На данном занятии дети попытаются дать определение понятию "труд", узнают больше о потребностях людей и о труде как средстве удовлетворения этих потребностей. Это занятие подводит детей к пониманию ва...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе на тему:"Труд взрослых"

На данном занятии дети попытаются дать определение понятию "труд", узнают больше о потребностях людей и о труде как средстве удовлетворения этих потребностей. Это занятие подводит детей к пониманию ва...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе

конспект занятия на тему " Наши бабушки и дедушки" во второй младшей группе....

Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию на тему: «Огонь-друг, огонь-враг» .

Формировать умение детей действовать в случае возникновения пожара в соответствии с правилами поведения во время пожара....

Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию. Тема: «Хорошо у нас в саду»

Цель: содействие нравственному развитию детей.Задачи:— конкретизировать первоначальные представления о правилах поведения в группе детского сада;— способствовать развитию интереса к с...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию «Родословная»

Цель: формирование ценностного отношения к себе.Задачи:— конкретизировать представления детей о происхождении имен;— дифференцировать представления о близких и дальних родственниках, об их...