Развитие изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста
статья
Развитие изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_izobrazitelnyh_navykov_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление навыков – склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя её, ребёнок испытывает радость, удовольствие, восторг. Чем больше ребёнок занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему становится интересен не результат, а процесс.
Изобразительные навыки могут обнаруживаться достаточно рано. Существенное значение для успешного формирования изобразительных навыков имеет своевременное их выявление и дальнейшее развитие.
Важнейшими показателями изобразительных навыков являются умение передавать в изображении сходство с изображаемым объектом, быстрота успешного усвоения знаний, умений и навыков, наличие выразительной композиции, умение увидеть в предметах и явлениях основное, характерное, умение образно мыслить.
Развитие изобразительных навыков – это процесс, направленный на совершенствование специальных умений, свойства личности, обеспечивающее успешную изобразительную деятельность и художественное творчество, достигаемый путем выполнения определенных упражнений специально организованных, целенаправленных, повторяющихся действий.
Продуктивная деятельность создаёт благоприятные педагогические условия для важного процесса социализации детей. В этот возрастной период продуктивная деятельность вместе с игрой имеет решающее значение для развития детской психики.
Для того чтобы пробудить у детей стремление к росту творчества, следует ненавязчиво создавать различные ситуации. Они могут проявляться в театральных играх, спектаклях, художественно-изобразительном творчестве, ручном труде, чтение и разучивание стихов, песен и т.п.
Развитие изобразительных навыков – это процесс, направленный на совершенствование специальных умений, обеспечивающее успешную изобразительную деятельность и художественное творчество, достигаемый путем выполнения определенных упражнений специально организованных, целенаправленных, повторяющихся действий. (В.Б. Косминской).
Дошкольнику важно показать свои эмоции в рисунке и на помощь ему приходят выразительные средства. Он способен передать своё отношение через цвет, линии, композицию, где у ребёнка начинает появляться новое умение – изображение объекта в действии, движении. Важна оригинальность в детском рисунке, в его рассуждениях об увиденном и изображённом объекте, способность детей к овладению техническими навыками в рисовании. Развитие изобразительных навыков – это целенаправленный, планомерный процесс.
Художественная деятельность с применением смешенных материалов и техник «способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера а также зрительного восприятия». Не редко в старшем дошкольном возрасте используют смешение различных техник рисования.
Смешанные техники помогают развитию изобразительных навыков и включают в себя такие виды рисования, как традиционное рисование, самобытное и новаторское рисование в различных сочетаниях. Очень важно помнить, что при выборе любых техник и способов воплощении изобразительной деятельности, главным и решающим фактором развития изобразительных навыков является их систематичность и ориентированность на возрастные особенности детей. Такая изобразительная деятельность как рисование должна быть включена в педагогический процесс и перекликаться с другими видами детского творчества.
В дошкольном возрасте ребёнок стремится передавать своё восприятие окружающего его мира через рисунок, но для того, чтобы суметь передать свои эмоции и чувства по отношению к увиденному, он должен овладеть средствами выразительности.
Выразительные средства искусства – это система художественных свойств и отношений, вырабатываемая художниками в различные исторические периоды и отражающая разнообразные стилистические направления искусства.
Через разные виды и техники рисования дети приобретают новый опыт, что даёт толчок развитию их способностей и навыков. Возможность развития изобразительных навыков посредством рисования возникает при условии эмоционального отклика ребёнка.
Художественно-творческая деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития дошкольников. В художественном развитии детей дошкольного возраста базовой является способность к восприятию художественного образца и созданию нового, оригинального образа (в изобразительной и конструктивной деятельности). Художественно-творческие способности – это один из компонентов общей структуры личности. Их развитие способствует развитию личности ребенка в целом. Как считали выдающиеся психологи Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин общие способности ребенка являются основой творческих способностей.
Развитие способностей начинается в процессе специально организованного обучения. В книге Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» говорится о том, что творчество является неизменным спутником детского развития. Высказывался о детской креативности и Л. Малагуцци: Креативность возникает из каждодневного опыта, являясь характеристикой человеческого мышления. Креативность определяется как свобода исследования, умение прогнозировать и принимать нестандартные решения.
Дети легко осуществляют практическую деятельность, иногда не совсем сознательно. Но в процессе её осуществления ребёнок увлекается и целенаправленно идёт к положительному результату.
В основе художественно-творческого развития лежит наглядно - образное мышление, которое обеспечивает человеку решение задачи без практических действий. Наглядно-образное мышление необходимо тогда, когда практические действия невозможно осуществить или они вызывают затруднения, или нецелесообразны.
Художественно - творческое развитие базируется на психических процессах таких как: восприятии, памяти, чувства, мышлении. Несмотря на это, художественно - творческое развитие близко связано с действительностью. Художественно - творческое развитие непосредственно связано с реальной действительностью. Если создать что-то необычное, то при подробном рассмотрении объекта, можно увидеть, что все элементы, сформировавшие данный объект, были позаимствованы из жизни и являются результатом анализа личного накопленного опыта.
Для изготовления какого-либо продукта художественного творчества ребёнок применяет те знания, которые он приобрёл во время обучения и полученные изобразительно-выразительные средства (Т. С. Комарова). Одним из важнейших показателей свободы творческого выражения Т.Г. Казакова считает степень овладения ребёнком «средств изображения», под которыми понимаются средства выразительности, технические приёмы, способы изображения.
Список используемой литературы
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /Л.И. Божович. – М.: Гном-Пресс, 2016.
- Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития [Текст] / Н.Ю. Борякова.- М. :Академия.
- Ветлугина, Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей. Художественное творчество и ребенок. [Текст] / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1989.
- Исаева, О.А. Уроки рисования в дошкольной организации [Текст] /О.А. Исаева // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 5.
- Казакова, Р.Б. Рисование в старшей группе [Текст] /Р.А. Казакова //Дошкольное воспитание. – 2016. – № 5.
- Каюмова, Р.Б. Развитие творческого воображения [Текст] / Р.Б. Каюмова // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 4.
- Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение творчество. [Текст] / Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытия...
Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста в рисовании природы.
Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста в рисовании природы. ...
«Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».
Систематизация и описание опыта организации комплекса мероприятий с использованием нетрадиционных техник рисования для развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста....
«Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».
Систематизация и описание опыта организации комплекса мероприятий с использованием нетрадиционных техник рисования для развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста....
Программа художественно-эстетической направленности по развитию изобразительного творчества для детей старшего дошкольного возраста «Мои фантазии»
Область «Художественно-эстетическое развитие» обладает таким мощным потенциалом, который объединяет все области и интегрирует их в воспитательно-образовательном процессе, что позволяет фор...
Роль нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста
Роль нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста...
Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» (из опыта работы)
Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»(из опыта работы)...