Роль нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста
консультация
Роль нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль нетрадиционных техник рисования в
развитии изобразительных умений у детей
старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира.
Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки, кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Создавая изображение, ребенок осмысливает качества изображаемого предмета или явления, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанные с их передачей действия.
В изобразительной деятельности дети получают возможность передавать то, что их волнует, что им нравиться, что вызывает у них интерес. А это, в свою очередь, создает условия для всестороннего развития детей.
Изобразительная деятельность является специфическим образным познанием действительности. И как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Большое значение для умственного развития имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразие оттенков цветов.
Занимаясь рисованием, дети знакомятся с материалами (бумагой, краской, мелом, и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.
Дети осваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кист и др.). Овладение этими действиями способствует их умственному развитию. Одним из важных условий развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых при рисовании техник и введение новых художественных материалов, которые активизируют процесс художественного творчества дошкольников. Использование разнообразных художественных материалов, применение смешанной техники (акварель с белилами, сочетание рисования восковыми мелками и акварелью) не только позволяет детям добиваться большой образной выразительности, но и содействует развитию художественного творчества.
В процессе рисования у ребенка развивается наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. На занятиях по рисованию развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, при обследовании предметов, при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирования связной речи.
Непосредственно, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания.
Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положения в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различие, то есть производят умственные действия.
Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то рассказал, чтобы изображенное им узнали.
Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества, потребность и умения доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и так далее.
Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. В процессе изобразительной деятельности дошкольники учатся преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками.
На занятиях рисованием у детей развивается мелкая мускулатура рук, пальцев; приобретают опыт использования простейших орудий: карандаша, кисти и так далее, усваивают их специфику; узнают свойства различных материалов: красок, мелков и другого, возможности и особенности работы.
Но особо следует подчеркнуть значение изобразительной деятельности для эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображения пуговицами или бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что может оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.
Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гаму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Таким образом, рисование с использованием альтернативных техник, имеет большое значение для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста. Оно способствует формированию и развитию многих качеств личности, ее психических и эстетических возможностей. Показывает детям возможности вариативного подхода для решения творческих задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль нетрадиционной техники рисования в развитии творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста
Роль нетрадиционной техники рисования в развитии творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста...
Роль нетрадиционной техники рисования в развитии творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста
Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внима...
Возможности нетрадиционных техник рисования в развитии восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте рисование выступает одним из ведущих видов деятельности детей. Ведь именно рисование способствует развитию способности различать цвета, формированию, с одной стороны, цве...
Возможности нетрадиционных техник рисования в развитии восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте рисование выступает одним из ведущих видов деятельности детей. Ведь именно рисование способствует развитию способности различать цвета, формированию, с одной стороны, цве...
Групповая консультация для педагогов на тему: роль нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.
Цель: познакомить педагогов с ролью нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Знакомство педагогов с темой консультации.2. Уточ...
Роль нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.
Данная статья посвящена изучению роли нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста. Автор статьи подробно рассматривает влияние различных не...
Групповая консультация для педагогов на тему: роль нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.
Цель: познакомить педагогов с ролью нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Знакомство педагогов с темой консультации.2. Уточ...