Обогащение эмоционального опыта дошкольников при создании образа в художественном конструировании (из опыта работы)
методическая разработка
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hud_oraz.docx | 18.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Обогащение эмоционального опыта дошкольников при создании образа в художественном конструировании.
“Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот не понял и не узнал ее”.
Виссарион Григорьевич Белинский
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств.
Поэтому одной из задач нашего дошкольного учреждения является эмоционально-личностное развитие детей: формирование доброжелательного поведения, умение конструктивно строить взаимоотношения с окружающими, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социально управления.
На базе структурного подразделения была создана апробационная площадка по реализации программы «А.И.С.Т.– Адаптация И Социальная Траектория (Формирование социально-психологической среды детского сада, ориентированной на развитие эмоционально-личностной сферы детей)».
Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей.
Развитию эмоциональности способствуют все виды деятельности ребенка. Огромные возможности в обогащении эмоционального опыта представлены в художественном конструировании.
В дошкольном возрасте, как показали исследования Леонида Абрамовича Венгера, происходит активное усвоение сенсорных эталонов (цвета, формы, величины) и соотнесение с ними соответствующих предметов.
Благодаря усвоению эталонов процесс восприятия действительности начинает приобретать опосредованный характер. Использование эталонов делает возможным переход от субъективной оценки воспринятого к его объективной характеристике.
1.Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоционально-эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность формы, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.
Наиболее благодатный материал, раскрывающий перед детьми мир человеческих чувств – это произведения художественной литературы.
Мы подобрали в соответствии с тематикой творческой деятельности и разделами программы детские художественные произведения, к героям которых ярко выражено эмоциональное отношение:
– Потешки: Идет коза рогатая, Мишка косолапый, Кошкин дом, и т. д.;
– Стихи: А. Барто: Игрушки. Девочка ревушка. Девочка чумазая;
– Сказки: К Чуковского: Тараканище. Мойдодыр. Муха-Цокотуха. Краденое солнце. Айболит. Народные сказки: Маша и медведь. Как собака друга искала. Волк и семеро козлят.
Особое внимание при подборе книг мы уделяли иллюстрациям. Все знают, что дети любят рассматривать картинки, глядя на них, ребенок лучше представляет себе происходящее. Еще не умея читать, ребенок, рассматривая иллюстрации вживается в бескрайний волшебный мир, который изобразил художник. Детские книжные иллюстрация служит многим целям: раскрывают содержание, стимулируют воображение, формируют эмоции, воспитывают культуру восприятия, развивают ум, сердце и душу ребенка.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих людей.
2.Наиболее целостному эмоциональному восприятию образа способствуют игры по сюжетам сказок: игра – режиссерская, игра драматизация. Разыгрывая сказки, дети «проживают» эмоции, связанные с создаваемым образом и примеривают к себе важное личностное качество – инициативность.
3.В продуктивной творческой деятельности при создании образов дети, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой.
Для передачи своего эмоционального отношения к герою мы предлагаем детям разные материалы:
- По форме: пять геометрических форм: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
- По цвету: семь цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; белый и черный, серый.
- По фактуре: цветная бумага гладкая и бархатная, картон гофрированный и гладкий, изолон, флис и войлок разного цвета.
Для овладения действием символизации на рисовании дети знакомятся с тепло-холодными характеристиками цветовой гаммы, а затем создают композиции контрастных эмоциональных состояний, настроений, чувств и переживаний. Например, «хорошее настроение» – «плохое настроение»; «зло – добро»; «Солнечно – дождливо» и т.д.
Изображая испуганную и спокойно гуляющую кошку из пластилина, дети передавали эмоциональное состояние животного в пластике.
4.В процессе совместной деятельности с детьми мы развиваем:
– умения понимать свои эмоции и эмоции других людей. Например, игра «волшебное зеркальце». Эта деятельность направлена на развитие начал выражения эмоций радости, грусти, злости, страха главным образом с помощью жестов и пантомимики;
– способность к сопереживанию, умение проявлять сочувствие, жалость, другие формы положительного отношения к людям через проживание, изображая голосом и мимикой настроение персонажа сказки. При этом дети называют чувства, которые испытывают герои, их настроение.
5.Для развития способности к пониманию символических обозначений различных эмоциональных состояний нами разработаны дидактические игры:
– «Путешествие в страну эмоций», где ребенку показывается маска с различными выражениями, и его задача сделать такое же лицо, а затем назвать настроение;
– «Найди такое же» в этой игре дети находят две карточки с одинаковыми эмоциями (фото ребенка и карточка схема) и т.п.
Тематическое планирование деятельности позволяет осуществлять интеграцию разных видов детской деятельности. Я предлагаю рассмотреть примерные виды интеграции художественного конструирования с образовательными областями в соответствии с Федеральными Государственными Стандартами в двух направлениях:
1. По задачам и содержанию воспитательно-образовательных задач - «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
2. По средствам организации и оптимизации воспитательно -образовательного процесса - «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Работы по рисованию мы используем как фон для работ по художественному конструированию или как основу для других видов деятельности. Например: иллюстрация к художественному или музыкальному произведению.
Для повышения интереса к результатам своего труда детям мы предлагаем организацию выставок работ для тематического героя или родителей.
6.Взаимодействие с родителями позволяет решать задачи обогащения детских впечатлений в социальной среде: совместные прогулки по городу и в зоопарк; посещение детских спектаклей и выставок; чтение художественной литературы в семейном кругу.
Работая углубленно по данному направлению, мы обратили внимание на развитие у детей умений, передавать характерные черты образа, что говорит о формировании эмоциональной отзывчивости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обогащение эмоционального опыта дошкольника
Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, в их поведении присутствует и агрессивность. Дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, больше замыкаются на телевизорах и компьютерах,...
Статья "Речевое развитие дошкольников посредством создания предметно – пространственной развивающей среды» из опыта работы ДОУ
Статья из опыта работы МБДОУ Алексеевский детский сад № 1 "Ромашка" Алексеевкого муниципального района РТ на тему: "Речевое развитие дошкольников посредством создания предметно ...
ОБОГАЩЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКА
Представлены рекомендации по обогащению эмоционального опыта дошкольников...
Создание художественного образа в технике «изонить» (из опыта работы)
Создание художественного образа в технике «изонить» (из опыта работы) Тема: «Рыбка»Цели:— развитие мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное вли...
Создание предметно - пространственной среды для организации обогащения двигательного опыта дошкольников. (из опыта работы)
В данной публикации предтавлен опыт работы по равитию предметно пространсвенной среды для обогащения двигательного опыта детей, включая подвижные игры....
РМО «Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи» (из опыта работы)
Сегодня ребенок поставлен в ситуацию многочисленных связей, бесконечного потока информации. В связи с этим определяется одна из главных задач образовательного учреждения — воспитывать члена общ...
«Обогащение двигательного опыта дошкольников посредствам создания физкультурно-игровой предметной среды»
Физическое развитие ребенка дошкольного возраста, занимает особое место в общей системе всестороннего и гармоничного развития человека. Развитие личности ребенка невозможно без овладения движениями. Ч...