«Обогащение двигательного опыта дошкольников посредствам создания физкультурно-игровой предметной среды»
статья (старшая группа)

Родичева Татьяна Викторовна

Физическое развитие ребенка дошкольного возраста, занимает особое место в общей системе всестороннего и гармоничного развития человека. Развитие личности ребенка невозможно без овладения движениями. Чем больше видов и способов движений знает ребенок, тем содержательнее и богаче его деятельность и личность в целом. Кроме того, движение, как известно, есть жизнь и здоровье, основы которого закладываются в раннем детстве. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Обогащение двигательного опыта дошкольников посредствам создания физкультурно-игровой предметной среды»

      Физическое развитие ребенка дошкольного возраста, занимает особое место в общей системе всестороннего и гармоничного развития человека. Развитие личности ребенка невозможно без овладения движениями. Чем больше видов и способов движений знает ребенок, тем содержательнее и богаче его деятельность и личность в целом. Кроме того, движение, как известно, есть жизнь и здоровье, основы которого закладываются в раннем детстве.

     Обеспечение охраны и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, всегда являлось приоритетным направлением в работе дошкольных учреждений.  Сохранение и укрепление здоровья детей в современных условиях - одна из актуальных и стратегических задач развития современного общества.

     Задача приобретения двигательного опыта дошкольниками определена ФГОС ДО. Обогащение двигательного опыта входит в основные задачи образовательной деятельности в области физического развития (ФОП дошкольного образования 22.7.1 стр-125)

     Давайте разберем понятие двигательный опыт. В справочной литературе находим следующее определение: двигательный опыт -  это «объем освоенных человеком двигательных действий и способов их использования». 

       Интерпретация понятия «двигательный опыт» чаще всего соотносится с:

  • формированием двигательных умений, навыков и знаний;
  • двигательной активностью;
  • двигательной подготовленностью.

       При этом разнообразие двигательного опыта зависит от количества этих действий и способов их применения.

     Становление произвольности движений, осознанности и самостоятельности способствует обретению двигательного опыта. Свидетельством того, что он освоен, является умение детей применять выработанный навык в игровой или проблемной ситуации.

      Давайте рассмотрим причины недостаточной сформированности двигательного опыта у воспитанников:

  • Дети 6-7 лет все меньше активно двигаются, это связано с ограничивающими условиями в семье и детском саду, так как увеличивается продолжительность образовательных ситуаций, в которых дети в большинстве случаев, сидят. Возрастают познавательные интересы детей, такие как компьютерные игры, конструирование, просмотр мультфильмов. В связи с этим у детей 6-7 лет могут возникнуть привычки малоподвижного образа жизни;
  • Отсутствие устойчивого интереса у воспитанников к двигательной деятельности и его результатам;
  • Недостаточное применение игровых и соревновательных приемов в традиционных формах;
  • Скудное оснащение зоны двигательной активности в группе и на участке оборудованием (атрибутами) для организации самостоятельной деятельности воспитанниками.

     Рассмотрим содержание деятельности педагога по формированию двигательного опыта дошкольников, обусловленных ФОП дошкольного образования (22.7.2)  

   Для решения основных задач образовательной деятельности по физическому воспитанию, и в частности для решения задачи по обогащению двигательного опыта детей, педагог должен:

  • Создать условия для дальнейшего совершенствования основных движений, развития психофизических качеств и способностей, закрепления общеразвивающих, спортивных упр, элементов спортивных игр;
  • Поощрять стремление детей выполнять упражнения технически правильно, рационально, экономно;
  • Обучать детей следовать инструкции, слышать и выполнять указания, соблюдать дисциплину, осуществлять самоконтроль;
  • Поддерживать стремление творчески использовать двигательный опыт в самостоятельной деятельности;
  • Продолжать приобщать детей к здоровому образу жизни, поддерживать интерес к физической культуре, спорту, активному отдыху, воспитывать полезные привычки, бережное отношение к своему здоровью.

       Вся работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей выстраивается с широким применением игровой деятельности. Как известно, ведущим видом деятельности в дошкольном детстве является игра. Играя, двигаясь, ребенок становится более крепким, ловким, выносливым, уверенным в своих силах, возрастает его самостоятельность.

     Эффективность реализации задач и содержания физического развития детей дошкольного возраста во многом зависит от наличия рациональной физкультурно-игровой среды в дошкольном учреждении, и на его участках, а методически правильное ее оснащение, влияет на мотивацию двигательной активности детей, обогащению их двигательного опыта.

     В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная пространственная среда для развития двигательной активности должна быть: насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, гарантировать, охрану и укрепление физического, психического здоровья и эмоционального благополучия детей.

     Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств   совершенствования   развития   двигательной   сферы   детей   дошкольного возраста   на   основе   формирования   у   них   потребности   в   движениях.

     Для этого в детском саду должны быть созданы условия, тесть иметься в наличии:  

  • Материально-технические ресурсы;
  • Учебно-методические ресурсы;
  • Информационные ресурсурсы;
  • Фонд методического кабинета:

     Физкультурно-игровая среда в дошкольном учреждении рассматривается как важнейшее условие двигательного развития детей. Она во многом определяет темпы, характер развития и воспитания ребенка.

    Правильно и грамотно подобранная физкультурно-игровая среда не только обеспечивает активность детей, но и является своеобразной формой их саморазвития.  

     Роль взрослых состоит в том, чтобы открыть привлекательность окружения для ребенка, научить взаимодействовать, использовать элементы среды для развития двигательной деятельности.

        При проектировании физкультурно-игровой среды, прежде всего, следует исходить из необходимости учета возрастных, полоролевых и индивидуальных особенностей детей, их интересов, предпочтений, возможностей. Особое внимание обращается на условия для самостоятельной двигательно-игровой деятельности. В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка.

      При проектировании физкультурно-игровой среды следует обеспечить:

  • эколого-гигиенические условия;
  • достаточные площади для самостоятельной двигательной деятельности с учётом отведённого в режиме дня времени для движений, интересов и возможностей каждого из детей;
  • условия для занятий физическими упражнениями;
  • необходимое физкультурное оборудование и инвентарь, периодичное его обновление и изменение.

      В дошкольном учреждении необходимо иметь достаточное количество разнообразного спортивно-игрового оборудования, чтобы обеспечить участие всех детей группы (подгруппы), их двигательную активность в процессе организованных занятий физической культурой и подвижных игр, а также в самостоятельной деятельности детей в свободное время.

     Важно, чтобы в распоряжении детей были игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующие разнообразную двигательную активность.

     Все предметы, применяемые в педагогическом процессе, выполняют двоякую функцию: с одной стороны, это объекты разнообразной двигательной деятельности детей, и в то же время, это средства для создания полноценных условий воспитания детей, их физического и психического развития.

     Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий в разных формах двигательной активности способствуют развитию физических качеств, обогащению двигательного опыта детей, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к спортивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этими решаются задачи укрепления здоровья детей и их полноценного психофизического развития.

     Требования к подбору.

     Правильно подобранные физкультурные пособия в сочетании с игровыми и бытовыми предметами в окружающей ребенка среде стимулируют и обогащают его двигательную деятельность, позволяют многократно повторять различные движения, упражняться в разнообразных действиях, благодаря чему происходит развитие и совершенствование, обогащение двигательного опыта детей. движений, дети.

     Наряду с обычным оборудованием, для обогащения двигательного опыта может  быть использовано  и нестандартное оборудование, которое позволяет повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр.

     Эффективным средством физкультурно-игровой среды является подвижная игра. Ей принадлежит ведущая роль в совершенствовании системы физического воспитания. В живой увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, идет обогащение двигательного опыта, воспитываются важнейшие физические и морально-волевые качества.        

     Чтобы сделать процесс игр детей более интересным, разнообразным можно:

•        Взрослому становиться на время игроком, но не руководителем игры, а ее участником, который ненавязчиво предлагает новый поворот игры;

•        Использовать новые атрибуты для игр, способствующие возникновению двигательной активности (например, к игре «Семья» добавить дорожку здоровья, по которой все члены семьи должны пройти, или же это река, дорога в магазин и т. п.);

     Создавать проблемные ситуации (например, в игре мальчиков в военных – разбросать цветные коврики по поверхности, по которым дети прыгают, как по кочкам или должны обходить препятствия, пролазить в тоннель из обручей и т. п.)

     Создание физкультурно-игровой среды не ограничивается групповой комнатой. Важно создать условия для физического развития и на прогулке. Учитывая, что на прогулке больше времени и пространства для самостоятельной двигательной активности детей, игровые площадки должны быть оснащены спортивным оборудованием. Также используется выносной спортивный инвентарь (мячи, обручи, скакалки, ракетки и т.д.). Старшие дошкольники часто используют спортивный инвентарь, который приносят из дома: в летнее время велосипеды, самокаты, в зимнее время дети пользуются санками, лыжами. 

      В самостоятельной двигательной активности детей обязательно должны учитываться индивидуальные особенности. Педагог должен влиять на выбор детьми соответствующих упражнений и игр, предоставляя в их распоряжение необходимый инвентарь, пособия, поясняя способы движений. Он учит детей играть сообща, побуждает более ловких детей, хорошо владеющих движениями, помогать своим сверстникам.

     Из всего выше сказанного ясно, каким важным условием считается педагогически грамотно организованная физкультурно-игровая среда для физического развития детей дошкольного возраста и насколько важно стремиться активизировать двигательную деятельность дошкольника.

     «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».  

Список литературы:                                                              

  1. Волошина Л.Н., Галимская О.Г. Двигательная деятельность как источник социального опыта дошкольника: Монография. Белгород // ГИК, 2017.
  2. Волошина Л.Н., Исаенко Ю.М. А мы солнышко догоним… // Дошкольное воспитание. 2008. № 3.
  3. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Новые подходы к оценке двигательного развития детей дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2010. № 3.
  4. Шляхова Н. С., Абдульманова л. В. Педагогические условия формирования двигательного опыта у детей старшего дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 322-324.
  5. Волошина л., Галимская о. Обогащение двигательного опыта дошкольников в детсковзрослом взаимодействии в спортивных играх // Дошкольное воспитание. 2019. № 1.С. 45-50.
  6. 4. Волошина л. Н., Галимская о. г. Оценка эффективности программы «Играйте на здоровье!» в обогащении двигательного опыта дошкольников // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 199-203.
  7. 5. Волошина л. Н., галимская о. г. Педагогические средства обогащения двигательноигрового опыта дошкольников // Современные проблемы науки и образования. 2017.№ 5. С. 301.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему "Обогащение двигательного опыта ребенка посредством создания физкультурно-игровой предметной среды "

Цель:- систематизация знаний педагогов об организации двигательной активности дошкольников в различные режимные моменты, эффекктивности используемых форм и методов организации двигательной активности ...

Доклад из опыта работы. Тема: «Создание физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении как необходимого условия реализации содержания физической культуры и культуры здоровья»

Доклад на педагогическом совете из опыта работы. Тема: «Создание физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении как необходимого условия реализации содержания физической куль...

02.06.2020 Консультация для педагогов "Социальное личностное развитие ребенка дошкольника, посредством создания оптимально-развивающей предметно среды"

Консультация для педагогов"Социальное личностное развитие ребенка дошкольника, посредством создания оптимально-развивающей предметно среды"...

Отчёт по теме самообразования "Обогащение двигательного опыта дошкольника через игры с мячом"

Приобщение к спорту с раннего детства даёт человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма....

Обогащение двигательного опыта дошкольников в детско-взрослом взаимодействии в спортивных играх

В статье обращается внимание на то, как сохранить радость детства и какова роль двигательной деятельности и двигательного опыта в этом. Актуализируются проблемы влияния разновозрастного взаимодействия...

Создание предметно - пространственной среды для организации обогащения двигательного опыта дошкольников. (из опыта работы)

В данной публикации предтавлен опыт работы по равитию предметно пространсвенной среды для обогащения двигательного опыта детей, включая подвижные игры....

Обогащение эмоционального опыта дошкольников при создании образа в художественном конструировании (из опыта работы)

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состо...