Конфликтные ситуации с родителями и их решение
материал
Рекомендации педагогам по решению конфликтных ситуаций с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koenfliktnye_situatsii_s_roditelyami_i_ih_reshenie.docx | 27.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конфликтные ситуации с родителями и их решение.
Приветствуем Вас, уважаемые коллеги!
Древнегреческий философ Ксенофонт сказал: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится.
Сегодня очень много уже говорилось об имидже педагога, но давайте подумаем, а кто - же является основным создателем имиджа педагога? Конечно, это родители! Мы можем безупречно выглядеть и обладать прекрасными профессиональными знаниями и умениями, но если мы не сможем найти общий язык с родителями дошкольников – все наши усилия по созданию положительного имиджа окажутся бесполезными! Во все времена обыватели требуют от обладателя этой профессии безгрешного существования, рассматривают поступки педагога под микроскопом, и такое отношение вынуждает соответствовать. Педагог, как и 100 лет назад, должен быть широкообразованным, добрым, чутким, интеллигентным, красивым, хорошим психологом. Причем, в век информации, когда есть телевизор, сотовые телефоны, компьютеры, Интернет, и уже подавляющему большинству родителей и воспитанников не стоит труда этой информацией обладать, к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. Уже в наше время, тем более в будущем, главной задачей педагога становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования.
Именно из-за широкой информационной доступности каждый родитель знает порой больше нас . что и как должен делать воспитатель, часто просто не обращая внимание на свои обязанности по воспитанию ребёнка. По признанию воспитателей, в повседневной практике общения с родителями часто возникают ситуации, из которых невозможно найти выход, не избежав конфликта.
Сегодня будем говорить с вами о конфликтах в системе «воспитатель - родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Конфликтогены - слова, действия , поступки, могущие привести к конфликту (например , неучтивое обращение не всегда приводит к конфликту, думаем что “сойдет”) - на слова в наш адрес мы отвечаем более сильным словом. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить
«Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это: Улыбка, имя собеседника комплимент.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть.
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах разрешения конфликтных ситуаций с родителями (законными представителями) воспитанников. Отработать навыки поведения в некоторых конфликтных ситуациях.
Задачи:
• формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями;
• оптимальные пути разрешения конфликтов;
• поиск новых способов поведения в контактах с родителями; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.
Ведущий: К сожалению, иногда педагоги и родители (законные представители) не приходят к взаимопониманию по некоторым вопросам. И не всегда удаётся избежать конфликтных ситуаций. Но педагог всегда старается найти выход из затруднительного положения. Сейчас мы ещё раз убедимся в Вашем профессиональном мастерстве.
У меня в руке четыре карточки. На каждой карточке приводится описание двух конфликтных ситуаций. Ваша задача – посовещаться десять минут и предложить решение данных педагогических ситуаций.
1. Забирая вечером ребёнка, родители (законные представители) возмутились, что верхняя одежда ребёнка испачкана. Они обвиняют воспитателя в том, что она не следит за детьми.
2. Родители (законные представители) уверенны, что воспитатель не занимается с детьми математикой, развитием речи, экологическим воспитанием, ознакомлением с социальным миром, так как видят только рисунки, аппликации и вылепленные фигуры на выставке в раздевалке. Обещают подать жалобу на воспитателя.
3. Ребёнок принёс в детский сад дорогую игрушку. Но её сломал другой ребёнок из чувства зависти. Родители (законные представители) обвиняют воспитателя в том, что она не следит за детьми.
4. Родители (законные представители) нерегулярно водили ребёнка в детский сад. Этот ребёнок не получил на утреннике главную роль. Родители (законные представители) очень возмущены этим фактом и обвиняют воспитателя в предвзятом отношении к ребёнку.
5.Один ребёнок часто нарушал правила поведения в группе, хулиганил, задевал других детей. В ходе беседы с ним выяснилось, что родители (законные представители) сказали ему, что дома он должен себя вести хорошо и слушаться, а вот в садике он может делать, что угодно.
6.Два ребёнка, которые обычно играли вместе, не смогли поделить игрушку. В итоге один сильно ударил другого, вышел синяк. Родители (законные представители) строго запретили пострадавшему ребёнку общаться с обидевшим его ребёнком. И попросили воспитателя пресекать общение этих детей. Но дети продолжают тянуться друг к другу.
7.После беседы со своим ребёнком родители (законные представители) возмутились, что воспитатель не поддел тёплую кофту под куртку, когда собирал детей гулять. Они обвиняют воспитателя в том, что она специально хочет повысить заболеваемость детей.
8.Воспитатель предложил детям в вечернее время сделать поделки из природных материалов. Часть детей не захотела принимать участие в данном виде деятельности. Дети, уходя домой, демонстрировали свои поделки родителям (законным представителям). Родители (законные представители) ребёнка, которые не захотел принимать участие в художественном труде, очень возмущены, что их ребёнок оказался без поделки. Они обвиняют воспитателя в предвзятом отношении к ребёнку и нежелании с ним заниматься.
Сотрудничество ДОО и семьи должно строиться как целостный процесс, направленный на духовно- нравственное и социокультурное развитие детей. Взаимодействие с родителями должно быть направлено на оказание им помощи в формировании системы воспитания в семье, обеспечении условий психического и физического здоровья ребенка, его позитивной социализации и индивидуализации развития.
Решение педагогических ситуаций.
Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между педагогами и родителями.
1. Вечер. За Никитой и Викой пришли родители. Дети стали убирать за собой игрушки. Мама Влада стоит, смотрит и радуется, а мама Насти кричит: «Быстро одевайся, мне некогда!», «Мама, но ведь надо убирать за собой», — говорит Настя. «Дома будешь убирать, а сейчас я спешу». Как взаимодействовать с родителями в данной ситуации? Ваши действия.
Возможное решение: — Сегодня, мы поможем Вам убрать, но у нас есть правила в группе убирать за собой игрушки.
2. Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?
Возможное решение: Данную информацию лучше в устной форме передавать родителям, уточнив, когда у них будет возможность помочь.
3. К вечеру у Никиты поднялась температура. Воспитатель сообщила об этом медицинской сестре, которая позвонила родителям и попросила забрать мальчика. Папа (в данное время находился в отпуске) забрал мальчика, но, одевая его резко высказывал претензии. Возможное решение проблемы?
Возможное решение: Правилами детского сада должно быть четко установлено, что ребенок с первыми признаками заболевания должен быть отстранен от детского коллектива. Если это правило установлено, то следовать ему должны все.
4. Девочка в группе преимущественно играет одна. Очень тихая, незаметная. Обеспокоенные воспитатели попросили детсадовского психолога посмотреть девочку. Психолог провела ряд тестов и сделала вывод об эмоциональном неблагополучии ребенка, посоветовала воспитателям сказать маме о том, что ей следует обратиться за дальнейшей консультацией к психологу. Мама с негодованием отправилась к заведующей детского сада. Возможное решение в данной ситуации?
Игровое упражнение «Кто эта маска?»
Цель: Развивать умение производить впечатление в соответствии с выбранным образом.
Предлагаю командам разыграть образы родителей:
— «Рубаха — парень»,
— «вечно недовольный»,
— «сомневающийся»,
— «интересующийся».
Упражнение «Необходимы ли конфликты с родителями?»
Предлагаю, группе разделится на две команды: одна подбирает аргументы в пользу того, что конфликты с родителями недопустимы, другая отстаивает позицию, что конфликты в общении с родителями необходимы. В течение 5 минут каждая подгруппа записывает свои аргументы, затем зачитывает их вслух.
Положительные
стороны конфликтов
Отрицательные
стороны конфликтов
• Получение социального опыта
• Нормализация морального состояния
• Получение новой информации
• Разрядка напряжённости
• Помогает прояснить отношения
• Стимулирует позитивные изменения
• Настроение враждебности
• Ухудшение социального самочувствия
• Формализация общения
•Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение
• Эмоциональные затраты
• Ухудшение здоровья
• Снижение работоспособности
Вывод: Таким образом, конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть весьма полезными. И именно, по критерию функциональности действия, конфликты можно разделить на:
Конструктивные – конфликты, которые приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.
Деструктивные – конфликты, которые препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.
В педагогической практике наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку, имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Упражнение «Выбери фразу»
Цель: найти в предложенном списке «нежелательные» для начала беседы с родителями фразы и подберите для неё смысловую пару -«желательную» фразу.
Выделите, на ваш взгляд, «неудачные2 фразы красным цветом, а «нежелательные» в паре с «желательными» – синей стрелочкой так, чтобы стрелка шла от «нежелательной» фразы к «желательной».
Извините, если я помешала…
Я бы хотела…
Вероятно, вы об этом еще не слышали…
Вам будет интересно узнать…
Я бы хотела еще раз услышать…
Мне представляется интересным то, что…
Я пришла к такому выводу, что…
Вы хотите…
Думается, Ваша проблема заключается в том, что…
Давайте с вами быстро обсудим…
Как вы знаете…
Хотя вам это и неизвестно…
Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…
Вы, конечно, об этом еще не знаете…
А у меня на этот счет другое мнение
Конечно, вам уже известно…
Вы, наверное, об этом слышали…
После выполнения упражнения проходит обсуждение и соотнесение с верными ответами:
«Неудачные» фразы: «Извините, если я помешала…», «Я бы хотела еще раз услышать…», «Давайте с вами быстренько обсудим…», «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…», «А у меня на этот счет другое мнение…».
Нежелательные» фразы в паре с «желательными»:
«Я бы хотела…» – «Вы хотите…»;
«Вероятно, вы об этом еще не слышали…» – «Вы, наверное, уже об этом слышали…»;
«Мне представляется интересным то, что…» – «Вам будет интересно узнать…»;
«Я пришла к такому выводу, что…» – «Думается, ваша проблема заключается в том, что…»;
«Хотя вам это и неизвестно…» – «Конечно, вам уже известно…»;
«Вы, конечно, об этом еще не знаете…» – «Как вы знаете…».
Упражнение «Конфликтные ситуации»
А теперь, уважаемые педагоги, давайте вместе с Вами рассмотрим некоторые типичные конфликтные ситуации, которые часто возникают в педагогической практике. И попробуем совместно поискать наиболее адекватные выходы из них.
Ситуация 1 Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «получает за это деньги».
Ситуация 2 Забирая вечером ребенка из детского сада, родители высказали недовольство, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми.
Ситуация 3 Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние занятия, игры и зарядку. На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.
Ситуация 4 «Мама недовольна, что ребенок не участвовал в утреннике »
Ситуация 5 Дана – активная, подвижная девочка, адаптация проходит тяжело. Воспитатель посоветовала маме обратиться за помощью к детскому невропатологу. Мама девочки приняла совет «в штыки» и обвинила педагога, что та не любит ее дочь, потому что она из нерусской семьи, сказав, что пойдет жаловаться к заведующему ДОУ.
Ситуация 6 «Ребенок не хочет идти в детский сад, плачет по утрам, мама обвиняет в этом воспитателя»
И в конце нашей встречи хотелось бы Вас познакомить с курсом доброжелательных отношений
Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку».
Пять важных слов: «Ты сделал это просто чудесно».
Четыре важных слова: «А как ты считаешь?»
Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста».
Два важных слова: «Искренне благодарю».
Важнейшее слово: «Мы».
Рефлексия
Каждому участнику предлагается поделиться впечатлениями о том, изменилось ли что-то в его взглядах на конфликт (Была ли эта встреча полезной? Что нового я сегодня узнал? Что хотелось бы узнать ещё?) На столах лежат «Листы ожиданий», мы предлагаем Вам заполнить их.
Упражнение «Австралийский дождь»
Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.
Участники в кругу.
А знаете ли вы, что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!
В Австралии поднялся ветер (трем ладони);
Начинает капать дождь (щелкаем пальцами);
Дождь усиливается (хлопки ладонями);
Начинается настоящий ливень (хлопки по коленям);
А вот и град –настоящая буря (топаем ногами);
Ну что это буря стихает? (хлопки по коленям);
Дождь утихает (хлопки ладонями);
Редкие капли падают на землю (щелкаем пальцами);
Тихий шелест ветра (трем ладони);
Выглянуло солнце! (руки вверх)
Вы все сегодня молодцы давайте скажем друг другу: «спасибо»!
Рекомендации для педагогов по разрешению и предотвращению конфликтов с родителями детей .
Как мы должны себя вести в конфликтной ситуации:
1. Сохранять спокойствие и заинтересованность.
2. Уметь поставить себя на место другого.
3. Дать возможность родителю высказаться.
4. Стараться говорить просто и по существу.
5. Не расширять предмет конфликта, если надо — извинитесь, принято решение — примите или пообещайте, что выполните в ближайшее время.
6. Поддерживайте доброжелательные отношения, не допускайте категоричной формы ведения разговора.
7. Не переходить на личности, не допускать оскорблений личного достоинства.
8. Если можно, свести проблему к юмористической стороне.
9. Не перекладывайте всю вину на родителя, постараться осознать, что конфликт неприятен и ему.
10. После конфликта не избегать общения с родителями, а дать им возможность успокоиться и, если надо, через некоторое время побеседовать с ним:
«Так чем же вызвана Ваша реакция? Давайте поговорим о случившемся!»
11. Не допускать, чтобы отрицательные эмоции захватили настолько, что воображаемые педагогом размеры конфликта превышали реальные.
12. Важно помнить, что лучший способ избежать конфликта — не спешить с выводами. При анализе ситуаций задавать себе вопрос:
«Правильно ли я поступила? А как чувствует себя в этой ситуации родитель?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стратегия поведения педагога при конфликтной ситуации с родителями
Рекомендация для педагогов ДОУ...
Консультация для воспитателей "Причины возникновения конфликтных ситуаций с родителями и способы их решения"
Детское дошкольное учреждение – это структура со своими законами и задачами, с другой стороны, это коллектив, который состоит из индивидуальных личностей – педагогов, родителей, детей. От ...
Поведение педагогов при решении конфликтных ситуаций с родителями
Консультация для педагогов по преодолению конфликтных ситуаций с родителями воспитанников....
Стратегия поведения при конфликтной ситуации (педагог-родитель)
Стратегия поведения при конфликтной ситуации Консультация для педагогов и родителей «При деловом конфликте идет обсуждение проблемы.В психологическом конфликте обсуждаются личности.Психологическ...
тренинг для педагогов «Преодоление конфликтных ситуаций с родителями»
На тренинге перед каждым участником открывается ряд уникальных возможностей, а именно:— увидеть себя со стороны, свои эффективные и неэффективные стратегии поведения и установки;— расширит...
Семинар для педагогов "Конфликтные ситуации с родителями и способы их разрешения"
представлен теоретический материал и задания по теме "Конфликтные ситуации с родителями и способы их разрешения"...
Консультация для педагогов и родителей "Конфликтные ситуации между родителями воспитанников.Пути их решения"
Доверяя своего любимого ребенка детскому саду, родители воспитанников надеются и верят, что пребывание его в детском саду будет комфортным и радостным. Но, к сожалению, иногда надежды родителей оборач...