Авторская программа "Мамина школа"
рабочая программа
Создание предпосылок к успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению и формирование педагогической и психологической грамотности у родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторская программа "Мамина школа" | 31.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
«МАМИНА ШКОЛА»
Содержание
- Пояснительная записка
- Учебный план
- Календарный учебный график
- Распределение программного материала
- Оценочные материалы
- Методическое и техническое оснащение процесса обучения
- Организационно-педагогические условия
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ранний возраст – это не только важный и ответственный этап развития человека, это еще и очень трудный возраст для педагогов. В это время ребенок остро переживает даже кратковременную разлуку с матерью, часто плачет, трудно привыкает к новой обстановке, бывает «неуправляем», к нему не применимы многие приемы и методы воспитания и обучения, которые используются с дошкольниками. Объяснения, инструкции, указания взрослого часто не действуют, фронтальные, организованные занятия не достигают своей цели: малыши не умеют слушать, принимать и выполнять задания взрослого. Организация взаимодействия педагогов и социума отвечает потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни, служит объединению усилий детского сада и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей дошкольного возраста, поиску новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, способствует также созданию условий для повышения педагогической культуры родителей.
Цель программы: создание предпосылок к успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению и формирование педагогической и психологической грамотности родителей.
Задачи:
- познакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
- подготовить ребенка к посещению ДОУ;
- создать непрерывную систему в образовательной, оздоровительной работе ДОУ с семьей.
Программа рассчитана на 3 месяца обучения. Общее количество часов 6.
Учебный процесс построен в форме практических семинаров с элементами тренинга.
Занятия проводятся 2 раза в месяц (по четвергам).
Длительность одного занятия – 60 мин.
Планируемые результаты освоения программного материала
- повышение родительской компетентности в вопросах семейного воспитания, укрепления партнерских отношений между родителями, педагогами и общественностью в воспитании детей,
- безболезненная адаптация детей к условиям ДОУ;
- осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ТЕМЫ | ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | |
1 | Особенности развития детей раннего возраста | 0,5 |
2 | Проблемы адаптации | 0,5 |
3 | Как помочь ребенку адаптироваться к поступлению в ДОУ | 0,5 |
4 | Организация работы дошкольного учреждения | 0,5 |
5 | Содержание среды развития в группах раннего возраста | 2 |
6 | Игровая деятельность | 1 |
7 | Как научить ребенка воспринимать величину, форму, цвет предметов | 1 |
Всего часов | 6 |
- КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | месяц | количество часов | Тема занятия |
1 | март | 30 мин | Особенности развития детей раннего возраста |
30 мин | Проблемы адаптации | ||
30 мин | Как помочь ребенку адаптироваться к поступлению в ДОУ | ||
30 мин | Организация работы дошкольного учреждения | ||
2 | апрель | 60 мин | Содержание среды развития в группах раннего возраста |
60 мин | Содержание среды развития в группах раннего возраста | ||
3 | май | 60 мин | Игровая деятельность |
60 мин | Как научить ребенка воспринимать величину, форму, цвет предметов | ||
Итого: 6 |
- РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
- Особенности развития детей раннего возраста
Теория:
- основные этапы развития высшей нервной деятельности детей раннего возраста;
- познавательное, речевое, физическое развитие.
Психологическое упражнение «Какой я родитель?»
- Проблемы адаптации
Теория:
- что такое адаптация,
- факторы влияющие па процесс адаптации,
- три степени адаптации: легкая, средней тяжести, тяжелая.
- Как помочь ребенку адаптироваться к поступлению в ДОУ
Презентация
- для чего нужен режим дня;
- какой должна быть жизнь ребенка, не посещающего детский сад.
- Организация работы дошкольного учреждения
Презентация
- программное обеспечение;
- приоритетные направления работы;
- нормативные документы.
- Содержание среды развития в группах раннего возраста
Посещение с родителями групповых помещений.
Мастер-классы педагогов групп раннего возраста:
«Развитие мелкой моторики. Игры с песком»
«Развитие двигательной активности у детей раннего возраста»
- Игровая деятельность
Занятие детей с родителями в группах раннего возраста.
- Подвижная игра «Паровоз».
Цель: учить детей ходить друг за другом.
- Катание с лотка цветных шариков.
Цель: учить детей выполнять действия по показу. Знакомить с цветом.
- Плыви ко мне, кораблик.
Цели: формировать навыки владения палочкой с крючком; развивать координацию движений кистей рук; вызвать чувство радости от полученного результата.
- Игра «Пузырь».
Цель: научить детей становиться в круг, действовать по сигналу.
- Как научить ребенка воспринимать величину, форму, цвет предметов
- Дидактическая игра «Большие и маленькие».
Цель: учить детей чередовать предметы по величине, воспитывать внимание.
- Шнуровка по шаблону.
- Музыкальная игра «да-да-да».
Цель: обучать простейшим движениям; развивать чувство ритма.
- Подвижная игра «Побродим по лужам».
Цель: приучать преодолевать препятствия (шагать из одного лежащего обруча в другой).
- ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Психолого-педагогические параметры определения
готовности поступления ребенка в ДОУ
Параметры | Дополнительный вопрос к матери ребенка | Оценка в баллах или словесно |
1 | 2 | 3 |
I. Личность | ||
Настроение Бодрое, уравновешенное Раздражительное, неустойчивое Подавленное | Какое из перечисленных настроений преобладает? | 3 2 1 |
Засыпание Быстрое (до 10 минут) Медленное Спокойное Неспокойное С дополнительными воздействиями Без дополнительных воздействий | Как засыпает ваш ребенок? Что вы делаете, чтобы ребенок заснул? | 3 2 3 2 2 3 |
Продолжительность сна Соответствует возрасту Не соответствует возрасту | Какова длительность сна? | 3 1 |
Аппетит Хороший Избирательный Неустойчивый Плохой | Какой аппетит у вашего ребенка? | 4 3 2 1 |
Отношение к высаживанию на горшок Положительное Отрицательное | Как относится ваш ребенок к этой процедуре | 3 1 |
Навыки опрятности Просится на горшок Не просится, но бывает сухой Не просится, ходит мокрый | 3 2 1 | |
Отрицательные привычки Есть (какие?) Нет | Сосет пустышку, палец, раскачивается и т.д. | 1 3 |
II. Нервно-психическое развитие | ||
Возраст 1г. 6 мес.-1г. 9 мес. Понимание речи Движения Игра Навыки гигиены | Выявляется методом диагностики | Соответствует возрасту – 3 балла. Ниже на один эпик ризный срок – 2 балла. Ниже на 2-3 эпикризных срока – 1 балл. |
Возраст 1г.9 мес. – 2г. Понимание речи Активная речь Игра Навыки гигиены | ||
III. Личность Проявление познавательных потребностей (по наблюдениям матери и педагогов) | ||
В повседневной жизни Проявляет познавательные потребности Проявляет недостаточно Не проявляет | 3 2 1 | |
Интересуется игрушками, предметами – дома и в новой обстановке Да Нет Иногда | 3 1 2 | |
Проявляет интерес к действиям взрослых Да Нет Иногда | 3 1 2 | |
Любит заниматься: внимателен, актуален, усидчив Да Нет Иногда | 3 1 2 | |
При обучении Проявляет интерес, активность Проявляет недостаточно Не проявляет | 3 2 1 | |
Инициативность в игре Проявляет инициативу по всем указанным параметрам: Умеет сам себе найти дело Да Нет Есть фаза подготовки игры Самостоятельно С помощью взрослого Проявляются элементы воображения Да Нет | 3 1 3 2 3 1 | |
Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт | 3 2 | |
Инициативность во взаимоотношениях с детьми Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт | 3 2 | |
Результативность деятельности Доводит начатое дело до конца Не всегда Не доводит | 3 2 1 | |
Самостоятельность в игре Умеет играть самостоятельно в отсутствие взрослого Не всегда Не играет сам | 3 2 1 | |
Социальные связи со взрослыми и детьми Легко идет на контакт со взрослыми Избирательно Трудно Легко вступает в контакт с детьми Избирательно Трудно | 3 2 1 3 2 1 | |
Наличие опыта совместной деятельности со взрослыми Есть Недостаточно Нет | 3 2 1 | |
Уверенность в себе Есть Не всегда Нет | 3 2 1 | |
Адекватен к оценке своей деятельности взрослыми Да Не всегда Нет | 3 2 1 | |
Опыт разлуки с близкими Переносит разлуку сравнительно легко Тяжело | 3 2 | |
Аффективная привязанность к кому-либо из взрослых Есть Нет | 1 3 |
Прогноз адаптации (по среднему числу баллов):
Готов к поступлению в ДОУ 3-2,5; 12 баллов.
Условно готов 2,5-2; 8 баллов.
Не готов 1,9-1; 4 балла.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители!
Просим вас ответить на ряд вопросов, позволяющих нам узнать Ваше мнение о работе нашего детского сада.
- Назовите, пожалуйста, себя и членов вашей семьи (состав семьи, количество взрослых и детей).
- Возраст матери, отца, точный возраст ребенка.
- Образование матери, отца.
- Кто в основном занимается воспитанием ребенка? Кто чаще находится с ребенком? Кто укладывает его спать? Кто ему читает?
- Посещал ли ребенок раньше дошкольное учреждение?
- Расскажите о режиме ребенка в семье?
- Как привык засыпать Ваш ребенок? Есть ли у него привычки (засыпать при укачивании, сосать пальцы, пить из бутылочки)7
- Как привык кушать? Есть ли блюда, которые он не любит, запрещены врачом?
- Охотно ли вступает в общение с детьми своего возраста? Старшего возраста? С незнакомыми взрослыми? Родными?
- Как относится к режимным процессам? (хорошо, спокойно, отрицательно, есть ли отдельные привычки – назовите их).
- Как одевается Ваш ребенок: сам или с Вашей помощью? Как именно Вы ему помогаете?
- Какие любимые игрушки Вашего ребенка? Как он с ними играет?
- Как Вы поощряете ребенка? За что?
- Как Вы наказываете ребенка? За что?
- Единодушны ли члены семьи в выражении поощрений, наказаний, запретов, нарушений? Если Вы наказываете ребенка, может ли кто-нибудь отменить наказание? Как и кто это чаще делает?
- Делится ли Ваш ребенок лакомствами, игрушками с другими? Делает это сам или по подсказке? Без протеста или бурно протестует?
- Какие игры предпочитает: шумные, подвижные, спокойные?
- Эмоционален ли Ваш ребенок? Весел или несколько равнодушен? Не печален ли он?
- Как влияет на ребенка похвала или осуждение.
- Боится ли чего-нибудь Ваш ребенок? Как это проявляется.
- Бывают ли у ребенка бурные приступы гнева? Как это проявляется.
- Привык ли ребенок задавать вопросы? Кому он их задает?
- Проявляется ли у ребенка упрямство? Как? В каких ситуациях? После чего прекращается?
- С какими трудностями сталкиваетесь в воспитании?
- МЕТОДИЧЕСКОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Оборудование
- Проектор
- Ноутбук
- Мультимедийный экран
- Музыкальный центр
- Дидактические игры и пособия для детей раннего возраста
- Игровое оборудование групп раннего возраста
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ЛИТЕРАТУРА
- Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации. –Волгоград: Учитель, 2011. – 188с.
- Смирнова Е.О. Детская психология. – СПб.: Питер, 2009. – 304с.
- Русаков А.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера 2010. – 128с.
- Ильина И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие/ И.С. Ильина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 144с.
- Викофф Джерри Воспитание без криков и шлепков. – М.: Дроа, 2003. – 192с.
Видеопрезентации:
«Пальчиковая гимнастика»
«Развиваем мелкую моторику ребенка»
«Стимулируем развитие речи»
«Сказки, которые помогают творить чудеса»
«Обращение от лица ребенка к родителям»
Шпаргалки для родителей:
«Как подготовить ребенка к детскому саду»
«Адаптация будет легкой, если…»
«Режим дня дома и в детском саду»
«Чем занять ребенка дома»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские программы "Школа здоровья" и "Дельфиненок"
Сохранять и улучшать здоровье - огромная, каждодневная работа, начиная с рождения. И особое значение принадлежит первым годам жизни ребенка. В раннем и дошкольном возрасте эту работу осуществляю...
Осуществление дифференцированного подхода к детям с ЗПР в процессе реализации авторской программы коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе.
Освещены основные вопросы осуществление дифференцированного подхода к детям с ЗПР в процессе реализации авторской программы коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе....
авторская программа "Школа здорового ребенка" для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В данной работе представлен опыт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида №29 «Ёлочка» города Нижневартовска по организации системы ра...
Авторская программа " Школа мяча"
Направленность программы: работа по улучшению физического развития, физической подготовленности детей, развитию ловкости, координации, глазомера, согласованности движений, воспитанию морально-волевых ...
Доклад на тему "Как развить природный голос" (по материалам авторского проекта "Школа природного голоса" Кирилла Плешакова-Качалина)
Очень часто бывает так, что люди сразу приступают к постижению высот исполнительского мастерства, минуя первый – настройку. И даже достигают определённых успехов. Но, ни один музыкант, даже самы...
Авторская программа "Школа мастеров"
Комплексно-тематическое планирование образовательной программы художественно-эстетического развития...
Авторская игра "Школа кутюрье"
Игра рассчитана на детей 4-6 лет и направленна на развитие творческих способностей и дает простор для «полета» фантазии. Эта игра обязательно понравится не только девочкам, но и мальчикам....