Авторская программа "Мамина школа"
рабочая программа

Агафонова Светлана Сергеевна

Создание предпосылок к успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению и формирование педагогической и психологической грамотности у родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
«МАМИНА ШКОЛА»

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Учебный план
  3. Календарный учебный график
  4. Распределение программного материала
  5. Оценочные материалы
  6. Методическое и техническое оснащение процесса обучения
  7. Организационно-педагогические условия

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ранний возраст – это не только важный и ответственный этап развития человека, это еще и очень трудный возраст для педагогов. В это время ребенок остро переживает даже кратковременную разлуку с матерью, часто плачет, трудно привыкает к новой обстановке, бывает «неуправляем», к нему не применимы многие приемы и методы воспитания и обучения, которые используются с дошкольниками. Объяснения, инструкции, указания взрослого часто не действуют, фронтальные, организованные занятия не достигают своей цели: малыши не умеют слушать, принимать и выполнять задания взрослого.   Организация взаимодействия педагогов и социума отвечает потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни, служит объединению усилий детского сада и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей дошкольного возраста, поиску новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, способствует также созданию условий для повышения педагогической культуры родителей.

Цель программы:  создание предпосылок к успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению и формирование педагогической и психологической грамотности родителей.

        Задачи:

- познакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;

- подготовить ребенка к посещению ДОУ;

- создать непрерывную систему в образовательной, оздоровительной работе ДОУ с семьей.

Программа рассчитана на 3 месяца обучения. Общее количество часов 6.

Учебный процесс построен в форме практических семинаров с элементами тренинга.

Занятия проводятся 2 раза в месяц (по четвергам).

Длительность одного занятия – 60 мин.

        Планируемые результаты освоения программного материала

  • повышение родительской компетентности в вопросах семейного воспитания, укрепления партнерских отношений между родителями, педагогами и общественностью в воспитании детей,
  • безболезненная адаптация детей к условиям ДОУ;
  • осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ТЕМЫ

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

1

Особенности развития детей раннего возраста

0,5

2

Проблемы адаптации

0,5

3

Как помочь ребенку адаптироваться к поступлению в ДОУ

0,5

4

Организация работы дошкольного учреждения

0,5

5

Содержание среды  развития в группах раннего возраста

2

6

Игровая деятельность

1

7

Как научить ребенка воспринимать величину, форму, цвет предметов

1

Всего часов

6

  1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

п/п

месяц

количество часов

Тема занятия

1

март

30 мин

Особенности развития детей раннего возраста

30 мин

Проблемы адаптации

30 мин

Как помочь ребенку адаптироваться к поступлению в ДОУ

30 мин

Организация работы дошкольного учреждения

2

апрель

60 мин

Содержание среды  развития в группах раннего возраста

60 мин

Содержание среды  развития в группах раннего возраста

3

май

60 мин

Игровая деятельность

60 мин

Как научить ребенка воспринимать величину, форму, цвет предметов

                                            Итого: 6

  1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

  1. Особенности развития детей раннего возраста

Теория:

           - основные этапы развития высшей нервной деятельности детей раннего возраста;

           - познавательное, речевое, физическое развитие.

         Психологическое упражнение «Какой я родитель?»

  1. Проблемы адаптации

Теория:

- что такое адаптация,

- факторы влияющие па процесс адаптации,

- три степени адаптации: легкая, средней тяжести, тяжелая.

  1. Как помочь ребенку адаптироваться к поступлению в ДОУ

Презентация

- для чего нужен режим дня;

- какой должна быть жизнь ребенка, не посещающего детский сад.

  1. Организация работы дошкольного учреждения

Презентация

- программное обеспечение;

- приоритетные направления работы;

- нормативные документы.

  1. Содержание среды  развития в группах раннего возраста

Посещение с родителями групповых помещений.

Мастер-классы педагогов групп раннего возраста:

«Развитие мелкой моторики. Игры с песком»

«Развитие двигательной активности у детей раннего возраста»

  1. Игровая деятельность

Занятие детей с родителями в группах раннего возраста.

  1. Подвижная игра «Паровоз».

Цель: учить детей ходить друг за другом.

  1. Катание с лотка цветных шариков.

Цель: учить детей выполнять действия по показу. Знакомить с цветом.

  1. Плыви ко мне, кораблик.

Цели: формировать навыки владения палочкой с крючком; развивать координацию движений кистей рук; вызвать чувство радости от полученного результата.

  1. Игра «Пузырь».

Цель: научить детей становиться в круг, действовать по сигналу.

  1. Как научить ребенка воспринимать величину, форму, цвет предметов

  1. Дидактическая игра «Большие и маленькие».

Цель: учить детей чередовать предметы по величине, воспитывать внимание.

  1. Шнуровка по шаблону.
  2. Музыкальная игра «да-да-да».

Цель: обучать простейшим движениям; развивать чувство ритма.

  1. Подвижная игра «Побродим по лужам».

Цель: приучать преодолевать препятствия (шагать из одного лежащего обруча в другой).

  1. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Психолого-педагогические параметры определения

готовности поступления ребенка в ДОУ

Параметры

Дополнительный вопрос

к матери ребенка

Оценка в баллах или словесно

1

2

3

I. Личность

Настроение

Бодрое, уравновешенное

Раздражительное, неустойчивое

Подавленное

Какое из перечисленных настроений преобладает?

3

2

1

Засыпание

Быстрое (до 10 минут)

Медленное

Спокойное

Неспокойное

С дополнительными воздействиями

Без дополнительных воздействий

Как засыпает ваш ребенок?

Что вы делаете, чтобы ребенок заснул?

3

2

3

2

2

3

Продолжительность сна

Соответствует возрасту

Не соответствует возрасту

Какова длительность сна?

3

1

Аппетит

Хороший

Избирательный

Неустойчивый

Плохой

Какой аппетит у вашего ребенка?

4

3

2

1

Отношение к высаживанию на горшок

Положительное

Отрицательное

Как относится ваш ребенок к этой процедуре

3

1

Навыки опрятности

Просится на горшок

Не просится, но бывает сухой

Не просится, ходит мокрый

3

2

1

Отрицательные привычки

Есть (какие?)

Нет

Сосет пустышку, палец, раскачивается и т.д.

1

3

II. Нервно-психическое развитие

Возраст 1г. 6 мес.-1г. 9 мес.

Понимание речи

Движения

Игра

Навыки гигиены

Выявляется методом диагностики

Соответствует возрасту – 3 балла. Ниже на один эпик

ризный срок – 2 балла. Ниже на 2-3 эпикризных срока – 1 балл.

Возраст 1г.9 мес. – 2г.

Понимание речи

Активная речь

Игра

Навыки гигиены

III. Личность

Проявление познавательных потребностей

(по наблюдениям матери и педагогов)

В повседневной жизни

Проявляет познавательные потребности

Проявляет недостаточно

Не проявляет

3

2

1

Интересуется игрушками, предметами – дома и в новой обстановке

Да

Нет

Иногда

3

1

2

Проявляет интерес к действиям взрослых

Да

Нет

Иногда

3

1

2

Любит заниматься: внимателен, актуален, усидчив

Да

Нет

Иногда

3

1

2

При обучении

Проявляет интерес, активность

Проявляет недостаточно

Не проявляет

3

2

1

Инициативность в игре

Проявляет инициативу по всем указанным параметрам:

Умеет сам себе найти дело

Да

Нет

Есть фаза подготовки игры

Самостоятельно

С помощью взрослого

Проявляются элементы воображения

Да

Нет

3

1

3

2

3

1

Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт

3

2

Инициативность во взаимоотношениях с детьми

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт

3

2

Результативность деятельности

Доводит начатое дело до конца

Не всегда

Не доводит

3

2

1

Самостоятельность в игре

Умеет играть самостоятельно в отсутствие взрослого

Не всегда

Не играет сам

3

2

1

Социальные связи со взрослыми и детьми

Легко идет на контакт со взрослыми

Избирательно

Трудно

Легко вступает в контакт с детьми

Избирательно

Трудно

3

2

1

3

2

1

Наличие опыта совместной деятельности со взрослыми

Есть

Недостаточно

Нет

3

2

1

Уверенность в себе

Есть

Не всегда

Нет

3

2

1

Адекватен к оценке своей деятельности взрослыми

Да

Не всегда

Нет

3

2

1

Опыт разлуки с близкими

Переносит разлуку сравнительно легко

Тяжело

3

2

Аффективная привязанность к кому-либо из взрослых

Есть

Нет

1

3

Прогноз адаптации (по среднему числу баллов):

Готов к поступлению в ДОУ 3-2,5; 12 баллов.

Условно готов 2,5-2; 8 баллов.

Не готов 1,9-1; 4 балла.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!

Просим вас ответить на ряд вопросов, позволяющих нам узнать  Ваше мнение о работе нашего детского сада.

  1. Назовите, пожалуйста, себя и членов вашей семьи (состав семьи, количество взрослых и детей).
  2. Возраст матери, отца, точный возраст ребенка.
  3. Образование матери, отца.
  4. Кто в основном занимается воспитанием ребенка? Кто чаще находится с ребенком? Кто укладывает его спать? Кто ему читает?
  5. Посещал ли ребенок раньше дошкольное учреждение?
  6. Расскажите о режиме ребенка в семье?
  7. Как привык засыпать Ваш ребенок? Есть ли у него привычки (засыпать при укачивании, сосать пальцы, пить из бутылочки)7
  8. Как привык кушать? Есть ли блюда, которые он не любит, запрещены врачом?
  9. Охотно ли вступает в общение с детьми своего возраста? Старшего возраста? С незнакомыми взрослыми? Родными?
  10. Как относится к режимным процессам? (хорошо, спокойно, отрицательно, есть ли отдельные привычки – назовите их).
  11. Как одевается Ваш ребенок: сам или с Вашей помощью? Как именно Вы ему помогаете?
  12. Какие любимые игрушки Вашего ребенка? Как он с ними играет?
  13. Как Вы поощряете ребенка? За что?
  14. Как Вы наказываете ребенка? За что?
  15. Единодушны ли члены семьи в выражении поощрений, наказаний, запретов, нарушений? Если Вы наказываете ребенка, может ли кто-нибудь отменить наказание? Как и кто это чаще делает?
  16. Делится ли Ваш ребенок лакомствами, игрушками с другими? Делает это сам или по подсказке? Без протеста или бурно протестует?
  17. Какие игры предпочитает: шумные, подвижные, спокойные?
  18. Эмоционален ли Ваш ребенок? Весел или несколько равнодушен? Не печален ли он?
  19. Как влияет на ребенка похвала или осуждение.
  20. Боится ли чего-нибудь Ваш ребенок? Как это проявляется.
  21. Бывают ли у ребенка бурные приступы гнева? Как это проявляется.
  22. Привык ли ребенок задавать вопросы? Кому он их задает?
  23. Проявляется ли у ребенка упрямство? Как? В каких ситуациях? После чего прекращается?
  24. С какими трудностями сталкиваетесь в воспитании?

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Оборудование

  • Проектор
  • Ноутбук
  • Мультимедийный экран
  • Музыкальный центр
  • Дидактические игры и пособия для детей раннего возраста
  • Игровое оборудование групп раннего возраста

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ЛИТЕРАТУРА

  1. Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации. –Волгоград: Учитель, 2011. – 188с.
  2. Смирнова Е.О. Детская психология. – СПб.: Питер, 2009. – 304с.
  3. Русаков А.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера 2010. – 128с.
  4. Ильина И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие/ И.С. Ильина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 144с.
  5. Викофф Джерри Воспитание без криков и шлепков. – М.: Дроа, 2003. – 192с.

Видеопрезентации:

«Пальчиковая гимнастика»

«Развиваем мелкую моторику ребенка»

«Стимулируем развитие речи»

«Сказки, которые помогают творить чудеса»

«Обращение от лица ребенка к родителям»

Шпаргалки для родителей:

 «Как подготовить ребенка к детскому саду»

«Адаптация будет легкой, если…»

«Режим дня дома и в детском саду»

«Чем занять ребенка дома»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские программы "Школа здоровья" и "Дельфиненок"

Сохранять и улучшать здоровье - огромная, каждодневная работа, начиная с рождения. И особое значение принадлежит первым годам жизни ребенка.  В раннем и дошкольном возрасте эту работу осуществляю...

Осуществление дифференцированного подхода к детям с ЗПР в процессе реализации авторской программы коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе.

Освещены основные вопросы осуществление дифференцированного подхода к детям с ЗПР в процессе реализации авторской программы коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе....

авторская программа "Школа здорового ребенка" для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В данной работе представлен опыт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида №29 «Ёлочка» города Нижневартовска по организации системы ра...

Авторская программа " Школа мяча"

Направленность программы: работа по улучшению физического развития, физической подготовленности детей, развитию ловкости, координации, глазомера, согласованности движений, воспитанию морально-волевых ...

Доклад на тему "Как развить природный голос" (по материалам авторского проекта "Школа природного голоса" Кирилла Плешакова-Качалина)

Очень часто бывает так, что люди сразу приступают к постижению высот исполнительского мастерства, минуя первый – настройку. И даже достигают определённых успехов. Но, ни один музыкант, даже самы...

Авторская программа "Школа мастеров"

Комплексно-тематическое планирование образовательной программы художественно-эстетического развития...

Авторская игра "Школа кутюрье"

Игра рассчитана на детей 4-6 лет и направленна на развитие творческих способностей и дает простор для «полета» фантазии. Эта игра обязательно понравится не только девочкам, но и мальчикам....