Авторская программа "Школа мастеров"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Комплексно-тематическое планирование образовательной программы художественно-эстетического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Муринский центр образования №2» Всеволожского района Ленинградской области

Авторская программа

«Веселая мастерская»

Комплексно-тематическое планирование художественно-эстетического развития для детей 5-6 лет.

Воспитатель: Ромашко Екатерина Борисовна

2019г

Актуальность: уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.

Новизна программы:        

       В отличие от традиционных программ обучения отличительной особенностью программы является использование нетрадиционных для детского сада техник для развития ручной моторики

Задачи программы:

1. Способствовать развитию мелкой моторики рук: развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

      2. Совершенствовать движение  рук и развитие психических процессов:

 -  произвольного внимания;

 -  логического мышления;

 -  зрительного и слухового восприятия;

 -  памяти, речи детей;

3. Формировать и совершенствовать пространственные представления:

- ориентацию на листе;

- ориентацию в пространстве на примере собственного тела.

      4.Формировать навыки учебной деятельности:

-  умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;

-  контроль за собственными действиями.

Направлена не только на формирование развития мелкой моторики, но и формирования и совершенствование двигательных и познавательных способностей детей.

Принципы реализации программы:

1.        Создание на занятиях непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено;

2.        Учёт интересов каждого воспитанника;

3.        Создание условий для реализации творческих потребностей всех детей, независимо от их возраста и  уровня развития их способностей;

4.        Организация последовательного освоения знаний, умений и навыков, путём постепенного и подготовленного усложнения образовательных задач;

5.        Осознание необходимости положительной оценки деятельности детей;

6.        установление партнерских отношений между педагогом, учащимися и родителями;

7.        Создание условий для активного участия родителей воспитанников в творческом процессе.

Методы обучения, используемы при реализации программы:

1        из общей педагогики: беседа, рассказ, метод создания проблемно-поисковых ситуаций;

2        из специальной педагогики: нетрадиционные техники способствующие развитию ручной умелости; игры и упражнения на развитие мелкой моторики; пальчиковая гимнастика; дидактические и подвижные игры; массаж кистей рук; кукольный театр.

Ожидаемые результаты:

В результате освоения программы «Весёлая мастерская»:

Умения:  

-закрашивать карандашом в одном направление неотрывными движениями, без пропусков, не выходя за контур с равномерным умеренным нажимом;  

-вырезать круги из квадратов и овалы из прямоугольников в соответствии с величиной исходной формы;    

-согласовывать движения рук.

Материальное обеспечение        


1. Мозаика

2. Бисерография.

3. Ниткография.

4. Счетные палочки.

5. Крупы (фасоль, горох)

6. Волчки.

7. Раскраски.

8. Трафареты.

9. Штампы.

10. Опилки.
11. Зубные щетки.

12. Блоки Дьенеша.
13. Палочки Кюизенера.
14. Набор иллюстраций о животных и природе.
15. Фрукты, овощи.
16. Транспорт.
17.Наборы для счета и простых арифметических действий.
18. Слоговая ромашка.
19. Материал для развития мелкой моторики (бисер,крупы).
20. Пальчиковый театр.
21.Театры: на фланелеграфе, липучках, резинках, палочках.
22. Маски.
23. Песочный стол.
24. Копилки букв из различных материалов.
25. Прописи.
26.Конструктор букв и цифр.
27. Головоломки.
28. Лабиринты.
29. «Занимательный квадрат

Комплексно-тематическое планирование образовательной программы

Сентябрь

1-я,2-я неделя-мониторинг

3-я. Тема: "Детский сад. Игрушки".

1.Выявить  уровень сформированности графических умений и навыков детей:  

-зрительно-моторные интеграции;

 -умение обводить рисунок по точкам и раскрашивать его.

2. Обследовать детей на выявление ведущей руки.

3. Работать над развитием координации движений с речью.

4-я. Тема: "Осень".

1. Выявить уровень развития мелкой моторики и тактильной чувствительности.

2. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, воображение.

3. Выяснить уровень сенсорных эталонов.

4. Работать на развитием координации речи с движением.

5. Продолжать формировать графические умения и навыки- обучать выкладыванию фигур по образцу.

     Октябрь

1-я.Тема: "Огород. Овощи."

1. Продолжать работать над развитием  мелкой моторики- учить выкладывать из палочек фигурки по образцу.

2. Упражнять в ориентировке на листе бумаги.

3. Продолжать формировать графические умения и навыки.

4. Работать над развитием психических процессов; внимания, памяти, воображения.

2-я.Тема: "Сад. Фрукты".

1. Работать над общими речевыми навыками.

2. Продолжать работать над развитием мелкой моторики- учить выкладывать из палочек фигурки по образцу.

3. Упражнять в ориентировки на листе бумаги.

4. Продолжать формировать графические умения и навыки- выкладывание по образцу.

5. Работать над развитием психических процессов: внимание, памяти, воображения.

3-я.Тема: "Лес, грибы, лесные ягоды".

1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, упражнять в координации движений с речью.

2. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку.

3. Работать над развитием фонематического слуха и логического мышления.

4-я. Тема:"Дом. Семья ".

1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, учит обследовать их  навыки.

2. Формировать графические умения и навыки.

3. Работать над развитием ориентировки в пространстве и на плоскости.

                                      Ноябрь

1-я. Тема:"Одежда".

1. Работать над развитием мелкой моторики и тактильной чувствительности.

2. Совершенствовать графические умения и навыки.

3. Работать над развитием психических процессов: логического мышления, внимания, памяти.

4. Продолжать формировать графические умения и навыки.

2-я.Тема:"Обувь".

1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики.

2. Учить работать с трафаретами и шаблонами.

3. Тренировать в раскрашивании картинок по образцу.

4. Развивать мышление и воображение.

3-я.Тема:"Мебель. Квартира".

1. Продолжать работать над развитием зрительно-моторных интегранций; упражнять в координации движений с речью.

2. Упражнять в проведение линий без отрыва от бумаги; закреплять навыки штриховки разными способами.

3. Работать над развитием ориентировки в пространстве и на плоскости.

4. Совершенствовать зрительную и слуховую память и внимание.

5. Продолжать формировать графические умения и навыки, обучать выкладыванию фигур по образцу.

4-я.Тема:"Кухня. Посуда".

1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики.

2. Учить работать с трафаретами и шаблонами.

3. Работать над развитием зрительно-пространственного восприятия, упражнять в ориентировке на плоскости.

4. Развивать зрительное и слуховое внимание.

                                                Декабрь

1-я.Тема:"Зима".

1. Продолжать работать над развитием мелкой и общей моторики, упражнять в шнуровке, работать над координацией движений в соответствии с темпом речи.

2. Совершенствовать графические умения и навыки.

3. Работать над развитием психических процессов: внимания , памяти, логического мышления. Совершенствовать фонематический слух.

2-я.Тема:"Зимующие птицы".

1. Продолжать работать над развитием зрительно-моторных интеграций, упражнять в координации движений с речью.

2. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги; закреплять навыки штриховки разными способами.

3. Совершенствовать зрительную и слуховую память и внимание.

4. Продолжать формировать графические умения и навыки, обучать выкладыванию фигур по образцу.

3-я.Тема:"Зимние забавы детей".

1. Продолжать работать над развитием зрительно-моторных интеграций, упражнять в координации движений с речью.

2. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами.

3. Работать над развитием ориентировки в пространстве и на плоскости.

4. Совершенствовать зрительную и слуховую память и внимание.

4-я.Тема:"Новогодний праздник".

1. Продолжать развивать зрительно-моторные функции.

2. Совершенствовать графические умения и навыки, учить сравнить узор, точно повторяя его элементы.

3. Учить группировать предметы по одному из признаков (форме, цвету и т.п.).

                                               Январь

   1-я неделя .

2-я. Тема:"Домашние птицы".

1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, учить определять фигурки на ощупь.

2. Развивать зрительно пространственное восприятие.

3. Совершенствовать и  закреплять графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам без отрыва руки.

3-я.Тема:"Домашние животные".

1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики.

2. Развивать зрительно-пространственное восприятие.

3. Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам без отрыва руки от листа.

4-я.Тема:"Дикие животные".

1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, учить определять фигурки на ощуп .

2. Развивать зрительно пространственное восприятие.

3. Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам без отрыва руки от листа.

4. Продолжать учить работать с ножницами.

                                                     Февраль

1-я.Тема:"Профессии. Продавец ".

1. Упражнять в выкладывании фигурок из спичек по образцу.

2. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку различными способами.

3. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.

4. Работать над развитием зрительного внимания и памяти.

2-я.Тема:"Профессии. Почтальон ".

1. Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций, координации движений с речью.

2. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку различными способами.

3. Продолжать работать над развитием внимания, памяти, воображения и логического мышления.

3-я.Тема:"Транспорт".

1. Продолжать развивать зрительно-моторные функции.

2. Совершенствовать графические умения и навыки, учить сравнивать узор, повторяя его элементы.

3. Учить группировать предметы по одному из признаков (форму, цвету и т.п.).

4-я.Тема:"Наша армия".

1. Продолжать развивать зрительно-моторные функции.

2. Совершенствовать графические умения и навыки.

3. Тренировать мышцы рук.

                                           

Март

1-я.Тема:"Весна. Приметы весны".

1. Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи, упражнять в работе с ножницами.

2. Совершенствовать графические навыки, выкладывание фигур по образцу.

3. Продолжать развивать зрительные восприятия, фонематический слух.

2-я.Тема:"Весна. Мамин праздник".

1. Продолжать работать над развитием общей моторики, координации движений в соответствии с темпом речи.

2. Совершать графические навыки.

3. Упражнять в ориентировке на листе бумаги, Учить действовать по словесной инструкции.

4. Развивать зрительное внимание и память.

3-я.Тема:"Помощники.

1. Учить группировать предметы по одному из признаков (форме, цвету и т.п.).

2. Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи.

3. Совершенствовать графические навыки через штриховку.

4-я.Тема:"Дикие животные весной".

1. Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций, координации движений с речью.

2. Продолжать учить работать с ножницами.

3. Совершенствовать графические навыки.

4. Закреплять умение ориентироваться на картинке, учиться изъясняться предложениями.

5.  Продолжать работать над развитием внимания, памяти, воображения.

                                          Апрель

1-я.Тема:"Домашние животные весной".

1. Продолжать работать над развитием зрительно- опорных функций, координацией движений с речью.

2. Продолжать учить работать с ножницами.

3. Совершенствовать графические навыки.

4. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, на картинке, учить изъясняться предложениями.

5. Продолжать работать над развитием внимания.

2-я.Тема:"Рыбы".

1. Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи.

2. Упражнять в работе с ножницами.

3. Совершенствовать графические навыки, продолжать учить выкладывать фигуры по образцу.

4. Развивать зрительное внимание и память.

3-я.Тема:"Перелетные птицы".

1. Упражнять в выкладывании фигурок птиц из геометрических фигур.

2. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку различными способами.

3. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.

4. Работать над развитием зрительного снимания и памяти.

5. Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций, координации движений с речью.

4-я.Тема:"Весенние цветы".

1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики.

2. Учить работать с трафаретами и шаблонами.

3. Работать над развитием зрительно-пространственного восприятия, упражнять в ориентировке на плоскости.

4. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку различными способами.

                                                         Май

1-я.Тема:"Правила дорожного движения", "Транспорт".

1. Продолжать работать над развитием общей моторики, координации движений в соответствии с темпом речи.

2. Упражнять в работе с трафаретами и шаблонами.

3. Упражнять в составлении разрезных картинок.

4. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку различными способами.

2-я.Тема:"Насекомые".

1. Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций, координации движений с речью.

2. Продолжать учить работать с ножницами.

3. Совершенствовать графические навыки.

4. Продолжать работать над развитием внимания, памяти, воображения и логического мышления.

Взаимодействие с семьей

Тема

Цель

Сроки

Собрание «Упражнение из практической жизни для развития мелкой моторики»

Дать родителям советы для развития общей и мелкой моторики.

Сентябрь

Консультация «Взаимосвязь движений пальцев рук и развития речи»

 Рассказать родителям о том, что пальчиковые игры хорошие помощники для подготовки руки к письму и развитию речи.

Октябрь

Развитие мелкой моторики и ориентировка в пространстве

 Познакомить родителей на практике с упражнениями и играми на закрепление ориентировки в пространстве.

Ноябрь

Консультация тестирования на определение ведущей руки дошкольника

Дать информацию для определении ведущей руки, объяснить вред и опасность переучивания леворуких детей.

Декабрь

Фотовыставка «Виды деятельности по развитию ручной умелости»

Донести до родителей значение занятий по развитию мелкой моторики руки, учить заинтересовывать детей.

Январь

Письменная консультация «Развитие правильной координацией движений рук»

Пополнить знания родителей о необходимости полноценного развития ребенка в дошкольном возрасте.

Февраль

Справочное бюро для родителе «Развитие графических навыков»

Рассказать родителям о формировании графических навыков, ответить на интересующие вопросы.

Март

Анализ проделанной работы по развитию мелкой моторики

Проанализировать результативность проводимой работы по развитию мелкой моторики.

Апрель

Демонстрация полученных навыков и умений: выставка «Умелые ручки»

Наглядно выявить рультативность проанализировать недостатки.

Май

Список литературы:

  1. Е.Максакова, О. Рахматулина. Готовим Пальчики к письму.-Москва:Обруч.2011 г.
  1. Г.В. Беззубова. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. –Москва:Гном.2003 г.
  1. М.Г. Борисенко. Наши пальчики играют. Развитие мелкой моторики.- СПб: Паритет. 2002 г.
  1. Е.М. Косинова. Гимнастика для пальчиков.- Москва: Олма-Пресс. 2002
  1. И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду.- Москва: Карапуз-Дидактика. 2002 г.
  1. М.С. Рузина. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых.- СПб: Издательский дом «Кристалл» 2000 г.
  1. И.Г. Топоркова., С.Е. Гаврина. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и рисовать красиво.- Ярославль: Академия развития. 2007 г. Арцишевская И. Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий. – М. : Книголюб, 2008. – 72 с.
  2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
  3. Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М. : Книголюб, 2004, - 144с.
  4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – 4 изд. - СПб. : Питер, 2007. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра "Земля мастеров"

Авторская дидактическая игра по краеведению: знакомит детей с символикой городов Тверской области, их достопримечательностями (знаменитые люди, народные промыслы, памятники, музеи, предприятия, природ...

Авторский мастер-класс «Фруктовые деревья»

Мы создадим очаровательное развивающее пано с веселыми фруктовыми деревьями....

Мастер-класс для педагогов и родителей: Авторская разработка "Изготовление "Чавага" как нетрадиционного самодельного музыкального инструмента"

Все, что создано природой и человеком имеет свой звук, свою музыку, надо только научиться ее видеть, слышать и чувствовать  и тогда ты откроешь музыку даже вне совместимых с музыкой предмет...

Авторская программа мастер-класса "Воспитание юных патриотов"

Цель программы - распространение и внедрение в практическую деятельность ДОУ Республики Татарстан  инновационного опыта работы МБДОУ № 3 «Эллюки» г. Набережные Челны по нравственно – патриотическ...

Мастер-класс по созданию книги к авторской сказке "Мечта"

Предлагаю опыт работы по созданию книги. Дети рассказывают сказку по рисункам созданным по своему представлению....

Мастер- класс для педагогов «Авторская сказка, как метод патриотического воспитания дошкольников» Автор разработки: Дубовова Олеся Викторовна, воспитатель МБДОУ "Слободской детский сад Пряничный домик» .

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью ...