Самообразование Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» (Эксперименты с воздухом)
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
МБДОУ Детский сад №1 г. Льгов
Самообразование
Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» (Эксперименты с воздухом)
на 2022г-2023г
Воспитатель:
Колупаева Н.В.
Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».(Экспериментирование с воздухом)
Цель: Создать условия для исследовательской активности детей;
-поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
Задачи:
-помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;
-помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предложения;
-развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
-стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
-способствовать воспитанию самостоятельности, развитию.
План работы на год.
Сентябрь
| Подбор литературы, наглядных и дидактических материалов. |
Октябрь | Подбор художественной и познавательной литературы. Создание экспериментальной мини-лаборатории в группе. |
Ноябрь | Воздух – невидимка. Познакомить со свойством воздуха – прозрачностью
|
Декабрь | Воздух есть внутри пустых предметов. Помочь определить, что воздух занимает место. |
Январь
| Воздух легче воды |
Февраль
| Показать, что ветер – это движение воздуха |
Март
| Создать «Мини-музей воздуха» |
Апрель
| Открытое занятие «Свойства воздуха» |
Май
| Самоанализ плана по самообразованию. |
Работа с родителями.
1.Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
2.Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
3.Консультации, участие в проектах, папки-передвижки, фото - выставки, рекомендации.
Тема: Воздух – невидимка. Познакомить со свойством воздуха – прозрачностью.
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей. Воспитывать отрицательное отношение к факторам загрязняющим воздух.
Задачи: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Показать взаимосвязь объектов неживой природы и объектов живой природы.
Материал: схемы опытов, емкость с водой, трубочки, бутылочки, шарики, краски, картина леса, модульная картина города, воздушные шарики.
Ход занятия:
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте! » друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет! » и «Добрый день! »;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
В: Ребята нам Незнайка прислал посылку, тут воздушные шарики, картины и письмо, в нем он просит нас о помощи. Ему подарили шарики, а вот чем они наполнены он не знает. Давайте поможем ему разобраться в этом. Я сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем (воздух).
В: Правильно это воздух, раз мы с вами заговорили о воздухе, давайте выясним, что он из себя представляет и для чего он необходим.
В: присаживайтесь на подушечки.
В: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)
В: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)
В: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
В: Вы знаете, сколько человек может прожить без еды? А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут). Закройте нос и попробуйте не дышать, сколько вы смогли без воздуха?
В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (Лаборатория) .
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.
В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Давайте поделимся с вами на группы и сядем за столы. (Дети садятся)
В: Мы опыты начинаем
Интересно здесь бывает,
Постарайтесь все понять,
Много нужно здесь узнать.
В: Итак, начнем наши опыты:
В: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)
Давайте с вами с помощью схемы попробуем поймать его.
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух? »
В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
(Воспитатель задает вопросы, тем самым подводит детей к выводу) .
В: Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете (ответы детей)
Вывод: воздух можно почувствовать.
В: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)
В: Ребята посмотрите на следующую схему, с помощью нее мы с вами попробуем увидеть воздух.
Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
(Воспитатель задает вопросы после эксперимента. Подводит детей к формулировке вывода) .
В: Что вы увидели? С помощью трубочки и ёмкости с водой можно увидеть воздух.
В: Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.
В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
В: С помощью следующее схемы, мы попробуем с вами услышать воздух.
Эксперимент № 3 «Слышим воздух»
В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.
В: Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
В: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (ответы детей) .
(дети с помощью воспитателя делают вывод) .
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
В: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.
В: Хотите попробовать?
В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (Показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны) .
Дети пробуют рисовать.
В: Ребята я совсем забыла про картины, которые нам подарил Незнайка. Давайте посмотрим их. Тут нам Незнайка показывает, где он отдыхал летом. (Две картины с изображением города и леса) .
- Дети, а как вы думаете, где ему лучше было отдыхать?
- Давайте покажем, на какой картине Незнайка будет веселый? А на какой грустный?
- А где воздух чище и легче дышится?
- Почему в городе воздух загрязненный? (газуют машины, дымят трубы заводов)
- Действительно в городе труднее дышать, так как, воздух загрязняют выхлопные газы автомобилей.
- что же надо делать, что бы воздух города был чище? Что бы дышать было легче людям?
- Можно закрыть заводы, фабрики, и тогда и воздух станет чище, но заводы закрыть нельзя, на них делают то, что необходимо людям: мебель, продукты, игрушки и т. д. Поэтому на трубы фабрик и заводов ставят фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества.
- Почему на природе, в лесу, на лугу дышится легко? (ответы детей). Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода.
- Давайте попробуем улучшить воздух в городе с помощью мобильной картины, здесь изображен город, что можно сделать, чтобы Незнайке было хорошо в нем. Посадим деревья, поставим фильтры на заводе. Ну вот теперь в городе и воздух стал чище, молодцы ребята!
- Когда человек долго не бывает на свежем воздухе, что с ним бывает? (Он плохо себя чувствует, болит голова). Когда люди гуляют на воздухе, укрепляется здоровье человека и улучшается настроение. Правда, воздух на улице не везде одинаково чист. Лучше гулять там, где много деревьев, в парке, в лесу, подальше от больших дорог, гаражей, заводов.
В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты? (ответы детей).
В: Ребята, а какой опыт вам показался интересным больше всего?
В: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.
Молодцы, ребята! В благодарность за помощь, вам Незнайка дарит воздушные шары.
Тема:Воздух есть внутри пустых предметов
Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
Задачи:
Образовательные :
-расширять представления детей о воздухе;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим,
лёгкий, не имеет запаха, а также о том, что ветер – это движение воздуха);
Развивающие:
развивать навыки проведения опытов;
развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
_ развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;
формировать экологическую культуру дошкольников;
_ учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Словарная работа:
обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Предварительная работа:
наблюдение за ветром;
эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка.
Оборудование:
полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);
стаканы с водой, трубочки для коктейля (по количеству детей);
«волшебные палочки» - поддувалочки (по количеству детей);
мыльные пузыри;
игрушки, предметы плотные и полые (пустые внутри);
2 подноса;
мешочек;
таз с водой (для экспериментов);
салфетки бумажные (по количеству детей);
воздушный шар.
Форма организации образовательной деятельности : познавательно-исследовательская.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух!
Слайд №1.
Воспитатель: Угадали ребята. Воздух окружает нас всюду и приглашает нас отправиться в небольшое приключение, а для этого нам нужны: умные головы, есть такие?
аккуратные руки, есть такие? острый слух, внимательные глаза и хорошее настроение, а главное верные друзья природы. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория – это место, где проводят опыты. Давайте пройдём в нашу лабораторию, наденем фартуки.
Слайд №2.
Дети проходят в лабораторию.
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: А он есть? Мы можем его потрогать? А если мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: (ответы детей) невидимый.
Слайд №3.
Воспитатель: Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Давайте докажем, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом.
Слайд №4.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём сейчас находится? Пакет какой?
Дети: Он пустой.
Воспитатель: Смотрите, какой он тонкий. Его можно сложить в несколько раз. А теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет наполнился, он похож на подушку.
Воспитатель: Чем наполнился пакет?
Дети: пакет наполнился воздухом.
Воспитатель: Воздух занял всё место в пакете. Теперь распустим пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тонким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Воздух невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и спрятали его в пакете, а потом выпустили его. А мне этот пакет что-то напомнил! Я видела ваши летние фотографии, многие из вас плавали, и использовали такой «спрятанный» воздух! Он вам помогал плавать и не тонуть на речке! Что же это я увидела?
Дети: Это был надувной круг, матрас, нарукавники, жилеты!
Слайд №5.
Воспитатель: Воздух легкий, поэтому матрац с воздухом и круг плавают.
Ребята, а давайте вместе разберём предметы: какие будут плавать, а какие нет?
Слайд №6.
Дидактическая игра: «В каких предметах спрятался воздух?»
Дети опускают предметы в тазик с водой и делают вывод, что утонувшие предметы не имеют внутри воздуха, а плавающие предметы на воде имеют воздух внутри.
Дети раскладывают предметы на 2 подноса.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадёт вода,то этот предмет может утонуть.
Воспитатель: А вот интересно, а внутри человека воздух есть? Как вы думаете, ребята.
Дети: ответы детей….
Воспитатель: Давайте проверим!
Опыт 2. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Слайд №7.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?
Дети: Мыльные.
Воспитатель: Правильно мыльные.
Слайд №8.
Воспитатель читает стихотворение «Мыльные пузыри».
От зари и до зари мы пускаем пузыри:
Мыльные, воздушные, ветерку послушные.
Всё летят они, летят, улетают от ребят –
Яркие, игристые, словно золотистые.
Воспитатель: Вот здорово! Как красиво!
Ребята. а сейчас физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше. Машут руками на лицо.
Качаются из стороны в сторону.
Приседая, машут руками вверх- вниз. Тянутся вверх.
Слайд 9. Мыльные пузыри.
Воспитатель: А как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей? Почему?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Мыльные шарики наполняются воздухом и летят.
Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Дети: Через нос или рот.
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носы. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Опыт 3. С салфеткой.
Слайд №10.
Воспитатель: А теперь возьмите салфетку, поднесите её к носикам и подышите. Что вы заметили?
Дети: Салфетка шевелится.
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер.
Хотите устроить ветер?
У вас в лаборатории лежат волшебные палочки. Возьмите их в руки и подуйте на них.
(дуть можно сильно и слабо). Как красиво дует ветер.
Слайд 11.
Дидактическая игра: «Хорошо – плохо».
Слайд №12.
Воспитатель: А как вы думаете, ветер – это хорошо или плохо?
Давайте сейчас мы с вами посмотрим на экран телевизора и поиграем в игру «Хорошо - плохо». Ветер может быть другом и помощником – это хорошо, значит нужно громко хлопать. А может быть разрушителем – это плохо, значит нужно топать. Внимание на экран.
Слайд №13.
1. Воздух может помогать людям в море управлять кораблём. Он надувает паруса и корабль движется.
Слайд №14.
2. На море шторм – сильный ветер. Он может перевернуть корабль, и погибнут люди.
Слайд №15.
3. Ураган – это сильный ветер. Он может разрушать постройки, ломать дома, вырывать с корнями деревья.
Слайд №16.
4. Воздух помогает летать самолётам, птицам, воздушным шарам.
Вывод:
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что вы сегодня узнали о воздухе?
Дети:
1. Воздух невидимый.
2. Воздух легче воды.
3. Воздух есть внутри пустых предметов и даже внутри людей.
4. Без воздуха ничто живое не может жить.
5. Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: Ребята, мы узнали сегодня, что такое воздух. Это настоящее открытие для нас. Перед нашим необычным путешествием я надула воздухом шарик и хочу подарить его вам в память о знакомстве с воздухом. Нам уже пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!
Усложнение:
Слайд №6.
Дидактическая игра: «В каких предметах спрятался воздух?»
Дети опускают предметы в тазик с водой и делают вывод, что утонувшие предметы не имеют внутри воздуха, а плавающие предметы на воде имеют воздух внутри.
Дети раскладывают предметы на 2 подноса.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадёт вода,то этот предмет может утонуть.
Воспитатель: А вот интересно, а внутри человека воздух есть? Как вы думаете, ребята. Дети: ответы детей….
Воспитатель: Давайте проверим!
Конспект занятия по ручному труду
Тема: «Веер».
Цель: Дать детям представление о связи таких понятий, как красота в музыке, одежде человека и красота души человека; познакомить с веером и его изготовлением. Обогащать речь детей новыми словами и словосочетаниями (познание).
Дать возможность каждому из детей проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы; развивать эстетическое восприятие, творческие способности детей, координацию движений и мелкую моторику мышц кистей рук (художественное творчество).
Обратить внимание детей на возможные источники опасности в ходе выполнения работы, сформировать представление о способах безопасного поведения в данной ситуации (безопасность).
Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу и к окружающим (коммуникация).
Активизация словаря: драгоценные камни, миниатюрная роспись, хрустальные туфельки.
Индивидуальная работа с Машей Ч.–закреплять технические навыки работы с ножницами.
Предварительная работа:
Чтение и просмотр сказок «Золушка», «Кот в сапогах», «Снежная королева» и другие
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?
Дети: Да!
Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить одну из них.
Её написал французский сказочник Шарль Перро. Героиня этой сказки
Умела шить, стирать, вязать,
Готовить, в доме убирать.
Умела печку растопить.
А главное душою доброй быть.
Вы догадались, о какой сказке идет речь?
(Подсказка: Героями этой сказки были отец, мачеха, три дочери, принц, фея).
Дети: О сказке «Золушка».
Воспитатель: Правильно, ребята. Ни в одной сказке будущей принцессе не приходилось так много работать. о чем мечтала Золушка?
Дети: Попасть на бал.
Воспитатель: Раньше, в те давние времена, дамы долго готовились к балу: шили длинные красивые платья, делали пышные прически, подбирали украшения. А хотелось бы вам это увидеть? Но как? Машины времени у нас нет, волшебной палочки тоже.
Звучит волшебная музыка, появляется мальчик Паж с волшебной палочкой в руках.
Паж: Я не волшебник, я только учусь.
И думаю, очень я вам пригожусь.
Волшебную палочку фея дала,
Сказала на добрые только дела.
Воспитатель: Маленький Паж, ты нас очень удивил. Мы думали, что пажи и волшебные палочки бывают только в сказках.
Паж: Вы правы. Но сегодня особенный день, вы хотите попасть на бал и увидеть наряды и украшения давних времен. Я вам в этом помогу. (слайд 1)
Воспитатель: Вот так чудеса, действительно, как будто на балу побывали. А что в сказке фея подарила Золушке, чтобы она смогла попасть на бал?
Дети: Она подарила ей красивое платье, карету, хрустальные туфельки и т.д.
Воспитатель: Ребята, но мы с вами увидели, что украшением для девушек был веер. А у Золушки его не было. Давайте мы с вами подарим Золушке веер, который сделаем своими руками.
Но сначала я приглашаю вас поближе рассмотреть, какие бывают веера.
Выставка вееров
Воспитатель: Веера делали из перьев, бумаги, различных тканей, кружев, дерева. Для самых знатных дам веера украшали драгоценными камнями, вышивкой, миниатюрной росписью.
Вам понравились веера? Давайте и мы с вами сделаем веера для Золушки.
Физминутка
Но сначала в круг все встанем
И немного поиграем.
Руки, ноги разомнем
И трудиться все пойдем.
Руки к солнышку поднимем (руки вверх)
И опустим до земли (опускаем руки)
Радугу мы нарисуем (рисуют руками полукруг)
Разбросаем здесь цветы (сгибание, разгибание пальцев)
По дорожке мы пойдем
И друзей с собой возьмем (берутся за руки, идут по кругу)
Хорошо вот так идти,
Что же ждет нас впереди?
Море, лес, гора большая (изображают)
Вот игра была какая!
Погуляли интересно,
Чтоб работалось чудесно.
Воспитатель: Отдохнули, теперь можно приступать к работе. Проходите за столы.
Воспитатель: Мы вспомнили правила безопасности:
Правила по технике безопасности по схемам.
Не бери в рот мелкие предметы.
Передавай ножницы в закрытом виде кольцами в сторону товарища.
При работе с ножницами следи за пальцами левой руки.
Не держи ножницы концами вверх.
Не пробуй клей на вкус.
Постарайтесь, чтобы клей не попал на одежду, лицо и особенно в глаза.
Теперь можно приступать к работе
Порядок работы.
1. На развернутый цветной лист бумаги наклеить изображения героев сказки или аппликацию, сложить гармошкой, украсить бумажными кружевами.
2. Вырезать из цветной бумаги по шаблону девять «перьев». Сделать надрезы по краю «пера», провести карандашом центральную и расходящиеся от неё линии. Слегка отогнуть края «пера».
Из картона вырезать по шаблону полукруг – основу веера. Наклеить на него «перья». В центре веера прикрепить петельку из тесьмы. Украсить веер аппликацией из разного материала на выбор ребёнка.
Итак, мы смастерили много вееров. Возьмите каждый свой, выйдите в круг, мы полюбуемся и рассмотрим ваши веера (Оценивают). Думаю, что многие из них и Золушке понравятся. Давайте представим себе, что мы вместе с Золушкой попали на бал. Предлагаю вам потанцевать.
Воспитатель:
Хотя вы не волшебники, но дружба помогает делать настоящие чудеса! Ребята, какое доброе дело мы сегодня сделали? (ответы)Понравилось вам делать хорошие поступки? (ответы)У вас добрые сердца и «золотые» руки. Давайте наши веера оставим в подарок Золушке. А вам, ребята, я хочу подарить эту книгу, ведь мы ещё не раз будем возвращаться к сказкам, читать их, оценивать поступки героев и приходить к ним на помощь.
НОД по рисованию
Тема: «Осеннее дерево под ветром и дождем».
Цель: учить изображать дерево в ветреную погоду. Воспитывать умение видеть изменения в окружающей природе при различных погодных условиях. Закреплять навыки работы с красками (проведение вертикальных линий, изгибистых линий, расширять ствол и ветки неотрывными линиями).
Предварительная работа: наблюдение за деревьями на прогулке в разных погодных условиях.
Ход занятия
Показать картинки с изображением деревьев при различных погодных условиях. Обратить внимание на картинку с деревом в ненастную погоду.
- Как выглядит дерево во время ветра? (Ствол наклонен, ветки прижаты к стволу с одной стороны и отклонены в сторону с другой)
- Что происходит с кроной дерева во время ветра? (Листики облетают, на дереве осталось их очень мало)
- Как по картинке определить, в какую сторону дует ветер? (Ветки дерева, травинки наклонены в одну сторону, в туже сторону направлены штрихи дождя)
Затем предлагает посмотреть, как рисуется дерево во время ветра.
Дети приступают к работе.
Выставить готовые рисунки, отметить у кого из детей получился самый сильный ветер, у кого слабый, определить в чем это проявляется.
Предложить детям найти самый лучший рисунок. Спросить почему они так думают.
НОД по экологии
Тема: «Воздух, которым мы дышим»
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей. Воспитывать отрицательное отношение к факторам загрязняющим воздух.
Задачи: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Показать взаимосвязь объектов неживой природы и объектов живой природы.
Материал: схемы опытов, емкость с водой, трубочки, бутылочки, шарики, краски, картина леса, модульная картина города, воздушные шарики.
Ход занятия:
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте! » друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет! » и «Добрый день! »;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
В: Ребята нам Незнайка прислал посылку, тут воздушные шарики, картины и письмо, в нем он просит нас о помощи. Ему подарили шарики, а вот чем они наполнены он не знает. Давайте поможем ему разобраться в этом. Я сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем (воздух).
В: Правильно это воздух, раз мы с вами заговорили о воздухе, давайте выясним, что он из себя представляет и для чего он необходим.
В: присаживайтесь на подушечки.
В: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)
В: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)
В: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
В: Вы знаете, сколько человек может прожить без еды? А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут). Закройте нос и попробуйте не дышать, сколько вы смогли без воздуха?
В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (Лаборатория) .
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.
В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Давайте поделимся с вами на группы и сядем за столы. (Дети садятся)
В: Мы опыты начинаем
Интересно здесь бывает,
Постарайтесь все понять,
Много нужно здесь узнать.
В: Итак, начнем наши опыты:
В: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)
Давайте с вами с помощью схемы попробуем поймать его.
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух? »
В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
(Воспитатель задает вопросы, тем самым подводит детей к выводу) .
В: Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете (ответы детей)
Вывод: воздух можно почувствовать.
В: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)
В: Ребята посмотрите на следующую схему, с помощью нее мы с вами попробуем увидеть воздух.
Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
(Воспитатель задает вопросы после эксперимента. Подводит детей к формулировке вывода) .
В: Что вы увидели? С помощью трубочки и ёмкости с водой можно увидеть воздух.
В: Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.
В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
В: С помощью следующее схемы, мы попробуем с вами услышать воздух.
Эксперимент № 3 «Слышим воздух»
В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.
В: Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
В: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (ответы детей) .
(дети с помощью воспитателя делают вывод) .
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
В: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.
В: Хотите попробовать?
В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (Показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны) .
Дети пробуют рисовать.
В: Ребята я совсем забыла про картины, которые нам подарил Незнайка. Давайте посмотрим их. Тут нам Незнайка показывает, где он отдыхал летом. (Две картины с изображением города и леса) .
- Дети, а как вы думаете, где ему лучше было отдыхать?
- Давайте покажем, на какой картине Незнайка будет веселый? А на какой грустный?
- А где воздух чище и легче дышится?
- Почему в городе воздух загрязненный? (газуют машины, дымят трубы заводов)
- Действительно в городе труднее дышать, так как, воздух загрязняют выхлопные газы автомобилей.
- что же надо делать, что бы воздух города был чище? Что бы дышать было легче людям?
- Можно закрыть заводы, фабрики, и тогда и воздух станет чище, но заводы закрыть нельзя, на них делают то, что необходимо людям: мебель, продукты, игрушки и т. д. Поэтому на трубы фабрик и заводов ставят фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества.
- Почему на природе, в лесу, на лугу дышится легко? (ответы детей). Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода.
- Давайте попробуем улучшить воздух в городе с помощью мобильной картины, здесь изображен город, что можно сделать, чтобы Незнайке было хорошо в нем. Посадим деревья, поставим фильтры на заводе. Ну вот теперь в городе и воздух стал чище, молодцы ребята!
- Когда человек долго не бывает на свежем воздухе, что с ним бывает? (Он плохо себя чувствует, болит голова). Когда люди гуляют на воздухе, укрепляется здоровье человека и улучшается настроение. Правда, воздух на улице не везде одинаково чист. Лучше гулять там, где много деревьев, в парке, в лесу, подальше от больших дорог, гаражей, заводов.
В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты? (ответы детей).
В: Ребята, а какой опыт вам показался интересным больше всего?
В: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.
Молодцы, ребята! В благодарность за помощь, вам Незнайка дарит воздушные шары.
Конспект проведения прогулки в подготовительной группе
«Почему движутся облака?»
Задачи:
Учить рассуждать, делать выводы о некоторых закономерностях, взаимосвязях в природе. Упражнять в образовании относительных прилагательных.
Развивать речевые и творческие способности детей.
Научить видеть красоту окружающего мира, бережно относиться к нему.
Оборудование:
Бубен, мольберт, альбомный лист, фломастеры, разрезные картинки.
Предварительная работа:
Заучивание стихотворений, беседы, чтение детских энциклопедий.
Ход:
Выйдя на улицу, дети становятся в круг.
- Ребята, я сейчас загадаю загадки, а когда вы их отгадаете, узнаете, о чем мы сегодня поговорим.
Гладкое, а не поле, синее, а не море. (Небо)
Белые овечки по небу гуляют, соберутся в стаи, солнце закрывают (Облака) Вы правильно отгадали загадки, мы поговорим о небе. Что можно увидеть на небе? (Ответы детей). Совершенно верно, я хочу с вами поговорить о природном явлении - облаках. Давайте понаблюдаем за ними.
- Всегда ли облака бывают одинаковые? (Ответы) - Чем отличаются облака в солнечную погоду от облаков перед дождем? - Облака стоят на месте или движутся? Да, облака не только плывут по небу, но и меняют форму.
Наблюдение за облаками
А теперь каждый из вас выберет любое облако, понаблюдает за ним, даст ему название.
Игра «Волшебные превращения облаков»
Дети представляют себя облаками. Когда воспитатель играет в бубен, они изображают движение плывущих облаков по небу. На два удара в бубен замирают в позах. Воспитатель отгадывает, что или кого они изобразили.
Шуточная игра «Из чего сделаны облака, что находится внутри них».
Воспитатель: Так что же такое облака? (ответы детей) Правильно, облака – это скопление водяного пара или ледяных кристаллов белого цвета.
Давайте порассуждаем, как образуются облака?
На земле много воды (в реках, озерах, морях, океанах). Солнце, разогревая воду, превращает ее в невидимый пар, который поднимается в небо.
Физкультминутка « Дождик - длинноножка»
А теперь наше облако встретилось с морозом. Что стало с капельками? (Ответы детей) Правильно, они замерзли, тесно прижались друг к другу, хотят согреться. На землю уже падает… Снег.
Дети разбиваются на две группы. Каждой группе дается задание «Кто быстрее соберет облако в виде животного (разрезные картинки), и назовет его. (Даются разрезные картинки в виде размытых контуров)
Игра «Придумываем как можно больше признаков к слову облака» (Красивые, легкие, воздушные, пушистые…..)
Индивидуальная работа – рисуем облака палочками на земле, (мелом на асфальте)
Подвижная игра «Самолеты» - 3 раза
В конце прогулки читаем отрывок из стихотворения С. Михалкова «Облака»
Наблюдение «Где живет воздух»
Цель. Показать детям, что воздух есть повсюду, во всех предметах и материалах, его легко обнаружить, если опускать предметы в воду.
Ход наблюдения. Дети сидят вокруг большого стола, посреди которого стоит трехлитровая банка с водой. Воспитатель показывает им по очереди небольшие тяжелые предметы (камень, гвоздь, крупную пуговицу и др.), спрашивает, есть ли в них воздух. Выслушивает ответы детей, а потом предлагает внимательно смотреть на банку с водой, чтобы заметить, что будет происходить. Бросает в воду один предмет. Пока он опускается на дно, выдерживает паузу, затем спрашивает, что ребята увидели. Бросает другой предмет, и опять просит детей наблюдать. Добивается ответов: предмет тонет (падает на дно), при этом из него выходят маленькие пузырьки, которые поднимаются вверх. Педагог спрашивает, что же это за пузырьки и откуда они взялись. Если дети не отвечают, поясняет: «Пузырьки – это воздух, он был в камне и вышел из него, когда камень попал в воду». Далее уточняет: куда (вверх или вниз) двигался камень, куда двигались пузырьки воздуха? Спрашивает, почему камень падал вниз, а пузырьки поднимались вверх. Выслушивает ребят и поясняет: «Камень тяжелый, тяжелее воды – он тонет, падает на дно, воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из нее». Делает вывод: «Воздух есть во всех предметах, но он незаметен».
Педагог предлагает детям взять по одному предмету и по очереди бросить их в банку. Все вместе наблюдают, что происходит, отмечают появившиеся пузырьки воздуха и тяжесть предметов. Воспитатель обращает внимание ребят на то, что деревянные предметы не тонут в воде, они легче ее, но в них тоже есть воздух.
Дидактическая игра «Береги природу»
Задача: закреплять знания об охране объектов природы.
Подвижные игры: «Быстрее ветра», «Кто смелее?».
Цель: развивать быстроту бега, навыки лазания.
Индивидуальная работа: «Прыгни дальше».
Цель: продолжать учить прыгать в длину с разбега.
Наблюдение «Воздух нужен для жизни»
Цель. Дать детям представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхают его легкими, которые находятся внутри тела, в грудной клетке. Без воздуха человек не может жить, погибает. Для жизни ему нужен чистый, свежий воздух – в таком воздухе приятно находиться, легко дышать, играть, работать, спать. Показать отличие обычного комнатного воздуха от свежего воздуха в проветренном помещении.
Ход наблюдения. Воспитатель начинает разговор, когда спальня проветривается и в нее уже поступает свежий воздух. Спрашивает у детей, нужен ли им и другим людям воздух. Предлагает положить ладонь на грудь и почувствовать, как она поднимается и опускается – происходит дыхание: вдох (человек вдыхает хороший воздух) и выдох (человек выпускает из себя плохой воздух). Так человек дышит всю жизнь, воздух ему нужен для жизни каждую секунду (как вода, пища). Предлагает детям закрыть ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Через несколько секунд выясняет, что они почувствовали, что испытали. Поясняет, что человеку для жизни всегда нужен свежий воздух – такой, как на улице. В помещениях, где люди долго находятся, скапливается плохой воздух, поэтому надо их проветривать. Воспитатель ведет детей в спальню, предлагает подышать, почувствовать воздух, спрашивает, чем он отличается от воздуха в группе. Просит объяснить, почему в спальне прохладный и свежий воздух, а в группе теплый и не совсем свежий.
Когда дети выйдут на прогулку, педагог просит их подышать и сказать, где свежее воздух: в группе или на улице, в спальне или на улице. Вечером в разговоре предлагает детям сказать мамам, что на ночь необходимо проветривать комнату, чтобы спать со свежим воздухом.
Дидактическая игра «Я знаю»
Задача: закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес.
Подвижные игра «Удочка»
Цель: прыжки.
Индивидуальная работа
Развитие движений: бег на ускорение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_eksperimentirovanie_-_kopiya_2.pdf | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».
Самообразование по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»....
Перспективный план по самообразованию. Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»...
Перспективный план по самообразованию. Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Материал полезен для воспитателей.На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная ...
САМООБРАЗОВАНИЕ Тема: Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
Что я слышу - забываю,Что я вижу – помню,Что я делаю – понимаю.Конфуций. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности...
План по самообразованию Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Что дает экспериментальная деятельность? Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У...
Самообразование по теме: Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается н...
План по самообразованию Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».
План по самообразованиюТема:«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»....