САМООБРАЗОВАНИЕ Тема: Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
материал (старшая группа)
Что я слышу - забываю,
Что я вижу – помню,
Что я делаю – понимаю.
Конфуций.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макро проектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников», была выбрана не случайно.
Цель: формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание, раскрытие удивительного мира экспериментирования.
Задачи:
- изучить методическую литературу, обобщить знания по данной теме;
- создать условия для исследовательской активности детей;
- помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;
- формировать способности к творческому саморазвитию в процессе экспериментально - исследовательской деятельности;
- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 33.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 45 «Карамелька»
САМООБРАЗОВАНИЕ
Тема: Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
Подготовила:
Воспитатель
Лукина Н.А.
Одинцово, 2019г.
- Актуальность.
Что я слышу - забываю,
Что я вижу – помню,
Что я делаю – понимаю.
Конфуций.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макро проектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников», была выбрана не случайно.
Цель: формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание, раскрытие удивительного мира экспериментирования.
Задачи:
- изучить методическую литературу, обобщить знания по данной теме;
- создать условия для исследовательской активности детей;
- помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;
- формировать способности к творческому саморазвитию в процессе экспериментально - исследовательской деятельности;
- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
- Перспективный план работы по самообразованию
Этапы | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат |
| Изучение методической литературы | Сентябрь, Октябрь, Ноябрь. | Составление картотеки книг, статей из журналов, составление картотеки экспериментов. |
Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования. | Октябрь | Перспективное планирование экспериментальной деятельности. | |
Консультация для родителей. «Ребенок - исследователь в детском саду». «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Октябрь, Ноябрь. | Знакомство родителей с планами работы в области экспериментирования, с алгоритмами простейших экспериментов с детьми в домашних условиях. | |
| Проведение экспериментирования с детьми в непосредственно образовательной деятельности. | С октября месяца. | Подготовка презентации по экспериментированию. |
Работа с родителями. | В течение года. | Изготовление стола для экспериментирования (в разработке) и его оснащение. | |
Консультация на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности». «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование» | Декабрь Апрель | ||
Разработка и создание мини-музея: «Волшебный мир опытов». | Январь, Февраль. | Изготовление мини-музея, его оснащение. | |
Посадка лука, укропа, в группе. Конкурс «Кашпо для цветов из бросового материала» (Пластиковые бутылки) | Апрель Первая половина мая. | По мере роста лука, укропа, петрушки воспитанники наблюдают за ростом семян, ухаживают за посадками. По мере роста лук, петрушку, укроп можно в группе употреблять в пищу во время обеда. Ребята делают кашпо вместе с родителями, параллельно знакомясь со свойствами пластмассы. | |
| Вторая половина мая. | Выступление по теме самообразования на педагогическом совете. |
3.Перспективное планирование экспериментальной деятельности в старшей группе
Ноябрь – декабрь.
- Экспериментирование с воздухом
Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.
Эксперименты и опыты | Материал и оборудование | Интеграция |
| Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки, свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины. | Рисование Тема: «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку) Ручной труд Тема: «Новогодние Ёлочки» (нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нитью заготовленной формы.) |
Октябрь – ноябрь.
3.2 Экспериментирование с песком
Цель: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.
Эксперименты и опыты | Материал и оборудование | Интеграция |
| Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки), сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш. | Рисование
|
Январь – февраль
3.3 Экспериментирование с водой
Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:
- Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками;
- Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту. Прививать бережное отношение к воде. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме.
Эксперименты и опыты | Материал и оборудование | Интеграция |
| Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал), краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер). | Рисование:
|
Апрель
3.4 Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом
Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Эксперименты и опыты | Материал и оборудование | Интеграция |
| Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы. | Рисование
|
Литература:
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – №1.
- Рыжова Н.А. Игры с водой и песком // Обруч, 1997г.-№ 2
- Рыжова Н.А. Опыты с песком и глиной // Обруч, 1998г. - № 2
- Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. - Детское экспериментирование: Старший дошкольный возраст: Учебное пособие для вузов.
- Наталья Зубкова: «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет.», «Научные ответы на детские "почему". Опыты и экспер. для детей на свежем воздухе. Набор развив. Карт» Издательство: Речь, 2010 г
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред.Л.Н. Прохоровой. - м.: аркти, 2004.
- Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий Авторы-составители: Мартынова Е. А. / Сучкова И. М. Издательство: Учитель, 2011
- "Секреты знакомых предметов. Опыты и эксперименты для детей. Набор развивающих карточек" Шапиро Анатолий Израилевич Издательство: Речь, 2010 г.
- Дыбина О.В «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты в детском саду»
- Стивен У.Мойе «Занимательные опыты с бумагой», Издательства: АСТ Астрель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».
Самообразование по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»....
Перспективный план по самообразованию. Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»...
Перспективный план по самообразованию. Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Материал полезен для воспитателей.На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная ...
План по самообразованию Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Что дает экспериментальная деятельность? Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У...
Самообразование по теме: Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается н...
План по самообразованию Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».
План по самообразованиюТема:«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»....
Самообразование Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» (Эксперименты с воздухом)
МБДОУ Детский сад №1 г. Льгов СамообразованиеТема: «Экспериментирование как средство развития...