Семинар с элементами тренинга "Педагог и родитель: точки соприкосновения"
консультация
Семинар практикум формирует коммуникативные навыки компетентности педагогов ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_-_obshchenie_pedagoga_s_roditelyami.docx | 31.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: формирование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников.
Задачи:
- познакомить педагогов с основами психологии общения.
- способствовать в преодолении трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями, поиск способов для более эффективного общения.
- познакомить педагогов с приёмами психологического айкидо и потренироваться на практике.
Формат проведения: очный
Длительность мероприятия: 45 мин.
Оборудование: мяч; карточки с интонациями (Приложение № 1); карточки с ситуациями (Приложение № 2); камушек; пёрышко.
Ход тренинга.
- Вступительное слово педагога-психолога. (1 мин.)
Здравствуйте уважаемые коллеги! Рада вас всех видеть на мероприятии в рамках недели психологии. В этом году неделя психологии посвящена теме семьи и на сегодняшнем мероприятии мы будем говорить о взаимодействии педагога с родителями. Но прежде, чем перейти к обсуждению данной темы я предлагаю нам поздороваться.
- Упражнение «Здравствуйте» (4 мин.)
Цель: создание позитивного эмоционального настроя.
Оборудование: мяч
Описание: психолог предлагает участникам передавать по кругу мяч и при этом приветствовать друг друга, но способы приветствия не должны повторяться (например: здравствуйте, доброго дня, привет и т.д.).
- Мини-лекция «Эффективное общение в работе педагога с родителями» (15 мин)
Цель: знакомство с основами психологии.
Оборудование: карточки с интонациями (Приложение № 1).
Текст педагога-психолога: в педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха. В процессе своей деятельности педагог общается с администраций, коллегами, детьми и родителями. Не всегда это общение складывается так, как нам хотелось бы. На это влияет множество различных факторов. Как вы думаете, что влияет на качество общения? (Педагоги дают свои ответы, а психолог комментирует, используя технику «Да – и», т.е. соглашается с высказыванием педагога и дополняет формулировку, если она не полная или видоизменяет если она не точная). Всё, что вы сейчас назвали действительно влияет на качество общение и это лежит на поверхности (это может быть настроение, интонация, жесты, мимика и т.д.). Давайте, немного потренируется. Сейчас я назову вам фразу, которую вам нужно произнести с разной интонацией, а с какой интонацией вы будете её произносить вы выберете на карточке (психолог кладёт карточки перед участниками). Итак, фраза будет такая: «Для меня важны достижения вашего ребёнка». Эту фразу нужно произнести с разной интонацией (педагоги вытягивают карточки и произносят фразу с выпавшей им интонацией). Как вы думаете, какая из интонаций наиболее приемлема в общение с родителями? (педагоги дают свои варианты ответов).
Конечно, доброжелательная.
Сейчас мы говорили с вами про то, что лежит на поверхности, но у общения есть более глубокий уровень, который не всегда нами осознаётся. На этом уровни происходит принятие другого, и основную роль несут установки, которые определяют наши позиции в общении, а именно:
Я хороший – ты плохой (позиция сверху)
Я плохой – ты хороший (позиция снизу)
Я хороший – ты хороший (позиция на равных)
Если посмотреть на общение в контексте с родителями, то какую позицию чаще вы используете? Этот ответ вы можете не озвучивать, а где-то для себя записать. Что означает каждая из этих позиций?
1 позиция «Я хороший – ты плохой» – назидание, превосходство, т.е. процесс общения с родителями строится по принципу советов, как надо воспитывать ребёнка.
2 позиция «Я плохой – ты хороший» – заискивание, лебезит – внутреннее опасение, т.е. выходя на контакт с родителями из такой позиции педагог демонстрирует свою неуверенность и некомпетентность.
3 позиция «Я хороший – ты хороший» – принятие другого человека, общение на равных. Это когда есть совместное обсуждение какой-ли проблемы.
Как вы думаете, из какой позиции лучше вести разговор, где будет более эффективное общение? (ответы педагогов). Конечно, самой эффективной будет 3 позиция.
Но в общении не всегда всё зависит от нас. В нашей работе встречаются конфликтные и даже агрессивные родители. Как строить общение с этими родителями? Для этого существует очень хорошая техника «Психологическое айкидо». Сейчас я расскажу о нескольких практических приемах, как противостоять агрессии и возмущениям родителей, и мы разыграем с вами ситуации.
- Практикум «Психологическое айкидо» (20 мин.)
Цель: познакомить педагогов с приёмами психологического айкидо и потренироваться на практике.
Оборудование: карточки с ситуациями (Приложение № 2)
Педагог-психолог: в общении не всегда всё зависит от нас. В нашей работе встречаются конфликтные и даже агрессивные родители. Как строить общение с этими родителями? Для этого существует очень хорошая техника «Психологическое айкидо». Сейчас я расскажу о нескольких практических приемах, как противостоять агрессии и возмущениям родителей, и мы разыграем с вами ситуации.
Метод «Строкусы»
Описание метода: суть этого метода в том, что если родителе обвиняет вас в безответственности и не вниматености по отношению к ребёнку, то задача педагога принести свои извинения и пообещать быть более внимательными в дальнейшем. Давайте потренируемся. (Психолог приглашает двух педагогов разыграть ситуацию. При этом один педагог играет роль родителя, а другой педагога.)
Ситуация: родитель говорит: «Я же просил Вас завязывать моему ребенку шарф на куртку! Неужели это трудно? (от родителя идет недовольство, что выражается в повышенном тоне)».
Задача педагога, играющего роль педагога извинится, ведь его просьба была оставлена без внимания.
Варианты реагирования педагога:
Вариант 1. - извините меня, я просто забыла (пониженным, виноватым голосом)
Вариант 2. - прошу прощения, это недоразумение! Учту Вашу просьбу! (голос твердый и уверенный).
Метод «Отсрочка».
Описание метода: Этот метод позволяет воспитателю подготовиться к ответу, и, в тоже время, этот метод частично снимает тревогу у взволнованного родителя за своего ребенка. Воспитатель обещала беседу, а это значит, что ответ на свой вопрос родитель получит. Такой метод позволяет педагогу внимательней понаблюдать за ребенком, побеседовать с ним. Педагог собирает необходимую информацию, готовится к беседе с родителем.
Ситуация: родитель говорит: «А почему мой ребенок в группе всегда играет один? У него нет друзей или с ним не хотят играть? (в голосе претензия, нотки).
Задача педагога, играющего роль педагога ответить на вопрос родителя, используя метод «Отсрочки».
Примерный ответ педагога: «Не волнуйтесь! Приходите ко мне на консультацию, и мы с Вами поговорим об этом. В четверг Вам будет удобно? (голос мягкий, тон спокойный).»
Метод «Да - но».
Описание метода: постольку любой процесс или явление, предмет имеют в своем проявлении как отрицательные, так и положительные моменты, то метод «да - но», позволяет рассмотреть и другие варианты решения вопроса.
Ситуация: родитель говорит: «Почему мой ребенок приходит с прогулки с грязными штанами? (возмущенные, повышенный тон, в голосе претензия).
Задача педагога, играющего роль педагога ответить на вопрос родителя, используя метод «Да -но», т.е. сначала согласиться, а затем озвучить плюсы этого.
Примерный ответ педагога: «Я слышу Ваше возмущение, конечно очень неудобно, когда ребенка приходится забирать из сада с грязными штанами. При этом (НО), ребенок, гуляя, познает мир. Соприкасается с миром природы. Изучает ее бесценный опыт. А какие эмоции при этом были! Прорыл канал! Столько радости было! (педагог положительно эмоционален, радуется за ребенка).
Метод «Зато…».
Описание метода: этот метод, как и предыдущий, имеет в своем проявлении отрицательные и положительные моменты и позволяет увидеть (в данном случае родителю) другую, положительную сторону «проблемы».
Ситуация: родитель говорит: «Как ни приду, мой ребенок постоянно рисует, а не играет вместе с мальчиками! С чем это связано? (тон возмущенный).
Задача педагога, играющего роль педагога ответить на вопрос родителя, используя метод «Зато …».
Примерный ответ педагога: «Да, я слышу Вашу тревогу, что ребенок не играет с мальчиками, а рисует. Зато он совершенствует свои навыки рисования, умеет размешивать краски, экспериментирует, и его работы получаются интересными и красивыми (тон воспитателя доброжелательный и спокойный)
- Упражнение «Камушек и пёрышко» (4 мин.)
Цель: получение обратной связи.
Оборудование: камушек, пёрышко.
Слова педагога-психолога: посмотрите внимательно на эти два предмета, которые у меня лежат на ладонях: камушек и перышко. Камушек намного тяжелее перышка. Подумайте несколько секунд и ответьте на вопрос «Что тяжело вам сегодня давалось, а что легко?». Кто будет готов ответить на этот вопрос возьмет у меня камушек и перышко, положит их на свои ладони, ощутив при этом всю тяжесть камня и легкость перышка.
Примерные вопросы для анализа:
- Что легко, а что тяжело давалось вам сегодня?
- Назовите самые интересные упражнения. Какие открытия сделали вы для себя?
- Что нового узнали?
- Что заставило задуматься?
- Оцените свое участие в работе по 10-балльной шкале.
- Заключительные слова педагога-психолога (1 мин.)
Педагог-психолог: спасибо вам за внимание и вашу активность. Надеюсь, полученные знания пригодятся вам при взаимодействии с родителями.
Приложение № 1.
Оттенки иронии | С упрёком |
С безразличием | Доброжелательно |
Требовательно | С восторгом |
Не довольство |
Приложение № 2.
«Я же просил Вас завязывать моему ребенку шарф на куртку! Неужели это трудно? (от родителя идет недовольство, что выражается в повышенном тоне)». |
«А почему мой ребенок в группе всегда играет один? У него нет друзей или с ним не хотят играть? (в голосе претензия, нотки). |
«Почему мой ребенок приходит с прогулки с грязными штанами? (возмущенные, повышенный тон, в голосе претензия). |
«Как ни приду, мой ребенок постоянно рисует, а не играет вместе с мальчиками! С чем это связано? (тон возмущенный). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН РАБОТЫ творческой группы «ФГТ и ФГОС дошкольного образования: точки соприкосновения» на 2013-2014 учебный год
план работы...
План работы творческой группы "ФГТ и ФГОС дошкольного образования: точки соприкосновения" на 2013-2014 учебный год
план работы...
Консультация для родителей "ТОЧКА, ТОЧКА, ЗАПЯТАЯ, ВЫШЛА РОЖИЦА КРИВАЯ..."
Малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут - картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Вот ребенок изобразил себя, но поза неу...
Буклет - памятка для родителей "Точка, точка, огуречик - вот и вышел человечек" (для родителей)
Памятка для родителей по тематической недели "Точка, точка, огуречик - вот и вышел человечек"...
Консультация для родителей «Точка, точка, два крючочка…»
Консультация для родителей «Точка, точка, два крючочка…»Во второй младшей группе дети уже умеют рисовать грибок. А на основе гриба можно изобразить множество интересных предметов(ёж...
Семинар с элементами тренинга для родителей детей раннего возраста «Вместе весело играем»
Совместная игровая деятельность направлена на формирование эмоционального контакта ребенка раннего возраста со взрослым и сверстниками, а также на оказание помощи родителям в процессе адаптации ребенк...
Консультация для педагогов "Трудовое воспитание дошкольников и речевое развитие. Точки соприкосновения"
Материал заимствован из журнала "Молодой ученый". Раскрываются особенности влияния трудового воситания на речевое развитие. Достаточно подробно раскрываются точки соприкосновения и точки рос...