Семинар с элементами тренинга "Педагог и родитель: точки соприкосновения"
консультация

Семинар практикум формирует  коммуникативные навыки компетентности педагогов ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_-_obshchenie_pedagoga_s_roditelyami.docx31.44 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формирование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников.

Задачи:

  • познакомить педагогов с основами психологии общения.
  • способствовать в преодолении трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями, поиск способов для более эффективного общения.
  • познакомить педагогов с приёмами психологического айкидо и потренироваться на практике.

Формат проведения: очный

Длительность мероприятия: 45 мин.

Оборудование: мяч; карточки с интонациями (Приложение № 1); карточки с ситуациями (Приложение № 2); камушек; пёрышко.

Ход тренинга.

  1. Вступительное слово педагога-психолога. (1 мин.)

Здравствуйте уважаемые коллеги! Рада вас всех видеть на мероприятии в рамках недели психологии. В этом году неделя психологии посвящена теме семьи и на сегодняшнем мероприятии мы будем говорить о взаимодействии педагога с родителями. Но прежде, чем перейти к обсуждению данной темы я предлагаю нам поздороваться.

  1. Упражнение «Здравствуйте» (4 мин.)

Цель: создание позитивного эмоционального настроя.

Оборудование: мяч

Описание: психолог предлагает участникам передавать по кругу мяч и при этом приветствовать друг друга, но способы приветствия не должны повторяться (например: здравствуйте, доброго дня, привет и т.д.).

  1. Мини-лекция «Эффективное общение в работе педагога с родителями» (15 мин)

Цель: знакомство с основами психологии.

Оборудование: карточки с интонациями (Приложение № 1).

Текст педагога-психолога: в педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха. В процессе своей деятельности педагог общается с администраций, коллегами, детьми и родителями. Не всегда это общение складывается так, как нам хотелось бы. На это влияет множество различных факторов. Как вы думаете, что влияет на качество общения? (Педагоги дают свои ответы, а психолог комментирует, используя технику «Да – и», т.е. соглашается с высказыванием педагога и дополняет формулировку, если она не полная или видоизменяет если она не точная). Всё, что вы сейчас назвали действительно влияет на качество общение и это лежит на поверхности (это может быть настроение, интонация, жесты, мимика и т.д.). Давайте, немного потренируется. Сейчас я назову вам фразу, которую вам нужно произнести с разной интонацией, а с какой интонацией вы будете её произносить вы выберете на карточке (психолог кладёт карточки перед участниками). Итак, фраза будет такая: «Для меня важны достижения вашего ребёнка». Эту фразу нужно произнести с разной интонацией (педагоги вытягивают карточки и произносят фразу с выпавшей им интонацией). Как вы думаете, какая из интонаций наиболее приемлема в общение с родителями? (педагоги дают свои варианты ответов).

Конечно, доброжелательная.

Сейчас мы говорили с вами про то, что лежит на поверхности, но у общения есть более глубокий уровень, который не всегда нами осознаётся. На этом уровни происходит принятие другого, и основную роль несут установки, которые определяют наши позиции в общении, а именно:
Я хороший – ты плохой (позиция сверху)

Я плохой – ты хороший (позиция снизу)
Я хороший – ты хороший (позиция на равных)

Если посмотреть на общение в контексте с родителями, то какую позицию чаще вы используете? Этот ответ вы можете не озвучивать, а где-то для себя записать.  Что означает каждая из этих позиций?


1 позиция «Я хороший – ты плохой» – назидание, превосходство, т.е. процесс общения с родителями строится по принципу советов, как надо воспитывать ребёнка.

2 позиция «Я плохой – ты хороший» – заискивание, лебезит – внутреннее опасение, т.е. выходя на контакт с родителями из такой позиции педагог демонстрирует свою неуверенность и некомпетентность.
3 позиция «Я хороший – ты хороший» – принятие другого человека, общение на равных. Это когда есть совместное обсуждение какой-ли проблемы.


Как вы думаете, из какой позиции лучше вести разговор, где будет более эффективное общение?
(ответы педагогов). Конечно, самой эффективной будет 3 позиция.

Но в общении не всегда всё зависит от нас. В нашей работе встречаются конфликтные и даже агрессивные родители. Как строить общение с этими родителями? Для этого существует очень хорошая техника «Психологическое айкидо». Сейчас я расскажу о нескольких практических приемах, как противостоять агрессии и возмущениям родителей, и мы разыграем с вами ситуации.

  1. Практикум «Психологическое айкидо» (20 мин.)

Цель: познакомить педагогов с приёмами психологического айкидо и потренироваться на практике.

Оборудование: карточки с ситуациями (Приложение № 2)

Педагог-психолог: в общении не всегда всё зависит от нас. В нашей работе встречаются конфликтные и даже агрессивные родители. Как строить общение с этими родителями? Для этого существует очень хорошая техника «Психологическое айкидо». Сейчас я расскажу о нескольких практических приемах, как противостоять агрессии и возмущениям родителей, и мы разыграем с вами ситуации.

Метод «Строкусы»

Описание метода: суть этого метода в том, что если родителе обвиняет вас в безответственности и не вниматености по отношению к ребёнку, то задача педагога принести свои извинения и пообещать быть более внимательными в дальнейшем. Давайте потренируемся. (Психолог приглашает двух педагогов разыграть ситуацию. При этом один педагог играет роль родителя, а другой педагога.)

Ситуация: родитель говорит: «Я же просил Вас завязывать моему ребенку шарф на куртку! Неужели это трудно? (от родителя идет недовольство, что выражается в повышенном тоне)».

Задача педагога, играющего роль педагога извинится, ведь его просьба была оставлена без внимания.

Варианты реагирования педагога:

Вариант 1. - извините меня, я просто забыла (пониженным, виноватым голосом)

Вариант 2. - прошу прощения, это недоразумение! Учту Вашу просьбу! (голос твердый и уверенный).

Метод «Отсрочка».

Описание метода: Этот метод позволяет воспитателю подготовиться к ответу, и, в тоже время, этот метод частично снимает тревогу у взволнованного родителя за своего ребенка. Воспитатель обещала беседу, а это значит, что ответ на свой вопрос родитель получит. Такой метод позволяет педагогу внимательней понаблюдать за ребенком, побеседовать с ним. Педагог собирает необходимую информацию, готовится к беседе с родителем.

Ситуация: родитель говорит: «А почему мой ребенок в группе всегда играет один? У него нет друзей или с ним не хотят играть? (в голосе претензия, нотки).

Задача педагога, играющего роль педагога ответить на вопрос родителя, используя метод «Отсрочки».

Примерный ответ педагога: «Не волнуйтесь! Приходите ко мне на консультацию, и мы с Вами поговорим об этом. В четверг Вам будет удобно? (голос мягкий, тон спокойный).»

Метод «Да - но».

Описание метода: постольку любой процесс или явление, предмет имеют в своем проявлении как отрицательные, так и положительные моменты, то метод «да - но», позволяет рассмотреть и другие варианты решения вопроса.

Ситуация: родитель говорит: «Почему мой ребенок приходит с прогулки с грязными штанами? (возмущенные, повышенный тон, в голосе претензия).

Задача педагога, играющего роль педагога ответить на вопрос родителя, используя метод «Да -но», т.е. сначала согласиться, а затем озвучить плюсы этого.

Примерный ответ педагога: «Я слышу Ваше возмущение, конечно очень неудобно, когда ребенка приходится забирать из сада с грязными штанами. При этом (НО), ребенок, гуляя, познает мир. Соприкасается с миром природы. Изучает ее бесценный опыт. А какие эмоции при этом были! Прорыл канал! Столько радости было! (педагог положительно эмоционален, радуется за ребенка).

Метод «Зато…».

Описание метода: этот метод, как и предыдущий, имеет в своем проявлении отрицательные и положительные моменты и позволяет увидеть (в данном случае родителю) другую, положительную сторону «проблемы».

Ситуация: родитель говорит: «Как ни приду, мой ребенок постоянно рисует, а не играет вместе с мальчиками! С чем это связано? (тон возмущенный).

Задача педагога, играющего роль педагога ответить на вопрос родителя, используя метод «Зато …».

Примерный ответ педагога: «Да, я слышу Вашу тревогу, что ребенок не играет с мальчиками, а рисует. Зато он совершенствует свои навыки рисования, умеет размешивать краски, экспериментирует, и его работы получаются интересными и красивыми (тон воспитателя доброжелательный и спокойный)

  1. Упражнение «Камушек и пёрышко» (4 мин.)

Цель: получение обратной связи.

Оборудование: камушек, пёрышко.

Слова педагога-психолога: посмотрите внимательно на эти два предмета, которые у меня лежат на ладонях: камушек и перышко. Камушек намного тяжелее перышка. Подумайте несколько секунд и ответьте на вопрос «Что тяжело вам сегодня давалось, а что легко?». Кто будет готов ответить на этот вопрос возьмет у меня камушек и перышко, положит их на свои ладони, ощутив при этом всю тяжесть камня и легкость перышка.

Примерные вопросы для анализа: 

  • Что легко, а что тяжело давалось вам сегодня?
  • Назовите самые интересные упражнения. Какие открытия сделали вы для себя?
  • Что нового узнали?
  • Что заставило задуматься?
  • Оцените свое участие в работе по 10-балльной шкале.

  1. Заключительные слова педагога-психолога (1 мин.)

Педагог-психолог: спасибо вам за внимание и вашу активность. Надеюсь, полученные знания пригодятся вам при взаимодействии с родителями.

Приложение № 1.

Оттенки иронии

С упрёком

С безразличием

Доброжелательно

Требовательно

С восторгом

Не довольство

Приложение № 2.

«Я же просил Вас завязывать моему ребенку шарф на куртку! Неужели это трудно? (от родителя идет недовольство, что выражается в повышенном тоне)».

«А почему мой ребенок в группе всегда играет один? У него нет друзей или с ним не хотят играть? (в голосе претензия, нотки).

«Почему мой ребенок приходит с прогулки с грязными штанами? (возмущенные, повышенный тон, в голосе претензия).

«Как ни приду, мой ребенок постоянно рисует, а не играет вместе с мальчиками! С чем это связано? (тон возмущенный).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "ТОЧКА, ТОЧКА, ЗАПЯТАЯ, ВЫШЛА РОЖИЦА КРИВАЯ..."

Малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут - картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Вот ребенок изобразил себя, но поза неу...

Буклет - памятка для родителей "Точка, точка, огуречик - вот и вышел человечек" (для родителей)

Памятка для родителей по тематической недели "Точка, точка, огуречик - вот и вышел человечек"...

Консультация для родителей «Точка, точка, два крючочка…»

Консультация для родителей «Точка, точка, два крючочка…»Во второй младшей группе дети уже умеют рисовать грибок. А на основе гриба можно изобразить множество интересных предметов(ёж...

Семинар с элементами тренинга для родителей детей раннего возраста «Вместе весело играем»

Совместная игровая деятельность направлена на формирование эмоционального контакта ребенка раннего возраста со взрослым и сверстниками, а также на оказание помощи родителям в процессе адаптации ребенк...

Консультация для педагогов "Трудовое воспитание дошкольников и речевое развитие. Точки соприкосновения"

Материал заимствован из журнала "Молодой ученый". Раскрываются особенности влияния трудового воситания на речевое развитие. Достаточно подробно раскрываются точки соприкосновения и точки рос...