Семинар- тренинг психолога «Профессиональное выгорание педагогов дошкольного учреждения»
презентация для интерактивной доски по коррекционной педагогике на тему
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей разрядки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация для трененга педагогов ДОУ | 1.4 МБ |
рекомендации как справиться с эмоциональным выгоранием | 16.75 КБ |
Диагностика эмоционального выгорания В.В.Бойко | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Термин - «выгорание», предложил Г . Фрейденбергер в 1974 году для описания разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек». Немного истории
В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ , отражающий , по его мнению , внутреннее состояние работника , испытывающего дистресс профессионального выгорания : « Запах горящей психологической проводки ».
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей « разрядки », или « освобождения » от них .
Проявление СЭВ у педагогов (по стажу работы): Чаще всего у педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет 8–11% – от 1 года до 3 лет, и у педагогов с 10-летним стажем (адаптация в ОУ, у педагогов со стажем более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты) 22% – от 15 до 20 лет
Стадии эмоционального выгорания: 1 . Снижение самооценки. 2. Стадия одиночества. 3. Эмоциональное истощение, соматизация , ПОТЕРЯ ТРУДОСПОСОБНОСТИ!
Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и "запускающим" механизмом в формировании эмоционального выгорания. Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. Фаза истощения. Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов. Фазы эмоционального выгорания
специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы ) организационный фактор : перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой : отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе : однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов. Внешние факторы, провоцирующим выгорание
коммуникативный фактор : отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях. Внутренние факторы
" педантичный", характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе ) Типы личности, которым угрожает СЭВ
"демонстративный", стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы
" эмотивный ", состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.
чувство безразличия , эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); негативное самовосприятии в профессиональном плане (ощущение недостатка чувства профессионального мастерства). Синдром эмоционального выгорания имеет следующие проявления
Резкое повышение утомляемости Хроническая усталость Головные боли Восприимчивость к изменениям внешней среды Изменение артериального давления Астения (бессилие, слабость) Ограничение движений в шее, боли в спине Непроизвольные движения – сжимание кулаков, зажатость Увеличение или потеря веса Одышка Бессонница Половая дисфунцкия физические симптомы
Пессимизм цинизм чёрствость безразличие агрессивность раздражительность тревога, чувство вины эмоциональные
желание отдохнуть безразличие к еде оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств поведенческие
падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам интеллектуальное состояние
низкая социальная активность падение интереса к досугу, увлечениям социальные контакты ограничиваются работой скудные отношения на работе и дома социальные симптомы
Психоэмоциональное истощение не должно достигать критических значений!!! Деперсонализация Сворачивание личных достижений Ослабление защиты организма Потеря трудоспособности!
снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания
Рекомендации педагогам для профилактики и устранения "выгорания" стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА длительный сон вкусная еда общение с природой и животными баня, массаж, движение, танцы музыка
САМОРЕГУЛЯЦИЯ - смех, улыбка, юмор; – размышления о хорошем, приятном; – различные движения типа потягивания, расслабления мышц; – наблюдение за пейзажем за окном; – рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; – мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); – «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; – вдыхание свежего воздуха; – чтение стихов; – высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Если ты подаришь кому-то радость, жизнь подарит тебе счастье ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ – УЛЫБКА!!!
I. Способы, связанные с управлением дыханием Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась. БАНК СПОСОБОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ
II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза; – дышите глубоко и медленно; – пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот); – постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе; – прочувствуйте это напряжение; – резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе; – сделайте так несколько раз. В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).
Известно, что «слово может убить, слово может спасти». В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» – Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз . III. Способы, связанные с воздействием слова
IV. Способы, связанные с использованием образов Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации. – Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте: 1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес); 2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка); 3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).
Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги. Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений. Не залезайте в "долгосрочный кредит" ваших внутренних резервов и возможностей. Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса. Выводы
Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей . Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет — и суда нет, как говорят в народе.
Спасибо за внимание! Всего вам большого и светлого...
Предварительный просмотр:
Как справиться с эмоциональным (профессиональным) выгоранием
Переключение
Этот прием позволит вам отвлечься от неприятных обстоятельств путем создания состояния отрешенности, мысленного переноса неприятного душевного состояния, например- на посторонние предметы. Думайте о чем - нибудь приятном (любимом человеке, хобби).
Изменение масштаба событий
Попытайтесь взглянуть на собственные переживания из отдаленного будущего со стороны, это поможет снизить интенсивность переживаний. Представьте, что прошло 20 лет – и вы вспоминаете сегодняшний день: будет ли для вас так уж важно, что начальник косо на вас посмотрел или деловой партнер от ответил не звонок?
Накопление радостей
Известно, что положительные эмоции- мощный антистрессовый фактор. Привнести в свою жизнь как можно больше позитива: гуляйте по паркам, встречайтесь с друзьями, купите себе то самое платье, о котором так долго мечтали, запишитесь в студию танца или бокса.
Мобилизация юмора
Смех- отличное противодействие стрессу. Вместо того чтобы переживать из-за истеричного начальника, вспомните какую-нибудь комедию с похожим персонажем и курьезами вокруг него.
Отчуждение
Нарисуйте неприятную ситуацию в воображении, представьте себя на этой картинке, а потом сотрите ластиком то, что вас окружает. Ощутите себя вне этой ситуации- это поможет уменьшить эмоциональную связь с ней.
Интеллектуальная переработка
Найдите в плохом что-то полезное для себя (нет худа без добра). Думайте не о проблеме, а о том, что вы из нее извлечете: опыт, повышение профессионального уровня, знание специфики процессов.
Клин клином
Учитесь не избегать травмирующих ситуаций, а наоборот, ускоряйте их, не оттягивая неизбежный разговор. Если вы допустили ошибку, лучше не ждать, пока начальник ее заметит, а самому прийти к нему, рассказать все подробно и попросить помощи в ее исправлении.
Эгоизм
Не забывайте о себе. Не допускайте отсутствия резервного варианта, не позволяйте стрессу взять над вами верх- решайте конфликт, делайте шаг навстречу при ссоре и т.д. Не принижайте себя, своего достоинства.
Разрядка
Разрядкой может быть физическая работа, любимое занятие. Возможность выговориться и рассказать кому- либо о своих переживаниях уменьшают их.
Интуиция
Не игнорируйте предчувствия, а используйте их для подготовки к возможным стрессовым воздействиям. Предвидя их, вы сможете избежать или встретить неприятность, вооружившись приемами психической защиты. Мысленно очерчивайте психологический барьер, о который разбиваются все травмирующие воздействия.
Самовнушение и самогипноз
Может быть действенным, если словесное внушение облечь в особую форму, способную вызвать яркое представление. Помните фильм «Самая обаятельная и привлекательная»? Его героини как раз практиковали самовнушение, убеждая себя в собственной неотразимости. «Правая рука теплая и тяжелая… Левая рука теплая и тяжелая…» - попробуйте полностью расслабить свое тело, включая мышцы лица и черепа, и отрешиться от всех мыслей. Это позволяет достучаться до подсознания- возможно, именно там вы найдете ответы на свои вопросы, а так же скрытые ресурсы.
Физическая активность
Стресс- это созданная самой природой защита: если на вас нападет хищник, вы должны как можно быстрее убежать от него. При стрессе в кровь выбрасываются гормоны - кортикоиды: адреналин и норадреналин. Именно они стимулируют наше тело, заставляя его двигаться как можно скорее. В современном мире стресс не всегда требует физической реакции, а значит, вы не расходуете эти гормоны, и они повышают вашу тревожность и негативно действуют на общее физическое состояние. Отправляйтесь в тренажерный зал, на пробежку или просто на прогулку- это позволит «сжечь» выброшенные в кровь кортикоиды. Заниматься можно и дома.
Массаж
Расслабляющий массаж. Поглаживания, похлопывания, разминание, вибрация… Все эти и другие приемы, которыми владеет профессиональный массажист, будут кстати при борьбе с синдромом эмоционального выгорания, ведь они стимулируют кровообращение, воздействуют на нервные окончания и расслабляют мышцы.
Самомассаж
Все методики массажа можно применять дома. Разомните себе плечи и шею, потрясите руками, помассируйте ступни ног и кисти рук, стряхните напряжение.
Поддержите организм медикаментами
Общеукрепляющие препараты.
Витамины и поливитаминные препараты поддержат ваши силы; кофе- его препараты и биогенные стимуляторы (алое, ФиБС, и пр.) вернут энергию; адаптогенные препараты из лекарственных растений (женьшень, китайский лимонник и пр.) помогут вашему иммунитету бороться со стрессом.
Успокаивающие препараты устраняющие вторичные факторы болезни. Среди симптомов СЭВ может быть повышенное сердцебиение, нарушение пищеварения и пр. Бороться с ним можно при помощи соответствующих лекарств. Все медицинские препараты можно применять только после консультации с врачом.
Устройте себе сеанс ароматерапии.
Эфирные масла применяют различными способами, главным образом- прикладывая их к коже или вдыхая их запах. Соберите свою композицию и наполняйте ею аромалампу по вечерам или ходите с ней в сауну.
Освежающее действие- пихта, мята курчавая, мята перечная, лаванда, мандарин, апельсин, лимон;
Стимулирующее действие- кориандр, мускатник, гвоздика, мята перечная, вербена, розмарин, можжевельник, иссоп, лимон;
Очищающее действие- герань, лаванда, лимонник, мускатник, апельсин, роза, розмарин, шалфей, лимон;
Антистрессовое действие- бергамот, герань, жасмин, кориандр, лаванда, мимоза, пачули;
Расслабляющее действие- базилик, ромашка, лаванда, мелиса, мимоза, апельсин, роза, сандал, ваниль, кедр;
Успокаивающее действие- укроп, герань, жасмин, ромашка, мелисса, ваниль, полынь.
Дорогие коллеги, желаю Вам эмоционального спокойствия!
Предварительный просмотр:
Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко
Приложение к семинару-тренингу психолога «Профессиональное выгорание педагогов дошкольного учреждения»
ИНСТРУКЦИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Обратите внимание: если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вышей профессиональной деятельности – ученики, воспитанники, пациенты, клиенты, зрители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
Вопросы к диагностике уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко
- Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться
- Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры
- Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место)
- Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее)
- Теплота взаимодействия с детьми очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого
- От меня как профессионала мало зависит благополучие детей
- Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа два, три) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался
- Когда я чувствую усталость, или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы ребенка (свернуть взаимодействие)
- Мне кажется, что эмоционально я не могу дать детям то, чего требует профессиональный долг
- Моя работа притупляет эмоции
- Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе
- Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой
- Взаимодействие с детьми требует большого напряжения
- Работа с людьми приносит все меньшего удовлетворения
- Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность
- Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать ребенку профессиональную поддержку, услугу, помощь
- Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты
- Меня огорчает, если что-то не ладится в отношениях с коллегами
- Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше
- Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю ребенку внимания меньше, чем положено
- Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение
- Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии родителей детей
- Общение с детьми побудило меня сторониться людей
- При воспоминании о некоторых коллегах по работе или детях у меня портится настроение
- Конфликты и разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций
- Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с коллегами
- Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной
- У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все как надо, не сократят ли меня т.п.
- Если ребенок мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или уделять ему меньше внимания
- В общении на работе я придерживаюсь принципа «не делая людям добра, не получишь зла»
- Я охотно рассказываю домашним о своей работе
- Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты)
- Порой, я чувствую, что надо быть более отзывчивым к ребенку, но не могу
- Я очень переживаю за свою работу
- Детям отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности
- При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в область сердца, повышается давление, появляется головная боль
- У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем
- Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям
- Последнее время (или всегда) меня преследуют неудачи в работе
- Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние
- Бывают дни, когда контакты с детьми складываются хуже
- Я учитываю особенности коллег хуже, чем обычно
- Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми
- Я проявляю интерес к личности ребенка не только в связи с работой
- Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами и в хорошем настроении
- Я иногда ловлю себя на том, что работаю с детьми без души
- По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им плохого
- После общения с неприятными партнерами у меня ухудшается физическое или психическое самочувствие
- На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки
- Успехи в работе вдохновляют меня
- Ситуация на работе кажется мне безысходной
- Я потерял покой из-за работы
- На протяжении последнего года была жалоба (или жалобы) в мой адрес со стороны коллег, родителей детей
- Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с детьми не принимаю близко к сердцу
- Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции
- Я часто работаю через силу
- Прежде я был более отзывчивым и внимательным к детям
- В работе с детьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье
- Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать
- После наряженного рабочего дня я чувствую недомогание
- Контингент детей, с которыми я работаю очень трудный
- Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю
- Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив
- Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы
- Иногда я поступаю со своими детьми так, как не хотел бы, чтобы они поступали со мной
- Я осуждаю детей, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание
- Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами
- Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день закончился
- Состояние, просьбы, потребности детей обычно меня искренне волнуют
- Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций
- Работа с детьми очень меня разочаровала
- Чтобы восстановить силы я часто принимаю лекарства
- Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко
- Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств
- Моя карьера сложилась удачно
- Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой
- Некоторых из детей я не хотел бы видеть и слышать
- Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя детям, забывая о собственных интересах
- Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями
- Если предоставляется случай, я уделяю детям меньше внимания, но так, чтобы они этого не заметил
- Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе
- Ко всему (почти всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство
- Работа с людьми плохо повлияла на меня как на профессионала – обозлила, сделала нервным, притупила эмоции
- Работа с людьми явно подрывает мое здоровье
Обработка и интерпретация результатов теста:
- определяется сумма баллов отдельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»,
- подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования «выгорания»,
- находится итоговый показатель синдрома эмоционального «выгорания» — сумма показателей всех 12 симптомов.
Напряжение
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61,(5), -73(5)
2. Неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3),
3. «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)
4. Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)
Резистенция
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)
2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)
3. Расширение сферы экономии эмоции: +7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)
4. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)
Истощение
1. Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)
2. Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5),+70(5), +82(10)
3. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)
Предложенная методика дает подробную картину синдрома эмоционального «выгорания». Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
- 9 и менее баллов — не сложившийся симптом,
- 10-15 баллов — складывающийся симптом,
- 16 и более — сложившийся.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального «выгорания».
Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания» Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса — напряжение, резистенция и истощение. В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные — реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
- 36 и менее баллов — фаза не сформировалась;
- 37-60 баллов — фаза в стадии формирования;
- 61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.
Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:
- какие симптомы доминируют;
- какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается истощение;
- объяснимо ли истощение (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;
- какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
- в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
- какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему: "Профессиональное выгорание педагога дошкольного учреждения"
Данная статья посвещается анализу проблемы эмоционального выгорания дошкольных работников....
Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ
Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в э...
Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ
Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь, работающих с людьми. Ведь педагоги – это та категория людей, которая не имеет права болеть, ошибаться, о...
Тренинг для педагогов "Профессиональное выгорание педагогов дошкольного учреждения"
Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из ва...
Тренинг для педагогов " Профессиональное выгорание педагогов дошкольного учреждения.Узнаём себя"
Тренинг из программы «Профессиональное выгорание педагогов дошкольного учреждения». Узнаем себя...
Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ
Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в э...
23.10.2023 г. Семинар - тренинг "Профилактика профессионального выгорания"
Семинар - практикум "Профессионального выгорания педагогов"...