Школа для молодых родителей «Растем вместе»
методическая разработка

Куленко Татьяна Петровна

Многочисленные проблемы воспитания и развития ребенка  в семье, требуют  к себе пристального внимания со стороны системы дошкольного образования. Социально – психологические характеристики современной семьи, которая значительно отличается от семьи десятилетней давности, в силу новых социально – экономических и культурных условий существования (финансовое и социальное расслоение, острый дефицит свободного времени, более широкие возможности получения образования). Современные родители очень мало уделяют времени для того, чтобы поиграть со своим малышом, отправляют его играть с братиком, сестренкой, или одного. А ведь именно игра является ведущей деятельностью дошкольника, именно в игре ребенок развивается, учится общаться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_rastem_vmeste.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Школа для молодых родителей «Растем вместе»

Многочисленные проблемы воспитания и развития ребенка  в семье, требуют  к себе пристального внимания со стороны системы дошкольного образования. Социально – психологические характеристики современной семьи, которая значительно отличается от семьи десятилетней давности, в силу новых социально – экономических и культурных условий существования (финансовое и социальное расслоение, острый дефицит свободного времени, более широкие возможности получения образования). Современные родители очень мало уделяют времени для того, чтобы поиграть со своим малышом, отправляют его играть с братиком, сестренкой, или одного. А ведь именно игра является ведущей деятельностью дошкольника, именно в игре ребенок развивается, учится общаться. Получается, что ребенок остается один среди своих игрушек, не имея возможности общаться. А зачастую мамы и папы пытаются проявить внимание к ребенку покупкой новых игрушек. Для ребенка – это радость на пять минут, если подарок не подкрепляется совместной игрой с мамой. Опять же частая фраза родителей: «У тебя столько игрушек, а ты ни во что не хочешь играть!»

         Все это заставляет нас  искать новые формы  взаимодействия детей с родителями дошкольного возраста. От эпизодического участия родителей в образовательном процессе( развлечения, праздники и др) мы постепенно подошли к проектированию  вариативной формы дошкольного образования- семейного клуба «Школа для молодых родителей «Растем вместе». Где мы проводим совместные занятия детей и родителей Что же такое совместные занятие? На первый взгляд – то же самое, что и открытое занятие, но это не так! На совместном занятии нет посторонних, нет зрителей – и дети и родители являются активными участниками. Они вместе выполняют предложенные задания, составляют рассказы, играют в логические игры. И в такой момент не понятно даже, кто больше переживает: ребенок или родитель! Обычно мама беспокоится, как ее ребенок отвечает, участвует в занятии в сравнении с другими детьми. А дети волнуются, справится ли мама с заданием, стараются ей помочь.

         Цель: Создание единого образовательно – воспитательного пространства целостного развития и социализации ребенка.

         Задачи:

-освоение родителями необходимых теоретических знаний;

 -практических умений и навыков взаимодействия с детьми;

-оптимизация детско –родительских отношений;

-содействие становлению благоприятных внутрисемейных отношений.

         Деятельность школы осуществляется в соответствии с нормативно – правовыми документами и утверждено  заведующим ДОО—положением о Школе  для молодых родителей «Растем вместе» и планом работы, который составляется на один учебный год и может корректироваться в соответствии с запросами родителей. В плане отражается тематика встреч, форма организации, сроки.

  Участниками являются все желающие родители и другие члены семьи детей младшего дошкольного возраста. Формы работы могут быть разными, выбор формы зависит от темы. Занятие клуба проводиться в стенах детского сада два раза в месяц. Мы стремимся, чтобы каждая встреча была интересна и полезна всем участникам.

         Организации семейного клуба предшествует этап подготовительной работы: с помощью анкетирования и опроса родителей выявляем  волнующие  родителей проблемы, наиболее востребованные темы занятий, темы занятий оглашается заранее.

         Работа построена с учетом основных принципов:

Первый принцип: Обучение через игровую деятельности детей. Реализация задач осуществляется через развивающие игры. Это делает учение интересным занятием для малыша.

Второй принцип: Повторяемость игр в течение нескольких занятий. Получаемые таким образом на занятиях знания и умения становятся достаточно прочными, устойчивыми настолько, чтобы дети применяли их в играх, в обычной жизни. Для повышения интереса к играм используется их вариативность.

Третий принцип: От очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному. Этот принцип позволяет учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности ребенка. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать деятельность ребенка в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития».

Четвертый принцип: От очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному. Этот принцип позволяет учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности ребенка. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать деятельность ребенка в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития».

Пятый принцип: Наглядности в сочетании со словом (это один из основных дидактических принципов, на основе которого строится методика занятий с детьми). В раннем возрасте дети познают окружающие их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, так или иначе, действуют с ними.

Организация занятий: Родители и дети совместно участвуют в играх, забавах и активной деятельности. Присутствие мамы дает возможность ребенку почувствовать себя в безопасности, а ее эмоциональная поддержка способствует поддержанию интереса ребенка к деятельности и помогает раскрыть его творческий потенциал. Игры способствуют налаживанию позитивного взаимодействия взрослых с детьми. Занятия проходят 2 раза в месяц, продолжительность каждого занятия   30 -40 минут.

Структура занятий:
Каждое занятие в группе раннего развития детей состоит из 5 частей:
1. приветствие;
2. сюрпризный момент;
3. дидактические, моторные игры (количество зависит от возраста);
4. творчество (лепка, рисование, аппликация);
5. подведение итогов. Прощание.

Комплексное занятие включает в себя разные виды деятельности:
      •пальчиковая гимнастика, направленная на развитие мелкой моторики рук;

  • развивающие игры на внимание, память, тактильные, слуховые и зрительные ощущения, на формирование понятий о форме, цвете, величине,
    рисование, лепка, аппликация, которые способствуют развитию творческих способностей,
    •игровой массаж, который обеспечивает сенсорное развитие детей,
    •пение песенок и музыкально-ритмические упражнения,
    •физкультурные упражнения и подвижные игры,
    •слушание и рассказывание сказок, потешек, рассматривание картинок и иллюстраций способствует развитию активной речи ребенка.

         Организация взаимодействия ДОО и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно – образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольной образовательной организацией и семьями воспитанников. Детский сад выступает социокультурной средой для целостного развития ребенка. Основные трудности (риски) определении времени встреч, удобного для всех участников, обеспечение постоянства состава и регулярности встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Растем вместе"

В возрасте ребенка от года до 3 лет довольно четко прослеживаются 3 периода. Вы должны обратить внимание на это разделение, поскольку знание возрастных периодов поможет выбрать вам правильную тактику ...

Программа взаимодействия с родителями "Растем вместе"

Актуальность  данной программы состоит в том, что ее содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, специалисты детского сада создают оптимальн...

Программа взаимодействия с родителями «Растем вместе»

Семья и детский сад – это та основная среда, которая должна оказывать на ребенка одинаковые воздействия, предъявлять единые требования, чтобы однажды сформированное умение переросло в навык, в п...

Школа для молодых родителей

Многочисленные проблемы воспитания и развития ребенка  в семье, требуют  к себе пристального внимания со стороны системы дошкольного образования. Современные родители очень мало уделяют...