Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в прошлое часов"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие в прошлое часов»
Цель: Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем. Главное назначение часов – фиксация времени; что давным-давно были: солнечные, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы;
- Формировать представление о способах измерения времени в прошлом, до появления часов;
- Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.
- Продолжать формировать представление о понятии «время», «1 минута»;
Оборудование: Игрушки: петух, солнце; свеча, бутылка с водой, иллюстрация водяных часов, песочные часы (1 мин., 3 мин, 5 мин., 30 мин.), механические часы, часы-кулон, электронные часы. Разрезные картинки «часы», разноцветные палочки, презентация «Виды часов».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_puteshestvie_v_proshloe_chasov_1.docx | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие в прошлое часов»
Цель: Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем. Главное назначение часов – фиксация времени; что давным-давно были: солнечные, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы;
- Формировать представление о способах измерения времени в прошлом, до появления часов;
- Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.
- Продолжать формировать представление о понятии «время», «1 минута»;
Оборудование: Игрушки: петух, солнце; свеча, бутылка с водой, иллюстрация водяных часов, песочные часы (1 мин., 3 мин, 5 мин., 30 мин.), механические часы, часы-кулон, электронные часы. Разрезные картинки «часы», разноцветные палочки, презентация «Виды часов».
- Организационный момент
Воспитатель: Послушайте стихотворение:
Вы знаете ,
У нас
ОДИННАДЦАТЫЙ ЧАС!
Не только на часах, на стрелочках-усах,
А в том углу, и в этом,
И в кухне за буфетом
Настал.
Стоит.
Сидит.
На нас на всех глядит.
И, может, видит нас
ОДИННАДЦАТЫЙ ЧАС.
Но сам-то он невидим!
И мы его не видим.
Вы видели хоть раз
ОДИННАДЦАТЫЙ ЧАС?
(автор Людмила Фадеева)
О чем это стихотворение?
2. Основная часть
Воспитатель: Правильно. О времени. А что вы знаете про время?
Дети: Время нельзя увидеть глазами, потрогать руками. Время нельзя остановить, поймать, оно всегда движется вперед, его нельзя вернуть.
Воспитатель: А можно ли измерить время?
Дети: Да.
Воспитатель: А зачем человеку знать, сколько сейчас время?
Дети: Чтобы никуда не опаздывать. Все успевать делать.
Воспитатель: Правильно. И люди придумали такой предмет, который показывает нам точное время. Назовите его.
Дети: Это часы.
Воспитатель: Правильно. Люди придумали много разных видов часов. Соберите из разрезных картинок виды часов.
Дети собирают и воспитатель просит детей назвать какие часы у них на картинке.
Дети: У меня песочные часы, у меня наручные, у меня кремлевские, у меня вокзальные, и т. д.
Воспитатель: А как вы думаете, как люди определяли время раньше, когда не было часов?
Воспитатель: Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами отправимся в путешествие прошлое часов.
Воспитатель и дети подходят к столам.
Воспитатель: Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Всходило солнце – значит пора вставать, и так до вечера.
Дети собирают последовательно картинки с изображением утра, дня, вечера, и ночи.
Воспитатель: А вы знаете, как выглядел самый первый будильник? Да, самый первый будильник хлопал крыльями, кукарекал, и взлетев на забор кричал?
Дети: Ку-Ка-Ре-Ку
Воспитатель: Однажды человек обратил внимание на то, что тени от предметов двигаются, становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца. Смотрел человек, как тень по кругу бегает, и придумал часы : вкопал в землю столб, а вокруг него начертил круг и разделил его на 12 равных частей. Каждая часть равнялась одному часу. Ходит по небу солнце – ходит по площадке тень и как часовая стрелка, показывает время. Назывались эти часы солнечными. Как вы думаете, всегда ли человек мог ими пользоваться? Почему?
Дети: Нет, потому что этими часами можно пользоваться только в солнечный день. Нет солнца, значит нет тени.
Воспитатель: Правильно. И это было очень неудобно. Пойдемте к столу и узнаем как люди по-другому определяли время.
Воспитатель и дети подходят к столу, где стоит бутылка с водой.
Воспитатель: Ребята, что вы видите? Все вы знаете, что вода течет. А вы слышали когда-нибудь такое выражение: «Время течет? А ведь когда-то время действительно текло и капало. В водяных часах (показывает картинку). В высокий сосуд с дыркой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны черточки-отметки, показывающие, сколько времени прошло с тех пор, когда в сосуд налили воду. Как вы думаете, удобными были такие водяные часы?
Дети отвечают.
Воспитатель: Да, такие часы конечно работали не только в солнечный день, но и в ненастье, и ночью.
Но они также оказались неудобными, потому что требовалось постоянно доливать воду в опустевший сосуд. Пойдемте дальше и узнаем какие еще часы придумали люди.
Воспитатель и дети подходят к столу, на котором стоят песочные часы (1 минутные, 3 минутные, 5 минутные, получасовые)
Воспитатель: Эти часы вам уже знакомы. Мы часто пользуемся ими в группе. Как они называются?
Дети: Песочные часы.
Воспитатель: Как они устроены?
Дети: Два стеклянных пузырька соединены вместе, внутри насыпан песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок, значит прошла 1 минута. Часы переворачивают и счет времени продолжается.
Воспитатель: Правильно. Но песочные часы бывают не только 1 минутные, но и 2-х минутные и 3-х минутные и 5-ти и 30-ти минутные. Они отличаются размером и количеством песка. На песочных часах всегда отмечено за сколько минут высыпается весь песок.
Воспитатель и дети подходят к свечке.
Воспитатель: В давние времена люди пользовались и огненными часами. Были такие часы-свечи (показывает картинку). Брали огромную свечу, делили ее на 24 равные части (по количеству часов в сутках, нанося черточки-полоски. Свечу поджигали и она горела весь день. Выходит, про время можно сказать, что оно не только течет, но еще и «сгорает». А еще размеченная свеча служила людям «будильником». В определенном месте люди втыкали булавку, к которой привязывали грузик - тяжелый предмет. Когда свеча догорала до этого места, грузик падал на металлический поднос или просто на пол – это означало прошел определенный отрезок времени. Такие особые часы - будильник использовали люди, совершая трудный и долгий путь в горах. Людям приходилось делать привалы, ночевать в горах. И такие часы будили путников.
Воспитатель: Прошло много времени с тех пор, когда человек придумал часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил её, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колёсико. Оно цепляется за другое колёсико и вертит его. Второе же колёсико вертит стрелки. И такие часы называются механические.
Механические часы нужно каждый день заводить. Забыл завести часы – они встали. А какие часы не надо заводить?
Не нуждаются в заводе электронные часы. Они работают на батарейках. У них даже нет стрелок – на экране светятся цифры. Время показывают точное и не капризничают.
Физминутка. «Часики идут…»
Воспитатель: Сейчас мы попробуем с вами «почувствовать» время. Нужно будет следить за песочными часами длительностью - 1 мин., остановиться тогда, когда минута истечет.
- Попробуйте выложить из корзинки и разложить палочки (10 штук) в течении 1 минуты;
- уберите все палочки по одной в корзинку в течении одной минуты;
- выложите узор из 10 палочек в течении одной минуты.
Вы большие молодцы. Все постарались справиться с заданиями.
Воспитатель: Часы на полу. Это какие часы? (Презентация)
Часы на камине?
Часы на руке?
Часы на стене?
Часы на столе?
3. Подведение итога.
Наше путешествие подошло к концу. Скажите о каких часах вы сегодня узнали? Какие часы вас удивили? Что Вам понравилось?
Ответы детей.
Создание мини-выставки «Удивительный мир часов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: "ЧАСЫ"
занятие с использованием ИКТ...
занятие на тему "Путешествие в прошлое часов" ( игровая ситуация)
Програм.задачи: познакомить с истортей часов, устанавливать причинно-следственные связи, активизировать словарный запас, воспитывать уважение к труду человека. ...
Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) "Волшебные часы"
Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) "Волшебные часы"...
Конспект занятия по познавательному развитию «Измерение времени. Часы» для подготовительной группы.
Задачи:1. Познакомить детей с историей возникновения часов, подвести к пониманию их назначения и функции.2. Уточнить знания детей о часах и их видах.3. Обогащать словарный запас детей.4. Способствоват...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...
Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в прошлое часов"
Познавательное развитие...