Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в прошлое часов"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Познавательное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл batagovskaya_konspekt.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 «Березка» Старооскольского городского округа

Конспект дистанционного занятия

для  детей подготовительной группы по познавательному развитию

«Путешествие в прошлое часов»

                                                                                                                                 Подготовила:

                                                                                            воспитатель группы №6

                                                                                            Батаговская Н.Н.                                                      

        2022 год

Аннотация:        

Батаговская Наталья Николаевна

«Путешествие в прошлое часов»

Дети 6-7 лет

Цель: познакомить детей с историей возникновения часов, их разновидностью.

Задачи:

1) продолжать  знакомить детей с часами и их назначением;

2) формировать умение детей ориентироваться во времени по часам;

3) аппликативным способом создавать часы, развивать навыки создания композиции на бумаге, фантазию;

4) развивать основы речевого этикета, обогащать словарь детей за счет слов: водяные, солнечные, механические, электронные, песочные;

5)воспитывать целеустремленность, умение взаимодействовать со взрослыми.

Материалы:

- картинки различных видов часов (солнечные, песочные, механические наручные, настенные, электронные);

- готовые формы для работы детей, вырезанные силуэты часов и деталей для аппликации;

- клей, салфетки, кисточки, клеенки;

- презентация  о возникновении часов.

Методы и приёмы: словесные -  беседа, рассказ воспитателя и детей; наглядные -  показ презентации, составление алгоритма; практические – эксперимент, аппликация; дидактическая игра.

План проведения занятия:

Мотивационно — ориентировочный этап

Звонит будильник. Дети, услышав звук будильника, спрашивают, почему он зазвонил.

Педагог: А как вы думаете?

Дети: Наступило время для занятий.

Педагог: Да, вы правы, для нас наступило время занятий. Скажите, можно без часов определить время?

Дети: Нет, нельзя.

Педагог: У вас дома есть часы? Какие?

Дети: - У нас дома часы висят на стене. -  У нас на даче висят часы, похожие на домик. Из окошка каждый час выглядывает кукушка и кричит: "Ку - ку!" -  А у нас часы без стрелок. Там циферки мигают. Они называются "электронные". - У бабушки есть часы с гирьками. Они висят на цепочках. У них есть такая штучка, которая качается, как качели, "Маятник" называется. -  У моего папы есть часы, которые надевают на руку. -  У нас дома есть будильник.

Педагог: Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы больше узнать о часах?

Дети: - Прочитать энциклопедию.

- Спросить у родителей.

- Посмотреть телевизор.

- Узнать ответ из журналов и газет.

- Узнать ответ в интернете.

- Сходить в музей.

- Понаблюдать.

- Провести эксперимент.

Педагог: – Ребята, представьте, пожалуйста, такую картину: в нашем городе исчезли все часы. Что было бы тогда? (Ответы детей)

Дети: Все люди везде бы опаздывали.

Педагог: Чтобы вы хотели узнать о часах и времени?

Дети:- Как появились часы? - Как узнать время по стрелкам? - Почему они тикают? - Какие еще часы бывают? - Для чего нужны часы?

Поисковый этап

Педагог: А ведь когда-то очень-очень давно часов не было.

Дети: А как же люди следили за временем?

Педагог: Время – это загадочное «что – то», которое приходит, и тогда начинаются какие – то интересные события. Но иногда оно куда – то «убегает», и все интересное заканчивается. Оно, «Время», превращает «Сегодня» во «Вчера», а «Завтра» становится «Сегодня».

Издавна люди научились отмерять время, для того, чтобы успеть сделать то, что запланировали в течение дня. Давайте рассмотрим историю возникновения часов. Хотите отправиться в прошлое часов? Тогда в путь.

Педагог: Знаете ли вы, какие часы называют живыми?

– А вы слышали про живые часы?

– Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку-ка-ре-ку”.

– Узнали кто это? Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло…

Скоро утро! Довольно спать!

Крестьяне заметили, что первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще не показалось, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок договариваться и о встрече. Например, говорили так: «Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов».

Педагог: Затем появились солнечные часы.

Кто мне скажет, почему они так называются?  Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу. Человек заметил, что тень от дерева не стоит на месте. Она движется вслед за солнцем. Смотрел человек и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу.

Ребенок: У них не было стрелок, циферблата, солнце светило, часы давали тень и показывали время.

Педагог: Как вы думаете, такие часы удобны?

Дети: Их нельзя взять с собой, если пасмурная погода они не показывают время.

Педагог: Дальше изобрели водные часы.

В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Воды в сосуде становилось всё меньше. На стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду.

Ребенок: В часы наливали воду и по черточкам определяли время.

Педагог: Как вы считаете, почему такие часы неудобны?

Дети: В них надо подливать воду, нельзя взять с собой.

Педагог: Стали люди думать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло определенное количество времени. Часы переворачивают и счет времени продолжается. Эти часы назвали песочными.

Песочные часы до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать, который час, по ним нельзя.

Педагог: А теперь давайте вспомним, о каких часах мы говорили

Д/и «Собери часы»

Педагог: Люди придумали другие часы: механические.

Почему они так называются, как вы думаете?

Дети: Их нужно заводить, они будят по утрам.

Педагог: А кто нам расскажет про электронные часы?

Ребенок: У этих часов нет стрелок, там цифры мигают. Их не надо заводить, там батарейки.

Педагог: А какие еще виды часов вы знаете?

Дети: Наручные, будильник, настенные, напольные, карманные, секундомер,

Педагог: На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров. Они называются уличные и башенные. Самые знаменитые часы России — Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.

- Что вы знаете о Кремлёвских курантах?

Дети: 31 декабря с первым ударом Кремлевских курантов страна вступает в Новый год. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом!

Педагог: Вспомните последовательность появления часов и составьте временной алгоритм возникновения часов.

Педагог: Давайте рассмотрим виды часов. Что есть общего у наручных и настенных часов?

Дети Циферблат, стрелки,

Педагог: Что такое циферблат?

Дети Круг, где цифры стоят.

Педагог: А по кругу, а по кругу,

Ходят стрелки друг за другом.

Стрелки у часов разные: одна длиннее, другая короче. Длинная стрелка движется быстрее, она показывает минуты. Короткая ходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Так же есть длинная, но тоненькая стрелочка – она показывает секунды, стрелка ходит по кругу очень быстро.

Д/и «Назови одним словом»

Педагог: Скажите, как называются часы, которые:

Висят на стене — … (настенные)

Стоят на полу –… (напольные)

Стоят на столе –… (настольные)

Носят на руке –… (наручные)

Лежат в кармане –… (карманные)

Педагог: Вот видите, как много видов часов существует в мире. Хотите сами побыть «живыми часами»? Давайте поиграем.

Физминутка «Тик-так часики».

Под музыкальное сопровождение дети выполняют произвольные движения.

Творческая мастерская

Дети: А мы сами можем сделать часы?

Педагог: Конечно, выберите заготовки для изготовления часов.

Что нам понадобится?

Дети: Циферблат, стрелки, основа для часов, трубочка для закрепления циферблата, клей.

По завершению творческой деятельности, демонстрируем полученные работы.

Эксперимент «Что можно сделать за 1 минуту?»

Педагог: А сейчас мы с вами проведем эксперимент, что же мы сможем сделать с вами за 1 минуту, засекая это время на разных часах.

1. Одеться в уличную одежду.

2.Собирать из конструктора напольные часы.

3.Раскрасить настенные часы.

(Засекаем 1 минуту на различных часах: механических, электронных, песочных).

Нужно выяснить с детьми, возможно ли за 1 минуту что - то сделать? И зависит ли при этом, какими часами мы пользуемся?

Вывод. Продолжительность минуты не зависит от того, какими часами ее измеряют. Самые точные часы — электронные. За 1 минуту можно успеть, что-то сделать, поэтому время необходимо ценить и правильно его распределять в течение дня.

Памятка для детей «Как беречь время?»

Педагог: Ребята, а давайте подумаем, как же мы сможем сберечь свое время. Что нам в этом поможет? (ответы детей)

  • Время идёт только вперёд. Потерянного времени не вернёшь. Надо уметь ценить своё время и время других людей, взрослых и своих товарищей.
  • Выполняй режим дня: вовремя ложись спать и вставай, в одни и те же часы, знай время для прогулки, для развлечений и для других дел.
  • Никуда и никогда не опаздывай, всегда приходи в назначенный час, береги время других.

Рефлексивно – оценочный этап

(Педагог предлагает детям подвести итог работы)

Педагог: Ребята, удалось ли нам узнать о возникновении часов?

Что мы для этого сделали?

Как нужно беречь время?

Список источников:

  1. Интернет ресурс https://www.resobr.ru/article
  2. Интернет ресурс https://ped-kopilka.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие на тему "Путешествие в прошлое часов" ( игровая ситуация)

Програм.задачи:   познакомить с истортей часов, устанавливать причинно-следственные связи, активизировать словарный запас, воспитывать уважение к труду человека.         ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: "ЧАСЫ"

КОНСПЕКТ занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группеТема: "Часы"Цели: ·...

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) "Волшебные часы"

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) "Волшебные часы"...

Конспект занятия по познавательному развитию «Измерение времени. Часы» для подготовительной группы.

Задачи:1. Познакомить детей с историей возникновения часов, подвести к пониманию их назначения и функции.2. Уточнить знания детей о часах и их видах.3. Обогащать словарный запас детей.4. Способствоват...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...