Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в прошлое часов"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 27 «Березка» Старооскольского городского округа
Конспект дистанционного занятия
для детей подготовительной группы по познавательному развитию
«Путешествие в прошлое часов»
Подготовила:
воспитатель группы №6
Батаговская Н.Н.
2022 год
Аннотация:
Батаговская Наталья Николаевна
«Путешествие в прошлое часов»
Дети 6-7 лет
Цель: познакомить детей с историей возникновения часов, их разновидностью.
Задачи:
1) продолжать знакомить детей с часами и их назначением;
2) формировать умение детей ориентироваться во времени по часам;
3) аппликативным способом создавать часы, развивать навыки создания композиции на бумаге, фантазию;
4) развивать основы речевого этикета, обогащать словарь детей за счет слов: водяные, солнечные, механические, электронные, песочные;
5)воспитывать целеустремленность, умение взаимодействовать со взрослыми.
Материалы:
- картинки различных видов часов (солнечные, песочные, механические наручные, настенные, электронные);
- готовые формы для работы детей, вырезанные силуэты часов и деталей для аппликации;
- клей, салфетки, кисточки, клеенки;
- презентация о возникновении часов.
Методы и приёмы: словесные - беседа, рассказ воспитателя и детей; наглядные - показ презентации, составление алгоритма; практические – эксперимент, аппликация; дидактическая игра.
План проведения занятия:
Мотивационно — ориентировочный этап
Звонит будильник. Дети, услышав звук будильника, спрашивают, почему он зазвонил.
Педагог: А как вы думаете?
Дети: Наступило время для занятий.
Педагог: Да, вы правы, для нас наступило время занятий. Скажите, можно без часов определить время?
Дети: Нет, нельзя.
Педагог: У вас дома есть часы? Какие?
Дети: - У нас дома часы висят на стене. - У нас на даче висят часы, похожие на домик. Из окошка каждый час выглядывает кукушка и кричит: "Ку - ку!" - А у нас часы без стрелок. Там циферки мигают. Они называются "электронные". - У бабушки есть часы с гирьками. Они висят на цепочках. У них есть такая штучка, которая качается, как качели, "Маятник" называется. - У моего папы есть часы, которые надевают на руку. - У нас дома есть будильник.
Педагог: Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы больше узнать о часах?
Дети: - Прочитать энциклопедию.
- Спросить у родителей.
- Посмотреть телевизор.
- Узнать ответ из журналов и газет.
- Узнать ответ в интернете.
- Сходить в музей.
- Понаблюдать.
- Провести эксперимент.
Педагог: – Ребята, представьте, пожалуйста, такую картину: в нашем городе исчезли все часы. Что было бы тогда? (Ответы детей)
Дети: Все люди везде бы опаздывали.
Педагог: Чтобы вы хотели узнать о часах и времени?
Дети:- Как появились часы? - Как узнать время по стрелкам? - Почему они тикают? - Какие еще часы бывают? - Для чего нужны часы?
Поисковый этап
Педагог: А ведь когда-то очень-очень давно часов не было.
Дети: А как же люди следили за временем?
Педагог: Время – это загадочное «что – то», которое приходит, и тогда начинаются какие – то интересные события. Но иногда оно куда – то «убегает», и все интересное заканчивается. Оно, «Время», превращает «Сегодня» во «Вчера», а «Завтра» становится «Сегодня».
Издавна люди научились отмерять время, для того, чтобы успеть сделать то, что запланировали в течение дня. Давайте рассмотрим историю возникновения часов. Хотите отправиться в прошлое часов? Тогда в путь.
Педагог: Знаете ли вы, какие часы называют живыми?
– А вы слышали про живые часы?
– Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку-ка-ре-ку”.
– Узнали кто это? Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло…
Скоро утро! Довольно спать!
Крестьяне заметили, что первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще не показалось, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок договариваться и о встрече. Например, говорили так: «Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов».
Педагог: Затем появились солнечные часы.
Кто мне скажет, почему они так называются? Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу. Человек заметил, что тень от дерева не стоит на месте. Она движется вслед за солнцем. Смотрел человек и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу.
Ребенок: У них не было стрелок, циферблата, солнце светило, часы давали тень и показывали время.
Педагог: Как вы думаете, такие часы удобны?
Дети: Их нельзя взять с собой, если пасмурная погода они не показывают время.
Педагог: Дальше изобрели водные часы.
В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Воды в сосуде становилось всё меньше. На стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду.
Ребенок: В часы наливали воду и по черточкам определяли время.
Педагог: Как вы считаете, почему такие часы неудобны?
Дети: В них надо подливать воду, нельзя взять с собой.
Педагог: Стали люди думать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло определенное количество времени. Часы переворачивают и счет времени продолжается. Эти часы назвали песочными.
Песочные часы до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать, который час, по ним нельзя.
Педагог: А теперь давайте вспомним, о каких часах мы говорили
Д/и «Собери часы»
Педагог: Люди придумали другие часы: механические.
Почему они так называются, как вы думаете?
Дети: Их нужно заводить, они будят по утрам.
Педагог: А кто нам расскажет про электронные часы?
Ребенок: У этих часов нет стрелок, там цифры мигают. Их не надо заводить, там батарейки.
Педагог: А какие еще виды часов вы знаете?
Дети: Наручные, будильник, настенные, напольные, карманные, секундомер,
Педагог: На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров. Они называются уличные и башенные. Самые знаменитые часы России — Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.
- Что вы знаете о Кремлёвских курантах?
Дети: 31 декабря с первым ударом Кремлевских курантов страна вступает в Новый год. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом!
Педагог: Вспомните последовательность появления часов и составьте временной алгоритм возникновения часов.
Педагог: Давайте рассмотрим виды часов. Что есть общего у наручных и настенных часов?
Дети Циферблат, стрелки,
Педагог: Что такое циферблат?
Дети Круг, где цифры стоят.
Педагог: А по кругу, а по кругу,
Ходят стрелки друг за другом.
Стрелки у часов разные: одна длиннее, другая короче. Длинная стрелка движется быстрее, она показывает минуты. Короткая ходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Так же есть длинная, но тоненькая стрелочка – она показывает секунды, стрелка ходит по кругу очень быстро.
Д/и «Назови одним словом»
Педагог: Скажите, как называются часы, которые:
Висят на стене — … (настенные)
Стоят на полу –… (напольные)
Стоят на столе –… (настольные)
Носят на руке –… (наручные)
Лежат в кармане –… (карманные)
Педагог: Вот видите, как много видов часов существует в мире. Хотите сами побыть «живыми часами»? Давайте поиграем.
Физминутка «Тик-так часики».
Под музыкальное сопровождение дети выполняют произвольные движения.
Творческая мастерская
Дети: А мы сами можем сделать часы?
Педагог: Конечно, выберите заготовки для изготовления часов.
Что нам понадобится?
Дети: Циферблат, стрелки, основа для часов, трубочка для закрепления циферблата, клей.
По завершению творческой деятельности, демонстрируем полученные работы.
Эксперимент «Что можно сделать за 1 минуту?»
Педагог: А сейчас мы с вами проведем эксперимент, что же мы сможем сделать с вами за 1 минуту, засекая это время на разных часах.
1. Одеться в уличную одежду.
2.Собирать из конструктора напольные часы.
3.Раскрасить настенные часы.
(Засекаем 1 минуту на различных часах: механических, электронных, песочных).
Нужно выяснить с детьми, возможно ли за 1 минуту что - то сделать? И зависит ли при этом, какими часами мы пользуемся?
Вывод. Продолжительность минуты не зависит от того, какими часами ее измеряют. Самые точные часы — электронные. За 1 минуту можно успеть, что-то сделать, поэтому время необходимо ценить и правильно его распределять в течение дня.
Памятка для детей «Как беречь время?»
Педагог: Ребята, а давайте подумаем, как же мы сможем сберечь свое время. Что нам в этом поможет? (ответы детей)
- Время идёт только вперёд. Потерянного времени не вернёшь. Надо уметь ценить своё время и время других людей, взрослых и своих товарищей.
- Выполняй режим дня: вовремя ложись спать и вставай, в одни и те же часы, знай время для прогулки, для развлечений и для других дел.
- Никуда и никогда не опаздывай, всегда приходи в назначенный час, береги время других.
Рефлексивно – оценочный этап
(Педагог предлагает детям подвести итог работы)
Педагог: Ребята, удалось ли нам узнать о возникновении часов?
Что мы для этого сделали?
Как нужно беречь время?
Список источников:
- Интернет ресурс https://www.resobr.ru/article
- Интернет ресурс https://ped-kopilka.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: "ЧАСЫ"
занятие с использованием ИКТ...
занятие на тему "Путешествие в прошлое часов" ( игровая ситуация)
Програм.задачи: познакомить с истортей часов, устанавливать причинно-следственные связи, активизировать словарный запас, воспитывать уважение к труду человека. ...
Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) "Волшебные часы"
Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) "Волшебные часы"...
Конспект занятия по познавательному развитию «Измерение времени. Часы» для подготовительной группы.
Задачи:1. Познакомить детей с историей возникновения часов, подвести к пониманию их назначения и функции.2. Уточнить знания детей о часах и их видах.3. Обогащать словарный запас детей.4. Способствоват...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...
Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в прошлое часов"
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие в прошлое часов»Цель: Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.Зад...