Педагогический практикум «Воспитание патриота»
методическая разработка (подготовительная группа)

Якушева Оксана Викторовна

Цель. Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное сотрудничество между педагогами сада.

Задачи:

- выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам патриотического воспитания;

- умение использовать полученные знания по патриотическому воспитанию в разных видах деятельности;

- развивать познавательный интерес у педагогов;

- воспитывать любовь к Родине, к своему родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_praktikum.docx943.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 9 имени Героя Советского Союза И.Д. Ваничкина города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Звонкие голоса»

Лэпбук

Педагогический практикум

«Воспитание патриота»

https://moi-universitet.ru/image/cache/catalog/%20%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B/43./43-9-768x768.png

 

   

Воспитатель:

Якушева Оксана Викторовна

г. Новокуйбышевск, 2023 – 2024 гг.

 

 

Цель. Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное сотрудничество между педагогами сада.

Задачи:

- выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам патриотического воспитания;

- умение использовать полученные знания по патриотическому воспитанию в разных видах деятельности;

- развивать познавательный интерес у педагогов;

- воспитывать любовь к Родине, к своему родному краю.

План семинара-практикума.

Актуальность проблемы.

Дискуссия «Что мы знаем о патриотизме».

Игра-викторина «Моя малая Родина».

Оформление патриотического уголка или музейной комнаты.

Консультация для воспитателей «Формы и методы патриотического воспитания дошкольников».

Ход семинара

Воспитатель:

- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас с вами семинар-практикум на тему «Воспитание патриота». Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах патриотического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить контакт между педагогами нашего детского сада.

 В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

 За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

 Патриотическое воспитание ребенка - это основа формирования будущего гражданина.

Дискуссия «Что мы знаем о патриотизме».

1. Что означает термин “Патриотизм”.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

2. Что же такое патриотическое воспитание?

Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

3. Почему на ваш взгляд, патриотическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?

Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольника отличает доверие взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства, и патриотизм. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

4. Определите задачи патриотического воспитания.

  • Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города.
  • Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города.
  • Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.
  • Воспитывать уважение к труду разных профессий.
  • Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.
  • Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать.
  • Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом.
  • Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника.
  • Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.
  • Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.
  • Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.
  • Система педагогического взаимодействия – это организованное обучение, совместная деятельность взрослого с ребенком и самостоятельная деятельность детей.

5. Роль педагога в патриотическом воспитании дошкольника.

Патриотическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области нравственно-патриотического воспитания, сам является патриотом. Он преподносит комплекс патриотических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.

6. Назовите организованные формы обучения и совместную деятельность воспитателя и детей.

1. Организованные:

- экскурсии на известные объекты;

- занятия (познавательные, комбинированные, комплексные);

- наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т. п.)

2. Совместная деятельность:

- рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

- беседы с детьми о стране, родном городе;

- использование детских художественных произведений, репродукций картин (их рассматривание и обсуждение);

- разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

- знакомство детей с народной декоративной росписью;

-привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. п.);

- поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах;

- личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самый сильнодействующий фактор воспитания);

- акции;

- игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН).

7. Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы.

- Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, формирующий и расширяющий его кругозор. Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь воспитателя с родителями. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципов: единства координации усилий ДОО, семьи и общественности; совместной деятельности воспитателей и семьи, действовать сообща.

- Мы с родителями можем проводить:

- собрания;

- консультации;

- семинары;

- Дни открытых дверей;

- праздники и досуги;

- оформлять фото-стенды о достопримечательностях.

                        Игра - викторина «Моя малая Родина».

1.Составить название города Родины и малой Родины из букв, разложенных на столе.

2. Опишите герб России.

        • Сколько корон у орлов на гербе России? (Три. Они желтого цвета, а это цвет солнца. Желтый цвет у нас всегда символизировал добро и справедливость)

• Что держит орел в правой лапе? (скипетр)

•Что держит орел в левой лапе? (жезл. Это символы власти)
•А что еще изображено на гербе? (Георгий Победоносец. Наш герб символизирует победу добра над злом)

3. «Сложи и назови». Собрать из разрезных картинок флаг  Самарской области , города Новокуйбышевска, России».

Геральдическое описание флага России

В наши дни неофициально цвета данного символа страны трактуются следующим образом:

белый – это символ мира, вечности, обозначает чистоту, непорочность, совершенство, откровенность, искренность, благородство, а также символизирует жертвенность за Родину, за Отечество;

синий - считается цветом веры, верности и расшифровывается как постоянство и честность;

красный -  олицетворяет кровь, пролитую за Отечество, а еще силу, кипучую энергию, смелость и мужество.

Геральдическое описание флага Самарской области  

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=21ee2b03d4da81a7e58d8cc097d6d5350aa948e5-6301299-images-thumbs&n=13

Обоснование символики:

На Руси белый цвет издревле олицетворял благородство и откровенность, синий —  мужество, смелость, великодушие, любовь.

Расцветка флага области повторяет расположение цветов Самарского знамени 1877 года. Утвержден Законом Самарской области «О государственных символах Самарской области» от 13 октября 1998 года № 22-ГД.

Губернский герб появился ещё в 1878 году. На лазоревом щите, окружённом дубовыми листьями с Андреевской лентой и увенчанном императорской короной, изображён серебряный дикий козёл с золотыми рогами, червлёными глазами и копытами.  Это гордое мощное животное символизировало силу. Мощь, мужество и доблесть означают и ветки дуба. Голубая Андреевская лента, обвившая венок, - знак Ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Даже цвет щита имеет значение. Лазурь (светло-синий) символизирует величие, красоту и ясность, золото – богатство и постоянство, серебро – нравственную чистоту, червлень (темно-красный, багряный) – отвагу, героизм, великодушие.

4.  Путешествие в прошлое России

  • Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью? ( В крестьянской избе  Божьей ладонью называли стол - поэтому нельзя было стучать по столу и садится на него.)
  • Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы? ( Березу - считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье, а так же защищает от молнии)
  • В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы ? ( Зимой  в крещенские морозы, древесина становится сухой)
  • Какой день Масленой недели назывался Широким? ( Четверг - с четверга начиналось настоящее масленичное гулянье)

«Русский народный костюм»

1. Старинный женский головной убор замужней женщины?
(Кокошник)
2. Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку?
(Косоворотка)
3. Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси?

(Кушак - кушак или пояс он был не только деталью костюма, а опознавательным знаком, символом благородства)

4. Крестьянский полукафтан из грубого толстого сукна длиной до колен?
(Зипун)
5. Украшение и оберег от сглаза на одежде? (Вышивка)

   5.     «Знатоки русской народной культуры»

    «Знатоки русской народной культуры» (Культурное направление)
- С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»                                             

Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников невозможно переоценить. Музыка помогает ребенку выразить через песню или танец свое отношение к Родине, родному краю, семье.

Поэтому при подготовке занятия очень важно грамотно отобрать музыкальные произведения, чтобы они были  доступны и близки пониманию ребенка определенного возраста.

Большое нравственно-патриотического воздействие на ребенка оказывает русская народная музыка. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Русская классическая музыка – это достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Поэтому классическая музыка должна звучать на музыкальных занятиях, начиная с младших групп, а в старших группах, важно акцентировать внимание ребенка, на то, что это именно русский композитор, наш соотечественник.  

На русских песнях, прибаутках, частушках, у детей дошкольного возраста воспитываются качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

Незаменимую роль в патриотическом воспитании дошкольника имеют музыкально - ритмические игры, танцы, театрализация игровых песен, работа с музыкально – шумовыми инструментами. Все эти виды музыкальной деятельности развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию, через движение, а так же художественный образ в движении. Но самое главное, музыка входит в быт семьи, в которой воспитывается ребенок.

Основным воспитательным средством, в котором можно реализовать все виды музыкальной деятельности является организация и проведение праздников.

Праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».

Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Безусловно, работа в данном направлении интересна и очень важна, поэтому её обязательно нужно продолжать, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой!

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы  сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

- Одним из условий реализации системы патриотического образования в ДОУ является правильная организация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. Необходимо создать в своей группе все необходимые условия для проведения системной работы.

Оформление патриотического уголка.

- Патриотический уголок в детском саду помогает педагогам познакомить детей: с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами родной страны и города (флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы города); с русскими народными промыслами и традициями других народов. Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и

своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны.

- Правильное оформление патриотического уголка в детском саду позволит привлечь к изучению каждого ребенка, поможет подобрать материал по силам и интересам, а также наладить совместную работу с педагогом и сверстниками.

Материалы в уголке должны отражать основные направления педагогической работы по воспитанию патриотизма: «Семья», «Родной край», «Народные промыслы», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества».

Создание предметной развивающей среды

Трудности в ознакомлении детей с историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей малыша действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог.  В группах могут быть оборудованы специальные зоны:                                                                        -для детей младшего дошкольного возраста: уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, родной город, ребенок и сверстники: тематические папки о детях, о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу «хорошо-плохо»);  

 -для детей среднего возраста: моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры: предметы старины, русские игрушки, макеты крестьянской избы, комнаты; литература по фольклору (сказки, песенки, пословицы, поговорки);                                                                   -для детей старшего возраста: уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой, предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, вышивка, работа по дереву), куклы в национальных костюмах, карта России, художественная литература о защитниках Отечества, портреты великих соотечественников.   Хорошо, если в уголках изобразительной деятельности будет выделено место для полочки красоты, где можно выставлять предметы народного декоративно-прикладного искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация педагогического проекта "Я - патриот"

Знакомство воспитанников с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями, у них формируют такие черты характера, которые помогут им стать патриот...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»

Формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны; воспитание ду...

Педагогический проект «Растим патриотов России»

Представление у дошкольников о родной стране......

Педагогический проект "Растём патриотами Родины"

 Педагогический проект "Растём патриотами Родины" направлен на создание условий для становления основ патриотического сознания дошкольников через совместные мероприятия с участие...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Юный патриот»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программасоциально- педагогической направленности «Юный патриот»Возраст обучающихся: 5-6 летСрок реализации: 1 год...

"Педагогическая мастерская "Я-патриот"

Доклад о  совместной деятельности детского сада и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников при ознакомлении с историей и культурой родного края, России....

Краткосрочный проект " Воспитание патриота - воспитание гражданина".

Краткосрочный проект : занятие, викторина, продуктивная деятельность....