"Педагогическая мастерская "Я-патриот"
материал
Доклад о совместной деятельности детского сада и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников при ознакомлении с историей и культурой родного края, России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_omo20.12.21.docx | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №6 «Золотой ключик» п.Ола
Тема: «Педагогическая мастерская «Я - патриот»: совместная деятельность детского сада и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников при ознакомлении с историей и культурой родного края, России»
Подготовила:
воспитатель
Арманова Оксана Борисовна
Ола, 2021 г.
Главной задачей нравственно-патриотического воспитания дошкольников является формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству; расширение представлений о социокультурных ценностях российского народа, об отечественных традициях и праздниках.
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, в нравственно – патриотическом воспитании детей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.
Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.
На втором этапе родителям дают практические знания по формированию патриотических чувств у ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты, информационный материал для родителей (образовательная афиша, консультации для родителей) и т.д.
Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах нравственного воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию нравственной личности ребенка.
Совместная деятельность с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию в нашем ДОУ это, прежде всего, проведение традиционных праздников и досугов: Новый год, 8 марта, День Защитника Отечества, День Матери, Масленица и др.
Замечательной практикой формирования нравственно-патриотических чувств является организация досуговой деятельности на тему «День Защитника Отечества». Традиционно в преддверии этого праздника проводятся спортивно-музыкальные досуги, посвященные нашим папам-солдатам и будущим защитникам Отечества.
К сожалению, родители присутствовать на них не могут, в силу сложившейся эпидемиологической обстановке, но все праздники мы снимаем и выкладываем на обозрение родителей в социальные сети (сайт детского сада, страничка в Instsgram).
Хочу также особо отметить подготовку и проведение мероприятий ко Дню Победы в Великой Отечественной войне. К этой дате мы проводим целый спектр разнообразных мероприятий.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. И тут мы никак не можем обойтись без помощи родителей, в сотрудничестве с которыми, на конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов), важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили, потому что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Важным этапом нравственно-патриотического воспитания детей является проектная деятельность, которая является особым механизмом сотрудничества семьи и ДОУ. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний. Например, мною был реализован проект «23 февраля – День защитника Отечества» в старшей группе, где родители были не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также непосредственными участниками образовательного процесса, учась работать в «команде», обогащать свой педагогический опыт.
Родители активно привлекаются к подготовке и участию в конкурсах, муниципальных фестивалях, концертах, социальных акциях, выставках. Это окружной фестиваль «Ольские звездочки»; выставка поделок в детском саду «Здравствуй, Осень золотая», «Здравствуй, здравствуй, Новый год», «Новогодние окна»; дистанционные и очные творческие конкурсы: «Голос России», «Веселые ритмы детства», «Этот день Победы», «Базовые национальные ценности»; социальные акции «Мир без войны», «Гражданин России», «Против пожара», «Неделя безопасности дорожного движения»; «Окна Победы»; поздравления «С Днем дошкольного работника» и др. Все это результат совместной деятельности педагога, родителя и ребенка.
Не могу не отметить значение использования в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий. Исследователи считают, что применение ИКТ в работе с родителями – одно из приоритетных направлений модернизации образования, так как значительно повышают качество демонстрационных материалов. Например, на родительских собраниях можно продемонстрировать слайды, схемы, диаграммы, видео-, аудио-фрагменты детских высказываний, фотоматериалы и в доступной и запоминающейся форме познакомить родителей с некоторыми педагогическими терминами, дать понятие об основных направлениях работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Мною на консультации «Как знакомить детей с природой», был организован просмотр слайд-шоу «Богатство родного края» о растительном и животном мире. Также интересны детям виртуальные путешествия, которые можно совершать куда угодно.
Особенностью нашего региона является то, что половина взрослого населения - приезжие из разных регионов страны. Не секрет, что многие из них имеют слабое представление о животном и растительном мире Магаданской области, его истории. А для, детей, которые родились здесь, Колыма стала родным домом.
Поэтому считаю, познание человеком достижений народной культуры является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности во всех его проявлениях. Усилиями, прежде всего, руководства, работников ДОУ, и, конечно же, родителей, у нас имеется мини-музей: «Русская изба» и мини-музей, посвященный культуре и быту коренных народов севера, созданный для реализации региональной программы «Северячок». Где наши воспитанники имеют не только возможность рассмотреть предмет со всех сторон, но и практически освоить его, наглядно увидеть, как жили коренные народы нашего края и русские люди, как они работали, отдыхали, какие обычаи соблюдали, чем украшали свой быт. Как показывает практика нашей работы, использование мини-музея — это действенный, практический способ ознакомления дошкольников с национальным бытом, благодатная среда для использования народного фольклора, изучения детьми национальных ремесел и традиций.
Взрастить любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – помогает предметно-пространственная среда. Родители активно принимают участие в облагораживании групп и участков детского сада, помогают воспитателю подбирать и создавать своими руками материал для обогащения развивающей среды.
Дидактические настольные игры – лото, разрезные картинки, пазлы, домино и т.п. – содержат краеведческий материал. Книги, фотоальбомы в доступной форме знакомят детей с родным краем, национальными особенностями жителей.
Развивающая предметно-пространственная среда для ознакомления с родным краем имеется не только в помещениях, но и на территории ДОУ. В этом году у нас появилась теплица - прекрасная возможность для проведения опытов и наблюдений. Экспериментальная и трудовая деятельность способствует развитию устойчивого познавательного интереса к природе, формированию системы знаний о росте и развитии растений в климатических условиях нашего региона. Мы пока в начале пути, но я уверенна, что в дальнейшем нам необходима будет помощь родителей в этом направлении, и мы будем привлекать их к совместной деятельности.
Конечно, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы наши выпускники будут располагать знаниями о названии города, края, его географии, природе, символике страны, и если им будут известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, то можно считать, что задача нравственно-патриотического воспитания выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»
В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...
Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»
Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...
Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.
Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки....
Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»
Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....
Педагогический совет «Использование современных педагогических технологий в развитии системы педагогической работы с детьми в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог».
laquo;Только та технология даст необходимый результат, когда она одухотворена её главным автором - Педагогом. Ищите, творите!»...
Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."
Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...