Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Вулкан»
план-конспект занятия (старшая группа)

Алексеева Светлана Юрьевна

В этом конспекте НОД по познавательному развитию для детей старшей группы представлена тема «Вулкан». Занятие направлено на расширение знаний детей об окружающем мире и формирование представлений о вулканах через экспериментирование. В начале занятия воспитатель предлагает детям стать его помощниками и отправиться в лабораторию «Интересных открытий». Он рассказывает о вулканологах и объясняет, зачем изучают вулканы. Затем дети собирают из разрезных картинок модель вулкана и обсуждают его строение. Далее воспитатель предлагает детям сделать физкультминутку, а затем переходит к обсуждению внешнего строения вулкана и того, что происходит с лавой после извержения. Дети рассматривают камни и определяют, какой из них похож на застывшую лаву. В конце занятия дети сами пытаются вызвать извержение вулкана, следуя инструкции. Они наблюдают за происходящим и делятся своими впечатлениями. В конце занятия детям предлагается нарисовать то, что им больше всего понравилось в лаборатории. Этот конспект может быть полезен воспитателям детских садов, которые хотят познакомить детей с темой вулканов и экспериментирования. Занятие способствует развитию интереса детей к науке и природе, а также развивает их навыки проведения опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alekseeva_s.yu_._tarasova_e.n.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Чебоксары

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №49 «Березка» города Чебоксары

Чувашской Республики

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Вулкан»

Подготовила:

Воспитатель Алексеева

Светлана Юрьевна

Чебоксары

Цель: Расширять знания и представления детей об окружающем мире.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать у детей представления о вулкане через элементарное экспериментирование; дать представление о происхождении и строении вулкана.

2. Развивать умение рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать вывод на основе полученного результата.

3. Упражнять детей в чтении схемы.

4. Развивать навыки проведения опытов (умение работать с оборудованием, соблюдать правила безопасности).

Развивающие:

1. Развивать внимание, память, логическое мышление.

2. Стимулировать желание детей экспериментировать

3. Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира

Воспитательные:

1. Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, оценочное отношение к миру.

2. Воспитывать бережное отношение к природе.

3. Словарная работа: лава, жерло, магма,

Ход НОД:

(воспитатель заходит в группу в мантии ученого)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто я?

Дети: Ученый.

Воспитатель: Да, я ученый и предлагаю вам стать мои помощниками и отправиться в лабораторию «Интересных открытий». Проходите ребята, вот и моя лаборатория, садитесь на стульчики. Как вы думаете, кто такие вулканологи?

Дети: Изучают вулканы.

Воспитатель: Да, вулканологи - это ученые, изучающие вулканы. У них есть специальные приборы, для изучения вулканов.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего изучают вулканы?

Дети: Чтобы знать, когда будет землетрясение.

Воспитатель: А зачем знать, когда будет землетрясение?

Дети: Чтобы люди заранее могли покинуть опасное место.

Воспитатель: Как вы думаете, где находятся вулканы? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а кто может на карте показать вулканы? Как вы думаете, где на карте изображены вулканы?

Дети: Там, где горы.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что на этой карте изображено красным цветом?

Дети: Вулканы.

Воспитатель: Почему их изобразили красным цветом?

Дети: Как красная лава.

Воспитатель: Ребята, что есть у вулкана?

Дети: Лава.

Воспитатель: Я предлагаю вам более подробно узнать, что есть у вулкана, собрав его из разрезных картинок. Проходите за столы и садитесь. У каждого свои картинки, соберите из них вулкан.

(дети собирают из разрезных картинок вулкан)

Воспитатель: Ребята, найдите на картинке цифру 1. Как вы думаете, что это?

Дети: Дым.

Воспитатель: Это не просто дым. Посмотрите, как вы думаете, что лежит у вас в тарелочках? Потрогайте?

Дети: Серое, мягкое.

Воспитатель: Ребята, у вас на тарелочке лежит пепел. Облако пепла поднимается высоко вверх, а затем опускается на землю. Иногда этого пепла так много, что он может засыпать целый город.

Воспитатель: Что нарисовано под цифрой 2?

Дети: Оттуда лава вытекает. Кратер.

Воспитатель: Это кратер вулкана – углубление на вершине вулкана, через которое лава выходит наружу. Что нарисовано под цифрой 3?

Дети: Там лава внутри движется.

Воспитатель: Это жерло вулкана - вертикальный канал по которому раскалённая огненная жидкость или магма движется из очага вулкана вверх к кратеру. Что нарисовано под цифрой 4?

Дети: Лава.

Воспитатель: Ребята, а вы, когда ни будь видели вулкан?

Дети: Нет.

Воспитатель: Что бы на него посмотреть, надо до него дойти. Я предлагаю вам сделать физкультминутку.

Мы шагам по равнине. Раз, два, раз, два.

А теперь плывем по льдине. Раз, два, раз, два

Вот идем по плоскогорью. Раз, два, раз, два

Забираемся на горы. Раз, два, раз, два.

А теперь мы отдохнем. Раз, два, раз, два.

И места свои займем. Раз, два, раз, два.

(дети занимают свои места)

Воспитатель: Ребята, как выдумаете, снаружи вулкан из чего состоит?

Дети: Из камней.

Воспитатель: Ребята, лава вытекла из вулкана, а дальше с ней что происходит?

Дети: Остынет.

Воспитатель: Посмотрите, у вас на тарелочке разные камешки. Рассмотрите их. Как вы думаете, есть ли среди них застывшая лава? Попробуйте определить, какой из этих камешков застывшая лава (дети рассматривают камешки).

Воспитатель: Эти камни похожи или отличаются друг от друга?

Дети: Отличаются.

Воспитатель: Чем?

Дети: Одни гладкие, а другие с дырочками, шершавые.

Воспитатель: Как вы думаете, какой из них застывшая лава?

Дети: С дырочками, шершавый.

Воспитатель: Почему вы так решили? (ответы детей).

Воспитатель: Да, камень в котором много мелких дырочек и есть застывшая лава. Ребята, извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на земле. Я предлагаю вам самим попробовать сделать извержение вулкана. У вас на подносе лежит инструкция, посмотрите сколько и каких вам нужно компонентов и приготовьте их (дети по инструкции готовят смесь для вулкана).

Воспитатель: Аккуратно наливайте лимонную кислоту, разведенную в воде и наблюдайте, что будет происходить с вашей смесью.

Воспитатель: Ребята, что произошло с вашей смесью, когда к ней добавили лимонную кислоту?

Дети: Извержение вулкана.

Воспитатель: Ребята, ученые, исследователи всегда записывают свои научные открытия, чтобы другие люди могли их изучить. Я предлагаю вам нарисовать, то что вам больше всего понравилось в нашей лаборатории. Это рисунки мы соберем в папку и положим в уголок природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы - «Профессия — почтальон»

ТЕМА «ПРОФЕССИЯ – ПОЧТАЛЬОН»ЦЕЛЬ: Создание условий для развития у детей любознательности, через формирование представлений о профессии почтальон, что такое почтовые отправления, для чего нужна почтова...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы Тема: «Магия магнита»

Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов....

Конспект ООД ОО "Познавательное развитие для детей старшей группы общеразвивающей направленности" Тема: "Путешествие Капитошки"

Уточнить природные источники воды, значение воды для всего живого. Формировать систему знаний о воде ее свойствах.(Формирование словаря испаряется, круговорот)....

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Правильный режим – залог здоровья»

Программные задачи:- Продолжать формировать представление о здоровье как одной из основных  ценностей;- Обобщить и расширить знания детей о полезных продуктах, о взаимосвязи  здоровья и пита...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы. к презентациям К дню матери

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы. к презентациям К дню матери - часть 2 и часть 1...

Конспект ИОС по познавательному развитию для детей старшей группы "Осень"

Конспект ИОС по познавательному развитию для детей старшей группы "Осень"...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы "В гостях у хозяйки чума"

Непосредственно - образовательная деятельность воспитателя с детьми по познавательному развитию построена в форме сюжетно - ролевой игры. Во взаимодействии с воспитателем дети упражняются в умении про...