Использование развивающего игрового пособия Б.П. Никитина « Сложи узор»»
презентация к уроку (средняя группа)
Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора-механика и т.д.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3 летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры Никитин могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).
Постепенное возрастание трудности задач в играх Никитина позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.
Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно "задание" с "решением" и самому проверять точность выполнения задания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_razvivayushchego_igrovogo_posobiya.pptx | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нет тайны рождения, Есть тайна развития. Б.П.Никитин Борис Павлович Никитин (21 января 1916-1999) - один из основоположников методики раннего развития, педагогики сотрудничества. Это был человек слова и дела, отец семерых детей, дед 17 внуков, автор многих книг, ставших настольными для более 15 миллионов семей во многих странах. Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность! Б.П.Никитин
Развивающая игра – многоплановое, сложное педагогическое явление, которое является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка Главная особенность развивающих игр Никитиных: от простого к сложному (основной принцип обучения) + самостоятельно по способностям (важный принцип творческой деятельности ) Решение проблем, связанных с развитием творческих способностей: Игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста; Задания – ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающий развитие способностей; Ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи;
Игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества; Играя в игры Никитина с детьми, взрослые незаметно для себя приобретают очень важное умение – сдерживаться, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам Игра учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками, развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению. Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж.
Характерные особенности игр Никитина Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора-механика и т.д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
4) Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3 летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры Никитин могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). 5) Постепенное возрастание трудности задач в играх Никитина позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности. 6) Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно "задание" с "решением" и самому проверять точность выполнения задания
7 ) Большинство творческих развивающи х игр Никитина не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяе т детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка . 8 ) Игры Никитина позволяют каждому подняться до "потолка" своих возможностей , где развитие идет наиболее успешно .
Главная особенность игр Никитина Удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно по способностям". Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей.
Развитие творческих способностей и логического мышления 1 ) игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста. 2 ) задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей . 3 ) ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи , 4) игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. 5 ) играя в игры Никитина со своими детьми, мамы и папы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Использование игровых пособий Б.П.Никитина предполагает выполнение ряда этапов: 1. Ребенок знакомится с ними и совершает простые игровые действия. 2. Детям предлагается составить по образцу простые рисунки «елочка», «окно», «бабочка» и т.п. 3. Ребята выкладывают рисунок, накладывая кубики на схему. 4. Ребята выкладывают рисунок самостоятельно, с опорой на схему. 5. Дети учатся самостоятельно придумывать схемы и рисунки с использованием кубиков.
Игра «Сложи узор» Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий. 1. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков.
2. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют . 3. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.
Спасибо за внимание !!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина»
В развивающих творческих играх Никитина - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному"...
Мастер-класс на тему: «Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина»
laquo;Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные ст...
Мастер-класс на тему: «Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина»
Цель: познакомить участников мастер-класса с практикой использования развивающих игр Б.П. Никитина в работе с детьми дошкольного возраста. Задачи:1. Обучить педагогов играм Б.П. Н...
Презентация к мастер-классу «Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина»
laquo;Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина» мастер – класс для педагогов ДОУ....
Мастер - класс для педагогов на тему: «Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина»
Квадраты Никитина призвана развивать:Умение логически мыслитьСпособность анализировать условия задачи и логически прийти к верному решению,Навык творческого подхода к выполнениюПредставление о геометр...
Мастер -класс для педагогов:«Использование развивающих игровых пособий Б.П.Никитина для детей старшего дошкольного возраста»
Цель технологии: Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе игровой деятельности посредством развивающих игр Б. П. Никитина....
Сообщение из опыта работы на тему «Использование развивающего игрового пособия Б.П. Никитина «Сложи узор»»
Родители, серьезно думающие о будущем своего ребенка, стараются начать его обучение с ранних лет, используя опыт педагогов прошлого, которые на практике доказали состоятельность своих взглядов. Не утр...