Мастер-класс на тему: «Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина»
материал по математике (старшая группа)
Цель: познакомить участников мастер-класса с практикой использования развивающих игр Б.П. Никитина в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Обучить педагогов играм Б.П. Никитина, которые способствуют развитию познавательной активности дошкольников.
2. Заинтересовать педагогов играми Б.П. Никитина для использования в своей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nikitin.docx | 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
на тему:
«Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина»
Цель: познакомить участников мастер-класса с практикой использования развивающих игр Б.П. Никитина в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Обучить педагогов играм Б.П. Никитина, которые способствуют развитию познавательной активности дошкольников.
2. Заинтересовать педагогов играми Б.П. Никитина для использования в своей работе.
Материал: игры Б.П. Никитина: «Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи узор», «Сложи квадрат».
Ход мастер-класса:
(Слайд 1)
1. Вводное слово.
Уважаемые коллеги, я предлагаю, чтобы наша сегодняшняя встреча прошла под девизом: «Не лишайте ребенка радости играть, помните, что вы сами были детьми».
(Слайд 2)
«Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!» (Б.П. Никитин)
(Слайд 3)
Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины педагоги – новаторы, жившие в Советском Союзе, разработали интересную систему развивающих игр.
Развивающая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
В развивающих творческих играх Никитина - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно по способностям".
Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
- игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста;
- задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
- ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи;
- игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
- играя в игры Никитина с детьми, взрослые незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Сегодня я хочу познакомить с развивающими играми Б.П. Никитина и поиграть в них вместе с вами.
2. Основная часть. Знакомство с развивающими играми Б.П. Никитина.
К развивающим играм Никитина относятся игры: «Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи узор», «Сложи квадрат» и другие.
(Слайд 4)
Игра «Уникуб»
Эта игра знакомит ребенка с трехмерным пространством.
(Слайд 5)
Из 27 кубиков с разноцветными гранями он складывает различные объёмные фигуры.
Практическая часть для педагогов
Прежде чем предлагать игру “Уникуб” ребенку, попробуйте поиграть сами.
(Слайд 6)
№ 1. Осторожно высыпьте кубики на стол, положите рядом часы с секундной стрелкой или секундомер и, заметив время, сложите из всех 27 кубиков куб красного цвета (педагоги выполняют задание).
Если с первой попытки вам удалось это сделать за 2 минуты, у вас блестяще развито пространственное мышление. Но сначала охватите куб двумя руками и осторожно поверните его на бок, чтобы кубики не рассыпались.
Посмотрите, как окрашено «дно». Нет ли в нем квадратов другого цвета, кроме избранного вами? Если есть, то повремените гордиться, а сначала потренируйтесь. Вы почувствуете, как строг «Уникуб» в отношении ошибок: не позволяет сделать ни одной! Да и “говорит” он об ошибках тонко: “Вы где-то допустили ошибку, вот и не получается куб одного цвета”. И найти ошибку не так просто – нужна сразу хорошая “система контроля”, в один день вряд ли вы сумеете ее выработать.
(Слайд 7)
№ 2. Сложите квадратную площадку из 9 кубиков. Это игровая площадка для дошкольников. Все 4 боковые грани желтые.
(Слайд 8)
№ 3. Сложите красный пятиэтажный дом с окошками, с синими крышами на всех этажах и красными полами во всех комнатах. Задняя стена дома и стены комнат могут быть любого цвета.
(Слайд 9)
№ 4. Сложите красный колодец. Снаружи он со всех сторон красный, а внутри синий (“вода”). К сожалению, для внутренней окраски недостает одной синей грани, и в колодце виден “песок” (одна желтая грань).
(Слайд 10)
Игра «Сложи узор»
Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.
(Слайд 11)
Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.
Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.
В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.
Практическая часть для педагогов
(Слайд 12) – раздать задания на карточках
№ 1. Перед вами рисунок-задание, сложите из кубиков такой же узор (лебедь, узор).
(Слайд 13) – раздать задания на карточках
№ 2. Я буду читать текст сказки, а Вы по ходу выкладывать соответствующие узоры.
«Сказка про золотую рыбку»
Жили – были 7 принцесс. У них был большой и уютный ДОМ и огромная мечта – подержать в руках ЗОЛОТУЮ РЫБКУ. И вот однажды они отправились на поиски своей мечты. Их путь лежал через густой и тёмный ЛЕС. Каждая принцесса зажгла свой ФОНАРИК, чтобы не сбиться с пути…и уже через несколько минут они оказались на красивой ЦВЕТОЧНОЙ поляне, где под лучами солнца порхали разноцветные БАБОЧКИ. Спуститься вниз к реке им помогла волшебная ЛЕСЕНКА. Они сели в ЛОДКУ и поплыли. Принцессы настолько залюбовались красотой окружающей природы, что не заметили, как к лодке подплыла ЗОЛОТАЯ РЫБКА. Все принцессы загадали желание и отпустили рыбку домой. И стали жить они долго и счастливо!
Играя, таким образом, дети научатся понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, придумывать сюжет сказки, рассказа, научатся развивать сюжет, использовать в речи разные виды предложений.
3. Заключительное слово.
Никитинские игры рассчитаны на совместную игру ребенка и взрослого. Степень их вариативности высока, их можно подстраивать под себя, под свой уровень и интересы. Каждая игра предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать. Такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем выше уровень творческих способностей ребенка.
(Слайд 14) – раздать каждому по три картинки
4. Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина».
Итак, уважаемые коллеги, благодарю вас за участие в моём мастер-классе, хочу узнать ваше мнение о нём.
На подносе лежат рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Педагогам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на мастер-классе.
(Слайд 15)
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для родителей детей подготовительной группы №2 МБДОУ №9 г. Шахты на тему: «Использование развивающих игровых пособий в познавательно-речевой деятельности детей»
Мастер – классдля родителей детей подготовительной группы №2МБДОУ №9 г. Шахтына тему:«Использование развивающих игровых пособий в познавательно-речевой деятельности детей»...
Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина»
В развивающих творческих играх Никитина - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному"...
Мастер - класс на тему:«Использование развивающих игровых пособий Вячеслава Владимировича Воскобовича в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста».
Мастер - класс на тему: «Использование развивающих игровых пособий Вячеслава Владимировича Воскобовича в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»....
Мастер-класс на тему: «Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина»
laquo;Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные ст...
Презентация к мастер-классу «Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина»
laquo;Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина» мастер – класс для педагогов ДОУ....
Мастер - класс для педагогов на тему: «Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина»
Квадраты Никитина призвана развивать:Умение логически мыслитьСпособность анализировать условия задачи и логически прийти к верному решению,Навык творческого подхода к выполнениюПредставление о геометр...
Мастер -класс для педагогов:«Использование развивающих игровых пособий Б.П.Никитина для детей старшего дошкольного возраста»
Цель технологии: Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе игровой деятельности посредством развивающих игр Б. П. Никитина....