Деловая игра для воспитателей "О русских обычаях, традициях и народном творчестве"
материал
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе,
это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми,
перед всей страной.»
А.С. Макаренко
Скачать:
Предварительный просмотр:
Деловая игра «О русских обычаях, традициях и народном творчестве»
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе,
это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми,
перед всей страной.»
А.С. Макаренко
Интеллектуально-творческая игра «О русских обычаях, традициях и народном творчестве»
Первый этап: «Веселье земли русской»
Второй этап: «О русских обычаях и традициях в шутку и всерьёз»
Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения. Меняются времена, эпохи и люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей -вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств и духовности. То что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявиться позднее, станет его и нашей жизнью. К сожалению последнее время замечено резкое снижение воспитательного воздействия семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Отечественные традиции воспитания подменяются так называемыми «более современными» западными образцами. Наш Детский сад уже на протяжении более 5лет в приоритет своей деятельности ставит социально – личностное направление и одна из основных задач «Формирование основ духовности и патриотизма средствами народной культуры». За всё это время педагогами нашего детского сада накоплен обширный материал. Разработано и реализовано множество проектов, проведены различные мероприятия, оснащена и оформлена развивающая среда. Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом, этот материал, те наработки, который нами созданы требует обобщения.
А начнем мы с вами с небольшой разминки, педагогического тренинга.
3. Что значит, по вашему мнению, установить связь времен, вернуть утраченные ценности?
6. Почему, на ваш взгляд, приобщение детей к народной культуре, формирование у них патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?
7. Какие элементы народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми?
8. Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в работе по приобщению дошкольников к русской народной культуре?
А теперь покажите, насколько вы эрудированны и компетентны в вопросах о русских обычаях, традициях и народном творчестве.
3. Интеллектуально-творческая игра Первый этап «Веселье земли русской»
Команды по очереди бросают куб. цвет верхней стороны куба определяет тему,
Темы: Красный цвет – декоративно-прикладное искусство
Зелёный цвет - русская кухня
Синий цвет – быт русского народа
Жёлтый цвет – русские народные праздники
Оранжевый цвет – славянская мифология (былины)
Белый цвет - язык наших предков
Каждая команда бросает кубик – 5 раз. На обдумывание ответа даётся не более 30 секунд (5-баллов –правильный развёрнутый ответ, 3 балла - ответ частично правильный. 0- балов нет ответа.)
Народное декоративно – прикладное искусство (красный цвет)
1Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их (красный, желтый, золотой)
2. Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственного изготовления, которое невеста брала на посиделки. Что это? (прялка)
3. На Руси был распространён берестяной промысел. Когда мастера делали заготовку бересты (В период сокодвижения, когда береста прочная и мягкая)
4. Что такое колт? (Височная подвеска)
5. Афанасий Никитич, отправляясь в Индию, вёз на продажу меха, железные изделия и «узорочьё». Что это такое? (браслеты, бусы – украшения)
6. Эту игрушку делали из отходов дерева, ее не раскрашивали, зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно. Именно эта игрушка стала известна. Назовите её. (Богородская игрушка)
Русская кухня Зелёный цвет
1. Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб)
2. Назовите самое главное угощенье во время древнерусского праздника –«Масленица» (Блины)
3. Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав с мёдом? (Сбитень)
4. Какое блюдо солят трижды? (пельмени: соль кладут в тесто, начинку и при варке)
5. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой)
6. На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник)
Быт русского народа Синий цвет
1. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство (лучина)
2. Какая самая распространенная на Руси обувь (лапти)
3. Назовите русский сосуд для питья вкруговую (Братина)
4. Чем определялась длина полотенец в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком)
5. Русский сосуд самобытной формы для питья, не встречавшийся ни в одной из других стран мира. (Ковш)
6. Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья)
Русские народные праздники Жёлтый цвет
1. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)
2. Что за обряд «завивание бороды»? (Украшение лентами последнего несжатого снопа)
3. Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба)
4. Назовите весенние русские праздники (Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха)
5. Почему катание с гор в праздник Масленицы ребята соревновались, кто прокатится дальше? Что за примета? (Кто прокатится дальше у того лён вырастет длиннее)
6. Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? (масленица)
Славянская мифология. Русские былины. Оранжевый цвет
1. Назови столицу былинной Руси (Стольный Киев-град)
2. Кто входил в богатырскую заставу?
(Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)
3. К кому перешёл меч- кладенец Святогора? (к Илье Муромцу)
5. Кому из Русских богатырей в бою смерть не писана? (Илье Муромцу)
6. Где произошла первая встреча Садко с морским царём?
(на берегу Ильмень-озера)
7. Сколько времени длится богатырский сон? (Три дня и три ночи)
Язык наших предков Белый цвет
Назови современное значение старославянских слов
1. Полузимник, грудень (ноябрь+, декабрь, январь)
2. Сорока (русский головной убор, пир в память умершего, часть избы)
3. Отрок (ребёнок – подросток, отверженный от церкви, младший воин в дружине.)
4. Веверица (птица, белка, колесница, монета)
5. Елдаечки (Пшеничные лепёшки + Старинные женские украшения, Качели.)
6. Полтина (монета достоинством 5 рублей, монета достоинством 50 копеек, мера измерения земельной площади)
конкурс: «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!»
Говоря о русской народной культуре нельзя не вспомнить о знакомых с детства русских народных сказках. Предлагаем вам шуточные вопросы по мотивам русских народных сказок.
Сказки для 1 команды:
1) Назовите сказку, в которой нелицензированный напиток приводит к перерождению личности? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)
2) В какой сказке говорится о круговой поруке: ты-мне, а я-тебе? («Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зёрнышко»)
3) В какой сказке женитьба по расчёту превратилась в женитьбу по любви? («Царевна-лягушка».)
Сказки для 2 команды:
1) Назовите сказку, в которой описывается несанкционированный захват личной собственности? («Заюшкина избушка»)
2) В какой сказке семья фермера успешно закончила уборку урожая? («Репка»)
3) В какой сказке преступник похитил детей с целью получения пропитания? («Волк и семеро козлят»)
«Черный ящик»
Против команд играют родители ДОУ.
Внимание! Вопрос!
В черном ящике находится символ русского быта, который долго служил признаком социального неравенства и мерой достатка в семье. В деревнях он передавался из поколения в поколение. С развитием промышленности каждый мог заказать его по каталогу или своему эскизу. На ярмарках их продавали по весу и сорту. Итак, это….. (Самовар).
Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это… (Яблоко)
Рефлексия. притча
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
В наших руках возможность формировать личность:
любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;
готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Пока жюри подводит итоги прошу высказать свою позицию
каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:
• Большой – для меня было важным и интересным…
• Указательный – по этому вопросу я получила конкретную информацию…
• Средний – мне было трудно (мне не понравилось…
• Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
• Мизинец – для меня было недостаточно
Подведение итогов. Вот и закончилась наша деловая игра. Мы ещё раз убедились, как важно иметь представление о традициях и обычаях нашего народа и применять эти знания в работе с детьми.
«Рецепт приготовления хорошего занятия, мероприятия»
Ну и напоследок поделюсь с вами рецептом приготовления хорошего мероприятия. Возьмите дюжину самых лучших и полновесных эмоций. Тщательно отберите только те, которые лишены разочарований и злости. После того, как вы отобрали, разделите эмоции на части. И обязательно пойте!
Непременно добавьте в каждое свое мероприятие:
• 12 порций мудрости,
• 11 порций терпения,
• 10 порций храбрости,
• 9 порций работоспособности,
• 8 порций оптимизма,
• 7 порций преданности своёму делу,
• 6 порций вольнодумия и свободомыслия,
• 5 порций доброты,
• 4 порции отдыха и заботы о здоровье,
• 3 порции юмора,
• 2 порции такта,
• 1 порцию веры в каждого своего воспитанника.
Для того чтобы придать остроты и сладости вашему мероприятию, добавьте в него ложечку хорошего настроения, щепотку безрассудства, по вкусу развлечения, обязательно добавьте игры и обильно посыпьте все хорошим добрым юмором. А теперь налейте любовь к детям и взбейте все энергичными движениями, не допуская застоя. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте все блюдо улыбками, изюминками и веточками радости. Перед подачей мероприятие сервируется спокойствием, самоотверженностью и профессионализмом. Следуйте четко этому рецепту, в точности соблюдая ингредиенты блюда, при подготовке каждого своего мероприятия. Приятного вам аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к своему труду и творчеству!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной» А.С. Макаренко
Что значит, по вашему мнению, установить связь времен, вернуть утраченные ценности? Почему, на ваш взгляд, приобщение детей к народной культуре, формирование у них патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста? Какие элементы народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми? Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в работе по приобщению дошкольников к русской народной культуре?
«Веселье земли русской» Красный цвет – декоративно-прикладное искусство Зелёный цвет - русская кухня Синий цвет – быт русского народа Жёлтый цвет – русские народные праздники Оранжевый цвет – славянская мифология (былины) Белый цвет - язык наших предков
«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!» Сказки для 1 команды : 1) Назовите сказку, в которой нелицензированный напиток приводит к перерождению личности? 2) В какой сказке говорится о круговой поруке : ты-мне , а я-тебе 3) В какой сказке женитьба по расчёту превратилась в женитьбу по любви?
«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!» Сказки для 2 команды : 1) Назовите сказку, в которой описывается несанкционированный захват личной собственности? 2) В какой сказке семья фермера успешно закончила уборку урожая? 3) В какой сказке преступник похитил детей с целью получения пропитания?
«Чёрный ящик» 1 команда: В черном ящике находится символ русского быта, который долго служил признаком социального неравенства и мерой достатка в семье. В деревнях он передавался из поколения в поколение. С развитием промышленности каждый мог заказать его по каталогу или своему эскизу. На ярмарках их продавали по весу и сорту.
«Чёрный ящик» 2 команда: Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде.
Рефлексия Большой – для меня было важным и интересным… Указательный – по этому вопросу я получила конкретную информацию… Средний – мне было трудно (мне не понравилось… Безымянный – моя оценка психологической атмосферы… Мизинец – для меня было недостаточно…
Декоративно-прикладное искусство 1. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их. 2. Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственного изготовления, которое невеста брала на посиделки. Что это? 3. На Руси был распространён берестяной промысел. Когда мастера делали заготовку бересты? 4. Что такое колт ? 5. Афанасий Никитич, отправляясь в Индию, вёз на продажу меха, железные изделия и «узорочьё» . Что это такое? 6. Эту игрушку делали из отходов дерева, ее не раскрашивали, зато она была подвижной : кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно. Именно эта игрушка стала известна. Назовите её.
Русская народная кухня 1. Без какого блюда невозможен обед на Руси? 2. Назовите самое главное угощенье во время древнерусского праздника – «Масленица». 3. Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав с мёдом? 4. Какое блюдо солят трижды? 5. Что такое кулебяка? 6. На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало?
Быт русского народа 1. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство. 2. Какая самая распространенная на Руси обувь? 3. Назовите русский сосуд для питья вкруговую. 4. Чем определялась длина полотенец в русских семьях ? 5. Русский сосуд самобытной формы для питья, не встречавшийся ни в одной из других стран мира. 6. Универсальный предмет мебели в русской избе .
Русские народные праздники 1. На какие праздники особенно любили гадать девушки? 2. Что за обряд «завивание бороды» ? 3. Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? 4. Назовите весенние русские праздники 5. Почему катание с гор в праздник Масленицы ребята соревновались, кто прокатится дальше? Что за примета? 6. Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом?
Славянская мифология. Русские былины 1. Назовите столицу былинной Руси. 2. Кто входил в богатырскую заставу? 3. К кому перешёл меч- кладенец Святогора ? 4. Кому из Русских богатырей в бою смерть не писана? 5. Где произошла первая встреча Садко с морским царём? 6. Сколько времени длится богатырский сон?
Язык наших предков 1. Полузимник , грудень (ноябрь, декабрь, январь) 2. Сорока (русский головной убор, пир в память умершего, часть избы) 3. Отрок (ребёнок – подросток, отверженный от церкви, младший воин в дружине.) 4. Веверица (птица, белка, колесница, монета) 5. Елдаечки (Пшеничные лепёшки, Старинные женские украшения, Качели.) 6. Полтина (монета достоинством 5 рублей, монета достоинством 50 копеек, мера измерения земельной площади)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию (нравственно-духовное воспитание) средняя группа «Русские обычаи, традиции и народное творчество»
Знакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме.Познакомить с историей игрушки формировать интерес и бережное отношение к ней.Расширять кругозор детей, развивать...
Педсовет: Деловая игра «О русских обычаях, традициях и народном творчестве»
Педсовет Деловая игра для воспитателей детского сада "О русских обычаях, традициях и народном творчестве"...
Интеллектуально-творческая игра для педагогов ДОУ "О русских обычаях, традициях и народном творчестве"
Анализ в игровой форме профессиональной деятельности педагогов в области народного творчества, обычаев и традиций древних славян....
Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в средней группе№1 на тему «Русские обычаи, традиции и народное творчество».
Познакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме. Расширять кругозор детей, развивать любознательность, формировать эстетический вкус. Воспитывать люб...
Конспект НОД по духовно нравственному воспитанию "Русские обычаи, традиции и народное творчество".
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо духовно нравственному воспитанию с детьми второй младшей группы «Русские...
Интеллектуально-творческая игра «О русских обычаях, традициях и народном творчестве» с использованием ИКТ
Педагоги разбиваются на две команды, садятся по обе стороны стола. Отгадав загадки, определяются название команд: «Матрешки» и «Дымковские игрушки»....
Интеллектуальная игра для коллег « О русских обычаях, традициях и народном творчестве»
Расширяем круг знаний коллег на педсовете и их компетентность в области русского народного творчества, обычаев и традиций древних славян....