Интеллектуально-творческая игра «О русских обычаях, традициях и народном творчестве» с использованием ИКТ
материал
Педагоги разбиваются на две команды, садятся по обе стороны стола. Отгадав загадки, определяются название команд: «Матрешки» и «Дымковские игрушки».
« Наши губки бантиком,
Да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские
Всех на свете краше.
Расписные, яркие
Сарафаны наши» (Матрёшки)
« Все мы барышни – красотки, Подбоченившись, стоит;
Фартук, юбка и кокошник:
Всё сверкает и горит » (Дымковские Барышни)
«Веселье земли русской»
(Для проведения этого конкурса – приготовлена презентация) Команды по очереди выбирают раздел, определяют тему, по которой будет задан вопрос команде)
Темы:
1 раздел - декоративно-прикладное искусство
2 раздел - русская кухня
3 раздел - быт русского народа
4 раздел - русские народные праздники
5 раздел - славянская мифология
6 раздел – русские былины
Каждая команда выбирает по очереди раздел. На обдумывание ответа даётся не более 30 секунд (за каждый правильный ответ получает символ своей команды)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 30.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуально-творческая игра
«О русских обычаях, традициях и народном творчестве»
с использованием ИКТ подготовила и провела воспитатель Чендева Н.С.
Педагоги разбиваются на две команды, садятся по обе стороны стола. Отгадав загадки, определяются название команд: «Матрешки» и «Дымковские игрушки».
« Наши губки бантиком,
Да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские
Всех на свете краше.
Расписные, яркие
Сарафаны наши» (Матрёшки)
« Все мы барышни – красотки, Подбоченившись, стоит;
Фартук, юбка и кокошник:
Всё сверкает и горит » (Дымковские Барышни)
«Веселье земли русской»
(Для проведения этого конкурса – приготовлена презентация) Команды по очереди выбирают раздел, определяют тему, по которой будет задан вопрос команде)
Темы:
1 раздел - декоративно-прикладное искусство
2 раздел - русская кухня
3 раздел - быт русского народа
4 раздел - русские народные праздники
5 раздел - славянская мифология
6 раздел – русские былины
Каждая команда выбирает по очереди раздел. На обдумывание ответа даётся не более 30 секунд (за каждый правильный ответ получает символ своей команды)
Народное декоративно – прикладное искусство
1. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их. (Красный, желтый, золотой)
2. Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственного изготовления, которое невеста брала на посиделки. Что это? (прялка)
3. На Руси был распространён берестяной промысел. Когда мастера делали заготовку бересты? (В период сокодвижения, когда береста прочная и мягкая)
4. Что такое колт? (Височная подвеска)
5. Афанасий Никитич, отправляясь в Индию, вёз на продажу меха, железные изделия и «узорочьё». Что это такое? (Браслеты, бусы – украшения)
6. Эту игрушку делали из отходов дерева, ее не раскрашивали, зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно. Именно эта игрушка стала известна. Назовите её. (Богородская игрушка)
Русская кухня
- Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб)
2. Назовите самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленица. (Блины)
3. Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав с мёдом? (Сбитень)
4. На Руси был обычай, в особых случаях, печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник)
5. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой)
6. Какое блюдо солят трижды? (Пельмени: соль кладут в тесто, начинку и при варке)
Быт русского народа
1. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство. (Лучина)
2. Какая самая распространенная на Руси обувь? (Лапти)
3. Назовите русский сосуд для питья вкруговую. (Братина)
4. Чем определялась длина полотенец в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком)
5. Русский сосуд самобытной формы для питья, не встречавшийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом напоминает плывущую птицу. (Ковш)
6. Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья)
Русские народные праздники
- На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)
2. Назовите самый короткий народный праздник. (Ночь на Ивана Купалу)
3. Назовите праздник на Руси обязательным блюдом которого является кулич. (Пасха)
4. Что за обряд «завивание бороды»? (Украшение лентами последнего несжатого снопа)
5. Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба)
6. Почему катание с гор в праздник Масленицы ребята соревновались, кто прокатится дальше? Что за примета? (Кто прокатится дальше у того лён вырастет длиннее)
Славянская мифология
- Назовите самого популярного героя русских былин. (Илья Муромец)
- Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом. (Масленица – по поговорке «Не все коту Масленица»)
- Кто из языческих богов, разгневавшись, метал на землю молнии? (Перун)
- Как звали девушку, которая больше всего боялась Солнца? (Снегурочка)
- Когда, по народным преданиям, цветет папоротник? (В ночь на Ивана Купалу с 23 на 24 июня по старому стилю)
- Кто из славянских языческих богов отвечал за дождь? (Дождь-бог)
Русские былины
1. Назови столицу былинной Руси. (Стольный Киев-град)
2. Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)
3. К кому перешёл меч - кладенец Святогора? (К Илье Муромцу)
4. Где произошла первая встреча Садко с Морским царем? (На берегу Ильмень-озера)
5. Сколько времени длится богатырский сон? (Три дня и три ночи)
6. Кому из Русских богатырей в бою смерть не писана? (Илье Муромцу)
Чёрная шкатулка
Задание:
Отгадать, какой бытовой предмет находится в чёрном ящике. Этот предмет появился в России в 1833-37гг. Стоил он дорого и был доступен далеко не всем. Предмет изготовлялся в соответствии с ГОСТ 18202001. Этот предмет был представлен даже на Международной выставке в Париже и получил золотую медаль. Музеи этого предмета существуют в Швеции, Швейцарии и Германии. Небольшой музей есть и в России – в г. Рыбинске. Без этого предмета мы не можем обойтись и в наше время. Предмет имеет длину 5 см. (спички)
Знатоки славянских месяцев
1.Как древние славяне именовали месяц январь? 7. Просинец, зимец.
2. -II- февраль? 8. Снежень, лютый, бокогрей.
3. -II-март? 4. Протальник, свистун.
4. -II-апрель? 3. Березозол, цветень.
5.-II- май? 2.Травень, росенник.
6.-II- июнь? 6. Изок, липень.
7.-II- июль? 9. Страдник, сеностав.
8.-II-август? 12. Серпень, зорничник.
9.-II- сентябрь? 1. Хмурень, ревун.
10.-II- октябрь? 11. Грязник, листопадник.
11.-II- ноябрь? 10. Полузимник, грудень.
12.-II- декабрь? 5. Студень, волчий.
1-7; 2-8; 3-4; 4-3; 5-2; 6-6; 7-9; 8-12; 9-1; 10-11; 11-10; 12-5
Знатоки старинных слов
1. Что означает старинное «чело»? 3. Лоб
2. –II– «кудесник»? 7. Волшебник, колдун
3. –II– «курган»? 9. Холм над могилой знатного воина
4. –II– «жребий»? 1. Судьба, участь
5. –II– «отрок»? 10. Младший воин в дружине
6. –II– «осенина»? 2. Осеннее время года
7. –II– «сеча»? 5. Битва с врагом
8. –II– «волхв»? 6. Языческий жрец, служитель богов
9. –II– «око»? 11. Глаз
10. –II– «веверица»? 4. Белка
11. –II– «недуг»? 8. Болезнь
1- 3; 2-7; 3-9; 4-1; 5-10; 6-2; 7-5; 8-6; 9-11; 10 -4; 11-8
Знатоки русского музыкального мира
1. Как называется русский трёхструнный щипковый инструмент? (Балалайка)
2. Кто такой кощунник? (Певец мифов)
3. Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)
4. Как называли человека, исполнявшего музыку на церковных колоколах?
(Звонарь)
5. Какую птицу называют «певцом русских полей»? (Жаворонок)
6. Как называется самый популярный жанр русской народной песни?
(Частушка)
7.Назовите самый распространенный русский народный инструмент, имеющийся и сейчас почти в каждом доме? (Деревянные ложки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию (нравственно-духовное воспитание) средняя группа «Русские обычаи, традиции и народное творчество»
Знакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме.Познакомить с историей игрушки формировать интерес и бережное отношение к ней.Расширять кругозор детей, развивать...
Педсовет: Деловая игра «О русских обычаях, традициях и народном творчестве»
Педсовет Деловая игра для воспитателей детского сада "О русских обычаях, традициях и народном творчестве"...
Интеллектуально-творческая игра для педагогов ДОУ "О русских обычаях, традициях и народном творчестве"
Анализ в игровой форме профессиональной деятельности педагогов в области народного творчества, обычаев и традиций древних славян....
Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в средней группе№1 на тему «Русские обычаи, традиции и народное творчество».
Познакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме. Расширять кругозор детей, развивать любознательность, формировать эстетический вкус. Воспитывать люб...
Конспект НОД по духовно нравственному воспитанию "Русские обычаи, традиции и народное творчество".
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо духовно нравственному воспитанию с детьми второй младшей группы «Русские...
Интеллектуальная игра для коллег « О русских обычаях, традициях и народном творчестве»
Расширяем круг знаний коллег на педсовете и их компетентность в области русского народного творчества, обычаев и традиций древних славян....