Педсовет: Деловая игра «О русских обычаях, традициях и народном творчестве»
материал на тему
Педсовет Деловая игра для воспитателей детского сада "О русских обычаях, традициях и народном творчестве"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_delovaya_igra_o_russkikh_obychayakh_i_traditsiyakh.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
Деловая игра:
« О русских обычаях, традициях и народном творчестве»
Цель: Развитие творческой активности и инициативы педагогов
Повышение интереса педагогов к расширению своих знаний о русской народной культуре
В игровой форме анализ профессиональной компетенции педагогов в области русского устного и прикладного народного творчества, обычаев и традиций древних славян.
Обобщение опыта работы по формированию у детей основ духовности и патриотизма средствами народной культуры..
Представление новых форм работы с детьми по активизации знаний у них о русских народных традициях
Подготовка к педсовету:
Всем педагогам с целью обобщения опыта работы детского сада и формирования банка идей, наработок и дидактики предоставить материал по данной теме. (Проекты. Занятия. Сюжетные, дидактические, хороводные и др. игры. Продуктивная деятельность. Работа с родителями (консультации, деловые игры, мастер-классы). Консультации для педагогов. И.т.д.) Принимаются любые формы работы по направлениям:
- Воспитание любви к родному дому: семье, малой родине – городу, краю и Большой Родине – России.
- Приобщение детей к основам национальной культуры, быта и развитие межличностных отношений
- художественная литература (устное народное творчество, сказки, былины…)
- музыкальный фольклор
- виды декоративно-прикладного творчества
-знакомство с национальной архитектурой
- знакомство с национальной одеждой;
- фольклорные праздники;
- национальные традиции, обряды, обычаи, быт;
- народные детские игры;
- народные детские игрушки
3. Развитие потребности в активном творческом преобразовании окружающего мира в соответствии с национальными традициями
- формирование интереса к освоению русского традиционного рукоделия (вышивка, вязание крючком и на спицах.
- Формирование представлений о русских традиционных мужских ремёслах (гончарное дело, кузнечное дело, столярное дело)
- формирование представлений об использовании изделий национального декоративно-прикладного творчества в оформлении интерьера
4. Оформление развивающих зон (оформление, оснащение)
(Материалы желательно сформировать на электронных носителях, с приложением фотографий, иллюстраций, поделок, детской продуктивной деятельности и т.д.)
Составление отчёта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
План проведения педсовета:
- Вступительное слово старшего воспитателя об обобщение опыта работы Детского сада по теме: «Формирование у детей основ духовности и патриотизма средствами народной культуры»
- Отчёты по проделанной работе воспитателей согласно решения педсовета № 2 от30.11.2010 г.:
- Подготовка информационного материала для родителей по формированию правовой культуры.
- Разработка и реализация педагогического проекта развития сюжетно-ролевой игры в каждой возрастной группе.
- Интеллектуально-творческая игра «О русских обычаях, традициях и народном творчестве»
Первый этап: «Веселье земли русской»
Второй этап: «О русских обычаях и традициях в шутку и всерьёз»
- Выработка решений педсовета.
- По первому вопросу слушали старшего воспитателя Галееву О. А
Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения. К сожалению последнее время замечено резкое снижение воспитательного воздействия семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Отечественные традиции воспитания подменяются так называемыми «более современными» западными образцами. Наш Детский сад уже на протяжении 3 лет в приоритет своей деятельности ставит социально – личностное направление и одной из основных задач обозначает задачу «Формирование основ духовности и патриотизма средствами народной культуры». За всё это время педагогами нашего детского сада накоплен обширный материал. Разработано и реализовано множество проектов, проведены различные мероприятия, оснащено и оформлена развивающая среда. Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом., но тот материал, те наработки, который нами созданы требует обобщения.
Сейчас мы заслушаем отчёты воспитателей работе с родителями по теме: «Права и дети»
2.Отчёты воспитателей:
1. средняя группа
Нами по данной теме был подобран информационный материал
«Декларация о правах ребёнка (информационный материал)
Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми: что это такое?»
Консультация для родителей «Понимаем ли мы друг-друга?»
Памятка для родителей по созданию благоприятной атмосферы
Памятка для родителей «Искусство быть родителем»
2. подготовительная к школе группа.
Вниманию родителей были предложены следующие консультации:
«Декларация о правах ребёнка»
Ребёнок и право «Перечень проблеммныъх ситуаций»
« Понимаем ли мы друг-друга»
Памятка для родителей «Правовое воспитание»
«Способы открыть ребёнку свою любовь»
«Жестокое обращение с детьми: что это такое?»
Подобран цикл занятий для детей по ознакомлению с конвенцией о правах ребёнка.
«Подобранны дидактические и коммуникативные игры для ознакомления детей с правами.
Составлена анкета для детей»Семья глазами детей
- Старшая группа
Подобрана для родителей следующая информация:
Информационный листок «декларация о правах ребёнка»
Информационный листок»Конвенция о правах ребёнка2
Консультация для родителей : «Правовая азбука для родителей»
Консультация для родителей «Искусство быть родителем2
Вниманию родителей предложена анкета « «Социальная анкета семьи»
И анкета для детей «Семья глазами детей»
- 1 младшая группа №1
По правовому воспитанию детей мы подобрали иллюстрации, гнде главными персонажами выступают сказочные зверята: «Дети имеют права»
Подобрали информационный материал для детей «твои права2
Вниманию родителей предложены консультации «Декларация о правах ребёнка»
«Родителям о правах ребёнка».
- Интеллектуально-творческая игра
Первый этап «Веселье земли русской»
(Для проведения того конкурса – приготовлен большой кубик с шестью цветными сторонами. Команды по очереди бросают куб. цвет верхней стороны куба определяет тему, по которой будет задан вопрос команде)
Темы: Красный цвет – декоративно-прикладное искусство
Зелёный цвет - русская кухня
Синий цвет – быт русского народа
Жёлтый цвет – русские народные праздники
Оранжевый цвет – славянская мифология (былины)
Белый цвет - язык наших предков
Каждая команда бросает кубик – 5 раз. На обдумывание ответа даётся не более 30 секунд ( 5-баллов –правильный развёрнутый ответ, 3 балла - ответ частично правильный. 0- балов нет ответа.)
Народное декоративно – прикладное искусство
- Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их (красный, желтый, золотой)
- Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственного изготовления, которое невеста брала на посиделки. Что это? (прялка)
- На Руси был распространён берестяной промысел. Когда мастера делали заготовку бересты (В период сокодвижения, когда береста прочная и мягкая)
- Что такое колт? (Височная подвеска)
- Афанасий Никитич, отправляясь в Индию, вёз на продажу меха, железные изделия и «узорочьё». Что это такое? (браслеты, бусы – украшения)
- Эту игрушку делали из отходов дерева, ее не раскрашивали, зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно. Именно эта игрушка стала известна. Назовите её. (Богородская игрушка)
Русская кухня
- Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб)
- Назовите самое главное угощенье во время древнерусского праздника –«Масленица» (Блины)
- Какой продукт на Руси – символизировал богатство и достаток в доме.
- Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав с мёдом? (Сбитень)
- Какое блюдо солят трижды? (пельмени: соль кладут в тесто, начинку и при варке)
- Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой)
- На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник)
Быт русского народа
- Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство (лучина)
- Какая самая распространенная на Руси обувь (лапти)
- Назовите русский сосуд для питья вкруговую (Братина)
- Чем определялась длина полотенец в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком)
- Русский сосуд самобытной формы для питья, не встречавшийся ни в одной из других стран мира. (Ковш)
- Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья)
Русские народные праздники
- На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)
- Что за обряд «завивание бороды»? (Украшение лентами последнего несжатого снопа)
- Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба)
- Назовите весенние русские праздники (Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха)
- Почему катание с гор в праздник Масленицы ребята соревновались, кто прокатится дальше? Что за примета? (Кто прокатится дальше у того лён вырастет длиннее)
- Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? (масленица)
Славянская мифология. Русские былины.
- Назови столицу былинной Руси (Стольный Киев-град)
- Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)
- К кому перешёл меч- кладенец Святогора? (к Илье Муромцу)
- Кому из Русских богатырей в бою смерть не писана? (Илье Муромцу)
- Где произошла первая встреча Садко с морским царём? (на берегу Ильмень-озера)
- Сколько времени длится богатырский сон? (Три дня и три ночи)
Язык наших предков
Назови современное значение старославянских слов
1. Полузимник, грудень (ноябрь+ , декабрь, январь))
2. Тризна ( русский головной убор, пир в память умершего+, часть избы)
3. Отрок ( ребёнок – подросток, отверженный от церкви, младший воин в дружине. )
4. Веверица (птица – вьюн , белка, колесница)
5. Елдаечки ( Пшеничные лепёшки +
Старинные женские украшения
Качели.)
6.Полтина (монета достоинством 5 рублей, монета достоинством 50 копеек, мера измерения земельной площади)
Второй этап игры « О русских обычаях и традициях в шутку и всерьёз»
Второй этап :
Творческий конкурс: за 20 минут подготовить и презентовать
1 команде – Традиционная одежда «Русский национальный костюм»
2 команда - Традиция домостроя « Русская изба»
Подведение итогов.
4. Решение педсовета.
1. Продолжить работу по формированию у детей основ духовности и патриотизма средствами народной культуры
Ответственные : воспитатели, старший воспитатель Срок: в течение года
2. Оформить в групповых комнатах уголок народной культуры:
- Изделия декоративно-прикладного искусства,
- Макеты русской избы, скотного двора.
- Оформить уголок ряженья
- Подбор иллюстраций, литературы,
3. В старшей, подготовительной группах – оформить уголок «Родного края»
2. Обобщить опыт работы Детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Ответственные воспитатели, старший воспитатель. Срок до 01.09.2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию (нравственно-духовное воспитание) средняя группа «Русские обычаи, традиции и народное творчество»
Знакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме.Познакомить с историей игрушки формировать интерес и бережное отношение к ней.Расширять кругозор детей, развивать...
Интеллектуально-творческая игра для педагогов ДОУ "О русских обычаях, традициях и народном творчестве"
Анализ в игровой форме профессиональной деятельности педагогов в области народного творчества, обычаев и традиций древних славян....
Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в средней группе№1 на тему «Русские обычаи, традиции и народное творчество».
Познакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме. Расширять кругозор детей, развивать любознательность, формировать эстетический вкус. Воспитывать люб...
Конспект НОД по духовно нравственному воспитанию "Русские обычаи, традиции и народное творчество".
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо духовно нравственному воспитанию с детьми второй младшей группы «Русские...
Интеллектуально-творческая игра «О русских обычаях, традициях и народном творчестве» с использованием ИКТ
Педагоги разбиваются на две команды, садятся по обе стороны стола. Отгадав загадки, определяются название команд: «Матрешки» и «Дымковские игрушки»....
Интеллектуальная игра для коллег « О русских обычаях, традициях и народном творчестве»
Расширяем круг знаний коллег на педсовете и их компетентность в области русского народного творчества, обычаев и традиций древних славян....