Речевое развитие
план-конспект занятия (старшая группа)

Бойкова Татьяна Александровна

Данный конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет даёт возможноть организовать работу воспитателя в соответствии с новыми технологиями обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Речевое развитие17.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Поздняя осень»

Цель: учить детей составлять описательный рассказ по плану, предложенному воспитателем, развивать умение употреблять в речи слова -признаки, слова -действия, образные выражения, развивать умение пользоваться интонационными средствами выразительности; образовывать однокоренные слова.

Дидактическое обеспечение: демонстрационный материал - картинки осени, фланелеграф, дорожки (узкая и широкая), компьютерная игра «Слова родственники», «Чей дом?».

Путешествие в страну Осень

Ход занятия:

Воспитатель:

Сейчас мы отправимся в чудесную страну, страну загадочную, полную тайн. Мы пойдем искать Осень.

Но в эту страну не идут поезда.

И самолет не летает туда.

Как же страну эту назвать?

Страну, до которой рукою подать!

А здесь простой секрет.

Смотри, все замечай и ничего не пропускай!

Идем по дорожке, но будьте внимательны, дорожки нужно менять.

Игра- упражнение «Маленькие и большие ножки»

Маленькие ножки идут по дорожке,

А большие ноги идут по дороге.

Маленькие ножки бегут по дорожке,

А большие ноги бегут по дороге.

Послушные у вас ножки, а пальчики?

Пальчиковая гимнастика

1, 2, 3. 4, 5 – мы пойдем в лесок гулять,

Этот пальчик – по дорожке,

Этот пальчик – по тропинке,

Этот пальчик – шел пешком,

Этот вот - бежал бегом,

Ну, а этот – заблудился, в лесу быстро очутился.

Вот мы и в лесу!

- Посмотрите, как красиво в лесу. Подышите лесным воздухом.

Дыхательная гимнастика

  1. глубокий вдох,
  2. выдох.

(Дети свободно двигаются, рассматривают картины).

Воспитатель:

- Ребята, нравится вам в лесу? Устали? Давайте присядем и отдохнем.

Артикуляционная разминка

Ина- ина- ина- а в лесу растет рябина.

Ине- ине- ине- красны гроздья на рябине.

Ину- ину- ину- сели птицы на рябину.

Ине- ине- ине- нет уж ягод на рябине.

Воспитатель:

- Ребята, какое сейчас время года? (Осень)

- Какой месяц на дворе? (Ноябрь)

- Это начало или середина осени? (Это конец осени)

- А как можно сказать по-другому? (Поздняя осень)

- Какая погода осенью? (Холодная, морозная, дождливая, солнечная, ясная и т.д.)

- Что надевают люди осенью, когда идут на прогулку? (Теплую одежду…)

Игра с мячом

(Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч, задает вопросы детям).

Воспитатель:

- Наступила… (поздняя осень)

- Октябрь, ноябрь, сентябрь… (осенние месяцы)

- Мы идем в лес… (искать следы осени)

- Осень дарит… (овощи, фрукты и т.д.)

Компьютерная игра «Слова – родственники»

Развивать умение образовывать однокоренные слова.

Физкультминутка

Воспитатель совместно с детьми:

- Хорошо, что солнце светит, - «Хорошо!» (поднимают руки вверх)

Хорошо, что дует ветер, - «Хорошо!» (качают руками)

Хорошо идти с друзьями, хорошо, - «Хорошо!» (шагают на месте)

Хорошо прижаться к маме, - «Хорошо!» (обнимают себя)

Воспитатель выставляет на фланелеграф картинки (солнце, дерево, трава, дикие животные).

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, что это? (это солнце).

- Расскажите, как греет осеннее солнце? (греет слабо, лениво, неярко, чаще прячется за тучи).

- Что происходит с деревьями и кустарниками? (листья с них облетают, осыпаются и т.д.).

- А что происходит с травой? (вянет, чахнет, сохнет, отмирает).

- Кто живет в лесу? (дикие животные).

- Как готовятся к зиме животные? (готовят запасы еды на зиму; многие ложатся в спячку до весны).

Чтение, ответы на вопросы, пересказ. «Лес осенью» по Г.Скребицкому и В.Чаплиной

Воспитатель:

- Дети, о каком времени года говорится в рассказе?

-Какого цвета лес был летом?

-Какого цвета стали березки и клены осенью?

-Какого цвета стали осины осенью?

-Какие деревья не изменили своего цвета?

-Как кружатся листья в воздухе?

Дидактическая игра «Кто, что делает?»

Медведь- залег в берлогу, еж -…, белочка- …, и.т.д.

Компьютерная игра «Чей дом?»

Образовывать слова, обозначающие наименование жилищ.

Воспитатель:

- В лесу тишина и покой, а нам пора домой!

- Дети, давайте закроем глаза!

- Вот мы и опять в саду.

- Мы любим лес в любое время года,

- Мы слышим речек медленную речь…

- Все это называется природой,

- Давайте же всегда ее беречь!

Рефлексия

- Ребята, понравилось вам в осеннем лесу?

- Что запомнилось больше всего?

Релаксация

Дети удобно устраиваются, расслабляются и слушают с закрытыми глазами звуки леса. Затем открывают глаза и тихо встают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...